СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 1-4.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 1-4.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 1-4.»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1482»

(ГБОУ ШКОЛА № 1482)


127081, г. Москва, ул. Заповедная, дом 12 sch1482.mskobr.ru

телефон: 8 (499) 477-34-59 факс: 8 (499) 477-34-59 E-mail: 1482@edu.mos.ru

ОКПО 11698144, ОГРН 1147746919319

ИНН / КПП 7715441479 / 771501001




Рассмотрена на заседании Утверждена на заседании

МО учителей Педагогического совета

Начальной школы Протокол №1 от «30» августа 2021 г.











Рабочая программа

по предмету «Литературное чтение»


Срок реализации: 4 года




Составители:

Елисеева О.А.









Москва

2021



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

  4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

  5. Формирование эстетических чувств

  6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

  8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

У выпускника будут сформированы :

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

-развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;


-установка на здоровый образ жизни;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования :

-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

  6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

  7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится :

  1. класс:
    • проговаривать последовательность действий на уроке;

    • учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

    • работать по предложенному плану совместно с учителем;

    • отличать верно выполненное задание от неверного с помощью учителя.

  2. класс:
    • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

    • преобразовать цель деятельности на уроке в учебную задачу с помощью;

    • планировать учебную деятельность на уроке;

    • воспринимать оценку учителя и адекватно ее аргументировать;

    • высказывать свою версию, предлагая способы ее проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  3. класс:
    • формулировать тему и цели урока совместно с учителем;

    • выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.

  4. класс:
    • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    • самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы;

    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    • самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.


Выпускник получит возможность научиться:
  1. класс:

    • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

    • преобразовать цель деятельности на уроке в учебную задачу с помощью;

    • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

    • воспринимать оценку учителя и адекватно ее аргументировать.

  2. класс:
    • формулировать тему и цели урока совместно с учителем;

    • выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием

  1. класс:
    • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    • самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы;

    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    • самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.

  2. класс:
    • определять и формулировать цель деятельности;

    • составлять план действий по решению проблемы (задачи);

    • осуществлять действия по реализации плана;

    • соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.


Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится :

  1. класс:
    • извлекать информацию из текста, рисунка, схематичного рисунка;

    • сравнивать и группировать предметы по одному основанию;

    • называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в последовательности;

    • подробно пересказывать небольшие тексты;

    • составлять ответы – высказывания.

  2. класс:
    • находить необходимую информацию для решения учебной задачи в один шаг;

    • находить необходимую информацию в предложенных учителем учебниках, словарях, энциклопедиях;

    • сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям;

    • отличать высказывания от других предложений, отличать истинные и ложные высказывания;

    • составлять небольшие письменные тексты (ответы на вопросы).

    • составлять план небольшого текста – повествования;

  3. класс:
  • вычитывать все виды текстовой информации;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • пользоваться разными видами чтения;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

  • находить необходимую информацию для решения учебной задачи в несколько шагов совместно с учителем.

  1. класс:
    • овладевать гибким чтением;

    • составлять план письменного текста;

    • понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной работы;

    • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. класс:
    • находить необходимую информацию для решения учебной задачи;

    • находить необходимую информацию в предложенных учителем учебниках, словарях, энциклопедиях;

    • сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям;

    • отличать высказывания от других предложений, отличать истинные и ложные высказывания;

    • составлять план небольшого текста – повествования;

    • составлять небольшие письменные тексты (ответы на вопросы).

  2. класс:
    • вычитывать все виды текстовой информации;

    • осуществлять анализ и синтез;

    • пользоваться разными видами чтения;

    • извлекать информацию, представленную в разных формах;

    • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, справочниками;

    • устанавливать причинно-следственные связи;

    • строить рассуждения;

  3. класс:
    • овладевать гибким чтением;

    • составлять план письменного текста;

    • понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной работы;

    • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи;

  4. класс:
    • находить необходимую информацию для решения учебной задачи в несколько шагов самостоятельно;

    • выявлять причины и следствия простых явлений;

    • самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии;

    • записывать выводы в виде правил «если, … то…»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если, … то…»;


Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится:

  1. класс:
    • оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне предложения);

    • слушать и понимать речь учителя;

    • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

    • учиться выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика);

    • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации с помощью учителя.

