СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС "Планета знаний"

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС "Планета знаний"»


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №68».

  1. Методического письма о преподавании учебного предмета «Литературное чтение» в 2018-2019 учебном году (региональный уровень)

  2. Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-05/ от 01.09.201 г.

Преподавание литературного чтения в 3 классе осуществляется на базовом уровне.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

- формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

- развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

- развитие воображения, творческих способностей;

- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

- обогащение представлений об окружающем мире.

Количество часов, отводимых на изучение «Литературное чтение» в 3 классе по федеральному учебному плану – 136 часов (4 часа в неделю).

Используемый учебник Кац Э.Э. Литературное чтение. Учебник. В 2 ч. – М.: Дрофа; Астрель, 2016. входит в федеральный перечень.

Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность, они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.

Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.

Курс «Литературное чтение» является приоритетным для формирования всех видов УУД личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

Личностные УУД: определять под руководством педагога самые простые правила поведения, оценивать жизненные ситуации с точки зрения этих правил, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений и их поступкам.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, учиться работать в парах, группах, оформлять свою мысль в устной речи.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты:и подробно пересказывать небольшие тексты.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться работать по предложенному учителем плану, выполнять самоконтроль по образцу.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»


Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению к концу 3 класса


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

  • умение оценивать свое отношение к учебе;

  • уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление об общих нравственных категориях у разных народов;

  • нравственное чувство и чувственное сознание;

  • умение анализировать свои переживания и поступки;

  • способность к самооценке;

  • эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

  • бережное отношение к живой природе;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

  • пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

  • рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

  • привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

  • определять и оценивать позиции литературных героев;

  • выявлять тему и главную мысль произведения;

  • сопоставлять героев, идеи разных произведений;

  • составлять план рассказа;

  • определять свое и авторское отношение к героям;

  • формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • продолжать сюжет произведения, историю героя;

  • участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

  • выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

  • находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

  • использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • соотносить свои действия с поставленной целью;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • планировать свои учебные действия;

  • анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

  • составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

  • планировать свою читательскую деятельность;

  • планировать свою деятельность при реализации проекта.


Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сравнивать произведения и героев;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

  • свободно ориентироваться в аппарате учебника;

  • находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления;

  • выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

  • находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

  • сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

  • ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

  • находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

  • извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

  • знакомиться с детской периодической литературой.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

  • сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

  • овладевать диалогической формой речи;

  • формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.


















Тематическое планирование.


№п/п

Наименование раздела.

Всего часов.

Из них часов

Формы (виды) контроля

Провероч

ных

работ

Внеклас

сного

чтения

Проектов

1

Уж небо осенью дышало …

15 ч.

2

1


Проверочная работа по теме

Стартовая проверка навыка чтения.

2

Народные сказки

15 ч.

1

4

1

Проверочная работа по теме

3

Поэтические страницы

6ч.

1



Проверка навыка чтения

4

О мужестве и любви

11ч.

1

2


Проверочная работа по теме

5

Зимы ждала, ждала природа …

8ч.

1

1


Проверочная работа по теме

6

Авторские сказки

14ч.

2

2


Проверочная работа по теме

Проверка навыка чтения

7

Басни

11ч.

1

1

1

Проверочная работа по теме

8

Братья наши меньшие

15ч.

1

1


Проверочная работа по теме

9

О совести и долге

13ч.

2

1


Проверочная работа по теме

Проверка навыка чтения

10

Весна пришла

9ч.

2

2


Проверочная работа по теме

П\а

11

И в шутку и всерьез

19ч.

1



Проверочная работа по теме


Итого:


136 ч.


15


19


2



Промежуточная аттестация – в форме проверки навыка чтения





ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Поурочное планирование изучения учебного материала

3 класс

136 ч (4 ч в неделю)

урока

Дата урока


Тема урока



УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО … (15 ч)


1

3.09


К.Г.Паустовский «Барсучий нос». Первичное знакомство с текстом. Адекватное понимание содержания звучащей речи.

Выразительно читать, передавать нужную интонацию.

Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей.

Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.

Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.

Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.

Определять и оценивать позиции литературных героев.

Выявлять главную мысль произведения.

Находить сравнения в тексте произведения.

Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме.

Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

Различать сказку и рассказ.

