СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с программой к завершенной предметной линии учебников по литературе для 9 класса под редакцией Г.С.Меркина, тематическим планированием к учебнику Г.С.Меркина «Литература. 9 класс» Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.:ООО «Русское слово», 2019.       Учебный план предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса.»


Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с программой к завершенной предметной линии учебников по литературе для 9 класса под редакцией Г.С.Меркина, тематическим планированием к учебнику Г.С.Меркина «Литература. 9 класс» Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.:ООО «Русское слово», 2019.

Учебный план предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год.


Предметные результаты

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

  • формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

  • формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • формирование представлений о системе стилей языка художественной литературы.


Основное содержание тем предмета «Литература»


Введение(1 час)

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Свое­образие литературных эпох, связь русской литературы с миро­вой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные лите­ратурные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литера­турное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательско­го опыта.


Из древнерусскойлитературы (7 часов)

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской лите­ратуры. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи по­эмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литерату­ры, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи:устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былин­ного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».


Из литературыXVIIIвека (6 часов)

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави­на для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт класси­цизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского лите­ратурного языка.

Опорные понятия:теория «трех штилей», классицизм и сен­тиментализм как литературные направления.

Развитие речи:чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи:традиции западноевропейско­го классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи:классицизм в живописи и архитек­туре.


ЛитературапервойполовиныXIX века (78 часов)

Становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Важнейшие черты эстетики роман­тизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу­ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направле­ние, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи:различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи:романтизм в русской и запад­ноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.


А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие кон­фликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спек­такль.

Внутрипредметные связи:черты классицизма и роман­тизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».


А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мо­тивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и по­эзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюби­вая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Ан­чар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...». Романтическая поэма «Кавказский плен­ник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реа­лизм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звуча­ние пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чув­ства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в сти­хах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема оне­гинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый иде­ал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, паро­дия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступ­ление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотво­рения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи:творчество А.С. Пушкина и поэ­зия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи:графические и музыкальные интер­претации произведений А.С. Пушкина.


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Моли­тва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его лич­ностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персона­жей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в рома­не. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия:байронический герой, философский ро­ман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи:различные виды чтения, письменный сопо­ставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи:Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи:живописные, графические и музы­кальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Ге­рой нашего времени» в театре и кино.


Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Боже­ственной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («город­ские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия:поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи:пересказ с элементами цитирования, сочине­ние сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи:Н.В.Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи:поэма «Мертвые души» в иллюстра­циях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

Развитие традиций отечественного реализма в русской ли­тературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологиче­ской прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития рус­ского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художе­ственного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа ве­ков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.


Из литературыXX века (10 часов)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цвета­евой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведе­ния В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пеле­вина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия:историко-литературный процесс, лите­ратурное направление, поэтическое течение, традиции и нова­торство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контек­сте литературной эпохи.



Тематическое планирование


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Практическая часть программы (развитие речи)

Основные виды деятельности

Примерная

программа

Рабочая программа

1.

Введение

1

1



2.


Из древнерусской литературы

7

7


Составление тезисных и цитатных планов статьи учебника, выразительное чтение фрагментов художественного текста, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся.

3.

Из литературы 18 века

6

6


Художественный пересказ, составление таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, сообщения учителя и учащегося.

4.

Из литературы 19 века

78

78

11

Составление плана статьи, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, составление плана художественных произведений, лексическая работа, сообщение учителя и учащихся, редактирование.

5.

Литература 20 века

10

10


Чтение, составление планов статей учебника, создание заметок по ходу прослушивания сообщений, сообщение учителя и учащегося, лексическая и исследовательская работа с текстом, выразительное чтение наизусть, работа с учебником.

Итого:

102

102

11










Календарно-тематический план

п\п

в теме

Дата


Тема


Тип урока,

форма проведения


Планируемые предметные результаты

план

факт

Введение

1

1



Введение

Урок общеметодологической направленности

беседа с элементами лекции

Знать литературоведческие термины «литературное направление», «тема», «мотив»; периодизацию литературного процесса;

Уметь подводить итоги изучения литературы в 5-8 классах; знать основные литературные направления, школы; проводить параллели и историей

Из древнерусской литературылитературы

2

1



Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы

Урок «открытия»

нового знания исследование


Знатьжанровое многообразие древнерусской литературы;

Уметьвоспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале; выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы

3

2



Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве»

Урок «открытия»

нового знания

исследование

(интеграция с историей)

Знать историю открытия и публикации «Слова о полку Игореве»;

Уметь выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы, приемы изображения человека

4.

