МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Денисова А. В. __________________ «___» ______________ 2021 г. | «Утверждаю» Директор школы __________________ «___» ____________2021г |
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение»
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование, 3 класс
(уровень образования)
Составлена на основе авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. к учебникам Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс в 2 частях, М: «Просвещение» 2020 г.
136 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Учитель начальных классов Мурзина Светлана Николаевна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2021
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, планируемых результатов начального общего образования; авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. к учебникам Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс в 2 частях, М: «Просвещение» 2020 г.
Программа адресована обучающимся 3 классов общеобразовательных школ.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
II.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, -- привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
- правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
- принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- Организация на уроке различных форм оценивания знаний, включая самооценку, что даст учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (14ч)
Русские народные песни. Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24 ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8 ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (10 ч)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 3 (6 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (16 ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 4 (8ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12ч)
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгун-ский. «Друг детства».
По страницам детских журналов Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (8 ч)«Храбрый Персей».Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок».
№ п\п | Наименование разделов и тема | Основные виды учебной деятельности | Форма организации учебных занятий |
| Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. словарь | Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | Урок изучения новых знаний. |
| Самое великое на свете чудо (4ч.) | |
2 | Знакомство с названием раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | комбинированный |
3 | Рукописные книги Древней Руси | комбинированный |
4 | Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. | комбинированный |
5 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо» | обобщение и контроль |
| Устное народное творчество (14ч.) | |
6 | Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. | | Урок изучения нового материала. |
7 | Шуточные народные песни. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. | комбинированный |
8 | Докучные сказки. | комбинированный |
9 | Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда | Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). | комбинированный |
10 | Произведения прикладного искусств; дымковская и богородская игрушка | комбинированный |
11 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. | комбинированный |
12 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | комбинированный |
13 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Проверка техники чтения | комбинированный |
14 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | комбинированный |
15 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | комбинированный |
16 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | комбинированный |
17-18 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку» Бурятские сказки | Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории | Урок- спектакль |
19 | Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество» Как собака друга обрела (бурят нар. сказка) | Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения... | Обобщение и контроль |
| Поэтическая тетрадь 1( 11ч.) | |
20 | Знакомство с названием раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Стихотворения поэтов Республики Бурятия | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. | Урок-проект |
21 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | комбинированный |
22 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья». | комбинированный |
23 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | комбинированный |
24 | А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» | комбинированный |
25 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно | комбинированный |
26 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | комбинированный |
27 | И. З. Суриков «Детство» | комбинированный |
28 | И. З. Суриков «Зима» | комбинированный |
29 | Обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1» | Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | обобщающий |
30 | Оценка достижений | урок-контроль |
| Великие русские писатели (24ч.) | |
31 | Знакомство с названием раздела. Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. | Урок изучения нового |
32 | А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало» | комбинированный |
33 | А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета | комбинированный |
34 | А.С. Пушкин « Зимнее утро» Проверка техники чтения | комбинированный |
35 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | комбинированный |
36 | А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). комбинированный | комбинированный |
37 | А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. | комбинированный |
38 | А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | комбинированный |
39 | А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | комбинированный |
40 | И.А. Крылов Подготовка сообщения об И.А Крылове | Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. | комбинированный |
41 | И.А .Крылов « Мартышка и очки» | комбинированный |
42 | И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна» | комбинированный |
43 | И.А. Крылов « Ворона и лисица» | комбинированный |
44 | М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. | комбинированный |
45 | М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..» | комбинированный |
46 | М. Ю. Лермонтов.«Утес» | комбинированный |
47 | М. Ю. Лермонтов « Осень» | комбинированный |
48 | Детство Л.Н. Толстого( из воспоминаний писателя) Подготовка сообщения о жизни и творчестве Л. Н. Толстом | | комбинированный |
49 | Л.Н. Толстой « Акула | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. | Урок изучения нового |
50 | Л.Н. Толстой « Акула | комбинированный |
51 | Л.Н. Толстой « Прыжок» | комбинированный |
52 | Л.Н. Толстой « Лев и собачка» | комбинированный |
53 | Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» | комбинированный |
