Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1» г. Брянска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 3 б (э) класса
на 2021 – 2022 учебный год
учителя Лукутовой Ирины Ильиничны
г.Брянск
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в действующей редакции с изменениями и дополнениями).
2. Основная образовательная программа соответствующего уровня образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), утвержденного приказом директора МАОУ «Гимназия №1» г. Брянска № __ от ______________________.
3. Учебный план МАОУ «Гимназия №1» г. Брянска на 2021-2022 уч. год.
4.Авторская программа Л.Ф.Климановой.
5. Федеральный перечень учебников на 2021-2022 учебный год.
В соответствии с образовательной программой школы, рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции; определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях.
Творческая деятельность
Учащийся научится:
- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием; пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
- находить в произведении средства художественной выразительности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
3 класс (136 ч)
Вводный урок (1 ч) Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (3 ч) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (13 ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.
И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы».
Заголовок стихотворения.
И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.
Великие русские писатели (24 ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.
К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Литературные сказки (10 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы (9ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.
А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
Саша Чёрный. Стихи о животных.
А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое (15 ч)
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.
В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.
В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Поэтическая тетрадь 2 (9 ч)
С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.
А.Л.Барто «Разлука». «В театре».
С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок»
Проект: «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (11ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.
А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.
М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.
Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.
По страницам детских журналов (10 ч)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.
Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Зарубежная литература (8 ч) Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические
герои и их подвиги. Пересказ.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) |
1 | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй | 1 | 01.09.21 | 01.09.21 |
Самое великое чудо на свете (3 ч ) |
2 | Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения | 1 | 02.09.21 | 02.09.21 |
3 | Первопечатник Иван Фёдоров | 1 | 06.09.21 | 06.09.21 |
4 | Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений. Тест | 1 | 07.09.21 | 07.09.21 |
Устное народное творчество (13 часов) |
5 | Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела. Русские народные песни | 1 | 08.09.21 | 08.09.21 |
6 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок | 1 | 09.09.21 | 09.09.21 |
7 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | 13.09.21 | 13.09.21 |
8-9 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 2 | 14.09.21 15.09.21 | 14.09.21 15.09.21 |
10-11 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | 2 | 16.09.21 20.09.21 | 16.09.21 20.09.21 |
12-13 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 2 | 21.09.21 22.09.21 | 21.09.21 22.09.21 |
14 | Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин | 1 | 23.09.21 | 23.09.21 |
15 | КВН (Обобщающий урок по разделу «Устное и народное творчество») | 1 | | 27.09.21 |
16 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений | 1 | | 28.09.21 |
17 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа | 1 | | 29.09.21 |
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) |
18 | Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела | 1 | | 30.09.21 |
19 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского | 1 | | 04.10.21 |
20 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | | 05.10.21 |
21 | Ф.И. Тютчев «Листья».Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | 1 | | 06.10.21 |
22 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | 1 | | 07.10.21 |
23 | А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | | 11.10.21 |
24 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…» | 1 | | 12.10.21 |
25 | И.С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | | 13.10.21 |
26 | И.З. Суриков «Детство» | 1 | | 14.10.21 |
27 | И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении | 1 | | 18.10.21 |
28 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа | 1 | | 19.10.21 |
Великие русские писатели (24 часа) |
29 | Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела | 1 | | 20.10.21 |
30 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…» | 1 | | 21.10.21 |
31 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета» | 1 | | 25.10.21 |
32 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | | 26.10.21 |
33 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | | 27.10.21 |
34-37 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | 4 | 2 четв. 35 урок | 28.10.21-10.11.21 |
38 | Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом | 1 | | 11.11.21 |
39 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове | 1 | | 15.11.21 |
