СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению  3 класс " Школа России"  2020-2021 учебный год

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению  3 класс " Школа России"  2020-2021 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 19


адрес: территория: телефон:

ул. Текстилей д.17 г. Ногинск Московской области 8(496)515-13-44; 8(496)515-13-42



РАССМОТРЕНО


на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол №___от ___.___.2020 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР
_____________/ Е.В. Старова

____._____________2020 г.


УТВЕРЖДЕНО


Директор МБОУ оош № 19

_____________/ О.Н.Тиунова

Приказ от ___.___.2020г. №____


М.П.



Рабочая программа


по предмету "Литературное чтение"

(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)


уровень программы базовый

(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)


Учебный год: 2020- 2021


Класс: 3В


Составитель: Уласевич Т.А., учитель начальных классов



















Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы автора Л. Ф. Климановой [и др.] «Литературное чтение 1 – 4 классы» (предметная линия учебников системы «Школа России») – М.: Просвещение, 2017г.

В соответствии с учебным планом и планом графиком МБОУ оош №19 на 2019 – 2020 учебный год, на изучение курса отводится 138 часов (4часа в неделю). Рабочая программа предполагает использование учебника: Л. Ф. Климанова [и др. Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2018г.

 Цели программы:

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

-совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

-воспитание эстетического отношения к искусству слова,

-формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи реализации программы:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

 - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

-   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-   работать с различными типами текстов;

-   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».


В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

  • Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

  • Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

  • Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

  • Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).

  • Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

  • Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.

  • Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

  • Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

  • Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

  • Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.

  • Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.

  • Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

  • Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.

  • Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

  • Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.

  • Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.

  • Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.

  • Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

  • Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

  • Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).

  • Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).

  • Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

  • Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

  • Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.

  • Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

  • Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.

  • Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.

  • Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить их в классе по просьбе учителя.

  • Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.

  • Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление, осуществлять активный отдых,чередовать виды деятельности.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

  • Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

  • Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).

  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

  • Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.

  • Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.

  • Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

  • Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

  • Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

  • Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

  • Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

  • Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.

  • Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

  • Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

  • Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

  • Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.).

  • Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Планируемые результаты:

Ученик, окончивший 3 класс, научится:

    • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

    • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

    • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

    • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

    • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

    • пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

    • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

    • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

    • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

    • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы;

    • получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

    • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

    • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

    • писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;

    • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;

    • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

    • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

    • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

    • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

    • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;

    • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).


Ученик, окончивший 3 класс, получит возможность научиться:

    • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;

    • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;

    • пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам;

    • эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;

    • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

    • формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

    • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;

    • домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;

    • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

    • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);

    • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

    • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

    • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

    • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

    • писать отзыв на прочитанную книгу.

    • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);

    • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

    • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.


Планируемые результаты изучения учебного предмета,

курса «Литературное чтение»


Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности.

Учащиеся научатся:

    • Осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

    • Употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

    • Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

    • Понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

    • Рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

    • Пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

    • Осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

    • Задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

    • Делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

    • Находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

    • Пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • Понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;

    • Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;

    • Пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;

    • Участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

    • Формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

    • Делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;

    • Домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;

    • Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

    • Находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);

    • Готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность.

Учащиеся научатся:

  • Сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • Писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;

  • Пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;

  • Сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • Пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

    • Составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

    • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

    • Писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика.

Учащиеся научатся:

    • Понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

    • Определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

    • Понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

    • Осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;

    • Находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Учащиеся получат возможность научиться:

    • Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);

    • Определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

    • Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.


Содержание учебного предмета.

Самое великое чудо на свете (6 ч)

Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатники Иван Фёдоров. Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.

Устное народное творчество (18ч)

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (2 ч) Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» (3ч). Русская народная сказка «Сивка-бурка» ( 2ч) Художники иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 1 (12ч)

Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского). Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».(3 ч) А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет роль над жаркой нивой…» (1ч) И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»(2 ч). И.Суриков «Детство», «Зима» (2ч). Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» Оценка достижений.

Великие русские писатели (24 ч)

Знакомство с названием раздела. Биография А.С.Пушкина. А.С.Пушкин Лирические стихотворения. «Зимнее утро», «Зимний вечер» (3ч). А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»(2ч). Рисунки И. Билибина к сказке. Биография И. Крылов. И.А.Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица» (3ч) Биография М.Ю.Лермантова. М.Лермантов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одинаково…», «Утёс», «Осень» (2ч). Детство Л.Толстой (из воспоминания писателя). Л.Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» (4ч.). Сравнение текстов. Оценка достижений Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Н.Некрасов «Славная осень!..» «Не ветер бушует над бором…» «Дедушка Мазай и зайцы» (2ч) К.Больмонт «Золотое слово». И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений.