3



Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи

Урок «открытия»

нового знания

исследование

Знать основную идею «Слова...», проблематику, образную систему поэмы;

Уметьвыразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы; характеризовать героя древнерусской литературы

5.

4



Человек и природа в художественном мире поэмы

Урок общеметодологической направленности практикум

(интеграция с изобразительным искусством, музыкой)

Знать художественную и музыкальную интерпретацию «Слова..»;

Уметьвоспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале; выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы

6.

5



Стилистические особенности «Слова…»

Урок общеметодологической направленности

исследование

Знать понятия «психологический параллелизм», «рефрен»;

Уметьвоспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале; характеризовать героя древнерусской литературы

7.

6



Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме

Урок «открытия»

нового знания практикум


Знать «Слово…» в традициях былинного эпоса;

Уметь выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы; выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы, приемы изображения человека

8

7



Тестирование по «Слову о полку Игореве». Подготовка к домашнему сочинению (темы по выбору)

Урок развивающего контроля

Знать жанровое многообразие древнерусской литературы;

Уметьвоспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале; выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы

Из литературы 18 века

9

1



Основные тенденции развития. Русский классицизм

Урок общеметодологической направленности

урок-презентация с элементами беседы

(интеграция с МХК)

Знать основные принципы русского классицизма;

Уметьвоспринимать текст литературного произведения; выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 18 века

10





2



Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б)

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами беседы


Знать биографические сведения о русских драматургах (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б);

Уметьвыявлять характерные для литературы 18 века, темы, образы, приемы изображения человека; формулировать вопросы по тексту произведения

11

3



Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея

Урок «открытия»

нового знания

путешествие


Знать соединение черт сентиментализма и классицизма в творчестве А.Н.Радищева;

Уметь выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 18 века; давать устный или письменный отвеет на вопрос по тексту произведения

12

4



Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева

Урок «открытия»

нового знания

путешествие


Знать реалистические тенденции в «Путешествии из Петербурга в Москву»;

Уметьвыявлять характерные для литературы 18 века, темы, образы, приемы изображения человека; соотносить содержание произведений русской литературы 18 века с особенностями русского Просвещения и классицизма

13

5



Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Роль писателя в совершенствовании языка.

Урок «открытия»

нового знания

практикум


Знать о сентиментализме в русской литературе; основных принципах сентиментализма;

Уметьхарактеризовать героя литературы 18 века; давать устный или письменный овеет на вопрос по тексту произведения; находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

14

6



Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина

Урок общеметодологической направленности исследование


Знать о предромантизме, его преломлении в творчестве Н.М. Карамзина.

Уметьподбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей 18 века.

Из литературы 19 века

15

1



Становление и развитие русского романтизма

Урок общеметодологической направленности

урок-презентация с элементами беседы

(интеграция с МХК)

Знать основные принципы русского романтизма;

Уметьвоспринимать текст литературного произведения; выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины 19 века

16

2



Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева, Баратынского.

Урок «открытия»

нового знания

путешествие


Знать термины «романтическая элегия», «баллада»; гражданское и психологическое течения в русском романтизме;

Уметьвыявлять характерные для литературы первой половины 19 века, темы, образы, приемы изображения человека; характеризовать героя литературы первой половины 19 века.

17

3



Анализ стихотворения Баратынского

Урок общеметодологической направленности практикум

Знать черты романтизм в русской и западноевропейской поэзии;

Уметьвыявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении

18

4



А. С. Грибоедов.Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова.

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами беседы

Знать основные вехи биографии и творчества писателя;

Уметьподбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

19

5



Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами беседы и исследования

Знать историю создания комедии «Горе от ума»; термин «драматургический конфликт»;

Уметьхарактеризовать героя литературы первой половины 19 века; находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

20

6



Идеалы и антиидеалы Чацкого

Урок общеметодологической направленности

практикум


Знать термины «идеал» и «антиидеал», «трагикомедия», «монолог», «вольный стих»;

Уметьхарактеризовать героя литературы первой половины 19 века.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

21

7



Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века

Урок общеметодологической направленности практикум

(интеграция с русским языком)

Знатьчерты романтизма и классицизма в комедии;

Уметьсоставлять план, в том числе цитатный, литературного произведения

22

8



Чацкий и Молчалин

Урок общеметодологической направленности проект

Знатьособенности речевая характеристика героя, сравнительной характеристика героев;

Уметьхарактеризовать героя литературы первой половины 19 века;

сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений

23

9



Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении

Урок общеметодологической направленности исследование

Знатьобразную систему комедии «Горе от ума»; особенности создания характеров и специфика языка комедии;

Уметьхарактеризовать героя литературы первой половины 19 века

24

10



Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова).