  2. класс:
    • оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста);

    • слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;

    • совместно договариваться о правилах общения и поведения, оценки и самооценки и следовать им;

    • учиться выполнять различные роли в паре, группе (лидера, исполнителя, критика);

    • самостоятельная постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  3. класс:
    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации с помощью учителя;

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    • задавать вопросы.

  4. класс:
    • высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы;

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации самостоятельно;

    • принимать другую, непохожую на свою точку зрения;

    • вычитывать с помощью учителя информацию, данную в Неявном виде.


Выпускник получит возможность научиться :

  1. класс:
    • оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста;

    • слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;

    • совместно договариваться о правилах общения и поведения, оценки и самооценки и следовать им;

    • учиться выполнять различные роли в паре, группе (лидера, исполнителя, критика);

    • самостоятельная постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  1. класс:
    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации с помощью учителя;

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

  2. класс:
    • высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы;

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации самостоятельно;

    • принимать другую, непохожую на свою точку зрения;

  3. класс:
    • организовывать учебное взаимодействие в группе;

    • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

    • самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста (формулировать главную мысль текста).


Предметные результаты
  1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

  2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

  3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

  4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

  5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

  6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

  7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

  8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение ор- фоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения собы-

тий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. С оставление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения;

«Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

№ п/п

Темы

Количество часов

Формы контроля

1.

Вводный урок

1


2.

Книги — мои друзья

3


3.

Радуга-дуга

4


4.

Здравствуй, сказка!

5


5.

Люблю всё живое

6


6.

Хорошие соседи, счастливые друзья

7


7.

Край родной, навек любимый

9


8.

Сто фантазий

1



Резерв

4



Итого

40ч


  1. класс (40 ч)


  1. класс (136 ч)

№ п/п

Темы

Количество часов

Формы контроля

1.

Вводный урок

1


2.

Любите книгу

9

пересказ

3.

Краски осени

13


4.

Мир народной сказки

16

конкурс

5.

Веселый хоровод

10

наизусть

6.

Мы – друзья

10


7.

Здравствуй, матушка – зима

11

конкурс

8.

Чудеса случаются

16


9.

Весна, весна! И все ей радо!

11

опрос

10.

Мои самые близкие и дорогие

8


11.

Люблю все живое

16

синквейн

12.

Жизнь дана на добрые дела

15



Итого:

136




  1. класс (136 ч)


№ п/п

Темы

Количество часов

Формы контроля

1.

Вводный урок

1


2.

Книги – мои друзья

4

наизусть

3.

Жизнь дана на добрые дела

17


4.

Волшебная сказка

15

пересказ

5.

Люби все живое

20


6.

Картины русской природы

12

тест

7.

Великие русские писатели

30


8.

Литературная сказка

19

тест

9.

Картины родной природы

18



Итого

136



  1. класс (136 ч)

№ п/п

Темы

Количество часов

Формы контроля

1.

Вводный урок

1


2.

Книга в мировой культуре

9

пересказ

3.

Истоки литературного творчества

20


4.

О Родине, о подвигах, о славе

15

проект

5.

Жить по совести, любя друг друга

16


6.

Литературная сказка

26

тест

7.

Великие русские писатели

36


8.

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения

9

проект


Резерв

4



Итого

136





Формы контроля

Анализ текста

Диагностическая работа

Домашняя работа

Итоговая контрольная работа

Пересказ

Проверочная работа

Тест

Техника чтения

Устный ответ

Чтение наизусть


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1482»

(ГБОУ ШКОЛА № 1482)


127081, г. Москва, ул. Заповедная, дом 12 sch1482.mskobr.ru

телефон: 8 (499) 477-34-59 факс: 8 (499) 477-34-59 E-mail: 1482@edu.mos.ru

ОКПО 11698144, ОГРН 1147746919319

ИНН / КПП 7715441479 / 771501001




Рассмотрена на заседании Утверждена на заседании

МО учителей Педагогического совета

Начальной школы Протокол №1 от «30» августа 2021 г.











Рабочая программа

по предмету «Литературное чтение»


Срок реализации: 4 года




Составители:

Щетникова А.В.

Смагина О.А.

Слижевская Е.Ю.

Елисеева О.А.

Жукова Е.В.

Ивойлова Н.М.

Марченкова Н.В.

Климова Н.В.

Майорова М.М.

Андреева Е.А.









Москва

2021



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!