Литературные сказки (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Д.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» В.Гаршин «Лягушка-путешественница» (1ч). В.Гаршин «Лягушка-путешественница» (1ч). В.Одоевский «Мороз Иванович» Оценка достижений.

Были-небылицы (10 ч)

Знакомство с названием раздела (1ч). М. Горький «Случай с Евсейкой» (1ч). К.Паустовский «Растрёпанный воробей» (1ч). А.Куприн «Слон» (2ч). Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений (1ч).

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Знакомство с названием раздела. С.Черный «Что ты тискаешь утёнка?..» «Воробей», «Слон» (2ч) А.Блок «Ветхая избушка» «Сны», «Ворона» (2ч) С.Есенин «Черёмуха» Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.


Люби животное (14 ч)

Знакомство с названием раздела (1ч). М.Пришвин «Моя Родина» (1ч). Заголовок – «входная дверь» в текст (1ч). Сочинение на основе художественного текста. И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (1ч). В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку» (1ч.) В.Бианки «Мышонок Пик» (1ч) Б.Житков «Про обезьянку» (1ч). В.Дуров «Наша Жучка» (1ч) В. Астафьев «Капалуха» (1ч) В.Драгунский «Он живой и светится…» (1ч) Урок-конфиренция «Земля наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби животное») Оценка достижений (1ч).

Поэтическая тетрадь 2. (8 ч)

Знакомство с названием раздела. С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» А.Барто «Разлука», «В театре» (2ч). С Михалков «Если», «Рисунок» Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок». «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2») Оценка достижений.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (10 ч)

Знакомство с названием раздела (1ч). Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (1ч). Особенность заголовка произведения (1ч). А.Платоов «Цветок на земле» (1ч). А. Платонов «Ещё мама» (1ч.), М. Зощенко «Золотые слова» (1ч), «Великие путешественники» (1ч), Н. Носов «Федина задача» (1ч), «Телефон» (1ч), В. Драгунский «Друг детства» (1ч), Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (1ч). Оценка достижений.

По страницам детских журналов (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Ю.Ермолаев «Проговорился» Ю.Ермолаев «Воспитатели» Г.Остер «Вредные советы» Г.Остер «Как получаются легенды» Р.Сеф «Весёлые стихи» Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений.

Зарубежная литература (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции (2 ч). Г-Х.Андерсен «Гадкий утёнок» (2 ч). Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса) Резерв























Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:


Проверочные работы, тесты

Проекты

1

Самое великое чудо на свете

6

1


2

Устное народное творчество

18

1

1

3

Поэтическая тетрадь 1

12

1


4

Великие русские писатели

24

1


5

Поэтическая тетрадь 2

6

1


6

Литературные сказки

8

1


7

Были - небылицы

10

1


8

Поэтическая тетрадь 1

6

1


9

Люби животное

14

1


10

Поэтическая тетрадь 2.

8

1


11

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

10

1


12

По страницам детских журналов

8

1


13

Зарубежная литература

8




Итого

138

12

1






























Календарно - тематическое планирование.


№ урока п/п



Содержание программы.

Тема урока.

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1 четверть (36 часов)

36



Самое великое чудо на свете (6 ч.) 6ч.

1

Введение. Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела.

1



2

3

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

2



4

5

Первопечатники Иван Фёдоров.

2



6

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.

1



Устное народное творчество (18 ч.)

18 ч.



7

Знакомство с названием раздела.

1



8

9

Русские народные песни.

2



9

10

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

2



11

Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1



12

Р.н. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1



13

14

Р.н. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2



15

Р.н. сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

1



16

Р.н. сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

1



17

Р.н. сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

1



18

Р.н. сказка «Сивка-бурка»

1



19

20

Р.н. сказка «Сивка-бурка»

2



21

Художники иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин

1



22

23

КВН обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»

2



24

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

1




Поэтическая тетрадь 1 (12 ч.)

12ч.



25

Знакомство с названием раздела.

1



26

Проект : «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского

1




27

Ф.Тютчев «Весенняя гроза»

1



28

29

Ф.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём рассказывают осенние листья»

2



30

А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1



31

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1



32

И.Никитин «Встреча зимы»

1



33

И.Суриков «Детство»

1



34

И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

1



35

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

1



36

Оценка достижений. Административная контрольная работа.