Урок общеметодологической направленности

конкурс

Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века

25

11



Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума»

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская

Знать особенности создания характеров и специфика языка комедии;

Уметьхарактеризовать героя литературы первой половины 19 века;

сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений

26

12



И.А.Гончаров о «Горе от ума»

Урок «открытия»

нового знания

исследование

Знать содержание литературно-критической статьи;

Уметьформулировать вопросы по тексту произведения;

конспектировать литературно-критическую статью

27

13



Р.Р. Классное сочинение. Письменный отзыв на комедию

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская

Уметь писать аннотацию, отзыв и рецензию на литературное произведение или на его театральные или кинематографические версии; находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ

28


14






А.С.Пушкин.Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина

Урок общеметодологической направленности

урок-презентация с элементами беседы

Знать основные вехи биографии и творчества А.С. Пушкина; важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника;

Уметьподбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

29

15



Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина

Урок общеметодологической направленности

исследование

Знать жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина;

Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века;

выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении

30

16



Тема поэта и поэзии

Урок общеметодологической направленности практикум

(интеграция с русским языком)

Знать христианские мотивы в лирике поэта;

Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века


31

17



Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина

Урок общеметодологической направленности практикум

Знать жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина;

Уметьхарактеризовать героя литературы первой половины 19 века;

сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.


32

18



Вольнолюбивая лирика

Урок общеметодологической направленности практикум

Знать жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина;

Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века


33

19



Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина

Урок общеметодологической направленности конкурс

Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.



34

20



Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник»

Урок «открытия»

нового знания

исследование


Знатьсодержание поэмы, идейный смысл, герои, идея произведения;

Уметь воспринимать текст литературного произведения

35

21



Реализм «Маленьких трагедий»

Урок «открытия»

нового знания

презентация

(интеграция музыкой, изобразительным искусством)

Знать«Маленькие трагедии» как жанр литературного произведения;

Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века.

36

22



Реализм «Повестей Белкина»

Урок общеметодологической направленности проект

Знатьреалистические тенденции в «Повестях Белкина»;

Уметь сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений

37

23



Мастерство писателя в создании характеров

Урок общеметодологической направленности конференция

Знатьобразную систему «Повестей…», мастерство Пушкина в создании образа «Маленького» человека;

Уметь формулировать вопросы по тексту произведения.

Характеризовать героя литературы первой половины 19 века

38

24



«Чувства добрые» - лейтмотив пушкинской поэтики

Урок общеметодологической направленности практикум

Знатьосновныеидеи пушкинских произведений;

Уметь выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века


39

25



«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами беседы

Знатьроман в стихах как новый жанр русской литературы;

Уметь соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни

40

41

26

27



Р.Р.Классное сочинение «Автор и его герой в образной системе романа»

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская

Знатьроль автора в романе «Евгений Онегин»;

Уметь писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта


42

28



Онегин и Ленский

Урок общеметодологической направленности презентация

(интеграция с музыкой)

Знатьсодержание литературного произведения, лирические отступления;

Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века


43

29




Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора

Урок общеметодологической направленности

презентация

Знатьо том, чтолюбимая героиня Пушкина в романе в стихах;

Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века



44

30



В.Г.Белинский о романе


Урок «открытия»

нового знания

исследование

Знатькритические статьи В.Г. Белинского о романе Пушкина;

Уметь конспектировать литературно-критическую статью


45

46

31

32



Р.Р. Классное сочинение по творчествуА.С.Пушкина

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская

Знатьсодержание пушкинских произведений;

Уметьписать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта


47

33



М.Ю.Лермонтов.Жизненный и творческий путь.

