СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (обучение на дому)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков..

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (обучение на дому)»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное казенное учреждение

«Закаменское районное управление образования»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Закаменск»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 5

г. Закаменск»

_____________ Н. Д. Аюшеев

«____» __________ 2017 г.

Приказ «___» от «___» _________ № ____


Рабочая программа

(обучение на дому)


Предмет: литература

Класс: 7 «В»

(для Афонина Никиты)

Составил: Цыденова Дарима Шагдаровна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории



2017-2018 учебный год



Пояснительная записка


Статус документа

Программа составлена на основе Федерального государствен­ного образовательного стан­дарта основного общего образова­ния, утверждённого приказом Министерства образова­ния и науки РФ; программы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Закаменск»; программы «Литература» 5 – 9 классы (авторы программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин).

Адресность программы.

Программа составлена для ученика 7 «В» класса Афонина Никиты с учётом индивидуального физического и психологического развития (основание: заключение врача № 442 от 28.09.2017; диагноз: F 83, F 92 ).

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков..


Структура документа

Рабочая программа является обязательной частью учебно-методической документации основной образовательной программы. Данная программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, планируемые личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Примечание: обучение проводится по скорректированной рабочей программе на основе основной учебной программы.


  1. Общая характеристика учебного предмета


Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.

В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, ку Содержание курса учитывает читательские интересы и возрастные особенности шестиклассников: активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно- романтического подхода и недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного.

Программа предполагает систематическую работу по усвоению теоретических понятий, что позволит к концу учебного года овладеть основными практическими понятиями и подготовиться к переходу на новый уровень работы с текстом художественного произведения, предусмотренный программой для следующей возрастной группы.

Авторы базовой программы (В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин) «избегают жесткой регламентации, представляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие – читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему».

Особенностью календарно-тематического планирования уроков литературы обучения на дому в 6 классе является полное соответствие программным требованиям и личностно-смысловой подход, который реализуется в системе вопросов, творческих работ, индивидуальных заданий, направленных на работу с восприятием учеником художественных произведений.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Рабочая программа предусматривает изучение литературы в 7 классе обучения на дому в объёме 23 часа согласно учебному плану МАОУ «СОШ №5 города Закаменск» на 2017 - 2018 учебный год. 0,75часа в неделю.


Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

2) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

3) работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

· понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX–XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

· понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

· умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

· определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

· владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) ценностно-ориентационной сфере:

· приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

· формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

· собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

· понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) коммуникативной сфере:

· восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

· умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

· написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) эстетической сфере:

·понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

· понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.


Содержание тем учебного курса.

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. « Лесной царь»

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представ­лений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк», «Бежин луг». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В.А.ЖуковскиЙ « Приход весны» А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край» Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Родина». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин Краткий рассказ о писателе. «Родина». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.


Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

Теория литературы. Лирический герой (начальные

представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

«Неизвестный цветок». Труд как нравствен­ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про­зы Платонова (для самостоятельного чтения).

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтею­щая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотво­рения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты по­мнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Виноку­ров. Москвичи).

C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).



В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


Перечень учебно-методического обеспечения

Печатные издания

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.


Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Вид деятельности

Содержание и основные понятия урока

Часы

Дата

план

фактич

1

Былины. «Вольга и Микула Селянино­вич». «Садко»

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Понятие о былине. Воплощение нравственных идеалов рус­ского народа, прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович». Киевский и новгородский циклы былин. Былина «Садко». История жизни и путе­шествий героя. Образ Садко: находчивость, предприимчивость, талантливость, муже­ство.

1

14.09

14.09


Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

2


«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок) «Повесть о Петре и Февро­нии Му­ромских»

Прослушивание рассказа учителя. Выразительное чтение. 

Книжность в Древней Руси. Развитие пред­ставлений о летописи. «Повесть временных лет». Жанры «Повести...» (сказания, преда­ния, хождения, поучения, притчи и т. д.). Язык «Повести...». Отражение в «Поучении» Владимира Мономаха народных идеалов: трудолюбия, миролюбия, милосердия, со­страдания, верности слову, смирения, почи­тания старших, уважительного отношения к людям, доброты. Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

28.09

28.09

3

М.В.Ломо­носов.Личность и судьба великого человека.