40 | И.А. Крылов «Мартышка и очки» | 1 | | 16.11.21 |
41 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1 | | 17.11.21 |
42 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | | 18.11.21 |
43 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | 1 | | 22.11.21 |
44 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 | | 23.11.21 |
45 | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» | 1 | | 24.11.21 |
46 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя | 1 | | 25.11.21 |
47 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | | 29.11.21 |
48 | Л.Н. Толстой «Прыжок», «Лев и собачка» | 1 | | 30.11.21 |
49 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 | | 01.12.21 |
50 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» | 1 | | 02.12.21 |
51 | Оценка достижений. Контрольная работа | 1 | | 06.12.21 |
52 | Работа над ошибками | 1 | | 07.12.21 |
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) |
53 | Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов «Славная осень!» | 1 | | 08.12.21 |
54 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором» | 1 | | 09.12.21 |
55 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | | 13.12.21 |
56 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово» | 1 | | 14.12.21 |
57 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги» | 1 | | 15.12.21 |
58 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест | 1 | | 16.12.21 |
Литературные сказки (10 часов) |
59 | Знакомство с названием раздела | 1 | | 20.12.21 |
60 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» | 1 | | 21.12.21 |
61 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | | 22.12.21 |
62-63 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 2 | | 23.12.21 27.12.22 |
64-65 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 2 | | 28.12.21 |
66 | Оценка достижений. Контрольная работа. | 1 | | 29.12.21 |
67-68 | Работа над ошибками. КВН (обобщающий урок по 1 части учебника). Резерв. | 2 | | 30.12.21 |
Были-небылицы (9 часов) |
69 | Знакомство с названием раздела | 1 | | 10.01.22 |
70-71 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 2 | | 11.01.22 11.01.22 |
72-74 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 3 | | 12.01.22 13.01.22 17.01.22 |
75-76 | А.И. Куприн «Слон» | 2 | | 18.01.22 18.01.22 |
77 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений. Тест | 1 | | 19.01.22 |
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) |
78 | Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» | 1 | | 20.01.22 |
79 | С. Чёрный «Воробей», «Слон» | 1 | | 24.01.22 |
80 | А.А. Блок «Ветхая избушка» | 1 | | 25.01.22 |
81 | А.А. Блок «Сны», «Ворона» | 1 | | 26.01.22 |
82 | С.А. Есенин «Черёмуха» | 1 | | 27.01.22 |
83 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест | 1 | | 31.01.22 |
Люби живое (15 часов) |
84 | Работа над ошибками теста. Знакомство с названием раздела | 1 | | 01.02.22 |
85 | М.М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста | 1 | | 02.02.22 |
86-87 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 2 | | 03.02.22 |
88 | В.И. Белов «Малька провинилась» | 1 | | 07.02.22 |
89 | В.И. Белов «Ещё про Мальку» | 1 | | 08.02.22 |
90-91 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | 2 | | 09.02.22 |
92-94 | Б.С. Житков «Про обезьянку | 3 | | 10.02.22 |
95 | В.Л. Дуров «Наша Жучка» | 1 | | 14.02.22 |
96 | В.П. Астафьев «Капалуха» | 1 | | 15.02.22 |
97 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» | 1 | | 16.02.22 |
98 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Контрольная работа | 1 | | 17.02.22 |
Поэтическая тетрадь 2 (9 ч) |
99 | Работа над ошибками. Знакомство с разделом | 1 | | |
100 | С.Я. Маршак «Гроза днём» | 1 | | |
101 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…» | 1 | | |
102 | А.Л. Барто «Разлука» | 1 | | |
103 | А.Л. Барто «В театре» | 1 | | |
104 | С.В. Михалков «Если», «Рисунок» | 1 | | |
105 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | 1 | | |
106-107 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». «Крестики-нолики». Тест | 2 | | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (11 часов) |
108 | Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенности заголовка произведения | 1 | | |
109-110 | А.П. Платонов «Цветок на земле» | 2 | | |
111-112 | А.П. Платонов «Ещё мама» | 2 | | |
113 | М.М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | | |
114 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | | |
115 | Н.Н. Носов «Федина задача» | 1 | | |
116 | Н.Н. Носов «Телефон» | 1 | | |
117 | В.Ю. Драгунский «Друг детства» | 1 | | |
118 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений | 1 | | |
По страницам детских журналов (10 часов) |
119-120 | Знакомство с названием раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей | 2 | | |
121 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | | |
122 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился» | 1 | | |
123 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели» | 1 | | |
124 | Г.Б. Остер «Вредные советы» | 1 | | |
125 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды» | 1 | | |
126 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 | | |
127 | Создание сборника добрых советов | 1 | | |
128 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений | 1 | | |
Зарубежная литература (8 часов) |
129-130 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции | 2 | | |
131 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей» | 1 | | |
132-134 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 3 | | |
135 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа (проверка навыков чтения) | | | |
136 | Обобщающие уроки по теме «Зарубежная литература» | 2 | | |