Урок общеметодологической направленности

урок-презентация с элементами беседы

Знатьосновные вехи творчества М.Ю Лермонтова;

Уметьподбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета


48

34



Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника

Урок общеметодологической направленности исследование

Знатьтемы и мотивы, жанровое разнообразие лирики поэта;

Уметьсоотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни

49

35



Тема одиночества в творчестве поэта

Урок общеметодологической направленности исследование

Знать темы и мотивы, жанровое разнообразие лирики поэта;

Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века


50

36



Судьба поэта и его поколения

Урок общеметодологической направленности исследование

Знать термин «байронический герой»;

Уметь выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины 19 века; характеризовать героя литературы первой половины 19 века

51

37



Патриотическая тема в поэзии Лермонтова

Урок общеметодологической направленности исследование

Знатьстихи поэта о России, анализ поэтического текста;

Уметь выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века


52

38



Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова

Урок общеметодологической направленности конкурс

Знатьстихотворения Лермонтова о свободе и одиночестве, о любви;

Уметь выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.


53

39



«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами исследования


Знатьтермин «философский роман», «психологический роман»,

«образ рассказчика»;

Уметь соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни; воспринимать текст литературного произведения

54

40



Своеобразие композиции и образной системы романа

Урок общеметодологической направленности

практикум

Знатьтермин «Сюжет», «композиция», «система образов романа», «герой-одиночка», «лишний человек»;

Уметь формулировать вопросы по тексту произведения;

характеризовать героя литературы первой половины 19 века

55

41



Автор и его герой

Урок общеметодологической направленности исследование

Знатьтермин «психологический портрет», «образ рассказчика»;

Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века

56

42



Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки

Урок общеметодологической направленности

исследование

Знатьхарактеристику образа главного героя, индивидуализм как главная черта характера;

Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века

57

43



Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа

Урок общеметодологической направленности презентация

(интеграция с киноискусством)

Знатьхарактеристику образа главного героя, индивидуализм как главная черта характера;

Уметь делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения М.Ю, Лермонтова;

характеризовать героя литературы первой половины 19 века.

58

44



«История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами исследования

Знатькритические статьи о романе Лермонтова «Герой нашего времени»;

Уметь соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни;

конспектировать литературно-критическую статью

59

60

45

46



Р.Р. Классное сочинение по творчеству Лермонтова

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская


Знатьтексты художественного произведения;

Уметь писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта;

находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ

61

47



Н.В.Гоголь.Жизнь и творчество Гоголя

Урок общеметодологической направленности урок-презентация с элементами беседы

Знатьосновные вехи биографии и творчества Н.В. Гоголя;

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

62

48



«Талант необыкновенный, сильный и высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Урок общеметодологической направленности

урок-презентация с элементами исследования

Знатьфольклорные традиции в цикле «Вечера на хуторе...»;

Уметь воспринимать текст художественного произведения; выразительно читать фрагменты произведений литературы первой половины 19 века

63

49



Комедия «Ревизор»- важная веха в творчестве Гоголя

Урок общеметодологической направленности урок-презентация с элементами исследования

(интеграция с театральным искусством)

Знатьдраматургический конфликт комедии, систему образов, реалистические традиции в комедии;

Уметь воспринимать текст художественного произведения

64

50



Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Урок общеметодологической направленности

презентация

Знать тему «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя;

Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века

65

51



Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами исследования

Знатьобраз скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе;

Уметь соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни

66

52



Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ»

Урок общеметодологической направленности практикум

Знатьжанровое своеобразие произведения Н.В. Гоголя; термины «поэма в прозе», «образ-символ», «вставная повесть»;

Уметь делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики поэмы Н.В. Гоголя

67

53



Образы помещиков. Манилов

Урок общеметодологической направленности

практикум

Знатьобразную систему поэмы Н.В. Гоголя;

Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века

68

54



Образы помещиков. Коробочка

Урок общеметодологической направленности практикум

Знатьобразную систему поэмы Н.В. Гоголя;

Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века

69

55



Образы помещиков. Ноздрев

Урок общеметодологической направленности практикум

Знатьобразную систему поэмы Н.В. Гоголя;

Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века

70

56



Образы помещиков. Собакевич

Урок общеметодологической направленности практикум


Знатьобразную систему поэмы Н.В. Гоголя;

Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века

71

57



Образы помещиков. Плюшкин.