54 | Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели» | | Обобщающий урок |
| Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч.) | |
55 | Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов « Славная осень!» | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | Урок изучения нового |
56 | Н.А. Некрасов « Не ветер бушует над бором» | комбинированный |
57 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | комбинированный |
58 | К.Д. Бальмонт « Золотое слово» | комбинированный |
59 | И.А. Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги» | комбинированный |
60 | Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 2» Стихи бурятских поэтов | обобщающий |
| Литературные сказки (8 ч). | |
61 | Знакомство с названием раздела. Проверка техники чтения | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. | Урок -контроль |
62 | Д. Н. Мамин- Сибиряк Присказка « Алёнушкины сказки» | Урок изучения нового |
63 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | комбинированный |
64 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | комбинированный |
65 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | комбинированный |
66 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | комбинированный |
67 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | комбинированный |
68 | Обобщающий урок по разделу « Литературные сказки Б. Абидуев. Шаалай и Шаанай | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Обобщающий урок |
| Были- небылицы (10ч.) | |
69 | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | Урок изучения нового |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | комбинированный |
71 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | комбинированный |
72 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | комбинированный |
73 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | комбинированный |
74 | А.И. Куприн «Слон» | комбинированный |
75 | А.И. Куприн «Слон» | комбинированный |
76 | А.И. Куприн «Слон» | комбинированный |
77 | А.И. Куприн «Слон» | комбинированный |
78 | Обобщение по разделу «Были- небылицы» | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Обобщающий урок |
| Поэтическая тетрадь 3 (6ч.) | |
79 | Знакомство с названием раздела С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…» | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. | Урок изучения нового |
80 | С.Чёрный«Воробей». «Слон». | комбинированный |
81 | А.А. Блок « Ветхая избушка» | комбинированный |
82 | А.А. Блок « Сны» , « Ворона» | комбинированный |
83 | С.А. Есенин « Черёмуха» | комбинированный |
84 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. | Обобщающий урок |
| Люби живое ( 16 ч.) | |
85 | Знакомство с названием раздела М.М. Пришвин « Моя Родина» ( из воспоминаний» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. | Урок изучения нового |
86 | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» | комбинированный |
87 | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» | комбинированный |
88 | В.И .Белов « Малька провинилась» | комбинированный |
89 | В.И .Белов « Ещё раз про Мальку» | комбинированный |
90 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | комбинированный |
91 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | комбинированный |
92 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | комбинированный |
93 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | комбинированный |
94 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | комбинированный |
95 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | комбинированный |
96 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | комбинированный |
97 | В. Л..Дуров «Наша Жучка» | комбинированный |
98 | В.П .Астафьев « Капалуха» | комбинированный |
99 | В.Ю. Драгунский « Он живой и светится» | комбинированный |
100 | Обобщение по разделу « Люби живое » | Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | Урок-контроль |
| Поэтическая тетрадь 4 ( 8 ч.) | |
101 | Знакомство с разделом. С.Я. Маршак « Гроза днём» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения | Урок изучения нового |
102 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной» | комбинированный |
103 | А.Л. Барто « Разлука» Проверка техники чтения | комбинированный |
104 | А.Л. Барто « В театре» | комбинированный |
105 | С.В. Михалков « Если» 4 четв | комбинированный |
106 | Е.А. Благинина « Кукушка», « Котёнок» | | комбинированный |
107 | Проект « Праздник поэзии» | Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. | Урок –конкурс стихов |
108 | Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 4 » Стихи бурятских поэтов | Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. | Обобщающий урок |
| Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.) | |
109 | Знакомство с разделом Б.В. Шергин « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. | Урок изучения нового |
110 | А.П. Платонов « Цветок на земле» | комбинированный |
111 | А.П. Платонов « Цветок на земле» | комбинированный |
112 | А.П. Платонов « Ещё мама» | комбинированный |
113 | А.П. Платонов « Ещё мама» | комбинированный |
114 | М.М Зощенко « Золотые слова» | комбинированный |
115 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | комбинированный |
116 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | комбинированный |
117 | Н.Н. Носов « Федина задача» | комбинированный |
118 | Н.Н. Носов « Телефон» | комбинированный |
119 | В.Ю. Драгунский « Друг детства» | комбинированный |
120 | Обобщение по разделу « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» | Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Урок обобщения |
| По страницам детских журналов (8 ч.) | |
121 | Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). | Урок изучения нового |
122 | Ю.И. Ермолаев « Проговорился» | комбинированный |
123 | Ю.И. Ермолаев « Воспитатели» | комбинированный |
124 | Г.Б. Остер « Вредные советы» | комбинированный |
125 | Г.Б. Остер « Как получаются легенды» | комбинированный |
126 | Р. Сеф « Весёлые стихи» | комбинированный |
127 | Создание сборника добрых советов | Урок-прект |
128 | Обобщение по разделу « По страницам детских журналов» | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Обобщающий урок |
| Зарубежная литература ( 8ч.) | |
129 | Знакомство с разделом Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов., | Урок изучения нового |
130 | Знакомство с разделом Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» | комбинированный |
131 | Знакомство с разделом Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» | комбинированный |
132 | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок» | комбинированный |
133 | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок» | комбинированный |
134 | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок» | комбинированный |
135 | Обобщение по разделу « Зарубежная литература» | Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений | Обобщающий урок |
