Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, образовательной программы основного начального образования МБОУ СОШ №3 и авторской программы В.Г. Горецкий.
В учебном плане МБОУ СОШ №3 на 2017-2018учебный год отведено на изучение предмета 132 часов (4 часов в неделю).
Методы работы: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация, видеометоды.
Промежуточная аттестация будет проведена в форме проверки техники чтения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные результаты
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта
Содержание учебного предмета
Цели:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
Задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Блок «Обучение чтению»
Добукварный период (9 часов)
Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги. Правила поведения на уроке. Правила работы с учебной книгой.
Речь устная и письменная. Пословицы и поговорки об учении. Предложение.
Слово и предложение. Выделение слов из предложения. Различение слова и обозначаемого им предмета. Пословицы о труде и трудолюбии.
Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Дикие и домашние животные. Забота о животных. Ударение. Звуки в окружающем мире и в речи. Звуковой анализ слова. Гласные и согласные звуки, их особенности. Повторение и обобщение пройденного материала. Слого – звуковой анализ слов. Работа со схемами- моделями. Любимые сказки.
Гласные звуки и буквы, которые они обозначаю.
Букварный период (63 часов)
Гласные звуки и буквы, которые они обозначаю.
Согласные звуки и буквы, которые обозначают звуки. Твердость и мягкость согласных звуков. Чтение прямого слога. Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Чтение предложений. Чтение предложений и короткого текста. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников.
Чтение предложений с интонацией в соответствии со знаками препинания.
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Чтение слов с новой буквой, предложений и текстов.
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Послебукварный период (20 часов)
Главная мысль текста. Пословицы, поговорки о Родине. Наблюдение за словом. Поучительные рассказы для детей. Инсценирование стихотворения. Пересказ текста. Приёмы заучивания стихотворений. Стихи и рассказы русских поэтов и писателей. Сравнение стихотворений и рассказов.
Блок «Литературное чтение»
Вводный урок (1 час)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Жили – были буквы (7 часов)
Знакомство с названием раздела. Тема стихотворения. Заголовок. Герои.
Литературные сказки. Главная мысль. Характер героя. Тема стихотворения.
Высказывания из старинных книг. Весёлые стихи про буквы. Скороговорки.
Сказки, загадки, небылицы (8 часов)
Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме. Народная сказка. Сравнение народной сказки и литературной. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои. Настроение. Сравнение песенок. Потешки. Сказки из старинных книг. Главная мысль сказки. Пословицы к сказке. Скороговорки.
Апрель, апрель. Звенит капель (5 часов)
Знакомство с названием раздела. Выставка книг. Лирические стихотворения Средства художественной выразительности.
Стихотворения из старинных книг. Пословицы.
И в шутку и в серьёз (6 часов)
Знакомство с названием раздела. Выставка книг.
Весёлые стихи для детей. Юмористические рассказы.
Весёлые стихи для детей.
Я и мои друзья (5 часов)
Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме. Рассказы для детей.
Тема. Главная мысль. Заголовок. Герои. Сравнение рассказа и стихотворения.
Стихотворения. Тема. Главная мысль. Заголовок. Герои. Нравственно – этические представления.