Составлять план рассказа.

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.

Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему


2

4.09


К.Г.Паустовский «Барсучий нос». Использование в речи синонимов. Работа со словарем синонимов. Подбор синонимов к предложенным словам и словосочетаниям.


3

5


К.Г.Паустовский «Барсучий нос». Построения алгоритма деятельности по воспроизведению текста.


4

6


И.А.Бунин «Листопад». Анализ и выразительное чтение стихотворения. Словесное иллюстрирование


5

10


Декламация стихотворного произведения. И.А.Бунин «Листопад». Создание рассказа не основе собственных впечатлений.


6

11


М.М.Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы». Знакомство с понятием «метафора». Нахождение в тексте выразительных средств языка: метафор. Подробный пересказ текста.


7

12


М.М.Пришвин. «Недосмотренные грибы». Прогнозирование содержание произведения по его заглавию, определение основной мысли прочитанного. Подробный пересказ текста.


8

13


Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки». Целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Выразительное чтение лирического произведения, сравнение настроения, выраженного в разных произведениях


9

17


К.Г.Паустовский «Подарок». Определение главной мысли произведения. Выражение и оценка позиции литературных героев,. Составление плана пересказа.


10

18


К.Г.Паустовский «Подарок». Краткий пересказ текста. Словесное иллюстрирование


11

19


Внеклассное чтение № 1 «Осень в произведениях русских писателей». Жанровое разнообразие произведений. Составление устного и письменного отзыва о литературном произведении.


12

20


Стартовая проверка навыка чтения


13

24

Работа с научно-популярными текстами. Знакомство со стилистикой научно-популярных текстов, сравнение текстов разных стилей.


14

25

Картинная галерея И. И. Левитан «Лесное озеро» Передача впечатлений о произведении изобразительного искусства.


15

26

Проверочная работа по теме «Уж небо осенью дышало»


НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (15 ч)

27

16(1)

27

Народные сказки. Особенности языка и композиции волшебных сказок. «Семь Симеонов» (русская народная сказка). Организация проектной деятельности по теме.

Выразительно читать.

Читать по ролям.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Определять главную мысль произведения.

Сопоставлять героев, идеи разных произведений.

Продолжать сюжет произведения.

Составлять план рассказа.

Находить нужные книги в библиотеке.

Ориентироваться в сборниках произведений.

Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

Уважать культуру разных народов.

Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.

Подбирать репродукции картин на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли


17(2)

1.10


«Семь Симеонов» (русская народная сказка). Пересказ фрагментов произведения близко к тексту. Выявление особенностей литературных героев, определение главной мысли произведения.


18(3)

2


«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Характеристика героя произведения. Постановка вопросов по прочитанному


19(4)

3


«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.


20(5)

4


Внеклассное чтение № 2. «Русские народные сказки». Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.


21(6)

8


Внеклассное чтение № 3. «Русские народные сказки». . «Иван-царевич и серый волк» (русская народная сказка) Сопоставление вариантов сказок в разном переложении


22(7)

9

Картинная галерея В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке». Составление монологического речевого высказывания небольшого объема с опорой на вопросы.


23(8)

10


«Жаба-королева» (литовская народная сказка) Знакомство с особенностями прибалтийских сказок, сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов, подготовка к устному пересказу


24(9)

11


«Птица Кахна» (таджикская народная сказка) Знакомство с особенностями восточных сказок, сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов .Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры. Краткий пересказ сказки.


25(10)

15


«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка) Первичное знакомство. Восприятие основной мысли текста.Понимание нравственного понимания прочитанного.


26(11)

16


«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). Подготовка к устному пересказу.


27(12)

17


Внеклассное чтение № 4. «Сказки народов мира». Схожесть тем, идей героев в фольклоре разных народов.


28(13)

18


Внеклассное чтение № 5. «Сказки народов мира». Библиотечный урок. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках.


29(14)

22


Проверочная работа по теме «Народные сказки»


30(15)

23


Презентация проектов по теме «Народные сказки».


ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (6 ч)


31(1)

24


А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок). Своеобразие выразительных средств языка. Выразительное чтение лирического произведения. Наблюдение за авторской позицией и собственным впечатлениям от прочитанного

Выразительно читать лирическое произведение.

