МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
«Утверждаю»
Директор школы № 7
Очирова С.Х. _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Класс - 2 Б Количество часов в год – 102
Учитель: Монходоева Л.С. Категория – 1 Стаж работы –38 лет
Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, примерной программы для начальной школы по литературному чтению , в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецким, Л.А. Виноградской «Литературное чтение» и учебно-методической литературой.
Рабочая программа обсуждена на заседании МЦ «Детство» «___» сентября 2019 года Рук.центра: Нечаева Л.В. | Одобрена МС «____» сентября 2019 года Зам.директора по НМР:Гармаева Л.А. Зам.директора по УВР: Касторнова Е.Ф. |
I.Планируемые результаты
Цели курса:
-Совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя, приобретение умения работать с разными видами информации;
-Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
-Обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-этическое отношение человека к людям и окружающему миру;
-Введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающих читателей интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Задачи курса:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к книге;
Помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
Воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.
Литературное чтение как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно – речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
стремление к успешной учебной деятельности;
умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Метапредметные результаты
Регулятивные умения:
ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
умения работать в соответствии с заявленным планом;
умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Познавательные умения:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микро темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микро темы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные умения:
задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
под руководством учителя определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
характеризовать героя произведения под руководством учителя (Кто он? Какой он?);
делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
Сравнивать прозаический и поэтический текст;
Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
читать текст про себя и понимать прочитанное;
самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
II. Содержание учебного материала
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
( ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно – речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать виды речевой деятельности в разных ситуациях общения).
(предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений: деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умение кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами; а также решение коммуникативно-речевых задач).
(нацелен на развитие художественно-этической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы).
(определяет содержание и выбор книг для чтения: отечественных и зарубежных классиков, произведения литературы современных писателей России и других стран, произведения устного народного творчества)
Содержание курса
№п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Любите книгу | 6 |
2 | Краски осени | 8 |
3 | Мир народной сказки | 13 |
4 | Веселый хоровод | 7 |
5 | Мы-друзья | 7 |
6 | Здравствуй, матушка-зима! | 6 |
7 | Чудеса случаются | 12 |
8 | Весна, весна! И вес ей радо! | 8 |
9 | Мои самые близкие и дорогие | 7 |
10 | Люблю все живое | 14 |
11 | Жизнь дана на добрые дела | 14 |
Итого | 102 |
III.Тематическое планирование по литературному чтению (102ч)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Любите книгу (6 часов)Рассказы о любимых книгах. | 6-1 |
2 | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация | 1 |
3 | Любите книгу. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга – учитель… | 1 |
4 | Г. Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге.М. Горький о книгах. Рукописные книги Древней Руси | 1 |
5 | Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. Мои любимые художники-иллюстраторы | 1 |
6 | По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения | 1 |
7 | Краски осени (8 часов)Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник. Осень в художественном произведении А. Пушкина,С. Аксакова и в произведениях живописи. | 8-1 |
8 | А. Майков. «Кроет уж лист золотой…». С. Есенин. Закружилась листва золотая… . Эпитет и сравнения – средства художественной выразительности, используемые в авторских текста | 1 |
9 | И. Токмакова. Опустел скворечник… Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения | 1 |
10 | Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе | 1 |
11 | По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С. Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л. Яхнин. Осень в лесу. Н. Сладков. Сентябрь | 1 |
12 | По следам семейного чтения. С.Образцов. Стеклянный пруд. Создание текста по аналогии | 1 |
13 | Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень» | 1 |
14 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Н.Никитин «Встреча зимы». | 1 |
15 | Мир народной сказки (13ч)Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел | 13-1 |
16 | Русская народная сказка. Заячья избушка. Пересказ сказки по серии иллюстраций | 1 |
17 | Корякская сказка. Хитрая лиса. Сравнение героев сказок | 1 |
18 | Русская народная сказка. Зимовье зверей. Чтение сказки по ролям | 1 |
19 | Белорусская сказка. Пых. Сравнение сказок | 1 |
20 | Мы идём в библиотеку. Работа с тематическим каталогом | 1 |
21 | По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. Идэ. Главная мысль сказки | 1 |
22 | Семейное чтение. Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Анализ сказки по вопросам учебника | 1 |
23 | Нанайская сказка. Айога. Выразительное чтение диалога | 1 |
24 | Наш театр. Лиса и журавль. Инсценирование сказки | 1 |
25 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 |
26 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Лиса – сказочный герой и животное | 1 |
27 | Контрольная работа по разделу «Народные сказки» | 1 |
28 | Весёлый хоровод (7 часов)Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод | 7-1 |
