СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению по программе Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной. Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»

«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора по УВР: Директор школы:

_____________ Г.А.Иванова _______________В.Н.Хохлова

«___»_________________ 2015г. «___»_________________ 2015г.












Рабочая программа учебного предмета


Литературное чтение

(наименование учебного предмета)

Начальное общее, 3 класс

(уровень образования)

136 часов_

(количество часов, отводимых на реализацию программы)


учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна

(ФИО учителя, составившего рабочую программу)



















Мухоршибирь, 2015г.






Пояснительная записка.


Рабочая программа учебного предмета « Литературное чтение» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (2009г.); примерной программы начального общего образования (стандарты второго поколения (2011г.), литературное чтение программы Л.Ф.Климановой, М.В.бойкиной «Литературное чтение»

(УМК "Школа России"), 2011г.

Учебный курс «Литературное чтение» адресован обучающимся начальных классов общеобразовательных школ, реализующих УМК «Школа России».

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Цели обучения:

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

    Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
  - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

 - учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

 - обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов;

-  создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность». Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

Общая характеристика учебного курса.


Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текс­тами;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле; уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.


Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение», в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.


Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает в них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать ее для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Виды речевой деятельности.


Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов . Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).


Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.).




Описание места курса «Литературное чтение»» в учебном плане

Согласно базисному учебному (образовательному) плану ОУ РФ на изучение предмета в начальной школе выделяется во 2,3 и 4 классах - по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).




Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения литературного чтения является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности литературного чтения и его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературного чтения.

  1. Личностные результаты

  2. 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;

  3. 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  4. 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  5. 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  6. 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  7. 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

  8. 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  9. 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  10. 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  11. 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

  12. Метапредметные результаты

  13. 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  14. 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  15. 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  16. 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  17. 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  18. 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  19. 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  20. 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  21. 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  22. 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  23. 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  24. 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  25. Предметные результаты

  26. 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  27. 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  28. 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  29. 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  30. 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  31. 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  32. 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  33. 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.













Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1.

Вводный урок

1ч.

2.

Самое великое чудо на свете

4ч.

3.

Устное народное творчество

14ч.

4.

Поэтическая тетрадь

11ч.

5.

Великие русские писатели

24ч.

6.

Поэтическая тетрадь

7.

Литературные сказки

8ч.

8.

Были-небылицы

10ч.

9.

Поэтическая тетрадь

6ч.

10.

Люби живое

16ч.

11.

Поэтическая тетрадь

8ч.

12.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок

12ч.

13.

По страницам детских журналов

8ч.

14.

Зарубежная литература

8ч.


Итого:

136 часов



Содержание учебного материала по курсу «Литературное чтение»


3 КЛАСС


Круг произведений для чтения

      В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
      Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.


Вводный урок (1ч.)

Знакомство с учебником.


Самое великое чудо на свете (4ч)

Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.


Устное народное творчество (14ч)

Русские народные песни.  Докучные сказки.
  Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».


Поэтическая тетрадь (11ч)

       Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;  А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»;  И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»;  И. З. Суриков. «Детство», «Зима».


Великие русские писатели (24ч)

       А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;  И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»;  М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»;  Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь (6ч)

      Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»;  К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»;  И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».


Литературные сказки (8 ч)

      Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;  В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;  В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».


Были и небылицы (10 ч)

      М. Горький. «Случай с Евсейкой»;  К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;  А. И. Куприн. «Слон».


Поэтическая тетрадь (6 ч)

       С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;  А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;  С. А. Есенин. «Черемуха».


Люби живое(16ч)

       М. М. Пришвин. «Моя Родина»;  И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;  В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;  В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;  Б. С. Житков. «Про обезьянку»;  В. Л. Дуров. «Наша Жучка»;  В. П. Астафьев. «Капалуха»;  В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».


Поэтическая тетрадь (8ч)

       С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;  А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»;  С. В. Михалков. «Если...»;  Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».


Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12ч)

       Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»;  А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;  Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»;  В. Ю. Драгунский. «Друг детства».


По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8ч)

       Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»;  Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»;  Р. Сеф. «Веселые стихи».


Зарубежная литература (8 ч)

      «Храбрый Персей».
      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».



Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класс:

Обучающиеся должны:

- владеть навыками правильного, сознательного, достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 70-75 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.

Обучающиеся должны уметь:

- устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;

- самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;

- самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;

- сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);

подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;

- ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;

- различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

Обучающиеся должны знать:

- наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;

- названия, темы и сюжеты произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

- народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.



Критерии нормы оценок по литературному чтению.

Устная речь

Критериями оценки сформированности устной речи являются:

- полнота и правильность ответа;

- степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

- последовательность изложения;

- культура речи.

Высокому уровню соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более 1 неточности в речи.

Среднему уровню соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.

Низкому уровню соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки в работе с текстом и анализе слов и предложений; излагает материал несвязно, допускает неточности в употреблении слов и построение словосочетаний или предложений.

  Чтение

При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом

класс

 

 

Обязательный уровень 

Возможный уровень 

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

3 класс

50

55

61

70

60

70

75

80



Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, (со второго полугодия оценка выставляется в классный журнал) по следующим критериям:     беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка. 


Чтение наизусть 

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка  "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст


Выразительное чтение стихотворения 

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям 


Чтение по ролям

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям


Пересказ 

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтениемсоответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.



















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Учебно-методические комплекты для 3 класса

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.В.Голованова. литературное чтение: учебник. – М.: Просвещение, 2012г.

С.В.Кутявина методическое пособие для учителя «Уроки литературного чтения Книга для учителя. – М.: ВАКО, 2012.

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению. Просвещение 2011г.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок., мультимедийный проектор. Компьютер.

Экранно-звуковые пособия.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.



Национально-региональный компонент

Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

Решение этой важной задачи возможно на уроках литературного чтения. Знакомство с творчеством писателей-земляков значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Школьники с удовольствием открывают для себя новых героев, и давно знакомые сказки и рассказы приобретают для них новое звучание и значение: они созданы на нашей Бурятской земле. Именно это вызывает чувство гордости и патриотизма

1.Национальный региональный компонент в программе по литературному чтению предполагает обратится к изучению устного народного творчества бурятского, монгольского народов к их сказкам, пословицам и поговоркам.

Знакомство учащихся младших классов с устным народным творчеством бурятского народа имеет большое значение. Устное народное творчество бурят возникло в глубокой древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа. В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство человека, выражен народный оптимизм. При изучении темы «Сказки, загадки, небылицы, песни» использовать местный фольклор, потому что изучение литературы Бурятии начинаеть немыслимо без изучения народных пословиц и загадок. Бурятские народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре. В пословицах отражается огромный жизненный опыт, обобщаются многолетние наблюдения над жизнью. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни выражают глубокую народную идею – победу добра над злом, в фольклоре народов нашего региона отражаются национальные черты характера: спокойный нрав, уважение к старшим, любовь к родной земле, трудолюбие, смелость, находчивость, ум и т.д.

2.На уроках литературного чтения в начальной школе происходит знакомство школьником со стихотворными произведениями бурятских писателей. Произведения бурятских писателей вошли в сокровищницу буряткой детской литературы.

3. Введение национально-регионального компонента в программу по начальному литературному чтению предполагает тесную связь с внеклассной и внеурочной работой, с семейным домашним чтением. На уроках чтения возможны использования смежных видов искусства: ИЗО, музыка, изделия народно-прикладного искусства.

Таким образом изучение произведений, введенных в национально – региональный компонент, предполагает развитие художественно – творческих способностей младшего школьника: это создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям. Эта деятельность развивает их эстетический вкус, повышает культуру речи, формирует творческое воображение, содействует воспитанию трудолюбия, самодисциплины.