Привлекать читательский опыт.

Определять свое впечатление от прочитанного.

Выявлять авторскую позицию.

Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.

Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.

Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)


32(2)

25


Ю. Мориц «Песенка про сказку». Выразительное чтение лирического произведения. Наблюдение за авторской позицией и собственным впечатлениям от прочитанного


33(3)

29


«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада). Чтение по ролям, нахождение нужных фрагментов произведения, составление рассказа о главном герое.


34(4)

30


Г.Сапгир «Сны». Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства, выразительное чтение поэтического произведения


35(5)

31


К.Д. Бальмонт «У чудищ», С. Островой «Сказки…» Выразительное чтение поэтических произведений, актуализация читательского опыта, сравнение литературных произведений разных жанров близкой тематики


36(6)

1


Проверка навыка чтения.


О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (11 ч)


37(1)

12.11


В.Белов «Верный и Малька». Характеристика литературного героя, определение своего и авторского отношения к нему, объяснение внутреннего состояния литературных героев, рассказ по плану

Выразительно читать.

Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции.

Определять свое и авторское отношение к героям.

Рассказывать по плану, от лица персонажа.

Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.

Формировать представления о нравственных категориях.

Бережно относиться к животным.

Находить нужные источники информации.

Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр)


38(2)

13


В.Белов «Малька провинилась». Характеристика литературных героев, определение своего и авторского отношения к нему, объяснение внутреннего состояния литературных героев, рассказ по плану


39(3)

14


Научно-популярная статья «Больше, чем просто собака». Сопоставление художественного произведения и научно-популярной статьи.


40(4)

15


И.С.Тургенев «Воробей». Умение находить в тексте необходимую информацию. Подробный пересказ фрагментов текста.


41(5)

19


Н.Г.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». Чтение 1-2 частей. Характеристика литературного персонажа, определение своего и авторского отношения к нему, объяснение внутреннего состояния литературных героев, предопределение поступков героя по началу произведения.


42(6)

20


Н.Г.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». Чтение 3-6 частей. Характеристика литературного персонажа, определение своего и авторского отношения к нему, объяснение внутреннего состояния литературных героев, составление словесного портрета героя.


43(7)

21


Н.Г.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». Составление вопросов по тексту, работа с текстом: поиск заданных фраз, обоснование личной позиции с опорой на текст


44(8)

22


Л.Н.Толстой «Прыжок» (быль). Объяснение внутреннего состояния героев через его внешние проявления.

Сопоставление поступков героев произведений.


45(9)

26

Внеклассное чтение № 6. «Сказки Е. Шварца» Работа с книгой: характеристика книги, составление отзыва о прочитанном литературном произведении, нравственная оценка поступков литературных героев


46(10)

27

Внеклассное чтение № 7. «Сказки В. Каверина» Работа с книгой: характеристика книги, составление отзыва о прочитанном литературном произведении, нравственная оценка поступков литературных героев.


47(11)

28

Проверочная работа по теме «О мужестве и любви»


ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (8 ч)


48(1)

29


С.Есенин «Разгулялась вьюга…». Знакомство с понятием «олицетворение». Нахождение олицетворений в стихотворениях

Выразительно читать.

Заучивать наизусть.

Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте.

Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт.

Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.

Анализировать собственные переживания и находить их причины.

Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.

Находить в библиотеке книги заданной тематики


49(2)

3.12


А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…» (отрывок из поэмы «Евгений Онегин»). Выразительное чтение, анализ и словесное иллюстрирование стихотворения.


50(3)

4


Декламация стихотворного произведения А.С.Пушкина «В тот год осенняя погода…» А.С.Пушкин «Зимнее утро». Определение значения средств выразительности: сравнение, эпитеты.


51(4)

5


А.С.Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок). Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов)


52(5)

6


Декламация стихотворного произведения. Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…». Нахождение в тексте синонимов и антонимов.


53(6)

10


Картинная галерея Работа с репродукцией картины Н.Крылова «Зима». Использование синонимов и антонимов в мини-сочинениях (описания).


54(7)

11


Проверочная работа по теме «Зимы ждала, ждала природа.»


55(8)

12

Внеклассное чтение № 8. «Зима в произведениях разных жанров». Выбор книг на основе рекомендованного списка.


АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (14 ч)


56(1)

13.12


А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Чтение второй части. Объяснение поведения и описание внутреннего состояния литературных героев, оценка иллюстраций к произведениям, использование цитат для подтверждения своего мнения, знакомство с архаизмами (без введения термина), обогащение лексического запаса

Составлять план рассказа по теме.

Определять тему и главную мысль произведения.

Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок.

Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам.

Читать по ролям.

Ставить вопросы к тексту произведения.

Формировать нравственное чувство и нравственное сознание

Придумывать вопросы к произведению.

Характеризовать внутреннее состояние героев.

Определять отношение автора к персонажам.

Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Находить нужную книгу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге.

Внимательно относиться к переживаниям других людей


57(2)

18


А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Чтение третьей части Объяснение поведения и описание внутреннего состояния литературных героев, оценка иллюстраций к произведениям, использование цитат для подтверждения своего мнения, обогащение лексического запаса


58(3)

19


А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Объяснение поведения и описание внутреннего состояния литературных героев, выразительное чтение по ролям с элементами театрализации, расширение эмоционального опыта


59(4)

20


Х,К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Определение темы и главной мысли произведения. Нахождение нужных фрагментов текста.


60(5)

24


Х,К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Деление текста на части. Озаглавливание каждой части. Выявление авторского отношения к главному герою произведения.


61(6)

25


Х,К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Устное сочинение сказочной истории о неодушевленном предмете.


62(7)

26


Внеклассное чтение № 9. «Сказка Х.К.Андерсена «Штопольная игла». Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст.


63(8)

27


Внеклассное чтение № 10. «Сказки Х.К.Андерсена». Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в библиотеке.


64(9)

10.01


Л.Н.Толстой «Царь и рубашка». Определение авторского отношения к героям, использование цитат для доказательства своего мнения, обдумывание некоторых нравственных категорий


65(10)

14.01



Л.Н.Толстой «Царь и рубашка». Выборочное чтение текста. Словесное рисование портрета счастливого человека.


66(11)

15.01


С. Седов. «Король красуется» Определение авторского отношения к героям, использование цитат для доказа-тельства своего мнения, нравственная ориентация.


67(12)

16.01


Проверочная работа по теме «Авторские сказки»


68(13)


17.12

Проверка навыка чтения за 1 полугодие


69(14)

17.01

Работа с научно-популярными текстами. Различение художественных и научных текстов. Получение информации из текстов различных стилей.


БАСНИ (11 ч)


70(1)


21.01


Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Эзоп. Иллюстрирование басни. Сравнение животных из произведений Эзопа и Н.Заболоцкого «Как мыши с котом воевали». Организация проектной деятельности по теме «Басни».

Выразительно читать басню.

Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

Сопоставлять персонажей.

Определять главную мысль произведения.

Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.

Различать басню и стихотворение.

Сочинять рассказы, произведения других жанров.

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли


71(2)

22


О.Мандельштам «Муха», Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши». Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений.


72(3)

23


Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Лгун». Связь морали басни с собственным жизненным опытом.


73(4)

24


И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука». Осознание мотивации поведения героев.


74(5)

28


Декламация басни И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Связь морали басни с собственным жизненным опытом.


75(6)

29


И.А.Крылов «Слон и Моська». Чтение по ролям, инсценирование басни. Отбор и использование выразительных средств языка (антонимы, синонимы)


76(7)

30


И.А.Крылов «Две бочки». Выразительное чтение, словесное иллюстрирование басни. Сравнение героев басен.


77(8)

31



Малые фольклорные формы – пословицы. Узнавание, различение, определение основного смысла. Поиск пословиц, в которых выражается мораль прочитанных басен.


78(9)

4.02


Внеклассное чтение № 11. Басни С. Михалкова. «Заяц и черепаха», «Слон-живописец»


79(10)

5

Проверочная работа по теме «Басни»


80(11)

6

Презентация проектов по теме «Басни»


БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (15 ч)


81(1)

7


А.П.Чехов «Белолобый». Восприятие на слух звучащей речи (чтение текста). Характеристика персонажей произведения.

Выразительно читать.

Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.

Определять идею и тему произведения.

Составлять план рассказа по теме.

Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Различать сказку о животных и рассказ.

Находить в библиотеке книги заданной тематики.

