СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса»

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Тюменской области


Рассмотрено

на заседании Методического совета

Протокол № 4

от «27 » августа 2021 г.

Согласовано

заместитель директора по УВР:

______________ (Атаманюк Л.А.)

«27 » августа 2021 г.

Утверждаю
Директор школы:
 _________(Фарукшина Н.А.)
приказ № 207-о

от « 27 »августа_2021 г.











Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

9 класс

(Всего 102 часа/3 часа в неделю)

2021-2022 учебный год


Разработана:

Ревиной И.В..,

учителем русского языка и

литературы , первая КК






п. Юганская Обь, 2021 год

Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);

- Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»;

- Приказом Минпросвещения России от 31. 05. 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

-Основной образовательной программой НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» основного общего образования и изменения к ним;

- Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;

-Положением о рабочей программе по учебному предмету НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;

- Календарным учебным графиком и учебным планом НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ».

- Рабочая программа разработана на основе Примерной программы ООО по литературе 5-9 классы под редакцией В.Я. Коровиной.


Рабочая программа ориентирована на учебник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / [Коровина В.Я., Коровин В.И., Полухина В.П., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и другие] ; под ред. Коровиной В.Я. - М, «Просвещение», 2021


Рабочая программа по литературе для 9 класса НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» соответствует Примерной рабочей программе

Объем программы.

Программа рассчитана на 102 часа (34 учебных недель по 3 часа)


Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.










Раздел II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • осознание российской гражданской идентичности;

  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

  • ценность самостоятельности и инициативы;

  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

  • в части: Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,

  • уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

  • активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;

  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и

  • многоконфессиональном обществе;

  • представление о способах противодействия коррупции;

  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

  • Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

  • Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

  • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

  • Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

  • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.

  • Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни;

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

  • умение принимать себя и других, не осуждая;

  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

  • Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;

  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

  • Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

  • Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

  • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1) самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

  • ориентироваться в различных подходах (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

  • делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

  • выявлять и анализировать причины эмоций;

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

  • регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

  • принимать себя и других, не осуждая;

  • открытость себе и другим;

  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Познавательные УУД:

1) базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные УУД:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно -познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.



В результате изучения литературы к концу 9 класса ученик научится:

• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

• понимать связь литературных произведе­ний с эпохой их написания, выявлять зало­женные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучания;

• анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

• определять в произведении элементы сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владеть элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщаться к духовно-нравственным цен­ностям русской литературы и культуры, со­поставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулировать собственного отношения к произведениям литературы оценивать их;

• интерпретировать (в отдельных слу­чаях) изученные литературные произведения;

• понимать авторскую позиции и свое отно­шение к ней;

• воспринимать на слух литературные произве­дения разных жанров,

• пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

• понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

• понимать русское слово и его эстетические функции, роль изобразительно-выразитель­ных языковых средств в создании художест­венных образов литературных произведений.


В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:


  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

--- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в автор­ской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивиду­альные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать ав­торские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.



воспитательный потенциал каждого урока:

·  устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;

·  побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);

·  привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;

·  использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

·  применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;

·  организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;

·  инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.





Раздел III. Содержание учебного курса

Введение (1 ч.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип.

Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (10 ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; решать тестовые задания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 ч.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (25 ч.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).


Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч.)

Античная лирика

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия


Заключительные уроки (4 ч.)




Cписок произведений для заучивания наизусть


Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого, Фамусова).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок по выбору учащихся).

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору).

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору учащихся).

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…». Муза. «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).

Список литературы для самостоятельного чтения


Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Ма­ленькие трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

А. Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Ма­яковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Руб­цова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Ты­нянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустов­ского и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Исканде­ра и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакла­нова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии.

Ж.-Б. Мольер. Комедии.

Дж. Г. Байрон. Стихотворения.

О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.















Раздел IV. Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата план

Дата факт

Тема

Примечания

Введение (1 ч)

1


Литература и её роль в духовной жизни человека

Беседа

Древнерусская литература (3 ч)

2



«Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси

План лекции. Беседа

3



Центральные образы «Слова о полку Игореве...».

Беседа. Тест

4



Образ автора и поэтика «Слова о полку Игореве...».

Письменный ответ на вопрос

Отрывок наизусть

Из литературы VIII века (10 ч)

5



Классицизм в русском и мировом искусстве

Конспект лекции

6



М. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о

Божием величестве при случае великого северного сияния».

Лекция, вопросы

7



М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол

Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Практикум, чтение наизусть

8



Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям».

Практикум, чтение наизусть

9



Г. Р. Державин. «Памятник».

Монологический ответ учащихся.

10



Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник...»).

Беседа

11



Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои

Беседа

12



Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы.

Практикум

13



Вн. чт. Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя

Выразительное чтение.

14



РР Письменный ответ на проблемный вопрос по литературе XVIII века

Сочинение

Из русской литературы XIX века (54 ч.)

15



Вн. чт. Русская поэзия первой половины XIX века

Конспект лекции. Письменный ответ на вопрос

16



В. А. Жуковский — поэт-романтик. «Море»

Анализ стихотворения

17



Вн. чт. В. А. Жуковский. «Невыразимое»

Анализ стихотворения

18



В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады

Анализ поэмы. Выразительное чтение.

19



В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини

Анализ поэмы. Выразительное чтение.

А.С. Грибоедов (7 ч)

20



А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор).

Чтение и анализ ключевых сцен комедии. Тест.