О братьях наших меньших (7 часов)
Сравнение художественного и научно – популярного текстов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Вид контроля | Дата |
План | Факт |
Добукварный период (9 часов) |
1 | «Азбука» – первая учебная книга. | | | |
2 | Речь устная и письменная. | | | |
3 | Предложение. | | | |
4 | Слово и предложение. | | | |
5 | Слог. Ударение. | | | |
6 | Ударный слог. | | | |
7 | Звуки в окружающем мире и в речи. | | | |
8 | Слог-слияние. Звуки в словах. | | | |
9 | Повторение и обобщение пройденного материала. | | | |
Букварный период (63 часа) |
10 | Гласный звук [а], буквы А, а. | | | |
11 | Гласный звук [о], буквы О, о. | | | |
12 | Гласный звук [и], буквы И, и. | | | |
13 | Гласный звук [ы], буква ы. | | | |
14 | Гласный звук [у], буквы У, у. | | | |
15 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | | | |
16 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | | | |
17 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | | | |
18 | Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т. | | | |
19 | Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т. | | | |
20 | Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л. | | | |
21 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | | | |
22 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | | | |
23 | Гласные буквы Е, е. | | | |
24 | Гласные буквы Е, е. | | | |
25 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п | | | |
26 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | | | |
27 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | | | |
28 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | | | |
29 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | | | |
30 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | | | |
31 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | | | |
32 | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | | | |
33 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | | | |
34 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | | | |
35 | Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | | | |
36 | Сопоставление слогов и слов с изученными буквами | | | |
37 | Гласные буквы Я, я. | | | |
38 | Гласные буквы Я, я. | | | |
39 | Гласные буквы Я, я. | | | |
40 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. | | | |
41 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | | | |
42 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | | | |
43 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | | | |
44 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | | | |
45 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | | | |
46 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | | | |
47 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | | | |
48 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | | | |
49 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | | | |
50 | Гласные буквы Ё, ё. | | | |
51 | Гласные буквы Ё, ё. | | | |
52 | Звук [j’], буквы Й, й. | | | |
53 | Звук [j’], буквы Й, й. | | | |
54 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | | | |
55 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | | | |
56 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | | | |
57 | Гласные буквы Ю, ю. | | | |
58 | Гласные буквы Ю, ю. | | | |
59 | Гласные буквы Ю, ю. | | | |
60 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | | | |
61 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | | | |
62 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | | | |
63 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | | | |
64 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | | |
65 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | | | |
66 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | | | |
67 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | | | |
68 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | | | |
69 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | | | |
70 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | | | |
71 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | | | |
72 | Русский алфавит. | | | |
Послебукварный период (20 часов) |
73 | Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям. | | | |
74 | Одна у человека мать – одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество». | | | |
75 | История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». | | | |
76 | В. Крупин «Первый букварь». | | | |
77 | А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг. | | | |
78 | Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка. | | | |
79 | К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей. | | | |
80 | К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей. | | | |
81 | К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица». | | | |
82 | В.В. Бианки «Первая охота». | | | |
83 | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». | | | |
84 | М.М. Пришвин «Предмайское утро». | | | |
85 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. | | | |
86 | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». | | | |
87 | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». | | | |
88 | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». | | | |
89 | Проект «Живая Азбука». | | | |
90 | Проект «Живая Азбука». | | | |
91-92 | Наши достижения. | | | |
Блок «Литературное чтение» |
93 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | | | |
Жили-были буквы (7 часов) |
94 | Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. | | | |
95 | Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. | | | |
96 | Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. | | | |
97 | Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. | | | |
98 | Творческая работа: волшебные превращения. | | | |
99 | Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок». | | | |
100 | Конкурс чтецов. | | | |
Сказки, загадки, небылицы (8 часов) |
101 | Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». | | | |
102 | Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. | | | |
103 | Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. | | | |
104 | Потешки. Герои потешки. | | | |
105 | Небылицы. Сочинение небылиц. | | | |
106 | Сказки А.С. Пушкина. | | | |
107 | Русская народная сказка «Петух и собака». | | | |
108 | Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Оценка планируемых достижений. | | | |
Апрель, апрель. 3венит капель! (5 часов) |
109 | Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева,Т. Белозёрова, С. Маршака. | | | |
110 | Литературная загадка. Сочинение загадок. | | | |
111 | Проект «Составляем сборник загадок». | | | |
112 | Чтение стихотворений наизусть. | | | |
113 | Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. Оценка планируемых достижений. | | | |
114 | Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова. | | | |
115 | Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой. | | | |
116 | Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева. | | | |
117 | Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, К. Чуковского, И. Пивоварова,О. Григорьева, Т. Собакина. | | | |
118 | Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского. | | | |
119 | Промежуточная аттестация | | | |
Я и мои друзья (6 часов) |
120 | Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. | | | |
121 | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | | | |
122 | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима. | | | |
123 | Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. | | | |
124 | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Я. Акима, Ю. Энтина. | | | |
125 | Оценка достижений. | | | |
О братьях наших меньших (7 часов) |
126 | Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. | | | |
127 | Рассказы В. Осеевой. | | | |
128 | Стихи о животных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского | | | |
129 | Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова. | | | |
130 | Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова. | | | |
131 | Оценка достижений. | | | |
132 | Итоговое занятие. | | | |