Внимательно и бережно относиться к живой природе


82 (2)

11


А.П.Чехов «Белолобый». Рассказ о главном герое произведения по самостоятельно составленному плану.


83 (3)

12


А.П.Чехов «Белолобый». Выявление авторского отношения к героям произведения.


84(4)

13


М.М.Пришвин «Лимон». Выразительное чтение фрагментов текста. Объяснение смысла поговорок, встретившихся в рассказе.


85(5)

14


М.М.Пришвин «Лимон». Объяснение собственного отношения к прочитанному. Выборочное чтение. Устное словесное рисование.


86(6)

18


М.М.Пришвин «Лимон». Деление текста на части. Озаглавливание каждой части. Выявление авторского отношения к главному герою произведения.


87(7)

19


Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Понимание авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей. Наблюдение за описанием поведения и состояния животных.


88(8)

20


Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Словесное иллюстрирование произведения, составление словесного портрета героев. Творческий пересказ произведения. Наблюдение за описанием поведения и состояния животных. Составление словаря, определяющего внутреннее состояние персонажа.


89(9)

21


К.Г.Паустовский «Кот Ворюга». Осознание авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей. Наблюдение за описанием поведения и состояния животных Выборочное чтение текста. Выразительное чтение фрагментов текста. Объяснение авторского и собственного отношения к прочитанному.


90(10)

25



К.Г.Паустовский «Кот Ворюга». Выборочное чтение текста. Выразительное чтение фрагментов текста. Создание собственного текста по аналогии прочитанного.


91(11)

26


Работа с научно-популярным текстом «Кошки». Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы.


92(12)

27


Картинная галерея Б. Мурильо «Мальчик с собакой». Создание собственного текста на основе репродукции картины художника.


93(13)

28


С. Чёрный «Ослёнок», А.И.Куприн «Завирайка» Наблюдение за описанием поведения и состояния животных


94(14)

4.03



Внеклассное чтение№ 12. «Книги о животных». Формирование умения понимать вопросы, отвечать на них и выслушивать не перебивая собеседника.


95(15)

5.03


Проверочная работа по теме: «Братья наши меньшие».


О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (13 ч)


96(1)

6


Ю.Яковлев «Полосатая палка». Чтение первой части. Привлечение внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Усвоение нравственных представлений.

Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль.

Создавать письменные творческие работы.

Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста.

Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.

Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему.

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Использовать разные источники информации.

Работать с аппаратом книги.

Участвовать в диалоге.


97(2)

7


Ю.Яковлев «Полосатая палка». Чтение второй части. Исследование смысла слова в контексте литературного произведения. Опора на личный опыт для оценки поступков героев. Понимание авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей


98(3)

11.03


Ю.Яковлев «Полосатая палка». Объяснение собственного отношения к прочитанному. Творческий пересказ фрагмента текста от лица главного героя. Сочинение продолжения рассказа.


99(4)

12.03


Проверка навыка чтения


100(5)

13.03


А.Платонов «Разноцветная бабочка» (легенда). Понимание отдельных смысловых особенностей легенд. Объяснение собственного отношения к прочитанному.


101(6)

14.03


А.Платонов «Разноцветная бабочка». Подробный пересказ одной из частей рассказа по самостоятельно составленному плану. Озаглавливание частей рассказа.


102(7)

18.03


А.Платонов «Разноцветная бабочка». Чтение наизусть прозаического текста


103(8)

19.03


Работа с научно-популярным тестом «Бабочки рядом с человеком». Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы.


104(9)

20.03


А.Кешоков «Мне больно, мальчики». Стихотворная речь: узнавание, различение. Выделение особенностей стихотворного произведения.


105(10)

21.03


К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, составление личного мнения о литературном произведении, определение основной мысли прочитанного, выражение ее своими словами


106(11)

8.04


К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Поиск цитат – подписей к иллюстрациям. Объяснение внутреннего состояния героя, определившего его поведение.


107(12)

9.04


Внеклассное чтение № 13. «Сказки К. Г. Паустовского». Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст.


108(13)

10


Проверочная работа по теме: «О совести и долге»».


ВЕСНА ПРИШЛА (9 ч)


109(1)

11


Русские народные песни "Жаворонушки", "Березонька". Слушание, исполнение, наблюдение над особенностями языка народных песен.

