Планируемые результаты
Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин-формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта
Планируемые результаты освоения учебного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К окончанию 4 класса будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; выстраивание индивидуальных маршрутов для достижения образовательных
целей;
• мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нрав-
ственную, эстетическую, историческую ценность;
• первоначальные представления о нравственных понятиях (тщеславие; гнев, самообладание; поступок, подвиг), отражённых в литературных произведениях;
• умение отвечать на вопросы: «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?», «Всякого ли героя можно назвать героем?»;
• осознание ответственности человека за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны;
• способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев; способность адекватно оценить работу товарища, одноклассника.
Учащиеся получат возможность научиться:
• эмпатии как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, выражающимся в поступках.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные УУД
Учащиеся научатся:
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
• использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• пользоваться справочником и энциклопедией.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и интернет-ресурсов;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
• участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами;
• готовить самостоятельно проекты;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Учащиеся получат возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
• адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского
опыта, поиск аргументов);
• осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;
• составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе;
• сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности;
• сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
• сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине.
Учащиеся получат возможность научиться:
• воспринимать литературу как искусство;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста.
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
• ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;
• составлять самостоятельно краткую аннотацию;
• писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу;
• самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в библиотечном пространстве; пользоваться интернет-каталогом для поиска необходимой литературы.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
• различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из них;
• сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;
• сравнивать былину и сказочный текст;
• сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
• определять ритм стихотворения;
• сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2—3 особенности текста;
• создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• использовать в речи литературоведческие понятия.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
• создавать свой собственный текст.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям.
Формы, методы, средства работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами и детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы.
Психолого-педагогическое обеспечение:
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
использование специфических средств обучения, современных коррекционных технологий;
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Методы, способы, приемыработы:
проявление терпения, сочувствия и гуманности;
использование обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка;
педагогические игры;
развивающие упражнения;
использование внеурочной деятельности;
включение в доступные интеллектуальные и творческие соревнования, проектно – исследовательскую деятельность;
использование систематической индивидуальной медико – психолого – педагогической помощи.
Средства обучения:
печатные (учебники и учебные пособия, рабочие тетради и т.д.);
электронные образовательные ресурсы ( сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
наглядные плоскостные (плакаты, магнитные доски).
Содержание программы (136 часов)
Вводный урок по курсу литературного чтения.(1ч)
Былины. Летописи. Жития (11 ч)
О былинах.«Ильины три поездочки».Летописи.Жития.«И повесил Олег щит свой па вратах Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (22 ч)
П.П.Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...»,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю.
Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (12ч)
Ф.И.Тютчев.«Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А.
Фет.«Весенний дождь», «Бабочка»;Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н.Плещеев.«Дети и птичка»; И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;Н.А.Некрасов.«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;И.А.Бунин.«Листопад».
Литературные сказки (16 ч)
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»;П.П.Бажов. «Серебряное копытце»;С.Т.
Аксаков.«Аленькийцветочек»;В.М.Гаршин.«Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час (9 ч)
Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства ( 8ч )
Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;
М.М.Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь ( 5ч )
В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. Н. Цветаева.«Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (12 ч)Д.Н.Мамин-Сибиряк.«Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.Пришвин. «Выскочка»;К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы» Е.И.Чарушин.
«Кабан»; В.П.Астафьев.«Стрижонок Скрип»
Поэтическая тетрадь ( 8 ч )
Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»;Н.М.Рубцов.«Сентябрь»;С.А.Есенин.«Лебедушка».
Родина (8 ч)
И.С.Никитин «Русь»; С.Д.Дрожжин.«Родине»;А.В.Жигулин. «О,Родина! В неярком блеске...»;Б.А.Слуцкий.«Лошади в океане».
Страна «Фантазия» (7 ч)
Е.С.Велтистов.«Приключения Электроника».К.Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (17 ч)
Дж.Свифт.«ПутешествиеГулливера»;Г.X.Андерсен «Русалочка»;М.Твен «Приключения Тома Сойера»; С.Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»
Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение»
4 класс
(вариант 4ч. в неделю: 34 учебных недели – 136 ч.)
