Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с программой к завершенной предметной линии учебников по литературе для 9 класса под редакцией Г.С.Меркина, тематическим планированием к учебнику Г.С.Меркина «Литература. 9 класс» Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.:ООО «Русское слово», 2019.
Учебный план предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия:теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи:чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи:традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи:классицизм в живописи и архитектуре.
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
№ п\п | № в теме | Дата | | Тема | Тип урока, форма проведения | Планируемые предметные результаты |
план | факт |
Введение |
1 | 1 | | | Введение | Урок общеметодологической направленности беседа с элементами лекции | Знать литературоведческие термины «литературное направление», «тема», «мотив»; периодизацию литературного процесса; Уметь подводить итоги изучения литературы в 5-8 классах; знать основные литературные направления, школы; проводить параллели и историей |
Из древнерусской литературылитературы |
2 | 1 | | | Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы | Урок «открытия» нового знания исследование | Знатьжанровое многообразие древнерусской литературы; Уметьвоспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале; выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы |
3 | 2 | | | Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве» | Урок «открытия» нового знания исследование (интеграция с историей) | Знать историю открытия и публикации «Слова о полку Игореве»; Уметь выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы, приемы изображения человека |
4. | 3 | | | Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать основную идею «Слова...», проблематику, образную систему поэмы; Уметьвыразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы; характеризовать героя древнерусской литературы |
5. | 4 | | | Человек и природа в художественном мире поэмы | Урок общеметодологической направленности практикум (интеграция с изобразительным искусством, музыкой) | Знать художественную и музыкальную интерпретацию «Слова..»; Уметьвоспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале; выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы |
6. | 5 | | | Стилистические особенности «Слова…» | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать понятия «психологический параллелизм», «рефрен»; Уметьвоспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале; характеризовать героя древнерусской литературы |
7. | 6 | | | Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать «Слово…» в традициях былинного эпоса; Уметь выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы; выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы, приемы изображения человека |
8 | 7 | | | Тестирование по «Слову о полку Игореве». Подготовка к домашнему сочинению (темы по выбору) | Урок развивающего контроля | Знать жанровое многообразие древнерусской литературы; Уметьвоспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале; выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы |
Из литературы 18 века |
9 | 1 | | | Основные тенденции развития. Русский классицизм | Урок общеметодологической направленности урок-презентация с элементами беседы (интеграция с МХК) | Знать основные принципы русского классицизма; Уметьвоспринимать текст литературного произведения; выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 18 века |
10 | 2 | | | Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б) | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами беседы | Знать биографические сведения о русских драматургах (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б); Уметьвыявлять характерные для литературы 18 века, темы, образы, приемы изображения человека; формулировать вопросы по тексту произведения |
11 | 3 | | | Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея | Урок «открытия» нового знания путешествие | Знать соединение черт сентиментализма и классицизма в творчестве А.Н.Радищева; Уметь выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 18 века; давать устный или письменный отвеет на вопрос по тексту произведения |
12 | 4 | | | Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева | Урок «открытия» нового знания путешествие | Знать реалистические тенденции в «Путешествии из Петербурга в Москву»; Уметьвыявлять характерные для литературы 18 века, темы, образы, приемы изображения человека; соотносить содержание произведений русской литературы 18 века с особенностями русского Просвещения и классицизма |
13 | 5 | | | Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Роль писателя в совершенствовании языка. | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать о сентиментализме в русской литературе; основных принципах сентиментализма; Уметьхарактеризовать героя литературы 18 века; давать устный или письменный овеет на вопрос по тексту произведения; находить в тексте незнакомые слова и определять их значение |
14 | 6 | | | Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать о предромантизме, его преломлении в творчестве Н.М. Карамзина. Уметьподбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей 18 века. |
Из литературы 19 века |
15 | 1 | | | Становление и развитие русского романтизма | Урок общеметодологической направленности урок-презентация с элементами беседы (интеграция с МХК) | Знать основные принципы русского романтизма; Уметьвоспринимать текст литературного произведения; выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины 19 века |
16 | 2 | | | Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева, Баратынского. | Урок «открытия» нового знания путешествие | Знать термины «романтическая элегия», «баллада»; гражданское и психологическое течения в русском романтизме; Уметьвыявлять характерные для литературы первой половины 19 века, темы, образы, приемы изображения человека; характеризовать героя литературы первой половины 19 века. |
17 | 3 | | | Анализ стихотворения Баратынского | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать черты романтизм в русской и западноевропейской поэзии; Уметьвыявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении |
18 | 4 | | | А. С. Грибоедов.Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова. | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами беседы | Знать основные вехи биографии и творчества писателя; Уметьподбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
