СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 9 классе по ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение учебного  предмета литература в 9 классе  отводится 2 часа в неделю (68 часов) из обязательной части Учебного плана школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 9 классе по ФГОС»






Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета (литература).

Предметные результаты изучения предметной области " Русский язык и литература" должны отражать:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

  • определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

  • определите позицию автора и способы ее выражения;

  • объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

  • озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

  • напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы..

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами).

Планируемые метапредметные результаты изучения учебного предмета (литература).


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся овладеет навыками:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную деятельность.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся овладеет навыками:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Обучающийся овладеет навыками:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся овладеет навыками:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта.

  1. Смысловое чтение.

Обучающийся овладеет навыками:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • обосновывать главную идею текста;

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся овладеет навыками:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные клише и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийсяо владеет навыками:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Содержание учебного предмета.



Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.

Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.



Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса; место «Слова…» в истории отечественной литературы.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».



Из русской литературы XVIII века.

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии.

Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки.

Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии.

Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Теория литературы: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления; литература путешествий, панегирик, сатира, ода, комедия.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века; влияние литературы XVIII столетия на последующий литературный процесс.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.



Русская литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности.Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Теория литературы: романтизм как литературное направление, «школа гармонической точности», «гражданский романтизм», романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера).

Теория литературы: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог, внесценический персонаж, антигерой, любовная интрига, финал-катастрофа.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль, сочинение.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня», «Погасло дневное светило», «Кинжал», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Теория литературы:эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический отрывок, романтическая поэма; реализм; пародия, трагедия, роман в стихах, «онегинская строфа», лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Нищий», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина», «Как часто пестрою толпою окружен…».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

Теория литературы: байронический герой, пафос, лирический мотив, историческая дума, гражданская сатира, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика, типический характер.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Теория литературы: поэма в прозе, вставная повесть; образ-символ, ирония, художественное бытописание; гротеск, художественная деталь, лирические отступления, фантастика.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).



Русская литература второй половины XIX века.

(Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков.

Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.



Из русской литературы XX века

(Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне».

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).

Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова). Повесть М. Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов. Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Рассказ Солженицына «Матренин двор»: праведнический характер русской крестьянки.

Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

Для заучивания наизусть.

«Слово о полку Игореве» (фрагмент).

М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору).

Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору).

К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору).

В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору).

А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору).

А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). «Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).

Н.В. Гоголь «Мертвые души» (фрагмент).

Поэзия Серебряного века (2-3 стихотворения по выбору)

Для домашнего чтения.

Из литературы первой половины XIX века

А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».

М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва».

Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».

Из литературы второй половины XIX—XX века

См. обзорные темы.


Место предмета в учебном плане.

На изучение учебного предмета литература в 9 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов) из обязательной части Учебного плана МКОУ «ООШ № 9».







Наименование разделов учебной программы

и характеристика основных видов деятельности.


п/п

Тема

Характеристика основных видов учебной деятельности

1.

Введение

Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)

Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников

2. Из древнерусской литературы

Овладение техникой планирования учебной деятельности

Создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу

3.

Из русской литературы 18 века

Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала

Согласовывать свои действия с действиями партнёров при чтении басен

4.

Первая половина 19 века

Овладение различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников

5.

Вторая половина 19 века

Овладение различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников

6.

Из литературы 20 века

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста.

Из Программы воспитания

Ценности научного познания: (ФГОС ООО)

- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:

- интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

- групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.



Контроль знаний.

Период обучения

урока

Вид контроля

Форма контроля

Тема

1 четверть

5

текущий

Контрольная работа

Контрольная работа по произведению «Слово о полку Игореве».

1 четверть

10

текущий

проект

Защита проектов по теме «Черты романтизма в творчестве поэтов 1-й половины 19 века».

1 четверть

16

текущий

Контрольная работа

Контрольная работа по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2 четверть

32

текущий

Контрольная работа

Контрольная работа по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

3четверть

43

текущий

Контрольная работа

Контрольная работа по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

3 четверть

52

текущий

Контрольная работа

Контрольная работа по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души».

4 четверть

65

текущий

проект

Защита проекта по теме «Серебряный век» русской поэзии».



Проектная деятельность.

Образ моря в русской классической литературе.

Образ собаки в литературе XX века.

Птичьи фамилии в литературе.

Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…».

«Только эта жизнь имеет цену» (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).

Вечерний пейзаж Афанасия Фета и Василия Жуковского - погружение в гармонию и совершенство природы, определение собственного "Я".

Литературные салоны пушкинской поры.

Описание природы дня и ночи в творчестве русских поэтов и художников.

Русский характер в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

Образ "маленького человека" в русской литературе".

Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

Памятники литературным героям.

Слова-паразиты в речи учителей и учащихся.

Образ учителя в литературе.

Мои ровесники в литературных произведениях.

Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.



Календарно-тематическое планирование.



