Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Шахты Ростовской области»
РАССМОТРЕНО Протокол №1 заседания методического объединения учителей ______________________ МБОУ СОШ № 38 г.Шахты от ___________ 2018 г. ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ __________ подпись зам.директора по УВР Ф.И.О. ______________ 2018 г. | ««Утверждаю» Директор ММБОУ СОШ №38 г.Шахты _____________ Стурова И.П. ППриказ от______ №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Уровень общего образования (класс) начальное общее
образование, 3 «В» класс
Количество часов в год 135, в неделю 4
Учитель: Сакович Тамара Владимировна
Программа разработана на основе программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Литературное чтение »
М. «Просвещение» 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основании программы «Литературное чтение», автор Климанова Л.Ф - М.«Просвещение» 2011г
Программа по литературному чтению реализуется с использованием УМК «Перспектива» и обеспечена следующим методическим комплектом:
Учебник по литературному чтению для 3 класса, в 2-х частях, автор Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской УМК «Перспектива", изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год;
Согласно учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение » отводится 136 часов при пятидневной рабочей неделе.
В связи с расписанием на 2018-2019 уч. год, праздничным днем ( 1мая ) количество часов на освоение программы согласно Учебному плану в 3 классе из расчета 4 часа в неделю(34 учебных недели) отводится 135 часов.
В соответствии с этим программа будет реализована в объеме 135 часов.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2.Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
6.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты:
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы учебного курса
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
«Книги—мои друзья»
Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.
«Жизнь дана на добрые дела»
Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль — собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.
«Волшебные сказки»
Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.
«Люби всё живое»
Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно-познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.
«Картины русской природы»
Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.
«Великие русские писатели»
Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.
«Литературная сказка»
Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.
«Картины родной природы»
Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
№ | Наименование раздела | Всего часов |
1. | Книги – мои друзья. | 4 |
2. | Жизнь дана на добрые дела. | 17 |
3. | Волшебные сказки. | 15 |
4. | Люби всё живое. | 20 |
5. | Картины русской природы. | 12 |
6. | Великие русские писатели. | 30 |
7. | Литературная сказка. | 19 |
8. | Картины родной природы. | 18 |
Календарно — тематическое планирование уроков литературного чтения
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
1. | 3.09 | | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. | 1 |
«Книги – мои друзья» (4часа) |
2. | 5.09 | | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. | 1 |
3. | 6.09 | | Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 |
4. | 7.09 | | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | 1 |
5. | 10.09 | | Проект. Мы идём в музей книги. | 1 |
«Жизнь дана на добрые дела» (17 часов) |
6. | 12.09 | | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. | 1 |
7. | 13.09 | | Пословицы разных народов о человеке и его делах. | 1 |
8. | 14.09 | | В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | 1 |
9. | 17.09 | | Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. | 1 |
10. | 19.09 | | Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя. | 1 |
11. | 20.09 | | Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». | 1 |
12.. | 21.09 | | М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. | 1 |
13. | 24.09 | | М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ. | 1 |
14. | 26.09 | | Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа. | 1 |
15. | 27.09 | | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | 1 |
16. | 28.09 | | М. Зощенко. Через тридцать лет .Поступок героя. | 1 |
17. | 1.10 | | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 |
18. | 3.10 | | Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. | 1 |
19. | 4.10 | | Семейное чтение. Притчи. | 1 |
20. | 5.10 | | Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование. | 1 |
21. | 8.10 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
22. | 10.10 | | Проверочная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела.» | 1 |
«Волшебные сказки» (14 часов) |
23. | 11.10 | | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. | 1 |
24. | 12.10 | | Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки. | 1 |
25. | 15.10 | | Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя. | 1 |
26. | 17.10 | | В.Васнецов. «Иван – царевич на Сером Волке». Рассказ по картине. | 1 |
27. | 18.10 | | Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. | 1 |
28. | 19.10 | | Русская сказка. Летучий корабль. Характеристики героев сказки. | 1 |
29. | 22.10 | | Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. | 1 |
30. | 24.10 | | Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки. Пересказ. | 1 |
31. | 25.10 | | Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. | 1 |
32. | 26.10 | | Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Пересказ | 1 |
33. | 29.10 | | Русская сказка. По щучьему велению. Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах. | 1 |
34. | 1.11 | | Наш театр. Русская сказка. По щучьему веленью. Инсценирование. | 1 |
35. | 2.11 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
36. | 31.10 | | Проверочная работа по разделу «Волшебная сказка». | 1 |
«Люби всё живое» (20 часов) |
37. | 12.11 | | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. | 1 |
38. | 14.11 | | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. | 1 |
39. | 15.11 | | К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста. | 1 |
40. | 16.11 | | К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Текст из энциклопедии. Барсук. | 1 |
41. | 19.11 | | В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. | 1 |
42. | 21.11 | | Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. | 1 |
43. | 22.11 | | В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В.Бианки. | 1 |
44. | 23.11 | | Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой. | 1 |
45. | 26.11 | | О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. | 1 |
46. | 28.11 | | Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения | 1 |
47. | 29.11 | | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 |
48. | 30.11 | | Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. | 1 |
49. | 3.12 | | Самостоятельное чтение. Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности. | 1 |
50. | 5.12 | | Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка Пересказ | 1 |
51. | 6.12 | | Семейное чтение. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героев. | 1 |
52 | 7.12 | | Н.Носов. Карасик. Характеристика героев произведения | 1 |
53. | 10.12 | | Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов.. | 1 |
54. | 12.12 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
55 | 13.12 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе | 1 |
56. | 14.12 | | Проверочная работа по разделу «Люби все живое». | 1 |
«Картины русской природы» (12 часов) |
57. | 17.12 | | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. | 1 |
58. | 19.12 | | И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине. | 1 |
59. | 20.12 | | Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. | 1 |
60. | 21.12 | | М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа | 1 |
61. | 24.12 | | Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа. | 1 |
62 | 26.12 | | А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения. | 1 |
63. | 27.12 | | И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
64. | 28.12 | | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 |
65. | 10.01 | | Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки | 1 |
66. | 11.01 | | Семейное чтение. К Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени. | 1 |
67 | 14.01 | | Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А Саврасов. Зима | 1 |
68. | 16.01 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
«Великие русские писатели» (30 часов) |
69. | 17.01 | | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. | 1 |
70. | 18.01 | | Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ. | 1 |
71. | 21.01 | | А.С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. | 1 |
72. | 23.01 | | И.Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
73. | 24.01 | | А.С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера. | 1 |
74. | 25.01 | | Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
75. | 28.01 | | А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
76. | 30.01 | | В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине. | 1 |
77. | 31.01 | | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. | 1 |
78. | 1.02 | | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане ... Нравственный смысл литературной сказки. | 1 |
79. | 4.02 | | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане ... Особенности сюжета. Структура сказочного текста. | 1 |
80. | 6.02 | | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,... Характеристика героев произведения. | 1 |
81. | 7.02 | | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,... Особенности языка литературной сказки. | 1 |
82. | 8.02 | | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане... Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. | 1 |
83. | 11.02 | | Урок работы с книгой. Сказки А.С. Пушкина. | 1 |
84. | 13.02 | | И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина. | 1 |
85. | 14.02 | | И.А.Крылов. Викторина по басням И.А.Крылова. | 1 |
86. | 15.02 | | И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни. | 1 |
87. | 18.02 | | И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни | 1 |
88. | 20.02 | | Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи. | 1 |
89. | 21.02 | | Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета. | 1 |
90. | 22.02 | | Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана. | 1 |
91. | 25.02 | | Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана. | 1 |
92. | 27.02 | | Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов. | 1 |
93. | 28.02 | | Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра. | 1 |
94. | 1.03 | | Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра | 1 |
95. | 4.03 | | Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование. | 1 |
96. | 6.03 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
97. | 7.03 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии Что такое согласие? | 1 |
98. | 11.03 | | Проверочная работа по разделу « Великие русские писатели». | 1 |
«Литературная сказка» (19 часов) |
99. | 13.03 | | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. | 1 |
100. | 14.03 | | В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой. | 1 |
101. | 15.03 | | В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки. | 1 |
102. | 18.03 | | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». | 1 |
103. | 20.03 | | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев. | 1 |
104. | 21.03 | | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. | 1 |
105. | 22.03 | | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения. | 1 |
106. | 1.04 | | Переводная литература для детей. Выставка книг. | 1 |
107. | 3.04 | | Переводная литература для детей. Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы | 1 |
108. | 4.04 | | Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы. | 1 |
109. | 5.04 | | Р.Киплинг. Маугли. Герои произведения. | 1 |
110. | 8.04 | | Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. | 1 |
111. | 10.04 | | Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки. | 1 |
112. | 11.04 | | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. | 1 |
113. | 12.04 | | Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка. | 1 |
114. | 15.04 | | Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе. | 1 |
115. | 17.04 | | С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование. | 1 |
116. | 18.04 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
117. | 19.04 | | Проверочная работа по разделу « Литературная сказка.» | 1 |
«Картины родной природы» (19 часов) |
118. | 22.04 | | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение | 1 |
119. | 24.04 | | Б. Заходер. Что такое стихи? Анализ стихотворения. | 1 |
120. | 25.04 | | И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка. | 1 |
121. | 26.04 | | Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». | 1 |
122. | 29.04 | | А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
123. | 2.05 | | С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
124. | 3.05. | | С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения. | 1 |
125. | 6.05 | | Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. | 1 |
126. | 8.05 | | А Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства. | 1 |
127. | 10.05 | | О. Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. | 1 |
128. | 13.05 | | М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов. | 1 |
129. | 15.05 | | А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому. | 1 |
130. | 16.05 | | Саша Чёрный. «Летом» А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
131. | 17.05. | | Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
132. | 20.05 | | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 |
133. | 23.05. | | Самостоятельное чтение. Г.Юдин. Поэты.. | 1 |
134. | 24.05 | | Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература. Обобщение по разделу. | 1 |
135. | 22. 05 | | Итоговая проверочная работа. | 1 |