136 | Итоговая диагностическая работа | | Урок -контроль |
III. Тематическое планирование.
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) | 1ч |
2 | Самое великое чудо на свете (4 ч) | 4ч |
3 | Устное народное творчество (14ч) | 14ч |
4 | Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) | 11ч |
5 | Великие русские писатели (24 ч) | 24ч |
6 | Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | 6ч |
7 | Литературные сказки (8 ч) | 8ч |
8 | Были и небылицы (10 ч) | 10ч |
9 | Поэтическая тетрадь 3 (6 ч) | 6ч |
10 | Люби живое (16 ч) | 16ч |
11 | Поэтическая тетрадь 4 (8ч) | 8ч |
12 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12ч) | 12ч |
13 | По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» | 8ч |
14 | Зарубежная литература | 8ч |
| Итого | 136ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов | дата |
| Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | | |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. словарь | 1 | |
| Самое великое на свете чудо (4ч.) | | |
2 | Знакомство с разделом. | 1 | |
3 | Рукописные книги Древней Руси | 1 | |
4 | Первопечатник Иван Федоров. | 1 | |
5 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо» | 1 | |
| Устное народное творчество (14ч.) | | |
6 | Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. | 1 | |
7 | Шуточные народные песни. | 1 | |
8 | Докучные сказки. | 1 | |
9 | Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда | 1 | |
10 | Произведения прикладного искусств; дымковская и богородская игрушка | 1 | |
11 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 2 | |
12 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | |
13 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Проверка техники чтения | 2 | |
14 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | |
15 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | 2 | |
16 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | |
17-18 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку» Бурятские сказки. «Как собака друга обрела». | 1 | |
19 | Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество» | 1 | |
| Поэтическая тетрадь 1( 11ч.) | | |
20 | Знакомство с названием раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | |
21 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | |
22 | Ф. И. Тютчев «Листья».Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья». | 1 | |
23 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | 1 | |
24 | А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | |
26 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | |
27 | И. З. Суриков «Детство» | 1 | |
28 | И. З. Суриков «Зима» | 1 | |
29 | Обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1» | 1 | |
30 | Оценка достижений | 1 | |
| Великие русские писатели (24ч.) | | |
31 | Знакомство с названием раздела. А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» | 1 | |
32 | А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало» | 1 | |
33 | А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета | 1 | |
34 | А.С. Пушкин « Зимнее утро» Проверка техники чтения | 1 | |
35 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | |
36 | А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | 4 | |
37 | А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | |
38 | А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | |
39 | А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | |
40 | И.А. Крылов Подготовка сообщения об И.А Крылове | 1 | |
41 | И.А .Крылов « Мартышка и очки» | 1 | |
42 | И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна» | 1 | |
43 | И.А. Крылов « Ворона и лисица» | 1 | |
44 | М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | 1 | |
45 | М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..» | 1 | |
46 | М. Ю. Лермонтов.«Утес» | 1 | |
47 | М. Ю. Лермонтов « Осень» | 1 | |
48 | Детство Л.Н. Толстого( из воспоминаний писателя) | 1 | |
49 | Л.Н. Толстой « Акула | 2 | |
50 | Л.Н. Толстой « Акула | |
51 | Л.Н. Толстой « Прыжок» | 1 | |
52 | Л.Н. Толстой « Лев и собачка» | 1 | |
53 | Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» | 1 | |