19 | 5 | | | Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами беседы и исследования | Знать историю создания комедии «Горе от ума»; термин «драматургический конфликт»; Уметьхарактеризовать героя литературы первой половины 19 века; находить в тексте незнакомые слова и определять их значение |
20 | 6 | | | Идеалы и антиидеалы Чацкого | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать термины «идеал» и «антиидеал», «трагикомедия», «монолог», «вольный стих»; Уметьхарактеризовать героя литературы первой половины 19 века. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме |
21 | 7 | | | Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века | Урок общеметодологической направленности практикум (интеграция с русским языком) | Знатьчерты романтизма и классицизма в комедии; Уметьсоставлять план, в том числе цитатный, литературного произведения |
22 | 8 | | | Чацкий и Молчалин | Урок общеметодологической направленности проект | Знатьособенности речевая характеристика героя, сравнительной характеристика героев; Уметьхарактеризовать героя литературы первой половины 19 века; сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений |
23 | 9 | | | Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении | Урок общеметодологической направленности исследование | Знатьобразную систему комедии «Горе от ума»; особенности создания характеров и специфика языка комедии; Уметьхарактеризовать героя литературы первой половины 19 века |
24 | 10 | | | Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова). | Урок общеметодологической направленности конкурс | Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века |
25 | 11 | | | Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума» | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Знать особенности создания характеров и специфика языка комедии; Уметьхарактеризовать героя литературы первой половины 19 века; сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений |
26 | 12 | | | И.А.Гончаров о «Горе от ума» | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать содержание литературно-критической статьи; Уметьформулировать вопросы по тексту произведения; конспектировать литературно-критическую статью |
27 | 13 | | | Р.Р. Классное сочинение. Письменный отзыв на комедию | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Уметь писать аннотацию, отзыв и рецензию на литературное произведение или на его театральные или кинематографические версии; находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ |
28 | 14 | | | А.С.Пушкин.Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина | Урок общеметодологической направленности урок-презентация с элементами беседы | Знать основные вехи биографии и творчества А.С. Пушкина; важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; Уметьподбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
29 | 15 | | | Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина; Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века; выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении |
30 | 16 | | | Тема поэта и поэзии | Урок общеметодологической направленности практикум (интеграция с русским языком) | Знать христианские мотивы в лирике поэта; Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века |
31 | 17 | | | Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина; Уметьхарактеризовать героя литературы первой половины 19 века; сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. |
32 | 18 | | | Вольнолюбивая лирика | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина; Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века |
33 | 19 | | | Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина | Урок общеметодологической направленности конкурс | Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века. |
34 | 20 | | | Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник» | Урок «открытия» нового знания исследование | Знатьсодержание поэмы, идейный смысл, герои, идея произведения; Уметь воспринимать текст литературного произведения |
35 | 21 | | | Реализм «Маленьких трагедий» | Урок «открытия» нового знания презентация (интеграция музыкой, изобразительным искусством) | Знать«Маленькие трагедии» как жанр литературного произведения; Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века. |
36 | 22 | | | Реализм «Повестей Белкина» | Урок общеметодологической направленности проект | Знатьреалистические тенденции в «Повестях Белкина»; Уметь сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений |
37 | 23 | | | Мастерство писателя в создании характеров | Урок общеметодологической направленности конференция | Знатьобразную систему «Повестей…», мастерство Пушкина в создании образа «Маленького» человека; Уметь формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
38 | 24 | | | «Чувства добрые» - лейтмотив пушкинской поэтики | Урок общеметодологической направленности практикум | Знатьосновныеидеи пушкинских произведений; Уметь выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века |
39 | 25 | | | «Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами беседы | Знатьроман в стихах как новый жанр русской литературы; Уметь соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни |
40 41 | 26 27 | | | Р.Р.Классное сочинение «Автор и его герой в образной системе романа» | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Знатьроль автора в романе «Евгений Онегин»; Уметь писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта |
42 | 28 | | | Онегин и Ленский | Урок общеметодологической направленности презентация (интеграция с музыкой) | Знатьсодержание литературного произведения, лирические отступления; Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
43 | 29 | | | Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора | Урок общеметодологической направленности презентация | Знатьо том, чтолюбимая героиня Пушкина в романе в стихах; Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
44 | 30 | | | В.Г.Белинский о романе | Урок «открытия» нового знания исследование | Знатькритические статьи В.Г. Белинского о романе Пушкина; Уметь конспектировать литературно-критическую статью |
45 46 | 31 32 | | | Р.Р. Классное сочинение по творчествуА.С.Пушкина | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Знатьсодержание пушкинских произведений; Уметьписать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта |
47 | 33 | | | М.Ю.Лермонтов.Жизненный и творческий путь. | Урок общеметодологической направленности урок-презентация с элементами беседы | Знатьосновные вехи творчества М.Ю Лермонтова; Уметьподбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