Тематическое планирование уроков внеклассного чтения.

тема

к-во часов

дата

Устное народное творчество – 5ч.


1.

Бурятские народные сказки:

«Мудрая мышь», «Змея и муравьи», «Богатырь и Байкал», «Волк простофиля»


3ч.


2.

Легенды и преданья:

Бык.

1ч.


3.

Бурятские народные песни.

1ч.


Страницы бурятской литературы – 7ч.


4.

Поэтическая тетрадь

Поэты Мухоршибирского района

1ч.


5.

Ц.Б.Бадмаев «степная песенка» «Единица»

1ч.


6.

И.Молчанов-Сибирский «Байкал»

1ч.


7.

Чимит Цыдендамбаев «После боя»

Ц.Галсанов «Могила героя»

1ч.


8.

Н.Дамдинов «Семицветный мост», «Как я рад за тебя»

1ч.


9.

Н.Дамдинов «Веселый календарь»

1ч.


10.

Н.Карлова Рассказы для детей.

1ч.



Итого:

12ч.




Календарно-тематическое планирование.


Тема урока

к-во часов

дата

Вводный урок – 1час

1.

Знакомство с учебником.

1ч.


Самое великое чудо на свете - 4 часа

2.

Знакомство с названием раздела.

1ч.


3.

Рукописные книги Древней Руси.

1ч.


4.

Первопечатник Иван Федоров.

1ч.


5.

Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове.

1ч.


Устное народное творчество – 14 часов

6.

Знакомство с названием раздела.

1ч.


7.

Русские народные песни. Бурятские народные песни.

1ч.


8.

Докучные сказки.

1ч.


9.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1ч.


10.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

2ч.


11.

Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк».

2ч.


12.

«Сивка-Бурка».


13.

Сказки бурятских писателей.


14.

Проект: «Сочиняем волшебную сказку»

1ч.


15.

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» Легенды и преданья.

1ч.


Поэтическая тетрадь - 11часов.

16.

Знакомство с названием раздела. Проект: «Как научиться читать стихи на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

1ч.


17.

Русские поэты 19-20 века. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья».

2ч.


18.

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1ч.


19.

И. С. Никитин. «Полно, степь моя…».

1ч.


20.

И. С. Никитин «Встреча зимы».

2ч.


21.

И. З. Суриков «Детство».

1ч.


22.

И. З. Суриков «Зима».

2ч.


23.

Обобщающий урок. Поэты Мухоршибирского района.

1ч.


Великие русские писатели - 24 часа.

24.

Знакомство с названием раздела. А. С. Пушкин.

1ч.


25.

А. С. Пушкин. Лирические стихотворения.

1ч.


26.

А. С. Пушкин «Зимнее утро».

1ч.


27.

А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

1ч.


28.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

6ч.


29.

И. А. Крылов.

1ч.


30.

Басня И. А. Крылова «Мартышка и Очки»

1ч.


31.

И. Крылов. «Зеркало и Обезьяна»

1ч.


32.

И. Крылов. «Ворона и Лисица»

1ч.


33.

М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова

1ч.


34.

М. Ю. Лермонтов. «На севере диком стоит одиноко» «Горные вершины…».

1ч.


35.

М. Лермонтов. «Утес».

1ч.


36.

Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя.

1ч.


37.

Л. Толстой. «Акула».

1ч.


38.

Л. Толстой. «Прыжок».

1ч.


39.

Л. Толстой «Лев и собачка».

1ч.


40.

Л. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1ч.


41.

Сравнение рассказов Л. Н. Толстого

1ч.


42.

Обобщающий урок по теме.

1ч.


Поэтическая тетрадь – 6 часов.

43.

Знакомство с названием раздела.

1ч.


44.

Н. А. Некрасов. Стихотворение о природе.

1ч.


45.

Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы»

1ч.


