СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

МБОУ «СОШ № 11 МО « Ахтубинский район»

п. Верхний Баскунчак





Утверждено: Согласовано: Рассмотрено:

«__»_______________2019г. «__»__________2019г. на заседании МО

Директор МБОУ СОШ № 11 Зам. директора по УВР протокол № 1

МО « Ахтубинский район» ______Л. А. Воронина «__»_______2019г.

___________ Ж. Д. Утешева









Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»



Класс: 3 б Составила программу: Жунусова Э.А.









2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Программы «Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1— 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2017г. и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоциональ­но откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык худо­жественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздаю­щее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мыш­ление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетиче­ский опыт слушания произведений изящной словесности, воспи­тывать художественный вкус;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно фор­мировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в само­стоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.

Место учебного предмета в учебном плане

В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Планируемые результаты обучения

Личностные

Учащиеся научатся:

- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов,

- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

- формулировать учебную задачу урока в мини- группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

-составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

- анализировать причины успеха/неуспеха;

- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.

Учащиеся получат возможность научиться:

- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

-формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

- читать в соответствии с целью чтения;

- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока;

- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы; l проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

-предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия.

Учащиеся получат возможность научиться:

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

- сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описы-ваемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

-высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- понимать цель своего высказывания;

-участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты); l готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.).

Учащиеся получат возможность научиться:

- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- демонстрировать образец правильного ведения диалога;

- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

- находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;

- самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво,употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

-находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра;

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности

- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

-делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

- находить в произведениях средства художественной выразительности;

- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст , включающий элементы описания или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;

- пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

- пересказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

- писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

- находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

- определять позиции героев и позицию автора художественного текста.

Содержание учебного курса

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания.

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (7 ч)

Русские поэты XIX—XX вв. Стихотворения Ф. Тютчева, А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова.

Великие русские писатели (19 ч)

А.С. Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о царе Салтане…». И.А. Крылов. Басни, М.Ю. Лермонтов. Стихи, Л.Н. Толстой. Рассказы.

Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)

Стихотворения Н.А. Некрасова, К.Д. Бальмонта, И.А. Бунина.

Литературные сказки (6 ч)

Литературные сказки Д.Н. Мамина –Сибиряка, В.М. Гаршина, В.Ф. Одоевского

Были-небылицы (7 ч)

М. Горький. «Случай с Евсейкой». К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». А. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (4 ч)

Стихи о животных. С. Чёрный, Стихи А.А. Блока

Люби живое (11 ч)

Рассказы о животных М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. Белова, В. Бианки, Б. Житкова, В. Астафьева, В. Драгунского.

Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)

Стихотворения С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой.

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч)

Рассказы. Б. Шергин, А. Платонов, М. Зощенко, Юмористические рассказы Н. Носова.

По страницам детских журналов (6 ч)

Произведения из детских журналов. Л. Кассиль, Ю. Ермолаев, Г. Остер. Весёлые стихи. Р. Сеф.

Зарубежная литература (6 ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Учебно – методическое обеспечение программы

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1. Программы Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1— 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014 г.

2. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016 г.

3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс. – М.: Просвещение, 2017г.

Материально – техническое обеспечение программы

1. Интернет-ресурсы:

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru

  3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

  4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

  5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

2.Технические средства обучения:

  1. Ноутбук

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран проекционный



Тематическое планирование


Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Корректировка


Самое великое чудо на свете

4



1

Знакомство с названием раздела

1

3.09


2

Первопечатник Иван Федоров

1

4.09


3

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений

1

5.09



Устное народное творчество

14



4

Знакомство с названием раздела

1

10.09


5

Русские народные песни

1

11.09


6.

Докучные сказки

1

12.09


7,8

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2

17.09,

18.09


9,10

Сказка «Иван-царевич и Серый волк».

2

19.09,

24.09



11,12

Сказка «Сивка-бурка».

2

25.09,

26.09


13

КВН (Обобщение по разделу «Устное народное творчество»). Оценка достижений.

1

1.10



Поэтическая тетрадь 1

7



14

Как научиться читать стихи.

