Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2 имени академика К. А. Валиева города Мамадыш»
Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _______ / Петрова Г.Н./ Протокол № 1 от августа 2018 г.
| «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УР ______ / Никифорова Е. М./ «29» августа 2018 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш» __________С. М. Гимранов Приказ № ___ от «31» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ «Лицей №2 им. ак. К. А. Валиева г. Мамадыш»
по литературному чтению во 2Д классе
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Дехкановой Васили Шарифулловны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от «31 » августа 2018г.
2018 – 2019 учебный год
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД:
Лицейская | Учителя |
Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс в рамках реализации требований федерального государственного образовательного стандарта | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Роль и место дисциплины | Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы - одного из сложнейших видов искусства. Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В. Г. Горецким, Л.А.Виноградской, «Литературное чтение. 1 – 4 классы». |
.Адресат | Программа адресована обучающимся во 2 классе общеобразовательных школ по программе УМК «Перспектива» |
Соответствие ФГОС | Рабочая программа разработана на основе авторской программы начального общего образования. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л. А. Виноградская. М.: Просвещение. 2016. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. |
Нормативные документы | Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-2019 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию». Учебный план образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год. Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы). Федеральный закон от 29.12 .2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Основная образовательная программа начального общего образования Календарный учебный график МБОУ «Лицей № 2 г. Мамадыш» |
Требования к знаниям и умениям обучающихся на конец 2 класса | Должны: владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами при темпе чтения незнакомого текста- не меньше 50 слов в минуту; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя); передавать содержание прочитанного в виде подробного и выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций; устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением; составлять план к прочитанному (с помощью учителя); ориентироваться в учебной книге; практически различать художественные и научно-популярные тексты; наблюдать над стилистическими особенностями текстов; рассказывать-импровизировать на заданную тему; отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины природы. Воссоздавать на этой основе соответствующие словесные картины; развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений; приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием; познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями). |
Планируемые результаты | Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; использование знаково-символических средств представления информации о книгах; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находим, средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. |
Целевая установка | Цели обучения Программа направлена на достижение следующих целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю. Основные задачи: - развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, - учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление, - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление, - развивать поэтический слух, - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, - обогащать чувственный опыт ребёнка, - формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, - обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения. |
Описание места учебного предмета в учебном плане | Программа рассчитана для обучения на уровне начального общего (1-4) образования. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение учебного предмета «литературное чтение» во 2 классе отводится 102 часа. Рабочая программа предусматривает обучение в объёме 3 часа в неделю в течение 1 учебного года. |
12. Виды контроля | В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: самоконтроль — при введении нового материала, взаимоконтроль— в процессе его отработки, обучающий контроль— в системе обучающих самостоятельных работ, итоговый контроль— тест |
Педагогические технологии | • информационные технологии; • технологии личностно-ориентированного обучения; • проблемно-развивающие технологии; • игровые технологии; • презентация проектов и творческих работ; • групповая работа; |
Состав УМК | Учебник по литературному чтению для 2 класса, в 2-х частях, автор Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2016 год; Контрольно - измерительные материалы по литературному чтению 2 класс, изд-во "Вако" 2013, составитель С.В. Кутявина |
Материально-техническое обеспечение.
Интернет-ресурсы.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
3. Технические средства обучения
Персональный компьютер.
Содержание курса
| Тема раздела | Кол-во часов |
-
| Любите книгу | 6 |
-
| Краски осени | 8 |
-
| Мир народной сказки | 13 |
-
| Веселый хоровод | 7 |
-
| Мы-друзья | 7 |
-
| Здравствуй, матушка-зима! | 6 |
-
| Чудеса случаются | 12 |
-
| Весна, весна! И вес ей радо! | 8 |
-
| Мои самые близкие и дорогие | 7 |
-
| Люблю все живое | 14 |
-
| Жизнь дана на добрые дела | 14 |
Итого | 102 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Дата по плану | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание. |
| | | Любите книгу (6 часов) | |
1 | 1.09 | | Рассказы о любимых книгах. | |
2 | 4.09 | | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация | |
3 | 6.09 | | Любите книгу. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга – учитель… | |
4 | 8.09 | | Г. Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах. Рукописные книги Древней Руси | |
5 | 11.09 | | Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. Мои любимые художники-иллюстраторы | |