Выразительно читать лирическое произведение.

Участвовать в инсценировании.

Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения.

Создавать устно и письменно произведения разных жанров.

Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств.

Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках


110(2)

15


Декламация народной песни «Березонька». А.А.Фет «Весенний дождь». Выразительное чтение, анализ, словесное иллюстрирование стихотворения.


111(3)

16


М.М.Пришвин «Лесная капель». Выборочное чтение, подробный пересказ фрагментов текста. Нахождение выразительных средств языка (олицетворений, сравнений).


112(4)

17


Декламация отрывка из рассказа М.М.Пришвина «Лесная капель». Работа с научно-популярным текстом «Изменение погоды». Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы.


113()

07.05


П/а. Комплексная работа .


114(5)

18


К.Д.Бальмонт «Золотая рыбка». Выразительное чтение, анализ, словесное иллюстрирование стихотворения.


115(6)

22



А.А.Фет «Рыбка». Выразительное чтение, анализ стихотворения. Сравнение стихотворений А.А.Фета «Рыбка» и К.Д.Бальмонта «Золотая рыбка».


116(7)

23


Внеклассное чтение № 14. В.П.Астафьев «Весенний остров». Слушание выступлений товарищей, дополнение ответов по ходу беседы, используя текст.


117(8)

24


Внеклассное чтение № 15. «Народные песни». Формирование понимание того, что фольклор есть выражение нравственных правил.


118(9)

25


Проверочная работа по теме: «Весна пришла».


И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (19 ч)


119(1)

29


Шутки-прибаутки. Чтение по ролям, инсценирование прибауток.

Определять главную мысль произведения.

Пересказывать сжато от лица персонажа.

Задавать вопросы.

Составлять план по теме.

Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.

Работать со словарями и другими источниками информации.

Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства.

Знакомиться с детской периодической литературой


120(2)

30


Русская народная сказка «Болтливая баба». Анализ и классификация произведений устного народного творчества. Объяснение термина "юмористическое произведение" как особого рода литературы Творческая деятельность учащихся: драматизация.


121(3)

3.05


А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» (из книги «Приключения Эмиля из Леннеберги»). Выразительное чтение 1 части произведения, нахождение фрагментов текста к иллюстрациям.


122(4)

6


А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Чтение 2 части Характеристика литературных персонажей через их отношение к главному герою. Выявление авторской позиции и собственного отношения к прочитанному.


123(5)

8


А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Творческий пересказ текста от лица разных персонажей.


124(6)

10


Внеклассное чтение № 16. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Участие в коллективном обсуждении: умение выступать по теме, слушать выступление товарищей.


125(7)

13


Внеклассное чтение № 17. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Применение полученных знаний в нестандартной ситуации, ответы на впоросы викторины


126(8)

14


С Маршак «Про двух соседей» (кавказская народная сказка). Осознание диалога как вида речи. Выявление авторской позиции и собственного отношения к прочитанному.


127(9)

15


С.Маршак «Старуха, дверь закрой!» Чтение по ролям, характеристика персонажей стихотворения. Выбор пословиц, отражающих главную мысль произведений.


128(10)

16


М.Зощенко «Великие путешественники». Выборочное чтение. Деление текста на части, их озаглавливание.


129(11)

17


М.Зощенко «Великие путешественники». Выразительное чтение фрагментов произведения. Краткий пересказ фрагментов текста.


130(12)

20


М.Зощенко «Великие путешественники». Создание собственного текста на основе художественного произведения. Составление вопросов по прочитанному, ответы на вопросы одноклассников.


131(14)

21


Картинная галерея. З. Серебрякова «За обедом». Общее представление о композиционных особенностях текста-описания (портрет).


132(15)

22


Внеклассное чтение № 18. А. Усачев «На чем Земля держится». Формирование умения задавать вопросы по услышанному художественному произведению.


133(16)

23


Проверочная работа по теме: «И в шутку и всерьез».


134(17)

27


Внеклассное чтение № 19 . «Детские иллюстрированные журналы». Формирование умения слушать собеседника и высказывать свою точку зрения.


135(18)

28


А.Дорофеев. «Укушенные» Наблюдение над словом, иронией автора, юмором


136(19)

29


Заключительный урок – конкурс по страницам прочитанных книг. Викторина.