СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

Пояснительная записка

          Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений по литературному чтению (Программа «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова; Москва;«Просвещение»; 2011 г.).

Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. программой курса «Литературное чтение» , авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2010 г.  к УМК «Школа России».


Место учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 102 часа в год, 3 часа в неделю (при 34 учебных неделях).


Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.



СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Самое великое чудо на свете (2ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (9ч)

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.

Поэтическая тетрадь 1 (9ч)

Русские поэты 19-20 века.  Ф.И.Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.

И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы».

Заголовок стихотворения.

И.З. Суриков. «Дество», «Зима». Сравнение.

Великие  русские писатели (17ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина  к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.

К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выраз-ное чтение стих-ний. Создание словесных картин.

Литературные сказки (7ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк  «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки.  Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Были-небылицы (7ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.

А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)

Саша Чёрный. Стихи о животных.

А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Люби живое ( 11 ч)

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения.  Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.

В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.

А.Л.Барто «Разлука». «В театре».

С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок»

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.

Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмор-кого рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

По страницам детских журналов ( 6 ч)

«Мурзилка»  и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.

Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

Зарубежная литература ( 6 ч )

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.        


Учебно-тематический план

Наименование раздела

Часы

1


Введение. Знакомство с учебником.Самое великое чудо на свете

2


2

Устное народное творчество

9

4

Поэтическая тетрадь 1

9

5

Великие русские писатели

17

6

Поэтическая тетрадь 2

5

7

Литературные сказки

7

8

Были – небылицы

7

9

Поэтическая тетрадь 1

5

10

Люби живое

11

11

Поэтическая тетрадь 2

6

12

Соберёшь по ягодке – наберёшь кузовок

12

13

По страницам детских журналов

6

14

Зарубежная литература

6


ИТОГО

102ч.





Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение» 3 класс.

«Школа России» - 102 часА, 3 часа в неделю



Тема

Дата

Кол-во

часов


Домашнее задание

план

факт

Самое великое чудо на свете (2ч)

1

Знакомство с учебником.Рукописные книги древней Руси.



1

Стр. 6-7,выразит. чтение

2

Первопечатник Иван Фёдоров.



1

Стр.10-12,выразит.чтение

Устное народное творчество (9 ч)

3

Русские народные песни.Докучные сказки.



1

Стр.14-19,выразит.чтение

4

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.



1

Стр.20-21,

5-6

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»



2

Стр.22-26, выразит.чтение,пересказ

7-8

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».



2

Стр.28-38, выразит.чтение,пересказ

9-10

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».



2

Стр.40 -49, выразит.чтение,пересказ

11

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»



1

Стр.51-58,ответы на вопросы раздела

Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)

12

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смолен­ского.



1

Стр.60-61,подготовить проект

13

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».



1

Стр.62,чтение наизусть

14

Ф. И. Тютчев «Листья».Сочинение — миниатюра «О чём рас­скажут осенние листья».



1


15

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...»



1

Стр.64,чтение наизусть

16-17

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно ...» «Встреча зимы».



2

Стр.66-69,выразит.чтение

18-19

И. 3. Суриков «Детство». «Зима».



2

Стр.72-77,чтение наизусть

20

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь1»



1

Стр.78-80,отв.на вопросы

Великие русские писатели (17 ч)

21

А.С. Пушкин. Стихотворения.



1

Стр.85-87,наизусть

22

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».



1

Стр.88-89,чтение наизусть

23

А. С. Пушкин. «Зимний вечер».



1

Стр.90-91, чтение наизусть

24-26

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».



3

Стр.92-128,выр.чтение, пересказ

27

Басни И. А. Крылова. «Мартышка и очки».



1

Стр.134-135,выр.чтение

28

Басни И. А. Крылова. «Зеркало и обезьяна».



1

Стр.136,чтение в лицах

29

Басни И. А. Крылова. «Ворона и Лисица»



1

Стр.137-138,наизусть

30

М. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»



1

Стр.144,выр.чтение

31

М. Лермонтов. «Утес», «Осень».



1

Стр.146-147,наизусть

32

Детство Л. Н. Толстого. Из вос­поминаний писателя.



1

Стр.150-151,выр.чтение

33

Л.Толстой. «Акула».



1

Стр.152-155,пересказ

34

Л.Толстой. «Прыжок».



1

Стр.156-159,пересказ

35

Толстой Л.Н. «Лев и собачка» (быль).



1

Стр.160-161,пересказ

36

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря ? » Сравнение текстов.



1

Стр.162-163,отв.на вопрос

37

Литературный праздник (обобщение по разделу «Великие русские писатели»).



1

Стр.164-166,вопросы

Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)

38

Н. А. Некрасов. «Славная осень!...», «Не ветер бушует над морем…»



1

Стр.168-170,наизусть

39

Н. А. Некрасов. «Де­душка Мазай и зайцы».



1

Стр.170-172.выр.чтение

40

К. Д. Бальмонт «Золотое слово».



1

Стр.173,выр.чтение

41

Выразительное чтение стихотворений И. А. Бунина.



1

Стр.174-177,выр.чтение

42

Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь – 2».



1

Стр.178,отв. на вопросы

Литературные сказки (7 ч)

43

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к Алёнушкиным сказкам». «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост».



1

Стр.182-187,пересказ

44-45

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».



2

Стр.188-195,пересказ

46-47

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».



2

Стр.196-207,пересказ

48

Проверка техники чтения



1

Стр.209-211,вопросы

49

КВН «Литературные сказки»



1

Стр.212-213,вопросы

Были-небылицы (7 ч)

50-51

Знакомство с названием раздела «Были- небылицы» .



2

Стр.4-11,отв.на вопр.


М. Горький «Случай с Евсейкой».




52-53

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».



2

Стр.12-24,краткий пересказ

54-55

А. И. Куприн «Слон».



2

Стр.25-40,чтение в лицах

56

Урок-путешествие по разделу «Были- небылицы»



1

Стр.42-44,вопросы 1-8

Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)

57

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1». С.Черный «Что ты тискаешь утенка?..»



1

Стр.46,наизусть

58

Саша Чёрный. «Воробей, «Слон».



1

Стр.46-49,выр. чтение

59

А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».



1

Стр.50-51,наизусть

60

С. А. Есенин «Черёмуха».



1

Стр.55,наизусть

61

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь- 1».



1

Повторение изучен.

Люби живое (11 ч)

62

Знакомство с названием раздела «Люби живое».



1

Стр.58-59,отв.на вопр.

М. Пришвин «Моя родина». Заголовок – «входная дверь».

63-64

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».



2

Стр.60-67,пересказ

65

В. И. Бе­лов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».



1

Стр.68-72,отв.на вопр.

66-67

В. Бианки «Мышонок Пик».



2

Стр.73-82, пересказ

68-69

Б. С. Житков «Про обезьянку».



2

Стр.83-97,чтение в лицах

70

В. П. Астафьев «Капалуха».



1

Стр.98-101,отв.на вопр.

71

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».



1

Стр.102-106,пересказ

72

Обобщение по разделу « Люби живое».


1

Стр.106-108,отв.на вопр.

Поэтическая тетрадь 2 (6ч)

73

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2».



1

Стр.110-111,выр.чтение

С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над роси­стой поляной...»

74

А. Л. Барто «Разлука». «В театре».



1

Стр.112-115, выр.чтение

75

С. В. Михалков «Если».



1

Стр.116-117,выр.чтение

76

А. Благинина «Кукушка». «Котёнок».



1

Стр.119,наизусть

77

Проект о времени года



1

Стр.120.подготов.проект

78

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».



1

Стр.122,ответы на вопросы

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)

79

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».



1

Стр.124-128, отв. на вопр.

80-81

А. П. Платонов «Цветок на земле».



2

Стр.129-135, чт.по ролям

82-83

А. П. Платонов «Ещё мама».



2

Стр.137-143, чт.по ролям

84-85

М. М. Зощенко «Золотые слова».



2

Стр.144-153,пересказ

86-87

М. М. Зощенко «Великие путе­шественники».



2

Стр.154-163,отв.на вопр.

88

Н. Н. Носов «Федина задача».



1

Стр.164-169,отв. на вопр.

89

Н. Н. Носов «Телефон».



1

Стр.170-172, чт.по ролям

90

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке- наберешь..».



1


По страницам детских журналов (6 ч)

91

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».



1

Стр.175-178,пересказ

92

Ю. Ермолаев «Проговорился».



1

Стр.179-181,отв. на вопр.

93

Ю. Ермолаев «Воспитатели».



1

Стр.181-183,чтен по ролям

94

Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются ле­генды».



1

Стр.184-186.пересказ

95

Р. Сеф «Весёлые стихи».



1

Стр.186-188,выр.чтение

96

Обобщение по разделу.



1

Стр.188,отв.на вопр.

Зарубежная литература (6 ч)

97-98

Мифы Древней Греции.»Храбрый Персей»



2

Стр.190-199,пересказ

99-101

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».



3

Стр.200-214,пересказ

102

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».



1

Повторение изученного








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!