21



А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт

Чтение и анализ ключевых сцен комедии

22



А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: фамусовская Москва.

Чтение и анализ ключевых сцен комедии

23



А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого.

Чтение и анализ ключевых сцен комедии

24



А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии.

Чтение и анализ ключевых сцен комедии

25



А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике.

Конспект статьи

26



РР А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Письменный ответ на один из проблемных вопросов

Сочинение

А.С. Пушкин (16 ч)

27



А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика

Беседа. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

28



А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов:

«К Чаадаеву», «К морю», «Анчар».

Анализ стихотворений

29



А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк».

Анализ стихотворений. Чтение наизусть.

30



А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...».

Анализ стихотворений. Чтение наизусть.

31



А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам...» и другие стихотворения.

Анализ стихотворений

32



А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Анализ стихотворений. Чтение наизусть.

33



РР Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике А. С. Пушкина

Сочинение

34



Вн. чт. А. С. Пушкин.«Цыганы»

Чтение и анализ

35



А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».

Чтение и анализ

36



А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение.

План или конспект лекции

37



А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа

Монологический ответ. Цитирование. Сравнительная характеристика.

38



А. С. Пушкин.«Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев.

Монологический ответ.

Характеристика героев.

39



А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора.

Монологический ответ. Характеристика образа

40



А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

Монологический ответ

41



РР А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики

Конспект

42



РР А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов

Сочинение

М.Ю. Лермонтов (14 ч)

43



М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта

Конспект лекции

44



Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.

Анализ стихотворений Чтение наизусть

45



М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания: «Нищий»,

«Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Анализ стихотворений. Чтение наизусть

46



М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта.

Анализ стихотворений

47



РР М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта

Сочинение

48



Контрольная работа за I полугодие

Тест

49



М. Ю. Лермонтов.«Герой нашего времени»: общая характеристика романа.

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

50



М. Ю. Лермонтов.«Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина.

Выборочное комментирован-ное чтение. Беседа.

51



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна

Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Выборочное комментирован-ное чтение. Беседа.

52



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение новеллы.

Выборочное комментирован-ное чтение. Беседа.

53



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина.

Выборочное комментирован-ное чтение. Беседа.

54



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина.

Выборочное комментирован-ное чтение. Беседа.

55



РР М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков

Конспект

56



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Контрольная работа

Тест

57



Вн. чт. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты)

Беседа

Н.В. Гоголь (8 ч)

58



Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы.

Конспект лекции

59

60



Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков.

Анализ глав

61



Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города.

Анализ глав

62



Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова.

Характеристика героя.

63



Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме.

Анализ глав

64



РР Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра

Беседа

65



Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Контрольная работа

Сочинение

66



Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя.

Аналитическое чтение. Беседа

67



Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки.

Аналитическое чтение. Бесе-да

68



А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей.

Аналитическое чтение. Бесе-да

69



А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе.

Аналитическое чтение. Бесе-да

Из русской литературы XX века (28 ч.)

70



И. А. Бунин. «Темные аллеи»: проблематика и образы.

Аналитическое чтение. Бесе-да

71



И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе

Аналитическое чтение. Бесе-да

72



Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...».

Анализ стихотворений. Чтение наизусть

73



А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить...», стихотворения из цикла «Родина».

Анализ стихотворений

74



С. А. Есенин. Тема России — главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...».

Анализ стихотворений

75



С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая...» «Не жалею, не зову, не плачу...».

Анализ стихотворений. Чтение наизусть

76



С. А. Есенин. Стихи о любви.

Анализ стихотворений

77



В. В. Маяковский. «А вы могли бы?»

Анализ стихотворений

78



В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Люблю» (отрывок), «Прощанье»

Анализ стихотворений. Чтение наизусть

79



М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы.

Аналитическое чтение. Бесе-да

80



М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести.

Аналитическое чтение. Бесе-да

81



М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Бабушке», «Идёшь, на меня похожий...», «Мне нравится, что вы больны не мной...»,

«Откуда такая нежность?

Анализ стихотворений. Чтение наизусть

82



М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина»,

«Стихи о Москве».

Анализ стихотворений

83



А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «ANNO DOMINI».

Анализ стихотворений. Чтение наизусть

84



А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер

войны», из поэмы «Реквием».

Анализ стихотворений

85



Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в

природе...».

Анализ стихотворений

86



Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «Завещание».

Анализ стихотворений. Чтение наизусть

87



М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы

Аналитическое чтение. Бесе-да

88



М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа.

Аналитическое чтение. Бесе-да

89



Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу»

Анализ стихотворений

90



Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Во всём мне хочется дойти

до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...»

Анализ стихотворений. Чтение наизусть

91



А. Т. Твардовский. Стихи о Родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения

Анализ стихотворений

92



А. Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю,

никакой моей вины...».

Анализ стихотворений

93



А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика

Аналитическое чтение. Бесе-да

94



А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи

Аналитическое чтение. Бесе-да

95



Промежуточная аттестация

Тест

96



Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века

Анализ стихотворений

97



Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XX век

Анализ стихотворений

Из зарубежной литературы

98



В. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя

Аналитическое чтение. Бесе-да

99



В. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии

Аналитическое чтение. Бесе-да

100



И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика

Аналитическое чтение. Бесе-да

101



И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии

Аналитическое чтение. Бесе-да

102



Итоги года и задания для летнего чтения

Список для летнего чтения




















Лист коррекции































































25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!