п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Введение. Из древнерусской литературы.

1

Введение. Цели и задачи изучения историко-литературного курса. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

2.09/6.09


2

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

5.09/7.09


3

Человек и природа в художественном мире поэмы. Стилистические особенности «Слова».

9.09/13.09


4

Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. (чтение наизусть)

12.09/14.09


5

Контрольная работа по произведению «Слово о полку Игореве».

16.09/20.09


Из русской литературы XVIII века.

6

Основные тенденции развития русской литературы XVIII века. Русский классицизм. Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б).

19.09/21.09


7

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея. Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева.

23.09/27.09


8

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Роль писателя в совершенствовании языка. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина.

26.09/28.09


Литература первой половины XIX века.

Поэты первой половины 19 века.

9

Становление и развитие русского романтизма. Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева, Баратынского.

30.09/4.10


10

Защита проектов по теме «Черты романтизма в творчестве поэтов 1-й половины 19 века»

3.10/5.10


А. С. Грибоедов.

11

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. (Анализ 1 действия).

7.10/11.09


12

Идеалы и антиидеалы Чацкого. (Анализ 2 действия).

10.10/12.10


13

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века. (Анализ 3 действия).

14.10/18.10


14

Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении. (Анализ 4 действия).

17.10/19.10


15

Р/Р Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова).

21.10/1.11


16

Контрольная работа по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума».

31.10/2.11


А.С. Пушкин.

17

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина.

7.11/8.11


18

Тема поэта и поэзии. Анализ стихотворений.

11.11/9.11


19

Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина. Анализ стихотворений.

14.11/15.11


20

Вольнолюбивая лирика. Самостоятельная работа. Анализ стихотворений А.С. Пушкина.

18.11/16.11


21

Художественное своеобразие и проблематика романтической поэмы «Кавказский пленник».

21.11/22.11


22

Реализм «Маленьких трагедий». Нравственно-философское звучание произведений.

25.11/23.11


23

Реализм «Повестей Белкина». Мастерство писателя в создании характеров.

28.11/29.11


24

«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах. (Анализ 1 главы).

2.12/30.11


25

Автор и его герой в образной системе романа. (Анализ 2 главы).

5.12/6.12


26

Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». (Анализ 3 главы).

9.12/7.12


27-28

Онегин и Ленский. (Анализ 4-5 глав).

12.12/13.12

16.12/14.12


29

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. (Анализ 6 главы).

19.12/20.12


30

Картины жизни русского дворянства в романе. (Анализ 7 главы).

23.12/21.12


31

Нравственно-философская проблематика романа «Евгений Онегин». (Анализ 8 главы).

9.01/10.01


32

Контрольная работа по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

13.01/11.01


33

Р.Р. В.Г. Белинский о романе

16.01/17.01


М.Ю. Лермонтов

34

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника. . Анализ стихотворений.

20.01/18.01


35

Тема одиночества в творчестве поэта. Судьба поэта и его поколения. Анализ стихотворений.

23.01/24.01


36

Патриотическая тема в поэзии Лермонтова. Анализ стихотворений. Самостоятельная работа.

27.01/25.01


37

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.

30.01/31.01


38

Своеобразие композиции и образной системы романа. Анализ главы «Бэла».

3.02/1.02


39

Автор и его герой. Анализ главы «Максим Максимыч».

6.02/7.02


40

Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Анализ главы «Тамань».

10.02/8.02


41

Печорин в ряду других персонажей романа. Анализ главы «Княжна Мери».

13.02/14.02


42

Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Анализ главы «Фаталист».

17.02/15.02


43

Контрольная работа по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

20.02/21.02


44

Р.Р. «История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе.

27.02/22.02


Н.В. Гоголь

45

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.

3.03/28.02





46

Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской комедии. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ».

47

Образы помещиков. Манилов.

6.03/1.03


48

Образы помещиков. Коробочка.

10.03/7.03


49

Образы помещиков. Ноздрев.

13.03/14.03


50

Образы помещиков. Собакевич.

Образы помещиков. Плюшкин.

17.03/15.03


51

Р.Р. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Народная тема в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений.



20.03/21.03


52

Контрольная работа по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души».

24.03/2.04


Литература второй половины XIX века

(обзор с обобщением ранее изученного).

53

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 гг.

7.04/5.04


54

Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева).

10.04/11.04


55

Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова - Щедрина («История одного города»).

14.04/12.04


56

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А. Некрасова.

17.04/18.04


57

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И. Тютчева.

21.04/19.04



58

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А. Фета.

24.04/25.04


59

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

28.04/26.04


60

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

5.05/2.05



61

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков.



Из литературы XX века

(обзор с обобщением ранее изученного).

62

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн).

12.05/3.05


63

«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).

15.05/10.05


64

Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака).

/16.05


65

Защита проекта по теме «Серебряный век» русской поэзии».

19.05/17.05


66

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза Шолохова, А. Толстого, Булгакова).



67

Литературный процесс 50-80 годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина и т.д.)