48 | 34 | | | Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника | Урок общеметодологической направленности исследование | Знатьтемы и мотивы, жанровое разнообразие лирики поэта; Уметьсоотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни |
49 | 35 | | | Тема одиночества в творчестве поэта | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать темы и мотивы, жанровое разнообразие лирики поэта; Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века |
50 | 36 | | | Судьба поэта и его поколения | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать термин «байронический герой»; Уметь выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины 19 века; характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
51 | 37 | | | Патриотическая тема в поэзии Лермонтова | Урок общеметодологической направленности исследование | Знатьстихи поэта о России, анализ поэтического текста; Уметь выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века |
52 | 38 | | | Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова | Урок общеметодологической направленности конкурс | Знатьстихотворения Лермонтова о свободе и одиночестве, о любви; Уметь выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века. |
53 | 39 | | | «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования | Знатьтермин «философский роман», «психологический роман», «образ рассказчика»; Уметь соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни; воспринимать текст литературного произведения |
54 | 40 | | | Своеобразие композиции и образной системы романа | Урок общеметодологической направленности практикум | Знатьтермин «Сюжет», «композиция», «система образов романа», «герой-одиночка», «лишний человек»; Уметь формулировать вопросы по тексту произведения; характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
55 | 41 | | | Автор и его герой | Урок общеметодологической направленности исследование | Знатьтермин «психологический портрет», «образ рассказчика»; Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
56 | 42 | | | Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки | Урок общеметодологической направленности исследование | Знатьхарактеристику образа главного героя, индивидуализм как главная черта характера; Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
57 | 43 | | | Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа | Урок общеметодологической направленности презентация (интеграция с киноискусством) | Знатьхарактеристику образа главного героя, индивидуализм как главная черта характера; Уметь делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения М.Ю, Лермонтова; характеризовать героя литературы первой половины 19 века. |
58 | 44 | | | «История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования | Знатькритические статьи о романе Лермонтова «Герой нашего времени»; Уметь соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни; конспектировать литературно-критическую статью |
59 60 | 45 46 | | | Р.Р. Классное сочинение по творчеству Лермонтова | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Знатьтексты художественного произведения; Уметь писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта; находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ |
61 | 47 | | | Н.В.Гоголь.Жизнь и творчество Гоголя | Урок общеметодологической направленности урок-презентация с элементами беседы | Знатьосновные вехи биографии и творчества Н.В. Гоголя; Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
62 | 48 | | | «Талант необыкновенный, сильный и высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Урок общеметодологической направленности урок-презентация с элементами исследования | Знатьфольклорные традиции в цикле «Вечера на хуторе...»; Уметь воспринимать текст художественного произведения; выразительно читать фрагменты произведений литературы первой половины 19 века |
63 | 49 | | | Комедия «Ревизор»- важная веха в творчестве Гоголя | Урок общеметодологической направленности урок-презентация с элементами исследования (интеграция с театральным искусством) | Знатьдраматургический конфликт комедии, систему образов, реалистические традиции в комедии; Уметь воспринимать текст художественного произведения |
64 | 50 | | | Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях» | Урок общеметодологической направленности презентация | Знать тему «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя; Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
65 | 51 | | | Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования | Знатьобраз скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе; Уметь соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни |
66 | 52 | | | Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» | Урок общеметодологической направленности практикум | Знатьжанровое своеобразие произведения Н.В. Гоголя; термины «поэма в прозе», «образ-символ», «вставная повесть»; Уметь делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики поэмы Н.В. Гоголя |
67 | 53 | | | Образы помещиков. Манилов | Урок общеметодологической направленности практикум | Знатьобразную систему поэмы Н.В. Гоголя; Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
68 | 54 | | | Образы помещиков. Коробочка | Урок общеметодологической направленности практикум | Знатьобразную систему поэмы Н.В. Гоголя; Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
69 | 55 | | | Образы помещиков. Ноздрев | Урок общеметодологической направленности практикум | Знатьобразную систему поэмы Н.В. Гоголя; Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
70 | 56 | | | Образы помещиков. Собакевич | Урок общеметодологической направленности практикум | Знатьобразную систему поэмы Н.В. Гоголя; Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
71 | 57 | | | Образы помещиков. Плюшкин. | Урок общеметодологической направленности практикум (интеграция русским языком) | Знатьобразную систему поэмы Н.В. Гоголя; Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
72 73 | 58 59 | | | Р.Р. Сочинение на тему: «Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души» | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Знатьобразную систему поэмы Н.В. Гоголя; Уметь характеризовать героя литературы первой половины 19 века |
74 | 60 | | | Народная тема в поэме | Урок общеметодологической направленности исследование | Знатьпересказ с элементами цитирования; Уметь соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни |
75 | 61 | | | Фигура автора и роль лирических отступлений | Урок общеметодологической направленности исследование | Знатьлирические отступления в поэме, роль автора в контексте произведения; Уметь формулировать вопросы по тексту произведения |
76 77 | 62 63 | | | Р.Р. Классное сочинение по творчеству Гоголя | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Знатьсодержание произведения, иллюстрации к поэме «Мертвые души»; Уметь писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта; находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ |
78 | 64 | | | Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г | Урок общеметодической направленности урок-презентация с элементами беседы (интеграция с историей, философией) | Знатьособенности социально-психологической прозы второй половины 19 века; Уметьсоотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни |
79 | 65 | | | Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева) | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования (интеграция с историей, философией) | Знатьразвитее русских реалистических традиций; Уметьподбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни; делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века |
80 | 66 | | | Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова - Щедрина («История одного города»). | Урок «открытия» нового знания проект | Знатьтермины «сатира», «гротеск», «фантасмагория», аллегорию как художественный прием писателя; Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни; делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века |
81 | 67 | | | Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А.Некрасова | Урок «открытия» нового знания конференция (интеграция с историей, философией) | Знатьтермин «народная поэзия»; Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни; делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века |
82 | 68 | | | Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева | Урок «открытия» нового знания практикум (интеграция с историей, философией) | Знатьфилософскую глубину лирики Ф. Тютчева; Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни; делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века |
83 | 69 | | | Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А.Фета | Урок «открытия» нового знания практикум (интеграция с историей, философией) | Знатьметафоричность поэзии А. Фета; Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни; делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века |
84 | 70 | | | Конкурсное чтение наизусть стихотворений Некрасова, Тютчева, Фета. | Урок общеметодической направленности конкурс | Знатьхудожественные тексты стихотворений поэтов; Уметьвыразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века |
85 86 | 71 72 | | | Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования (интеграция с театральным искусством) | Знатьновые традиции русского драматического театра; купеческую тематику в творчестве А. Островского; Уметьподбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
87 88 | 73 74 | | | Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание») | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования (интеграция с историей, географией, философией) | Знать термины «идеологический роман» о герое-убийце, «роман-эпопея» как жанры русской литературы; Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведении Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского |
89 | 75 | | | Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования (интеграция с театральным искусством) | Знатьзначение Чехова в истории театрального искусства; Уметь соотносить содержание произведений литературы второй половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни |
90 | 76 | | | Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия | Урок «открытия» нового знания исследование (интеграция с историей, философией) | Знатьзначение русской классической литературы 19 века; Уметь делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов второй половины 19 века |
91 | 77 | | | Контрольное тестирование по теме «Литература XIX века» | Урок развивающего контроля | Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей второй половины 19 века |
92 | 78 | | | Анализ контрольного тестирования. Работа над ошибками | Урок развивающего контроля | Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей второй половины 19 века |
Из литературы 20 века |
93 | 1 | | | Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн) | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования (интеграция с историей, философией) | Знатьлитературную ситуацию на рубеже двух веков; Уметь делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей 20 века |
94 | 2 | | | «Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм) | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования (интеграция с МХК, изобразительным искусством) | Знатьмногообразие течений в русской литературе начала 20 века; Уметь воспринимать текст литературного произведения |
95 | 3 | | | Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака) | Урок «открытия» нового знания проект | Знатьсимволизм, имажинизм, футуризм как конкурирующие течения в литературе начала века; Уметь выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы начала 20 века |
96 97 | 4 5 | | | Зачет по поэзии «серебряного века». | Урок развивающего контроля | Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 20 века |
98 | 6 | | | Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза Шолохова, А.Толстого, Булгакова) | Урок «открытия» нового знания (интеграция с театральным искусством, киноискусством) | Знатьтермины «исторический роман», «фантастический роман», «роман-эпопея» как прозаические жанры литературы первой половины 20 века; Уметь соотносить содержание произведений литературы первой половины 20 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни |
99 100 | 7 8 | | | Литературный процесс 50-80 годов | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования (интеграция с историей) | Знатьпротиворечивость и драматизм современной литературной ситуации; Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей первой половины 20 века |
101 | 9 | | | Итоговая контрольная работа | Урок развивающего контроля | Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей 18-20 в.в. |
102 | 10 | | | Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками | Урок развивающего контроля | Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей 18-20 в.в. |