№ п/п | Кол – во часов | Тема |
I.«Вводный урок по курсу литературного чтения» (1 ч.) |
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. |
II.«Летописи, былины, жития» (11ч.) |
2 | 1 | Летописи. «И повесил Олег щит на вратах Царьграда». |
3 | 1 | Особенности летописи как исторического произведения. |
4 | 1 | Летопись «И вспомнил Олег коня своего». |
5 | 1 | Знакомство с произведением А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». |
6 | 1 | Былина и её герои. Особенности былины как жанра. |
7 | 1 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» |
8 | 1 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. |
9 | 1 | Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского». |
10 | 1 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. |
11 | 1 | Проект «Создание календаря исторических событий». |
12 | 1 | Оценка достижений. |
III.«Чудесный мир классики» (22 ч) |
13 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов «Конек-Горбунок». |
14 | 1 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. |
15 | 1 | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк - Горбунок». |
16 | 1 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Уныла пора! Очей очарованье». |
17 | 1 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча». |
16 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». |
19 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои пушкинской сказки. |
20 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки. |
21 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Составление плана сказки. |
22 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной. |
23 | 1 | М. Ю. Лермонтов — выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека». |
24 | 1 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. |
25 | 1 | М. Ю. Лермонтов «Ашик–Кериб» (Турецкая сказка). |
26 | 1 | М. Ю. Лермонтов «Ашик–Кериб». Герои турецкой сказки. |
27 | 1 | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб». |
28 | 1 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». |
29 | 1 | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Характер главного героя рассказа. |
30 | 1 | Л.Н. Толстой. Басня. «Как мужик убрал камень». |
31 | 1 | А. П. Чехов «Мальчики». |
32 | 1 | А. П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста. |
33 | 1 | Обобщающий урок по теме «Чудесный мир классики». |
34 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения. |
VI.«Поэтическая тетрадь» (12 ч) |
35 | 1 | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид...». |
36 | 1 | Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко». |
37 | 1 | А.А. Фет «Весенний дождь». |
38 | 1 | А.А. Фет «Бабочка» |
39 | 1 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». |
40 | 1 | Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот». |
41 | 1 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка». |
42 | 1 | Тема любви к Родине в стихотворении И.С. Никитина «В синем небе ...» |
43 | 1 | Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник». |
44 | 1 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…». |
45 | 1 | И. А. Бунин «Листопад». |
46 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения. |
V. «Литературные сказки» (16 ч) |
47 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». |
48 | 1 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. |
49 | 1 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Главные герои сказки. |
50 | 1 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. |
51 | 1 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». |
52 | 1 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. |
53 | 1 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. |
54 | 1 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. |
55 | 1 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. |
56 | 1 | Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». |
57 | 1 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». |
58 | 1 | Фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» |
59 | 1 | Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». |
60 | 1 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. |
61 | 1 | Проверим себя и свои достижения. |
62 | 1 | Обобщающий урок по разделу: «Литературные сказки» . |
VI. «Делу время – потехе час» (9 ч) |
63 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
64 | 1 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца. |
65 | 1 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. |
66 | 1 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». |
67 | 1 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Авторское отношение к изображаемому. |
68 | 1 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». |
69 | 1 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юмористических рассказов автора. |
70 | 1 | Авторское отношение герою в рассказе В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». |
71 | 1 | Обобщающий урок по разделу : «Делу время – потехе час». Проверим себя и свои достижения. |
VII .«Страна детства» (8 ч.) |
72 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». |
73 | 1 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых. |
74 | 1 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». |
75 | 1 | К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. |
76 | 1 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. |
77 | 1 | М.М. Зощенко «Елка». Поступки как средство характеристики героев. |
78 | 1 | М.М. Зощенко «Елка». Составление плана рассказа. |
79 | 1 | Обобщающий урок «Страна детства». Проверим себя и свои достижения. |
VIII. « Поэтическая тетрадь» (5 ч.) |
80 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон». |
81 | 1 | Я. Брюсов «Детская». |
82 | 1 | Стихи о счастливых днях детства. С.А. Есенин «Бабушкины сказки». |
83 | 1 | Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». |
84 | 1 | Проверим себя и свои достижения. |
XI.« Природа и мы» (12 ч.) |
85 | 1 | Отношения человека птицы в рассказе Д. Н. Мамина –Сибиряка «Приемыш». |
86 | 1 | Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». |
87 | 1 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». |
88 | 1 | Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька». |
89 | 1 | М.М. Пришвин «Выскочка». |
90 | 1 | Е.И. Чарушин «Кабан». |
91 | 1 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». |
92 | 1 | Тема природы в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип». |
93 | 1 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. |
94 | 1 | Проект «Природа и мы». |
95 | 1 | Обобщающий урок по разделу: «Природа и мы». |
96 | 1 | Проверим себя и свои достижения. |
X. « Поэтическая тетрадь» (8 ч.) |
97 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». |
98 | 1 | С. А. Клычков «Весна в лесу». |
99 | 1 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето». |
100 | 1 | Н. М. Рубцов «Сентябрь». |
101 | 1 | С.А.Есенин «Лебедушка». |
102 | 1 | С.А.Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. |
103 | 1 | Обобщающий урок по разделу. Конкурс чтецов. |
104 | 1 | Проверим себя и свои достижения. |
XI. «Родина» (8 ч.) |
105 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. |
106 | 1 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. |
107 | 1 | Красота и величие природы в стихотворении А.В. Жигулина «О, Родина!..» |
108 | 1 | Поэтический вечер: стихи о Родине других поэтов. |
109 | 1 | Проект «Они защищали Родину». |
110 | 1 | Подведение итогов выполнения проекта «Они защищали родину». |
111 | 1 | Обобщающий урок по теме: «Родина». |
112 | 1 | Проверим себя и свои достижения. |
XII. «Страна Фантазия» (7 ч.) |
113 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». |
114 | 1 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. |
115 | 1 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. |
116 | 1 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».Составление отзыва о прочитанном. |
117 | 1 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». |
118 | 1 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов. |
119 | 1 | Проверим себя и свои достижения. |
XIII. «Зарубежная литература» (17 ч.) |
120 | 1 | Фантастические события в произведении Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». |
121 | 1 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особенности сюжета. |
122 | 1 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Характер главного героя. |
123 | 1 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». |
124 | 1 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. |
125 | 1 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». |
126 | 1 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сила характера главной героини. |
127 | 1 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». |
128 | 1 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. |
129 | 1 | М.Твен «Приключения ТомаСойера». Юмор в произведении. |
130 | 1 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. |
131 | 1 | Библейские сказания. СельмаЛагерлёф. «Святая ночь» |
132 | 1 | С. Лагерлеф «Святая ночь». Святое семейство. |
133 | 1 | СельмаЛагерлёф « В Назарете». |
134 | 1 | Проверим себя и свои достижения. |
135 | 1 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». |
136 | 1 | Резервный урок. |
Всего уроков: 136 Проектные работы: 3 Проверочные работы: 12 |
Лист изменений и дополнений
№ п/п | Дата внесения изменений | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |