СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Перспективная начальная школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на основе Примерной основной образовательной про­граммы НОО (Примерные программы по учебным предметам: начальная школа: в 2-х ч.: ч.1. – 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011. – 400с.-(Стандарты второго поколения)), Основной образовательной программы НОО, МБОУ СОШ №5, учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа», Авторской программы «Литературное чтение» Н.А.Чураковой «Программы по учебным предметам»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Перспективная начальная школа"»

Муниципальное образование город Алейск Алтайского края


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. АЛЕЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ


«Рассмотрено»


На заседании МО учителей

начальных классов

протокол № __

от « »_______2017 г.



Руководитель МО


«Согласовано»


Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 Тимченко И.Г.

_________________________


«__»_______________2017 г.


«Утверждаю»


Директор МБОУ СОШ №5

Рогашова Н.В.___________


Приказ от «___»______2017 г. №__










Р А Б О Ч АЯ П Р О Г Р А М М А


Предметная область

Предмет

Русский язык и литература

Литературное чтение


начальное общее образование (3 класс)


Срок реализации программы 01.09.2017 – 31.05.2018 гг.






Разработана Луниной С.В.,

учителем начальных классов_









Алейск- 2017

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на основе Примерной основной образовательной про­граммы НОО (Примерные программы по учебным предметам: начальная школа: в 2-х ч.: ч.1. – 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011. – 400с.-(Стандарты второго поколения)), Основной образовательной программы НОО, МБОУ СОШ №5, учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа», Авторской программы «Литературное чтение» Н.А.Чураковой «Программы по учебным предметам»


Учебно-методический комплекс:

  1. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига / Учебник, 2011. – Ч.1 – 240с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

Программа по литературному чтению Н.А. Чуракова, О.В.Малаховская.

  1. Учебник: Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 3 класс. Учебник. - М.:Академкнига/Учебник.2009- 2013.

  2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия по ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник. 2009-2013

  3. Рабочие тетради: Малаховская О. В. Литературное чтение. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник. 2016-2017

  4. Чуракова Н.А.,Борисенкова О.В., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 3 класс», — М.: Академкнига/Учебник



Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Программа 3 класса рассчитана на 136 часов – 4 ч в неделю.

Контрольные работы не предусмотрены.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения:


Предметные:



Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

 Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

       

Обучающиеся научатся:

  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

  • писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

  • называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

  • рассказывать о любимом литературном герое;

  • выявлять авторское отношение к герою;

  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

  • читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

  • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).



 Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

  • делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

  • самостоятельно читать выбранные книги;

  • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

  • самостоятельно работать со словарями.

       

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

        

Обучающиеся научатся:

  • различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

  • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

        Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

  • обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.

        

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

        Обучающиеся научатся:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

  • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

  • интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);

  • принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

        

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

  • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

  • устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

Обучающие научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

  • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используется).


В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой и соседом работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;


В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.


В области регулятивных учебных действий


Обучающиеся научатся:

  • осуществлять самоконтрольи контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.


Содержание тем учебного предмета 3 класс (136 ч)

Программа 3 класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.

Продолжается знакомство младших школьников с живописными произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь

специальной терминологией, школьники будут иметь возможность оценить содержательную выразительность парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием ритма, создающегося чередованием разного вида рифм.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Понимание на слух смысла звучащей речи (ее цели, смысловых доминант). Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков. Формирование умения удерживать в процессе полилога обсуждаемый аспект.

Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдение норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.

Формирование умения при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов и фигур: контраста, звукописи, повторов.

Дальнейшее освоение приемов диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументированно опровергать.

Дальнейшее формирование умений участвовать в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Формирование библиографической культуры

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.

Особенность «самых древних сказочных сюжетов» (историй): их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).

Особенность «просто древних сказок»: начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).

Особенность «менее древней сказки»: ее нравоучительный характер – начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным.

Представление о «бродячих» сюжетах (сказочных историях).

Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

Авторское творчество

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие социального конфликта и морали. Связь с жанром басни.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии.

Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции, непредсказуемость композиции рассказа.

Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).

Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).

Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на ленту времени произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности), а также авторских литературных и живописных произведений.

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Раздел «Элементы творческой деятельности»

Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Участие в инсценировках (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Формирование умения устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникающими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.


Раздел «Круг чтения»

Сказки народов мира о животных

Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка

«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».

Авторская литература народов мира

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.

Классики русской литературы

Поэзия

А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».

Проза

А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Классики советской и русской детской литературы

Поэзия

В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».

Проза

А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже 20-21 веков

Поэзия

В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Проза

Тим Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,


Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. Учимся наблюдать и копим впечатления – 22ч;

  2. Постигаем секреты сравнения – 16ч;

  3. Пытаемся понять, почему люди фантазируют – 15 ч

  4. Учимся любить – 15 ч

  5. Набираемся житейской мудрости – 14 ч

  6. Продолжаем разгадывать секреты смешного – 14 ч

  7. Как рождается герой – 22ч

  8. Сравниваем прошлое и настоящее – 18ч


Календарно-тематическое планирование

по литературному чтению

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Учимся наблюдать и копим впечатления (22 ч)

1

Приём олицетворения. На материале стихотворения С. Козлова «Июль», картины А.Герасимова «После дождя»

1

04.09.


2

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Ю. Коваля «Берёзовый пирожок», картины М.Шагала «Окно в сад»

1

05.09.


3

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Ю. Коваля «Берёзовый пирожок», картины М.Шагала «Окно в сад»

1

06.09.


4

Использование поэтами приемов сравнения, олицетворения. На материале стихотворений В. Маяковского «Тучкины штучки»,

С. Козлова «Мимо белого яблока луны….», С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…

1

07.09.


5

Использование поэтами приемов сравнения, олицетворения. На материале стихотворений В. Маяковского «Тучкины штучки», С. Козлова «Мимо белого яблока луны….», С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…

1

11.09.


6

Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст. На материале стихотворений А.Пушкина «Вот вечер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета….», В.Шефнера «Середина марта», хокку Дзесо, Басе, картины И.Грабаря «Мартовский снег»

1

12.09.


7

Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст. На материале стихотворений А.Пушкина «Вот вечер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета….», В.Шефнера «Середина марта», хокку Дзесо, Басе, картины И.Грабаря «Мартовский снег»

1

13.09.


8

Художественные приемы:контраст, звукопись. на материале стихотворений Н. Матвеевой «Гуси на снегу», Э. Мошковской «Где тихий-тихий пруд…», хокку Еса Бусона

1

14.09.


9

Использование художественных приемов: сравнение, контраст. На материале стихотворения С. Козлова «Сентябрь» и сказки «Как оттенить тишину»

1

18.09.


10

Использование художественных приемов: сравнение, контраст. На материале стихотворения С. Козлова «Сентябрь» и сказки «Как оттенить тишину»

1

19.09.


11

Создание поэтами художественных образов, использование приемов олицетворения, сравнения, контраста, звукописи. На материале стихотворения И. Бунина «Листопад»

1

20.09.


12

Использование приема олицетворения в сочинении на тему «Как ко мне относятся вещи в моем доме». На материале фрагментов произведений Ф.Понжа, А.Вознесенского, Ю.Олеши

1

21.09.


13

Использование приема олицетворения в сочинении на тему «Как ко мне относятся вещи в моем доме». На материале фрагментов произведений Ф.Понжа, А.Вознесенского, Ю.Олеши

1

25.09.


14

Использование приема олицетворения в сочинении на тему «Как ко мне относятся вещи в моем доме». На материале фрагментов произведений Ф.Понжа, А.Вознесенского, Ю.Олеши

1

26.09.


15

Приемы понимания прочитанного. Выделение приема контраста в тексте, понимание смысла его использования. На материале стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро»

1

27.09.


16

Использование художественных приемов: сравнение, олицетворение, звукопись, контраст. На материале стихотворений В. Берестова «Большой мороз», «Плащ» и картин В.Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»

1

28.09.


17

Использование художественных приемов: сравнение, олицетворение, звукопись, контраст. На материале стихотворений В. Берестова «Большой мороз», «Плащ» и картин В.Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»

1

02.10.


18

Приемы понимания прочитанного. На материале текста С. Козлова «Разрешите с вами посумерничать»

1

03.10.


19

Приемы понимания прочитанного. На материале текста С. Козлова «Разрешите с вами посумерничать»

1

04.10.


20

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Ю.Коваля «Вода с закрытыми глазами», хокку Ранрана и пейзажа В.Поленова «Заросший пруд»

1

05.10.


21

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Ю.Коваля «Вода с закрытыми глазами», хокку Ранрана и пейзажа В.Поленова «Заросший пруд»

1

09.10.


22

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Ю.Коваля «Вода с закрытыми глазами», хокку Ранрана и пейзажа В.Поленова «Заросший пруд»

1

10.10.


Постигаем секреты сравнения (16 ч)

23

Признаки сказки о животных. На материале сказки «Откуда пошли болезни и лекарства»

1

11.10.


24

Особенности сказочных сюжетов. На материале сравнительного анализа двух сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук»

1

12.10.


25

Особенности сказочных сюжетов. На материале сравнительного анализа двух сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук»

1

16.10.


26

Проектирование сборника сказок

1

17.10.


27

Бродячие сказочные сюжеты. На материале сравнительного анализа венгерской сказки «Два жадных медвежонка», корейской сказки «Как барсук и куница судились»

1

18.10.


28

Бродячие сказочные сюжеты. На материале сравнительного анализа венгерской сказки «Два жадных медвежонка», корейской сказки «Как барсук и куница судились»

1

19.10.


29

Бродячие сказочные сюжеты. На материале сравнительного анализа венгерской сказки «Два жадных медвежонка», корейской сказки «Как барсук и куница судились», индийской сказки «О собаке, кошке и обезьяне» и обсуждение индийской сказки «Золотая рыба»

1

23.10.


30

Бродячие сказочные сюжеты. На материале сравнительного анализа венгерской сказки «Два жадных медвежонка», корейской сказки «Как барсук и куница судились», индийской сказки «О собаке, кошке и обезьяне» и обсуждение индийской сказки «Золотая рыба»

1

24.10.


31

Бродячие сказочные сюжеты. На материале сравнительного анализа венгерской сказки «Два жадных медвежонка», корейской сказки «Как барсук и куница судились», индийской сказки «О собаке, кошке и обезьяне» и обсуждение индийской сказки «Золотая рыба»

1

25.10.


32

Жанровые признаки сказки. На материале кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав-маха»

1

26.10.


33

Жанровые признаки сказки. На материале кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав-маха»

1

07.11.


34

Бродячие сказочные сюжеты. На материале индийской сказки «Хитрый шакал»

1

08.11.


35

Бродячие сказочные сюжеты. На материале индийской сказки «Хитрый шакал»

1

09.11.


36

Жанровые признаки сказки. На материале импровизированной страницы «Содержание» из сборника сказок народов мира, приведенной в учебнике

1

13.11.


37

Жанровые признаки сказок о животных. На материале бурятской сказки «Снег и заяц» и хакасской сказки «Как птицы царя выбирали»

1

14.11.


38

Жанровые признаки сказок о животных. На материале бурятской сказки «Снег и заяц» и хакасской сказки «Как птицы царя выбирали»

1

15.11.


Пытаемся понять, почему люди фантазируют (15 ч)

39

Приемы понимания прочитанного. На материале стихотворения Н.Матвеевой «Картофельные олени» и отрывка из «Дневника Фокса Микки» Саши Черного

1

16.11.


40

Приемы понимания прочитанного. На материале стихотворения Н.Матвеевой «Картофельные олени» и отрывка из «Дневника Фокса Микки» Саши Черного

1

20.11.


41

Приемы понимания прочитанного. На материале стихотворения Н.Матвеевой «Картофельные олени» и отрывка из «Дневника Фокса Микки» Саши Черного

1

21.11.


42

Приемы понимания прочитанного. На материале стихотворения Н.Матвеевой «Картофельные олени» и отрывка из «Дневника Фокса Микки» Саши Черного

1

22.11.


43

Особенности жанров сказки, рассказа, небылицы. Приемы понимания прочитанного. На материале произведений Т.Пономаревой «Автобус», «В шкафу»

1

23.11.


44

Особенности жанров сказки, рассказа, небылицы. Приемы понимания прочитанного. На материале произведений Т.Пономаревой «Автобус», «В шкафу»

1

27.11.


45

Сравнительный анализ текстов. На материале стихотворений Э.Мошковской «Я вижу..», «Вода в колодце» и картины П.Филонова «Нарвские ворота»

1

28.11.


46

Сравнительный анализ текстов. На материале стихотворений Э.Мошковской «Я вижу..», «Вода в колодце» и картины П.Филонова «Нарвские ворота»

1

29.11.


47

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков»

1

30.11.


48

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков»

1

04.12.


49

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков»

1

05.12.


50

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков»

1

06.12.


51

Формирование умений осознанного и выразительного чтения. На материале рассказа Тима Собакина «Игра в птиц»

1

07.12.


52

Формирование умений осознанного и выразительного чтения. На материале рассказа Тима Собакина «Игра в птиц»

1

11.12.


53

Особенности поэтического мировосприятия. На материале стихотворения К.Бальмонта «Гномы» и картины В.Кандинского «Двое на лошади»

1

12.12.


Учимся любить (15 ч)

54

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказов Т.Пономаревой «Прогноз погоды», «Лето в чайнике» и картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

1

13.12.


55

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказов Т.Пономаревой «Прогноз погоды», «Лето в чайнике» и картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

1

14.12.


56

Характеристика героя. На материале рассказа М.Вайсман «Лучший друг медуз»

1

18.12.


57

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа А.Куприна «Слон»

1

19.12.


58

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа А.Куприна «Слон»

1

20.12.


59

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа А.Куприна «Слон»

1

21.12.


60

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа А.Куприна «Слон»

1

25.12.


61

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы». Сравнительный анализ произведений К.Паустовского «Заячьи лапы» и А.Куприна «Слон»

1

26.12.


62

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы». Сравнительный анализ произведений К.Паустовского «Заячьи лапы» и А.Куприна «Слон»

1

27.12.


63

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы». Сравнительный анализ произведений К.Паустовского «Заячьи лапы» и А.Куприна «Слон»

1

28.12.


64

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы». Сравнительный анализ произведений К.Паустовского «Заячьи лапы» и А.Куприна «Слон»

1

11.01.


65

Формирование умений осознанного и выразительного чтения. На материале сказки С.Козлова «Если меня совсем нет»

1

15.01.


66

Формирование умений осознанного и выразительного чтения. На материале сказки С.Козлова «Если меня совсем нет»

1

16.01.


67

Портрет как жанр живописи. На материале картины О.Ренуара «Портрет Жанны Самари»

1

17.01.


68

Работа со страницей «Содержание»: составление сборников литературных произведений. Письмо в клуб

1

18.01.


Набираемся житейской мудрости (14 ч)

69

Жанровые признаки басни. На материале басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и Ястреб»

1

22.01.


70

Композиционные особенности басни. На материале басен Эзопа «Отец и сыновья», «Быки и лев», ленты времени, пословиц

1

23.01.


71

Композиционные особенности басни. На материале басен Эзопа «Отец и сыновья», «Быки и лев», ленты времени, пословиц

1

24.01.


72

Жанровые признаки басни. Сравнительный анализ басен. На материале басен Эзопа «Ворон и лисица», И.Крылова «Ворона и лисица» и графической иллюстрации В.Серова к басне «Ворона и лисица»

1

25.01.


73

Жанровые признаки басни. Сравнительный анализ басен. На материале басен Эзопа «Ворон и лисица», И.Крылова «Ворона и лисица» и графической иллюстрации В.Серова к басне «Ворона и лисица»

1

29.01.


74

Жанровые признаки басни. На материале басен Эзопа «Лисица и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград» и графической иллюстрации В.Серова к басне И. Крылова

1

30.01.


75

Жанровые признаки басни. На материале басен Эзопа «Лисица и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград» и графической иллюстрации В.Серова к басне И. Крылова

1

31.01.


76

Жанровые признаки басни: какой смех вызывает басня, мораль басни, ее герои. На материале басни И.Крылова «Квартет», иллюстрации В.Серова к этой басне, пословиц

1

01.02.


77

Сравнительный анализ басен И.Крылова «Лебедь, рак и щука» и «Квартет»

1

05.02.


78

Сравнительный анализ басен И.Крылова «Лебедь, рак и щука» и «Квартет»

1

06.02.


79

Жанровые признаки басни. Самостоятельная работа по заданиям учебника

1

07.02.


80

Жанровые отличия сказки о животных, басни и бытовых сказок. На материале сказок «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан»

1

08.02.


81

Жанровые отличия сказки о животных, басни и бытовых сказок. На материале сказок «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан»

1

12.02.


82

Жанровые отличия сказки о животных, басни и бытовых сказок. На материале сказок «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан»

1

13.02.


Продолжаем разгадывать секреты смешного (14 ч)

83

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Л.Каминского «Сочинение»

1

14.02.


84

Разные аспекты смешного. На материале рассказа И.Пивоваровой «Сочинение»

1

15.02.


85

Разные аспекты смешного. На материале рассказа И.Пивоваровой «Сочинение»

1

19.02.


86

Выделение в текстах приемов, которые делают текст смешным. На материале стихотворений М.Бородицкой «На контрольной…», Л.Яковлева «Для Лены», М.Яснова «Подходящий угол»

1

20.02.


87

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Н.Тэффи «Преступник»

1

21.02.


88

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Н.Тэффи «Преступник»

1

22.02.


89

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Н.Тэффи «Преступник»

1

26.02.


90

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Н.Тэффи «Преступник»

1

27.02.


91

Жанровые отличия небылицы, сказки, рассказа: назначение жанра, построение. На материале коротких историй К.Чуковского из книги «От двух до пяти» , стихотворения Г.Остера «Вредные советы» и рассказа Т.Пономаревой «Помощь»

1

28.02.


92

Жанровые отличия небылицы, сказки, рассказа: назначение жанра, построение. На материале коротких историй К.Чуковского из книги «От двух до пяти» , стихотворения Г.Остера «Вредные советы» и рассказа Т.Пономаревой «Помощь»

1

01.03.


93

Жанровые отличия небылицы, сказки, рассказа: назначение жанра, построение. На материале коротких историй К.Чуковского из книги «От двух до пяти» , стихотворения Г.Остера «Вредные советы» и рассказа Т.Пономаревой «Помощь»

1

05.03.


94

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа В.Драгунского «Ровно 25 кило»

1

06.03.


95

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа В.Драгунского «Ровно 25 кило»

1

07.03.


96

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа В.Драгунского «Ровно 25 кило»

1

12.03


Как рождается герой (22 ч)

97

Черты настоящего сказочного героя. На примере сказок «Колобок» и «Гуси-лебеди»

1

13.03


98

Тема и главная мысль текста. Приемы понимания прочитанного. На материале сказки Б.Заходера «История гусеницы» (начало) и стихотворения Ю.Мориц «Жора Кошкин»

1

14.03


99

Тема и главная мысль текста. Приемы понимания прочитанного. На материале сказки Б.Заходера «История гусеницы» (начало) и стихотворения Ю.Мориц «Жора Кошкин»

1

15.03


100

Тема и главная мысль текста. Краткий пересказ текста. На материале сказки Б.Заходера «История гусеницы» (продолжение) и стихотворения Л.Яхнина «Лесные жуки»

1

19.03


101

Тема и главная мысль текста. Краткий пересказ текста. На материале сказки Б.Заходера «История гусеницы» (продолжение) и стихотворения Л.Яхнина «Лесные жуки»

1

20.03


102

Тема и главная мысль текста. Краткий пересказ текста. На материале сказки Б.Заходера «История гусеницы» (продолжение) и стихотворения Л.Яхнина «Лесные жуки»

1

21.03


103

Характеристика героя. Главная мысль и тема текста. На материале сказки Б.Заходера «История гусеницы» (продолжение)

1

22.03


104

Характеристика героя. Главная мысль и тема текста. На материале сказки Б.Заходера «История гусеницы» (продолжение)

1

02.04


105

Главная мысль и тема текста. Черты героя авторской сказки. На материале сказки Б.Заходера «История гусеницы» (окончание), стихотворения М.Яснова «Гусеница – Бабочке» и картины С.Жуковского «Плотина»

1

03.04


106

Главная мысль и тема текста. Черты героя авторской сказки. На материале сказки Б.Заходера «История гусеницы» (окончание), стихотворения М.Яснова «Гусеница – Бабочке» и картины С.Жуковского «Плотина»

1

04.04


107

Главная мысль и тема текста. Черты героя авторской сказки. На материале сказки Б.Заходера «История гусеницы» (окончание), стихотворения М.Яснова «Гусеница – Бабочке» и картины С.Жуковского «Плотина»

1

05.04


108

Приемы понимания прочитанного. На материале повести Н.Гарина-Михайловского «Детство Темы»

1

09.04.


109

Приемы понимания прочитанного. На материале повести Н.Гарина-Михайловского «Детство Темы»

1

10.04


110

Черты героя рассказа. Сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа. На материале повести Н.Гарина-Михайловского «Детство Темы»

1

11.04


111

Черты героя рассказа. Сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа. На материале повести Н.Гарина-Михайловского «Детство Темы»

1

12.04


112

Черты героя рассказа. Сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа. На материале повести Н.Гарина-Михайловского «Детство Темы»

1

16.04


113

Характеристика героя. На материале рассказа Л.Пантелеева «Честное слово» и живописных работ З.Серебряковой «За завтраком», О.Ренуара «Девочка с лейкой» и В.Серова «Портрет Мики Морозова»

1

17.04


114

Характеристика героя. На материале рассказа Л.Пантелеева «Честное слово» и живописных работ З.Серебряковой «За завтраком», О.Ренуара «Девочка с лейкой» и В.Серова «Портрет Мики Морозова»

1

18.04


115

Характеристика героя. На материале рассказа Л.Пантелеева «Честное слово» и живописных работ З.Серебряковой «За завтраком», О.Ренуара «Девочка с лейкой» и В.Серова «Портрет Мики Морозова»

1

19.04


116

Характеристика героя. На материале рассказа Л.Пантелеева «Честное слово» и живописных работ З.Серебряковой «За завтраком», О.Ренуара «Девочка с лейкой» и В.Серова «Портрет Мики Морозова»

1

23.04


117

Черты настоящего героя. На материале отрывков из поэмы Н.Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) и картины А.Мещерского «У лесного озера»

1

24.04


118

Черты настоящего героя. На материале отрывков из поэмы Н.Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) и картины А.Мещерского «У лесного озера»

1

25.04


Сравниваем прошлое и настоящее (18 ч)

119

Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей. На материале картины Б.Кустодиева «Масленица» и фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова и И.Стравинского

1

26.04


120

Характеристика героя. Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа К.Паустовского «Растрепанный воробей»

1

30.04


121

Характеристика героя. Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа К.Паустовского «Растрепанный воробей»

1

03.05


122

Характеристика героя. Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа К.Паустовского «Растрепанный воробей»

1

07.05


123

Характеристика героя. Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа К.Паустовского «Растрепанный воробей»

1

08.05


124

Прошлое и настоящее: обстоятельства жизни, переживания. На материале стихотворения А.Пушкина «Цветок» и сравнительного анализа двух живописных работ – В. Боровиковского «Безбородко с дочерьми» и З.Серебряковой «Автопортрет с дочерьми»

1

10.05


125

Прошлое и настоящее: обстоятельства жизни, переживания. На материале стихотворения А.Пушкина «Цветок» и сравнительного анализа двух живописных работ – В. Боровиковского «Безбородко с дочерьми» и З.Серебряковой «Автопортрет с дочерьми»

1

14.05


126

Сравнительная характеристика героев рассказа. Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»

1

15.05


127

Сравнительная характеристика героев рассказа. Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»

1

16.05


128

Сравнительная характеристика героев рассказа. Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»

1

17.05


129

Сравнительная характеристика героев рассказа. Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»

1

21.05.


130

Характеры героев в развитии. Краткий пересказ.

На материале рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»

1

22.05


131

Характеры героев в развитии. Краткий пересказ.

На материале рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»

1

23.05


132

Характеры героев в развитии. Краткий пересказ.

На материале рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»

1

24.05


133

Прошлое и настоящее: обстоятельства жизни, ценности. Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»

1

28.05


134

Прошлое и настоящее: обстоятельства жизни, ценности. Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»

1

29.05


135

Прошлое и настоящее: обстоятельства жизни, ценности. Приемы понимания прочитанного.На материале рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»

1

30.05


136

Прошлое и настоящее: постоянство в природе и чувствах людей. На материале картины А.Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»

1

31.05






















Лист корректировки рабочей программы


№ урока по порядку

№ уроков, в которые вносятся изменения

Содержание

(темы уроков)

Основание (приказ директора)

Контроль






































































Лист изменений и коррекции программы

урока

Тема урока

Дата проведения по программе

Фактическая дата проведения

Причина