46.

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»

1ч.


47.

И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы».

1ч.


48.

И. Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги».

1ч.


Литературные сказки – 8 часов

49.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела

1ч.


50.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Нравственный смысл сказки

1ч.


51.

Д. Н. Мамин-Сибиряк» Сказка про храброго зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» Нравственный смысл сказки

1ч.


52.

В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница» Герои сказки. Характеристика героев.

1ч.


53.

В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.

1ч.


54.

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки.

1ч.


55.

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

1ч.


56.

Обобщающий урок по теме. Ц.Б.Бадмаев «Степная песенка» «Единица»

1ч.


Были – небылицы – 10 часов

57.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1ч.


58.

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

3ч.


59.

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

2ч.


60.

А. И. Куприн «Слон».

2ч.


61.

А. И. Куприн «Слон». Пересказ.

1ч.


62.

Обобщающий урок. Н.Дамдинов «Семицветный мост», «Веселый календарь»

1ч.


Поэтическая тетрадь – 6 часов.

63.

Знакомство с названием раздела.

1ч.


64.

Саша Черный. Стихи о животных.

1ч.


65.

А. А. Блок. «Ветхая избушка». Картины зимних забав.

1ч.


66.

А. А. Блок. «Сны», «Ворона».

1ч.


67.

С. А. Есенин. «Черемуха

1ч.


68.

Обобщающий урок. Н.Карлова Рассказы для детей.

1ч.


Люби живое – 16 часов

69.

Знакомство с названием раздела. М.Пришвин «Моя Родина»

1ч.


70.

И.Молчанов «Байкал»

1ч.


71.

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»..

2ч.


72.

В. И. Белов. «Малька провинилась»

1ч.


73.

В. И. Белов. «Еще раз про Мальку»

1ч.


74.

В. В. Бианки. «Мышонок Пик»

2ч.


75.

Б. С. Житков. «Про обезьянку».

3ч.


76.

В. П. Астафьев. «Капалуха»

2ч.


77.

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

2ч.


78.

Обобщающий урок. Чимит Цыдендамбаев, Ц.Галсанов.

1ч.


Поэтическая тетрадь – 8 часов

79.

Знакомство с названием раздела.

1ч.


80.

С. Я. Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной…».

1ч.


81.

А. Л. Барто «Разлука».

1ч.


82.

А. Л. Барто «В театре».

1ч.


83.

С. В. Михалков. «Если».

1ч.


84.

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

1ч.


85.

Проект: «Праздник поэзии».

1ч.


86.

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь».

1ч.


Собирай по ягодке, наберёшь кузовок – 12 часов

87.

Знакомство с названием раздела.

1ч.


88.

Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

1ч.


89.

А. П. Платонов. «Цветок на земле».

2ч.


90.

А. П. Платонов. «Еще мама».

2ч.


91.

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1ч.


92.

М. М. Зощенко. «Великие путешественники»

1ч.


93.

Н. Носов «Федина задача»

1ч.


94.

Н. Носов. «Телефон».

1ч.


95.

Н. Носов «Друг детства».

1ч.


96.

Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок».

1ч.


По страницам детских журналов – 8 часов

97.

Знакомство с названием раздела.

1ч.


98.

«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы

1ч.


99.

Ю. Ермолаев. «Проговорился».

1ч.


100

Ю. Ермолаев. «Воспитатели».

1ч.


101

Г. Остер. «Вредные советы»

1ч.


102

Г. Остер «Как получаются легенды».

1ч.


103

Р. Сеф «Веселые стихи».

1ч.


104

Обобщающий урок по теме «По страницам детских журналов».

1ч.


Зарубежная литература – 8 часов.

105

Знакомство с названием раздела.

1ч.


106

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

2ч.


107

Г-Х Андерсен «Гадкий утенок».

4ч.


108

Обобщающий урок. Проверка техники чтения.

1ч.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!