1



2 четверть (28 часов)

28




Великие русские писатели (24 ч.)

24 ч.



37

Знакомство с названием раздела.

1



38

А.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»

1



39

А.С.Пушкин Лирические стихотворения.

1



40

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1



41

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1



42

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1



43

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1



44

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

1



45

И.Крылов «Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

1



46

И.А.Крылов «Мартышка и Очки»

1



47

И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1



48

И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

1



49

М. Лермонтов Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи 1 и 2

1



50

М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одинаково…»

1



51

М. Лермонтов «Утёс», «Осень»

1



52

Детство Л.Толстой (из воспоминания писателя). Подготовка сообщения.

1



53

54

Л.Толстой «Акула» Подготовка сообщения на основе статьи 3 и 4

2



55

Л.Толстой «Прыжок»

1



56

57

Л.Толстой «Лев и собачка»

2



58

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.

1



59

Оценка достижений

1



60

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)

1




Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)

6 ч.



61

Знакомство с названием раздела.

1




62

Н.Некрасов «Славная осень!...» «Не ветер бушует над бором…»

1




63

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1



64

К. Бальмонт «Золотое слово»

1



3 четверть (44 часа)




65

И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений

1



66

Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений.

1




Литературные сказки (8 ч.)

8 ч.



67

Знакомство с названием раздела.

1



68

Д. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка)

1



69

70

Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

2



71

72

В.Гаршин «Лягушка-путешественница»

2



73

74

В.Одоевский «Мороз Иванович»

2




Были-небылицы (10 ч.)

10 ч.



75

Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника)

1



76

Знакомство с названием раздела.

1



77

78

М.Горький «Случай с Евсейкой»

2



79

80

К.Паустовский «Растрёпанный воробей»

2



81

А.Куприн «Слон»

1



82

А.Куприн «Слон»

1



83

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы».

Оценка достижений.

2



84

Знакомство с названием раздела. С.Черный «Что ты тискаешь утёнка?..»

1




Поэтическая тетрадь 1 (6 ч.)

6 ч.



85

86

С.Черный «Воробей», «Слон»

2



87

А.Блок «Ветхая избушка»

1



88

А.Блок «Сны», «Ворона»

1



89

С.Есенин «Черёмуха»

1



90

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

Оценка достижений.

1




Люби животное (16 ч.)

16 ч.



91

Знакомство с названием раздела.

1



92

М.Пришвин «Моя Родина».


1



93

Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

1



94

95

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

2



96

В.Белов «Малька провинилась»

1



97

В.Белов «Ещё раз про Мальку»

1



98

В.Бианки «Мышонок Пик»

1



99

Б. Житков «Про обезьянку»

1



100

101

В.Дуров «Наша Жучка»

1



102

103

В. Астафьев «Капалуха»

1



104

В.Драгунский «Он живой и светится…»

1



105

Урок - конференция «Земля наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби животное»)

1



106

Оценка достижений.

1




Поэтическая тетрадь 2 (8 ч.)

8 ч.



107

Знакомство с названием раздела.

1



108

С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

1



4 четверть ( 30 часов)

30



109

А. Барто «Разлука»

1



110

А. Барто «В театре»

1



111

С. Михалков «Если», «Рисунок»

1



112

Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок»

1



113

«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

1



114

Оценка достижений

1




Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (10 ч.)

10 ч.



115

Знакомство с названием раздела.

1



116

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.

1



117


А.Платонов «Цветок на земле»

1



118

А. Платонов «Ещё мама»

1



119

М. Зощенко «Золотые слова»

1



120

М. Зощенко «Великие путешественники»

1



121

Н. Носов «Федина задача»

1



122


Н. Носов «Телефон»

1



123

В. Драгунский «Друг детства»

1



124

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений.

1




По страницам детских журналов (8 ч.)

8 ч.



125

Знакомство с названием раздела.

1



126

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1



127

Ю. Ермолаев «Проговорился»

1



128

Ю. Ермолаев «Воспитатели»

1



129

Г. Остер «Вредные советы»

1



130

Г. Остер «Как получаются легенды»

1



131

Р. Сеф «Весёлые стихи»

1



132

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений.

1




Зарубежная литература (8 ч.)

8 ч.



133

134

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

2



135

Мифы Древней Греции.

1



136

137

Г-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

2



138

Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн - ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса)

1




Итого за год

138 ч.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!