Ода «К статуе Петра Велико­го» Ода «На день восшествия на престол её величества императрицы…

Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов.

М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворения «К статуе Петра Великого», «Ода надень восшествия...». Особенности языка XVIII века. Уверенность М.В. Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм М.В. Ломоносова. Признание труда, деяний на благо России важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды

1

12.10

12.10

4

А.С. Пуш­кин.

Поэма «Полтава» («Полтав­ский бой»)

А.С. Пуш­кин. Поэма «Медный всадник» (вступ­ление «На берегу пустынных волн...»)

Чтение текста вслух.

Слово об А.С. Пушкине. Интерес А.С. Пушкина к истории России. Историческая основа поэмы «Полтава». Ма­стерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев Петра 1 и Карла XII. Выражение чувства любви к Родине в поэме «Медный всадник». Прославление дея­ний Петра 1.

1

26.10

26.10

5

А.С. Пуш­кин. Цикл «Повести Белкина». «Стан­ционный смотри­тель»

Чтение текста вслух.

История создания цикла «Повести Белки­на». Развитие понятия о повести. Точность, краткость, мужественность прозы А.С. Пуш­кина. Сюжет и герои повести «Станцион­ный смотритель». Автор и рассказчик в про­изведении. Особенности детали в повести.

1

16.11

16.11

6

М.Ю. Лер­монтов. Историче­ское про­шлое Руси в «Песне про царя Ивана Ва­сильевича, молодого опричника и удалого купца Ка­лашнико­ва»

 Прослушивание чтения текста учителем.

Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Сообщение о доме-музее поэта в Москве (рубрика «Литературные места России», ч. 2. с. 272—273). Чтение статьи «Как работал Лермонтов» (с. 118). «Песня про... купца Калашникова» — поэма об ис­торическом прошлом Руси.

1

23.11

23.11

7

Н.В. Го­голь. Това­рищество и братство в повести «Тарас Бульба»

Пересказ подробный.

Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащих­ся). Эпоха и герои повести «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа пове­сти, Нравственный облик Тараса Бульбы и el о товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому то­вариществу. Подвиги запорожцев в борьбе за родную землю. Развитие понятия о лите­ратурном герое. Роль портрета, интерьера в изображении героев.

1

30.11

30.11

8

Патрио­тический пафос повести Н.В. Гого­ля «Тарас Бульба»

Выразительное чтение.

Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Бескомпро­миссность Тараса Бульбы. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в произведении. Роль пей­зажа. Голос автора в повести. Своеобразие, сочность, яркость, образность языка.

1

7.12

7.12

9

И.С. Тур­генев. Рассказ «Бирюк»

Пересказ подробный.

Слово об И.С. Тургеневе (сообщения уча­щихся). Цикл рассказов «Записки охотни­ка». Взаимоотношения помещиков и кресть­ян. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Портретная и речевая характеристика лесника.

1

14.12

14.12

10

Н.А. Не­красов. Поэма «Русские женщины»

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Слово о Н.А. Некрасове. Поэма «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэ­мы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Особенности композиции поэмы.

1

29.12

29.12

11

М.Е. Сал­тыков-Щедрин«Повесть о том, как

один му­жик двух генералов прокор­мил»

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине. Чте­ние вступительной статьи о писателе (с. 261—262). Чтение статьи «Юмор, сатира. О смешном в литературном произведении» (ч. 2, с. 289—290). «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нрав­ственные пороки общества. Паразитизм, тунеядство генералов, трудолюбие и смет­ливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести»

1

25.01

25.01

12

Л.Н. Тол­стой. Главы из повести «Детство». Взаимоот­ношения детей и взрослых

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Слово о Л. Н. Толстом {сообщения учащих­ся). Сообщения о музеях-усадьбах Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Хамовниках (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 273—274). Чтение статьи И.Ф. Смольнико­ва «В середине XIX столетия...» (с. 279). Автобиографический характер повести «Детство». Значение темы детства в творче­стве Л.Н. Толстого. Сложность взаимоотно­шений детей и взрослых.