22.05/23.05


68

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (произведения Л. Петрушевской, О. Седаковой, И. Бродского и т.д.)

26.05/24.05






По учебному плану – 68 часов (2 часа в неделю).

По учебно-календарному графику – 66 часа

Праздничные дни –1.05, 8.05



Распределение часов:

1 четверть 16 ч 16 ч

2 четверть 16 ч 16 ч

3 четверть 22 ч 22 ч

4 четверть 14 ч 12 ч

68 ч 66 ч

















Предметные результаты освоения пятого года обучения учебного предмета «Литература» должны отражать сформированность умений:


 читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня:

«Слово о полку Игореве».

«Божественная комедия» Данте Алигьери (фрагменты).

Стихотворения М.В. Ломоносова (в том числе «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)

Стихотворения Г.Р. Державина (в том числе «Бог», «Памятник», «Властителям и судиям»).

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Произведения В.А. Жуковского: стихотворения (в том числе «Море», «Невыразимое»); баллады (в том числе, «Светлана»).

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе «…Вновь я посетил…», «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вольность», «Деревня», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (IX «И путник усталый на Бога роптал…»), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Поэту», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Свободы сеятель пустынный…», «Стансы» («В надежде славы и добра…»), «Туча», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Эхо», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»); поэма «Медный всадник»; трагедия «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии»; роман в стихах «Евгений Онегин».

Произведения М.Ю. Лермонтова: стихотворения (в том числе «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Монолог», «Молитва» («Я, Матерь Божия…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Нищий», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…»); роман «Герой нашего времени».

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»:

 систематизировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения (ведение читательского дневника, краткие рецензии на прочитанное);

 выразительно читать наизусть не менее 12 поэтических произведений писателей XVIII в. – первой половины XIX в. (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу;

 выявлять тематику и проблематику произведения, раскрывать его идейный смысл с использованием различных приемов анализа и интерпретации художественного текста;

 характеризовать героя художественного произведения, его внешность и внутренние качества, поступки и их мотивы, отношения с другими персонажами, роль персонажа в системе образов, в сюжете и развитии конфликта произведения, указывать важнейшие средства создания образа героя, сопоставлять персонажей одного произведения и разных произведений по сходству или контрасту; характеризовать образ лирического героя, выявляя его черты, характерные для творчества конкретного поэта;

 объяснять особенности сюжета, композиции, конфликта, системы персонажей, элементов текста, предметной изобразительности, роль пейзажа и интерьера, художественной детали, средств художественной выразительности; комментировать авторский выбор слова; особенности авторского стиля;

 определять род и жанр литературного произведения, его

жанровые признаки на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы;

 оперировать историко-литературными категориями (древнерусская словесность, европейская литература Средневековья, эпохи Возрождения, европейская литература эпохи Просвещения, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); рассматривать конкретное произведение в рамках единого историко-литературного процесса; определять и учитывать при анализе произведения его принадлежность к определенному литературному направлению;

 включать в рассуждение о произведении отзывы критиков и читателей-современников, творческий диалог художников;

 владеть теоретико-литературными понятиями и использовать их как инструмент для оформления своих критических, аналитических, интерпретационных высказываний;

 уметь критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении;

 выявлять в художественном произведении и различать позиции героев, повествователей, воспринимать литературное произведение как художественное высказывание автора, выявлять авторскую позицию и способы ее выражения, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии (осмысливать авторскую позицию в ее целостном выражении и в конкретных формах донесения ее до читателя: авторские отступления, ремарки, герои-резонеры, авторский курсив); характеризовать авторский пафос; уметь давать собственную интерпретацию произведению с учетом авторской позиции и неоднозначности художественных смыслов;

 сравнивать произведения и их фрагменты, сопоставлять образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы и проблемы, жанры, стили, приемы, микроэлементы текста (с выявлением общего и различного, аргументацией выводов);

 соотносить интерпретации произведений художественной литературы в других видах искусства с литературным первоисточником и давать им обоснованную оценку;

 владеть различными видами комментария к художественному тексту (историко-литературный, лексический, историко-культурный, историко-бытовой); а также собирать материал и делать сообщения о жизни и творчестве писателя;

 формулировать тезисы на основе собственного и чужого текста; использовать различные приемы моделирования и систематизации учебного материала в процессе обучения (составление разного типа планов; таблиц, схем); писать аннотацию к прочитанной книге;

 выполнять коллективные и индивидуальные проекты и исследования; уметь ставить проблему, собирать и обрабатывать (анализировать и систематизировать) информацию, необходимую для написания учебной, исследовательской работы и (или) создания проекта на заданную или самостоятельно определенную тему; использовать в процессе анализа произведений необходимую литературоведческую литературу, ссылаясь на источники;

 писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно произведение или несколько произведений одного писателя, произведения разных писателей), сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 250 слов); писать рецензии; редактировать собственные и чужие тексты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!