5 | 13.09 | | По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения | |
| | | Краски осени (8 часов) | |
7 | 15.09 | | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник. Осень в художественном произведении А. Пушкина, С. Аксакова и в произведениях живописи. | |
-
| 18.09 | | А. Майков. «Кроет уж лист золотой…». С. Есенин. Закружилась листва золотая… . Эпитет и сравнения – средства художественной выразительности, используемые в авторских текста | |
-
| 20.09 | | И. Токмакова. Опустел скворечник… Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения | |
-
| 22.09 | | Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе | |
-
| 25.09 | | По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С. Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л. Яхнин. Осень в лесу. Н. Сладков. Сентябрь | |
-
| 27.09 | | По следам семейного чтения. С.Образцов. Стеклянный пруд. Создание текста по аналогии | |
-
| 29.09 | | Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень» | |
-
| 2.10 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Н.Никитин «Встреча зимы». | |
| | | Мир народной сказки (13ч) | |
24 | 4.10 | | Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел | |
-
| 6.10 | | Русская народная сказка. Заячья избушка. Пересказ сказки по серии иллюстраций | |
-
| 9.10 | | Корякская сказка. Хитрая лиса. Сравнение героев сказок | |
-
| 11.10 | | Русская народная сказка. Зимовье зверей. Чтение сказки по ролям | |
-
| 13.10 | | Белорусская сказка. Пых. Сравнение сказок | |
-
| 16.10 | | Мы идём в библиотеку. Работа с тематическим каталогом | |
-
| 18.10 | | По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. Идэ. Главная мысль сказки | |
-
| 20.10 | | Семейное чтение. Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Анализ сказки по вопросам учебника | |
-
| 23.10 | | Нанайская сказка. Айога. Выразительное чтение диалога | |
-
| 25.10 | | Наш театр. Лиса и журавль. Инсценирование сказки | |
-
| 27.10 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | |
-
| 7.11 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Лиса – сказочный герой и животное | |
40 | 9.11 | | Контрольная работа по разделу «Народные сказки» | |
| | | Весёлый хоровод (7 часов) | |
41 | 11.11 | | Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод | |
-
| 14.11 | | Проект. Мы идём в музей народного творчества. | |
-
| 16.11 | | Мы идём в библиотеку. Устное народное творчество. Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши | |
-
| 18.11 | | Самостоятельное чтение. Стихи Д. Хармса «Весёлый старичок» «Небывальщина» | |
-
| 21.11 | | Семейное чтение. К. Чуковский. Путаница. Небылица | |
-
| 23.11 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | |
50 | 25.11 | | Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод» | |
| | | Мы – друзья (7 часов) | |
51 | 28.11 | | Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы и стихи о дружбе | |
-
| 30.11 | | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях и дружбе | |
-
| 2.12 | | Самостоятельное чтение. С. Михалков. Как друзья познаются. Главная мысль | |
-
| 5.12 | | Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Обсуждение проблемы «Как найти друзей» | |
-
| 7.12 | | Семейное чтение. А. Гайдар. Чук и Гек. Обсуждение проблемы рассказа на уроке и в семье | |
-
| 9.12 | | Наш театр. И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей. Инсценирование | |
60 | 12.12 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | |
| | | Здравствуй, Матушка Зима! (6 часов) | |
61 | 14.12 | | Вводный урок раздела «Здравствуй, Матушка Зима!». Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение | |
-
| 16.12 | | Проект. Готовимся к новогоднему празднику | |
-
| 19.12 | | С. Есенина. Берёза. Поёт зима, аукает… Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение | |
-
| 21.12 | | Праздник Рождества Христова. Саша Черный. Рождественское. К.Фофанов. Ещё те звёзды не погасли… Рассказ о празднике | |
-
| 23.12 | | А. Барто. Дело было в январе… Сказочное в лирическом стихотворении. С. Дрожжин. Улицей гуляет… Выразительное чтение | |
70 | 9.01 | | Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается… | |
| | | Чудеса случаются (12 часов) | |
71 | 11.01 | | Вводный урок раздела «Чудеса случаются». Освоение основных понятий раздела: литературная сказка | |
-
| 13.01 | | Мои любимые писатели . А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Герои сказки. Особенности литературной сказки | |
-
| 16.01 | | А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Чему учит сказка? | |
-
| 18.01 | | Д. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки. Выставка книг | |
-
| 20.01 | | Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик. Особенности литературной сказки. | |
-
| 23.01 | | Д. Мамин – Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок | |
-
| 25.01 | | Э. Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки | |
-
| 27.01 | | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки Г.Х.Андерсена | |
-
| 30.01 | | Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки | |
-
| 1.02 | | Семейное чтение. Л. Толстой. Два брата | |
-
| 3.02 | | Наш театр. К. Чуковский. Краденое солнце | |
86 | 6.02 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | |
| | | Весна, весна! И всё ей радо! (8 часов) | |
87 | 8.02 | | Вводный урок раздела «Весна, весна! И всё ей радо!». Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение | |
-
| 10.02 | | Весна в лирических стихотворениях И. Никитина, Тютчева, Т. Белозёрова и произведения живописи А. Куинджи. Сравнение произведений | |
-
| 13.02 | | Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Создание вопросов на основе прочитанных произведений | |
-
| 15.02 | | Мы идём в библиотеку. Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак.И. Токмакова. | |
-
| 17.02 | | Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна» | |
-
| 20.02 | | Наш театр. С. Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование | |
-
| 22.02 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | |
97 | 24.02 | | Контрольная работа по разделу «Весна, весна! И всё ей радо!» | |
| | | Мои самые близкие и дорогие (7 часов) | |
98 | 27.02 | | Вводный урок раздела «Мои самые близкие и дорогие». Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность | |
-
| 1.03 | | Стихи о маме и папе. Р. Рождественский. Ю. Энтин. Б. Заходер. Выразительное чтение | |
-
| 3.03 | | Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме | |
-
| 6.03 | | Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Разгром. Б. Заходер. Никто | |
-
| 10.03 | | Семейное чтение. Л. Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек | |
-
| 13.03 | | Наш театр. Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. Инсценирование | |
-
| 15.03 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Мои самые близкие и дорогие» | |
| | | Люблю всё живое (14 часов) | |
106 | 17.03 | | Вводный урок раздела «Люблю всё живое». Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание | |
-
| 29.03 | | Саша Чёрный. Жеребёнок. Авторское отношение к изображаемому | |
-
| 31.03 | | Г. Снегирёв. Отважный пингвинёнок. Поступки героев | |
-
| 3.04 | | М. Пришвин. Ребята и утята. Составление плана | |
-
| 5.04 | | Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов. Про зайца. Текст из энциклопедии. Заяц | |
-
| 7.04 | | Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов. С фотоаппаратом | |
-
| 10.04 | | Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки | |
-
| 12.04 | | Мои любимые писатели. В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка. Составление плана на основе опорных слов | |
-
| 14.04 | | Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок | |
-
| 17.04 | | Семейное чтение. В. Сухомлинский. Почему плачет синичка? | |
-
| 19.04 | | Г. Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? Постановка вопросов к тексту | |
-
| 21.04 | | Наш театр. В. Бианки. Лесной колобок-колючий бок. Инсценирование. | |
-
| 24.04 | | Шутки-минутки.В. Берестов. Заяц-барабанщик. Коза | |
21 | 26.04 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа. | |
| | | Жизнь дана на добрые дела (14 часов) | |
122 | 28.04 | | Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие | |
-
| 1.05 | | Какие дела самые важные. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах. Заголовок | |
-
| 3.05 | | Л. Яхнин. Пятое время года. Силачи. Заголовок | |
-
| 5.05 | | В. Осеева. Просто старушка. Смыл заголовка | |
-
| 8.05 | | Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. Не смей! | |
-
| 10.05 | | А. Гайдар. Совесть. Е. Григорьева. Во мне сидит два голоса… Соотнесение содержание рассказа, стихотворения с пословицей | |
-
| 12.05 | | Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме». | |
-
| 15.05 | | Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели Н.Носов | |
-
| 17.05 | | Самостоятельное чтение. Н. Носов. Затейники. Подбор заголовка | |
-
| 19.05 | | Н. Носов. Фантазёры.Чтение по ролям | |
-
| 22.05 | | Итоговая контрольная работа | |
-
| 24.05 | | Семейное чтение. И. Крылов. Лебедь, рак и щука. Смысл басни | |
-
| 26.05 | | Наш театр. С. Михалков. Не стоит благодарности | |
-
| 29.05 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | |
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета
Критерии оценок:
В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:
Способ чтения: чтение целыми словами.
Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
Выразительное чтение текста;
Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
Выразительное чтение наизусть;
Составление простого плана;
Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
Работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены , перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.
Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного.Во 2 классе в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.
Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
Приложение
На уроках литературного чтения учащимся предлагаются такие проекты:
Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод» после изучения раздела «Весёлый хоровод».
Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается… после изучения раздела «Здравствуй, Матушка Зима!»
Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов. С фотоаппаратом при изучении раздела «Люблю всё живое».
Метод проектов можно использовать на одном-двух уроках — мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
При организации мини-проекта на уроке следует использовать групповую форму работы.
Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из этапов:
Организационный момент (тема проекта, цель)
Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.
Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме.
Физкультминутка.
Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.
Презентация готового продукта проектной деятельности.
Рефлексия.
Домашнее задание (обычно творческого характера)
Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению.
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
2 класс
Ветер и Солнце
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
(164 слова) (К. Д. Ушинский)
Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей произведения.
а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.
2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.
3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?
а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.
4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.
а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.
5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.
a) Ехал всё дальше и дальше;
б) крепче закутывался;
в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду;
д) подвязался поясом.
6. Восстанови последовательность действий Солнца.
а) Выглянуло;
б) улыбнулось;
в) осушило;
г) обогрело.
7. Выпиши из текста определения, данные автором Ветру.
______________________________________________________________________________________________________
8. Дай свою характеристику Солнцу.
______________________________________________________________________________________________________
9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.
10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.
Правильные ответы к заданиям
| А | Б | В | Г | Д |
1 | + | | | | |
2 | | | + | | |
3 | | + | | | |
4 | | + | | | |
5 | 3 | 1 | 4 | 2 | 5 |
6 | 2 | 1 | 4 | 3 | |
7 | Сердитый, северный |
8 | Ласковое, доброе, могущественное |
9 | Последние 9 слов |
10 | Сказка |