1

8.02

8.02

13

А.П.Че­хов. Рас­сказ «Ха­мелеон»

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Слово об А.П. Чехове (сообщения учащих­ся). Чтение вступительной статьи А.И. Ремкина о писателе, воспоминаний о нем Л.Н. Толстого, Г.И. Россолимо, И.А. Бу­нина, К.И. Чуковского (с. 297—301). Сооб­щение о доме-музее А. П. Чехова в Москве (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 274—275). Рассказ «Хамелеон» — живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Причины перемен поведения Очумелова.

1

15.02

15.02

14

И.А. Бу­нин. Рассказ «Цифры»

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Слово об И.А. Бунине. Сообщение о писа­теле на основании высказываний К.Г. Пау­стовского. Рассказ «Цифры». Своеобразие образа рассказчика (рассказ от 1-го лица). Психологизм рассказа. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаи­мопонимания детей и взрослых, авторское решение этой проблемы.

1

22.02

22.02

15

М. Горь­кий. Повесть «Детство». «Свин­цовые мерзости жизни»


Слово о М. Горьком (сообщения учащихся). Чтение статей «Из воспоминаний и пи­сем...», «...Из писем М. Горького Павлу Максимову» (с. 19—22). Сообщение о 1му­зее-квартире писателя в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 275—276). Автобиографический характер повести «Детство». Особенности повествования. Портрет как средство характеристики героев (бабушка, дед). Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

1

15.03

15.03

16

Легенда о Данко из рассказа М. Горь­кого «Ста­руха Изергиль»

Осознанное, творческое чтение художественных произведений

Понятие о романтическом характере. Леген­да о Данко как утверждение подвига во имя людей. Романтический сюжет легенды и романтический образ Данко. Изобрази­тельно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, ги­перболы), их роль в произведении. Контраст света и тьмы. Черты фольклора в легенде. Иллюстрации к легенде

1

29.03

29.03

17

Л.Н.Ан­дреев. Рассказ «Кусака»

Пересказ краткий

Своеобразие личности Л.Н. Андреева. Чтение воспоминаний К.И. Чуковского о писателе (с. 89—90). Значимость проблем, поставленных Л.Н. Андреевым. Развитие в его творчестве традиций русской классиче­ской литературы. Рассказ «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Бессердечие героев.

1

12.04

12.04

18

В.В. Мая­ковский. Стихотво­рение «Не­обычайное приключе­ние, быв­шее с Вла­димиром Мая­ковским летом на даче»

Анализ и интерпретация произведений.

Слово о В,В. Маяковском (сообщения уча­щихся). Чтение вступительной статьи о пи­сателе (с. 100—102). Сообщение о Государ­ственном музее В.В. Маяковского в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 277). Чтение статьи «В творческой лабо­ратории В.В. Маяковского» (с. 102—105). «Необычайное приключение...». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и об­щества.

1

19.04

19.04

19

А.П. Пла­тонов. Рассказ «Юшка»

Анализ и интерпретация произведений.

Слово об А.П. Платонове. Чтение всту­пительной статьи о писателе (с. 113 — 115).

Рассказ «Юшка». Особенности жанра произ­ведения. «Юшка» и произведения фолькло­ра - общее и различное. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незамет­ный герой с большим сердцем. «Детскость» героя. Речевая характеристика героя. Осо­знание необходимости сострадания и ува­жении к человеку.

1

26.04

26.04

20

Час муже­ства

Анализ и интерпретация произведений.

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Героизм, патриотизм, само­отверженность, трудности и радости гроз­ных лет войны в стихотворениях А.А. Ахма­товой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова и др.

1

10.05

10.05

21

Е.И.Но­сов. Рас­сказы «Кукла», «Живое пламя»

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Слово о Е.И. Носове. Нравственные про­блемы рассказа «Кукла» («Акимыч»). Рассказ «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Осознание ог­ромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека. Память о войне.

1

17.05

17.05

22

Ю.П. Ка­заков. Рас­сказ «Ти­хое утро»

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Слово о Ю.П. Казакове. Рассказ «Тихое утро». Особенности характеров геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Роль пейзажа в рассказе. Взаимоотношения де­тей. Взаимовыручка как мерило нравствен­ности человека. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Речевая характеристика героев. Роль диалога в ком­позиции.

1

24.05

24.05

23

Из зарубежной литературы


О. Генри. «Дары волхвов».

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.


1

31.05

31.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!