54 | Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели» | 1 | |
| Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч.) | | |
55 | Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов « Славная осень!» | 1 | |
56 | Н.А. Некрасов « Не ветер бушует над бором» | 1 | |
57 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | |
58 | К.Д. Бальмонт « Золотое слово» | 1 | |
59 | И.А. Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги» | 1 | |
60 | Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь. | 1 | |
| Литературные сказки (8 ч). | | |
61 | Знакомство с названием раздела. Проверка техники чтения | 1 | |
62 | Д. Н. Мамин- Сибиряк Присказка « Алёнушкины сказки» | 1 | |
63 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | |
64 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 2 | |
65 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | |
66 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 2 | |
67 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | |
68 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». | 1 | |
| Были- небылицы (10ч.) | | |
69 | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» | 2 | |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | |
71 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 3 | |
72 | |
73 | |
74 | А.И. Куприн «Слон» | 4 | |
75 | |
76 | |
77 | |
78 | Обобщение по разделу «Были- небылицы» | 1 | |
| Поэтическая тетрадь 3 (6ч.) | | |
79 | Знакомство с названием раздела С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…» | 1 | |
80 | С.Чёрный«Воробей». «Слон». | 1 | |
81 | А.А. Блок « Ветхая избушка» | 1 | |
82 | А.А. Блок « Сны» , « Ворона» | 1 | |
83 | С.А. Есенин « Черёмуха» | 1 | |
84 | Обобщение по разделу«Поэтическая тетрадь» | 1 | |
| Люби живое ( 16 ч.) | | |
85 | Знакомство с названием раздела М.М. Пришвин « Моя Родина» ( из воспоминаний) | 1 | |
86 | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» | 2 | |
87 | |
88 | В.И .Белов « Малька провинилась» | 1 | |
89 | В.И .Белов « Ещё раз про Мальку» | 1 | |
90 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | 3 | |
91 | |
92 | |
93 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | 4 | |
94 | |
95 | |
96 | |
97 | В. Л..Дуров «Наша Жучка» | | |
98 | В.П .Астафьев «Капалуха» | 1 | |
99 | В.Ю. Драгунский « Он живой и светится» | 1 | |
100 | Обобщение по разделу «Люби живое» | 1 | |
| Поэтическая тетрадь 4 ( 8 ч.) | | |
101 | Знакомство с разделом. С.Я. Маршак « Гроза днём» | 1 | |
102 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной» | 1 | |
103 | А.Л. Барто « Разлука» Проверка техники чтения | 1 | |
104 | А.Л. Барто « В театре» | 1 | |
105 | С.В. Михалков « Если» | 1 | |
106 | Е.А. Благинина «Кукушка»,« Котёнок» | 1 | |
107 | Проект « Праздник поэзии» | 1 | |
108 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.) | | |
109 | Знакомство с разделом Б.В. Шергин « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» | 1 | |
110 | А.П. Платонов « Цветок на земле» | 2 | |
111 | |
112 | А.П. Платонов « Ещё мама» | 2 | |
113 | |
114 | М.М Зощенко «Золотые слова» | 1 | |
115 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | 2 | |
116 | |
117 | Н.Н. Носов « Федина задача» | 1 | |
118 | Н.Н. Носов «Телефон» | 1 | |
119 | В.Ю. Драгунский « Друг детства» | 1 | |
120 | Обобщение по разделу« Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» | 1 | |
| По страницам детских журналов (8 ч.) | | |
121 | Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | |
122 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился» | 1 | |
123 | Ю.И. Ермолаев « Воспитатели» | 1 | |
124 | Г.Б. Остер « Вредные советы» | 1 | |
125 | Г.Б. Остер « Как получаются легенды» | 1 | |
126 | Р. Сеф « Весёлые стихи» | 1 | |
127 | Создание сборника добрых советов | 1 | |
128 | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов» | 1 | |
| Зарубежная литература ( 8ч.) | | |
129 | Знакомство с разделом Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» | 3 | |
130 | |
131 | |
132 | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок» | 3 | |
133 | |
134 | |
135 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 | |
136 | Итоговая работа | 1 | |