СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» в основной школе для обучающихся 9 класса.

Количество часов в неделю: 3.

(Учебники: Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский]; под ред. В.Я. Коровиной. – 7-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019;

Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский]; под ред. В.Я. Коровиной. – 7-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса»

Управление образования Администрации Артинского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куркинская основная общеобразовательная школа»





СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Заместитель директора по УР: Директор МБОУ «Куркинская ООШ»:

МБОУ «Куркинская ООШ» ___________ Р.И. Прохорова

____________ М.В. Шалкиева Приказ №_____ от «___» ___________ 2019г.





Рабочая программа

по учебному предмету «Литература»

в основной школе для обучающихся 9 класса

Количество часов в неделю: 3

(Учебники: Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский]; под ред. В.Я. Коровиной. – 7-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019;

Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский]; под ред. В.Я. Коровиной. – 7-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019)







Составитель: Иванова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы,

первая кв. кт.





Курки, 2019


Основное содержание учебного предмета «Литература»

на уровне основного общего образования

Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах).

Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано, например: А. Блок. 1 стихотворение; М. Булгаков. 1 повесть. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано, например: поэзия пушкинской эпохи: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.

Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным.

Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.

Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.

Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.

Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с ориентацией на три списка примерной программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке (конкретное произведение, автор, литературное явление).

При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в образовательной отечественной практике традиции обучения литературе.

Структура настоящей Примерной программы не предусматривает включения тематического планирования. Тематическое планирование разрабатывается составителями рабочих программ.

Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)

А

В

С

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве» (к. XII в.)



Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792)

М.В. Ломоносов – стихотворения: «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года» «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761)

Г.Р. Державин – стихотворения: «Властителям и судиям», «Памятник» (1795)


А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824)


В.А. Жуковский - 1-2 баллада: «Светлана» (1812),; элегии: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822).


А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831)

Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Пророк» (1826), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)


А.С. Пушкин - стихотворения: «Вольность» (1817), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820),

«К морю» (1824), «И.И. Пущину» (1826), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) «Маленькие трагедии» (1830): «Моцарт и Сальери», «Каменный гость».

Поэзия пушкинской эпохи, например:

К.Н. Батюшков «Элегия», А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский «Разуверение» (2-3 стихотворения по выбору)


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840).

Стихотворения: «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837).


М.Ю. Лермонтов - стихотворения:

«Дума» (1838), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Нет, я не Байрон, я другой…», «Предсказание», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…»


Н.В. Гоголь

«Мёртвые души» (1835 – 1841)




Ф.И. Тютчев стихотворение: «Я встретил вас – и все былое...») (1870).

А.А. Фет стихотворение: «Я тебе ничего не скажу…»

Поэзия 2-й половины XIX в., А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…»



А.П. Чехов

рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника» (1883)



А.А. Блок

стихотворения: «Как тяжело ходить среди людей», «Ветер принёс издалёка…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»

А.А. Ахматова

стихотворения: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961)

М.И. Цветаева

стихотворения: «Идёшь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916)

В.В. Маяковский

стихотворение: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Люблю», «Прощанье»

С.А. Есенин

стихотворения:

«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Не жалею, не зову, не плачу…»

М.А. Булгаков

повесть: «Собачье сердце» (1925)

А.Т. Твардовский

стихотворения: «Весенние строчки», «Когда кремлёвскими стенами…», «Кому другому, но поэту», «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…» (1966), «О сущем» (1957 – 1958).

А.И. Солженицын

рассказ: «Матрёнин двор» (1959)

Проза конца XIX – начала XX вв., И.А. Бунин рассказ «Тёмные аллеи»

Поэзия 20-50-х годов ХХ в.:

Б.Л. Пастернак стихотворения: «Во всём мне хочется дойти…», «Красавица моя, вся стать…», «»Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», Н.А. Заболоцкий стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевельный куст», «Завещание»

Проза о Великой Отечественной войне:

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Поэзия 2-й половины ХХ в.:

Окуджава - стихотворение «Пожелание друзьям», В.С. Высоцкий - стихотворение «Песня о друге»



Зарубежная литература


Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору)



В. Шекспир :

Сонет 33



И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору)



Учебно-тематическое планирование по литературе

для обучающихся 9 класса

Тема

Кол-во часов


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)


1

Литература и её роль в духовной жизни человека.

1


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 ч)


2

О древнерусской литературе.

1

3

«Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси.

1

4

Образы русских князей в «Слове о полку Игореве».

1

5

Ярославна как идеальный образ русской женщины в «Слове о полку Игореве».

1


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА (10 ч)


6

О русской литературе ХVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

7

М.В. Ломоносов. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

1

8

Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

1

9

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1

10

Г.Р. Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего.

1

11

Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.

1

12

Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм. Стихотворение «Осень».

1

13

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

1

14

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

1

15

Итоговый урок по теме «Русская литература ХVIII века».

1


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА (58 ч)


16

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.

1

17

Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского.

1

18

Баллада В.А. Жуковского «Светлана».

1

19

Проект по теме «Романтическая лирика начала XIX века».

1

20

Защита литературных газет.

1

21

А.С. Грибоедов: личность и судьба.

1

22

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: жанр, сюжет, персонажи.

1

23

«Век нынешний и век минувший». Особенности конфликта в комедии.

1

24

Анализ сцены бала (по третьему действию комедии).

1

25

Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

26

Критика о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

27

Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе.

1

28

Система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

29

А.С. Пушкин: жизнь и судьба.

1

30

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.

1

31

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина.

1

32

Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики.

1

33

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

1

34

Философская лирика А.С. Пушкина.

1

35

Обучение анализу лирического стихотворения (на примере стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»).

1

36

Урок-концерт «Поэты ХХ века о Пушкине».

1

37

Трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

1

38

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Онегинская строфа.

1

39

Композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

40

Система образов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

41

Образы главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

42

Татьяна – нравственный идеал А.С. Пушкина.

1

43

Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.

1

44

Художественное совершенство романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

45

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа «Евгений Онегин».

1

46

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в зеркале критики.

1

47

М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов.

1

48

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова.

1

49

Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».

1

50

Трагический пафос лирики М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Дума», «»Пророк», «Поэт». «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

1

51

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Есть речи – значенье…», «Предсказание». «Нищий», «Я жить хочу! хочу печали…».

1

52

Судьба поколений 1830-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова . Подготовка к сочинению.

1

53

Сочинение на тему «Судьба поколения в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума».

1

54

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Замысел и композиция романа.

1

55

Система образов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

56

Анализ главы «Тамань».

1

57

Анализ повести «Княжна Мэри».

1

58

Анализ повести «Фаталист».

1

59

Художественное совершенство романа «Герой нашего времени».

1

60

Критика о романе «Герой нашего времени».

1

61

Тест по творчеству М.Ю. Ломоносова.

1

62

Н.В. Гоголь. Обзор жизни и творчества.

1

63

Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия.

1

64

Система образов поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Анализ образа Манилова.

1

65

Характеристика образов Коробочки и Ноздрёва.

1

66

Характеристика образов Собакевича, Плюшкина.

1

67

Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

1

68

Образ России в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

1

69

Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

1

70

Тест по творчеству Н.В. Гоголя.

1

71

Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Белые ночи»: особенности жанра.

1

72

Ф.М. Достоевский. Художественное своеобразие романа «Белые ночи».

1

73

Петербург Достоевского.

1


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХX ВЕКА (23 ч)


74

Пути русской литературы ХХ века.

1

75

Художественное мастерство Чехова-рассказчика.

1

76

Основные темы и идеи рассказов «Смерть чиновника» и «Тоска».

1

77

И.А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор).

1

78

Рассказ И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Печальная история любви.

1

79

Поэзия Серебряного века (обзор).

1

80

Личность А.А. Блока.

1

81

Творчество А.А. Блока.

1

82

Судьба С.А. Есенина.

1

83

Творчество С.А. Есенина.

1

84

В.В. Маяковский: лирика, новаторство.

1

85

Отрывок из поэмы В.В. Маяковского «Люблю». Стихотворение «Прощанье».

1

86

Проблемы повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

1

87

Сочинение по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

1

88

Штрихи к творческому портрету М.И. Цветаевой.

1

89

Обзор творчества А.А. Ахматовой.

1

90

Человек и природа в поэзии И.А. Заболоцкого.

1

91

Рассказ Шолохова «Судьба человека».

1

92

Лирика Б.Л. Пастернака.

1

93

Лирика А.Т. Твардовского.

1

94

Рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

1

95

Романсы и песни на слова русских писателей ХIX - XX веков.

1

96

Сочинение-рассуждение о значении поэзии в жизни человека.

1

97

Гай Валерий Катулл. Обзор творчества.

1

98

Квинт Гораций Флакк. Обзор творчества.

1

99

Данте Алигьери. Обзор творчества.

1

100

Уильям Шекспир. Трагедия «Гамлет».

1

101

И.В. Гёте. Трагедия «Фауст».

1

102

Контроль знаний. Итоговый тест.

1


ИТОГО:

102ч.

Предметные результаты по литературе

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своём уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своём уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создаёт основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической ещё не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять своё эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют.

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументировано отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

  • К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

  • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

  • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

  • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

  • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

  • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

  • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощённый в нём авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

  • определите художественную функцию той или иной детали, приёма и т. п.;

  • определите позицию автора и способы её выражения;

  • проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

  • объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

  • озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

  • напишите сочинение-интерпретацию;

  • напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами1).

Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.

Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).

1 см. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. С. 16

18