1

2.10


15

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

1

3.10


16

А.А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»

1

8.10


17

И.С Никитин «Полно, степь моя…»

1

9.10


18

И.С. Никитин « Встреча зимы».

1

10.10


19

И.З. Суриков «Зима».

1

15.10


20

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

1

16.10



Великие русские писатели

19



21

А.С. Пушкин - великий русский поэт.

1

17.10


22

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

1

22.10


23

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

1

23.10


24

А.С. Пушкин«Зимний вечер».

1

24.10


25-29

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

5

29,30.10,

12-14.11


30

И.А. Крылов

1

19.11


31

И.А. Крылов «Мартышка и очки»

1

20.11


32

И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1

21.11


33

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины»

1

26.11


34

М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень».

1

27.11


35

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

1

28.11


36

А.Н. Толстой « Прыжок».

1

3.12


37

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1

4.12


38

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве».

1

5.12


39

Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Оценка достижений.

1

10.12



Поэтическая тетрадь 2

5



40

Н.А. Некрасов «Славная осень!»

1

11.12


41

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

1

12.12


42

К.Д. Бальмонт «Золотое слово»

1

17.12


43

И.А. Бунин «Детство».

1

18.12


44

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений.

1

19.12



Литературные сказки

6



45,46

Д.И. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

2

24,25.12


47

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

26.12


49,50

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

2

14,15.01


51

Обобщение по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений.

1

16.01



Были-небылицы

7



52,53

М. Горький «Случай с Евсейкой».

2

21,22.01


54,55

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

2

23,28.01


56,57

А.И. Куприн «Слон».

2

29,30.01


58

Обобщение по разделу «Были-небылицы».

Оценка достижений.

1

4.02



Поэтическая тетрадь 1

4



59

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

1

5.02


60

Саша Черный «Воробей», «Слон»

1

6.02


61

А.А. Блок «Ветхая избушка», «Ворона», «Сны».

1

11.02


62

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

1

12.02



Люби живое

11+1



63

М.М. Пришвин «Моя Родина».

1

13.02


64

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

18.02


65

В.И. Белов «Малька провинилась».

1

19.02


66

В.И. Белов «Еще про Мальку».

1

20.02


67

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

25.02


68,69

Б.С. Житков «Про обезьянку».

2

26,27.02


70,71

В.П. Астафьев «Капалуха».

2

3,4.03


72

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1

5.03


73

Обобщение по разделу «Люби живое».

Оценка достижений.

1

10.03



Поэтическая тетрадь 2

5



75

С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»

1

11.03


76

А.Л. Барто «Разлука»

1

12.03


77

С.В. Михалков «Если»

1

17.03


78

Е.А. Благинина «Кукушка»

1+1

18.03,

19.03

07,08.04

79

Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2. Оценка достижений

1

20.03

09.04


Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12+1



80

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1+1

2.04,

7.04

14,15.04

81, 82

А.П. Платонов «Цветок на земле»

2

8.04,

9.04

16,21.04

83

А.П. Платонов «Еще мама»

1

14.04

22.04

84,85

М.М. Зощенко «Золотые слова»

2

15.04, 16.04

23,28.04

86,87

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

3

21.04, 22.04

29,30.04

88

Н.Н. Носов «Федина задача»

1

23.04

12.05

89

Н.Н. Носов «Телефон»

1

28.04

13.05

90

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Оценка достижений

1

29.04

14.05


По страницам детских журналов

6



91

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

30.04

16.05

92

Ю.И. Ермолаев «Проговорился».

1

6.05

18.05

93

Ю.И. Ермолаев«Воспитатели»

1

7.05

19.05

94

Г.Б.Остер «Вредные советы»

1

12.05

19.05

95

Р.Сеф «Веселые стихи».

1

13.05

20.05

96

Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений.

1

14.05

21.05


Зарубежная литература

6



97,98

Миф «Храбрый Персей».

2

19.05, 20.05


99-101

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

3

21.05, 26.05, 27.05


102

Обобщение по разделу «Зарубежная литература» Оценка достижений.

1

28.05










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!