29 | Проект. Мы идём в музей народного творчества. | 1 |
30 | Мы идём в библиотеку. Устное народное творчество. Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши | 1 |
31 | Самостоятельное чтение. Стихи Д. Хармса «Весёлый старичок» «Небывальщина» | 1 |
32 | Семейное чтение. К. Чуковский. Путаница. Небылица | 1 |
33 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 |
34 | Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод» | 1 |
35 | Мы – друзья (7 часов)Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы и стихи о дружбе | 7-1 |
36 | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях и дружбе | 1 |
37 | Самостоятельное чтение. С. Михалков. Как друзья познаются. Главная мысль | 1 |
38 | Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Обсуждение проблемы «Как найти друзей» | 1 |
39 | Семейное чтение. А. Гайдар. Чук и Гек. Обсуждение проблемы рассказа на уроке и в семье | 1 |
40 | Наш театр. И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей. Инсценирование | 1 |
41 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 |
42 | Здравствуй, Матушка Зима! (6 часов)Вводный урок раздела «Здравствуй, Матушка Зима!». Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение | 6-1 |
43 | Проект. Готовимся к новогоднему празднику | 1 |
44 | С. Есенина. Берёза. Поёт зима, аукает… Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение | 1 |
45 | Праздник Рождества Христова. Саша Черный. Рождественское.К.Фофанов. Ещё те звёзды не погасли… Рассказ о празднике | 1 |
46 | А. Барто. Дело было в январе… Сказочное в лирическом стихотворении. С. Дрожжин. Улицей гуляет… Выразительное чтение | 1 |
47 | Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается… | 1 |
48 | Чудеса случаются (12 часов)Вводный урок раздела «Чудеса случаются». Освоение основных понятий раздела: литературная сказка | 12-1 |
49 | Мои любимые писатели . А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Герои сказки. Особенности литературной сказки | 1 |
50 | А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Чему учит сказка? | 1 |
51 | Д. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки. Выставка книг | 1 |
52 | Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик. Особенности литературной сказки. | 1 |
53 | Д. Мамин – Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок | 1 |
54 | Э. Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки | 1 |
55 | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки Г.Х.Андерсена | 1 |
56 | Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки | 1 |
57 | Семейное чтение. Л. Толстой. Два брата | 1 |
58 | Наш театр. К. Чуковский. Краденое солнце | 1 |
59 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 |
60 | Весна, весна! И всё ей радо! (8 часов)Вводный урок раздела «Весна, весна! И всё ей радо!». Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение | 8-1 |
61 | Весна в лирических стихотворениях И. Никитина, Тютчева,Т. Белозёрова и произведения живописи А. Куинджи. Сравнение произведений | 1 |
62 | Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Создание вопросов на основе прочитанных произведений | 1 |
63 | Мы идём в библиотеку. Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак.И. Токмакова. | 1 |
64 | Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна» | 1 |
65 | Наш театр. С. Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование | 1 |
66 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 |
67 | Контрольная работа по разделу «Весна, весна! И всё ей радо!» | 1 |
68 | Мои самые близкие и дорогие (7 часов)Вводный урок раздела «Мои самые близкие и дорогие». Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность | 7-1 |
69 | Стихи о маме и папе. Р. Рождественский. Ю. Энтин.Б. Заходер. Выразительное чтение | 1 |
70 | Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме | 1 |
71 | Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Разгром. Б. Заходер. Никто | 1 |
72 | Семейное чтение. Л. Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек | 1 |
73 | Наш театр. Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. Инсценирование | 1 |
74 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Мои самые близкие и дорогие» | 1 |
75 | Люблю всё живое (14 часов)Вводный урок раздела «Люблю всё живое». Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание | 14-1 |
76 | Саша Чёрный. Жеребёнок. Авторское отношение к изображаемому | 1 |
77 | Г. Снегирёв. Отважный пингвинёнок. Поступки героев | 1 |
78 | М. Пришвин. Ребята и утята. Составление плана | 1 |
79 | Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов. Про зайца. Текст из энциклопедии. Заяц | 1 |
80 | Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов. С фотоаппаратом | 1 |
81 | Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки | 1 |
82 | Мои любимые писатели. В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка. Составление плана на основе опорных слов | 1 |
83 | Самостоятельное чтение. Маленькие рассказыН. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок | 1 |
84 | Семейное чтение. В. Сухомлинский. Почему плачет синичка? | 1 |
85 | Г. Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? Постановка вопросов к тексту | 1 |
86 | Наш театр. В. Бианки. Лесной колобок-колючий бок. Инсценирование. | 1 |
87 | Шутки-минутки.В. Берестов. Заяц-барабанщик. Коза | 1 |
88 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа. | 1 |
89 | Жизнь дана на добрые дела (14 часов)Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие | 14-1 |
90 | Какие дела самые важные. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах. Заголовок | 1 |
91 | Л. Яхнин. Пятое время года. Силачи. Заголовок | 1 |
92 | В. Осеева. Просто старушка. Смыл заголовка | 1 |
93 | Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. Не смей! | 1 |
94 | А. Гайдар. Совесть. Е. Григорьева. Во мне сидит два голоса… Соотнесение содержание рассказа, стихотворения с пословицей | 1 |
95 | Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме». | 1 |
96 | Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели Н.Носов | 1 |
97 | Самостоятельное чтение. Н. Носов. Затейники. Подбор заголовка | 1 |
98 | Н. Носов. Фантазёры.Чтение по ролям | 1 |
99 | Итоговая контрольная работа | 1 |
100 | Семейное чтение. И. Крылов. Лебедь, рак и щука. Смысл басни | 1 |
101 | Наш театр. С. Михалков. Не стоит благодарности | 1 |
102 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 |