Урок общеметодологической направленности

практикум

(интеграция русским языком)

Знатьобразную систему поэмы Н.В. Гоголя;

Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века

72

73

58

59



Р.Р. Сочинение на тему: «Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души»

Урок общеметодологической направленности творческая мастерская

Знатьобразную систему поэмы Н.В. Гоголя;

Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века

74

60



Народная тема в поэме

Урок общеметодологической направленности исследование

Знатьпересказ с элементами цитирования;

Уметь соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни

75

61



Фигура автора и роль лирических отступлений

Урок общеметодологической направленности исследование

Знатьлирические отступления в поэме, роль автора в контексте произведения;

Уметь формулировать вопросы по тексту произведения


76

77

62

63



Р.Р. Классное сочинение по творчеству Гоголя

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская


Знатьсодержание произведения, иллюстрации к поэме «Мертвые души»;

Уметь писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта;

находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ

78

64



Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г

Урок общеметодической направленности

урок-презентация с элементами беседы

(интеграция с историей, философией)

Знатьособенности социально-психологической прозы второй половины 19 века;

Уметьсоотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни

79

65



Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева)

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами исследования

(интеграция с историей, философией)

Знатьразвитее русских реалистических традиций;

Уметьподбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни;

делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века

80

66



Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова - Щедрина («История одного города»).

Урок «открытия»

нового знания

проект

Знатьтермины «сатира», «гротеск», «фантасмагория», аллегорию как художественный прием писателя;

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни;

делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века

81

67



Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А.Некрасова

Урок «открытия»

нового знания

конференция

(интеграция с историей, философией)

Знатьтермин «народная поэзия»;

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни;

делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века

82

68



Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева

Урок «открытия»

нового знания

практикум

(интеграция с историей, философией)

Знатьфилософскую глубину лирики Ф. Тютчева;

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни;

делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века

83

69



Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А.Фета

Урок «открытия»

нового знания

практикум

(интеграция с историей, философией)

Знатьметафоричность поэзии А. Фета;

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни;

делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века

84

70



Конкурсное чтение наизусть стихотворений Некрасова, Тютчева, Фета.

Урок общеметодической направленности

конкурс

Знатьхудожественные тексты стихотворений поэтов;

Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века


85

86


71

72




Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами исследования

(интеграция с театральным искусством)

Знатьновые традиции русского драматического театра; купеческую тематику в творчестве А. Островского;

Уметьподбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

87

88

73

74



Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»)

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами исследования

(интеграция с историей, географией, философией)

Знать термины «идеологический роман» о герое-убийце, «роман-эпопея» как жанры русской литературы;

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведении Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

89

75



Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами исследования

(интеграция с театральным искусством)

Знатьзначение Чехова в истории театрального искусства;

Уметь соотносить содержание произведений литературы второй половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни

90

76



Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия

Урок «открытия»

нового знания

исследование

(интеграция с историей, философией)

Знатьзначение русской классической литературы 19 века;

Уметь делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов второй половины 19 века

91

77



Контрольное тестирование по теме «Литература XIX века»

Урок развивающего контроля

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей второй половины 19 века

92

78



Анализ контрольного тестирования. Работа над ошибками

Урок развивающего контроля

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей второй половины 19 века

Из литературы 20 века

93

1



Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн)

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами исследования

(интеграция с историей, философией)

Знатьлитературную ситуацию на рубеже двух веков;

Уметь делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей 20 века

94

2



«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм)

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами исследования

(интеграция с МХК, изобразительным искусством)

Знатьмногообразие течений в русской литературе начала 20 века;

Уметь воспринимать текст литературного произведения

95

3



Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака)

Урок «открытия»

нового знания

проект

Знатьсимволизм, имажинизм, футуризм как конкурирующие течения в литературе начала века;

Уметь выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы начала 20 века

96

97

4

5



Зачет по поэзии «серебряного века».

Урок развивающего контроля

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 20 века

98

6



Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза Шолохова, А.Толстого, Булгакова)

Урок «открытия»

нового знания

(интеграция с театральным искусством, киноискусством)

Знатьтермины «исторический роман», «фантастический роман», «роман-эпопея» как прозаические жанры литературы первой половины 20 века;

Уметь соотносить содержание произведений литературы первой половины 20 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни

99

100

7

8



Литературный процесс 50-80 годов

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами исследования

(интеграция с историей)

Знатьпротиворечивость и драматизм современной литературной ситуации;

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей первой половины 20 века

101

9



Итоговая контрольная работа

Урок развивающего контроля

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей 18-20 в.в.

102

10



Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками

Урок развивающего контроля

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей 18-20 в.в.













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!