СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»









Утверждена

Приказом по школе

от 31 августа 2022 №164-О













Рабочая программа

По литературному чтению на родном (русском) языке

(3 класс)

Количество часов 17

Программа разработана на основе программы курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» Н.Е. Кутейникова, О.В. Синёва, 2022

 









г. Югорск

2022 год




Составитель: Юкляевских С.Л.

Учитель начальных классов

Первой квалификационной категории



Согласовано:

зам. директора по УВР

_______/ Стародубцева Л.А../

Дата: 31.08.2022 год






Рекомендации:

Дата: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Содержание.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета ………………………………4

2. Содержание учебного предмета ……………………...………………………………....6

3. Тематическое планирование……………………………………………………………..7





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

Результаты освоения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе направлены на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жил - нежных условиях на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Так, содержание учебников «Литературное чтение на родном (русском) языке» (авторы Н.Е. Кутейникова, О.В. Синёва, Л.В.Дудова) и заложенная в учебный материал система ценностно смысловых установок нацелены на достижение личностных результатов:

  • осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

  • осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);

  • осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

  • принятие гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, куль - туре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  • развитое этическое сознание и компетентность в решении нравственных проблем на основе личностного выбора, формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, куль - туре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества);

  • сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнёра по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров);

- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами обучающиеся; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнёра, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала);

- сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;

- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметные результаты освоения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» отражают универсальные учебные действия, формирование которых осуществляется не только на уроках литературного чтения, но и в рамках целостного образовательного процесса:

- умения ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- умение резюмировать главную идею текста;

- умения создавать, применять и преобразовывать знаки и сим - волы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

- умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регулирования своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных повседневных жизненных условиях и отражают определённые языковые компетенции:

- умение работать с книгой;

- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания и отражения жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- умение выявлять авторскую позицию;

- умение выражать своё отношение к прочитанному;

- умение владеть различными видами пересказа;

- умение строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- умения участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою позицию.



2.Содержание учебного предмета

Название тем

Кол-во часов

1

Осень яснее лета

2

Мы с приятелем вдвоем

3

Человек без родины что соловей, без песни

4

Зимняя сказка

5

Семья-опора счастья.

6

Повсюду благовест гудит..

7

Путь к победе

8

Удивительный мир вокруг нас













































3.Тематическое планирование

по предмету литературное чтение на родном (русском) языке 3 «а» класса

на 2022/2023 учебный год

Учитель: Юкляевских Светлана Леонидовна

Количество учебных часов по программе 17, количество учебных часов в неделю 0,5ч (1 раз в 2 недели)

урока

Дата

Тема

Содержание

Основные виды деятельности учащихся

Примечание

Тема 1. ОСЕНЬ ЯСНЕЕ ЛЕТА (4 часа)

1

07.09.22

Осеннее настроение

Знакомство с учебником «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса; ознакомление с понятиями

«тон речи», «темп речи», «олицетворение»; ознакомление со стихотворениями И. Дружаевой «Сентябрины», М. Лермонтова «Осень».



Ознакомление со стихотворением В. Степанова «Воробей» и сказкой. Сладкова «Осень на пороге».

Чтение и толкование пословиц; работа со стихотворениями И. Дружаевой «Сентябрины», М. Лермонтова «Осень»: чтение (прослушивание) стихотворений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие в творческом задании (выразительное чтение стихотворения М. Лермонтова «Осень» наизусть); чтение текста о выражении «Осень яснее лета»; работа с ключевыми понятиями русской культуры.

Работа со стихотворением В. Степанова «Воробей» и сказкой Н. Сладкова «Осень на пороге»: чтение произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; работа с ключевыми понятиями русской культуры.


2

21.09.22

Тайное становится явным

Ознакомление с рассказом

В. Драгунского «Тайное становится явным».

Чтение и толкование пословиц; работа с рас- сказом В. Драгунского «Тайное становится явным»: чтение произведения, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; работа с инфографикой: рассматривание обложек детских книг и их описание; работа с ключевыми понятиями русской культуры.


3

05.10.22

Первый раз в третий класс.

Ознакомление с понятиями

«повесть», «диалог», «моно- лог»; ознакомление с отрывком из повести Ю. Лавряши ной «Собачья жизнь Гриши и Васьки».

Чтение и толкование пословиц; работа с отрыв- ком из повести Ю. Лавряшиной «Собачья жизнь Гриши и Васьки»: чтение произведения, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие в творческом зада нии (инсценировка отрывка из повести Ю. Лавряшиной «Собачья жизнь Гриши и Васьки»); чтение текста о некоторых понятиях из повести Ю. Лавряшиной «Собачья жизнь Гриши и Васьки»; работа с ключевыми понятиями русской культуры.


4

19.10.22

«Мы едем, едем, едем в далёкие края».

Ознакомление с понятием

«ирония»; ознакомление со стихотворением А. Ляйса «Где- то ждут меня…», рассказом

В. Голявкина «Путешественник».

Отгадывание тематических загадок; работа

с предтекстовым словарём; чтение и толкование пословиц; работа со стихотворением А. Ляйса

«Где-то ждут меня…», рассказом В. Голявкина

«Путешественник»: чтение произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие в творческом задании (выразительное чтение диалогов из рассказа В. Голявкина «Путешественник»); работа

с инфографикой: рассматривание обложек детских книг и их описание; работа с ключевыми понятиями русской культуры.


Тема 2. МЫ С ПРИЯТЕЛЕМ ВДВОЁМ (3 часа)

5/1

09.11.22

Благодарность

и верность в дружбе

Ознакомление со стихотворением Б. Заходера «Мы — друзья».

Ознакомление с рассказами

В. Сухомлинского «Я не боюсь ни грома, ни молнии» и А. Решетова «Зёрнышки спелых яблок»; стихотворением А. Барто «Так на так».

Чтение и толкование пословиц; работа со стихотворением Б. Заходера «Мы — друзья»: чтение стихотворения, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие в творческом задании (сочинение на тему одной из пословиц); работа с инфографикой: рассматривание обложек детских книг и их описание; работа с ключевыми понятиями русской культуры.

Чтение и толкование пословиц; работа с пред- текстовым словарём; работа с рассказом В. Сухомлинского «Я не боюсь ни грома, ни молнии»; стихотворением А. Барто «Так на так»: чтение произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; работа с электронным приложением: чтение рассказа

А. Решетова «Зёрнышки спелых яблок» и ответы на вопросы к нему; работа с инфографикой: рассматривание обложек детских книг и их описание; работа с ключевыми понятиями русской культуры


6/2

23.11.22

«Мы умножим нашу радость и разделим пополам!»

Ознакомление с понятием

«персонаж»; ознакомление со стихотворением И. Гофф «Русское поле», рассказом И. Пивоваровой «Как провожают пароходы»

Работа со стихотворением И. Гофф «Русское поле», рассказом И. Пивоваровой «Как провожают пароходы»: чтение произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие в творческом задании (выразительное чтение отрывка из рассказа И. Пивоваровой «Как провожают пароходы»); работа с ключевыми понятиями русской культуры


7/3

07.12.22

Рождение печатной книги на Руси

Ознакомление с отрывком из книги Е. Каликинской «Стрела и река. Повесть о первопечатниках» («Дом семи мастеров»)

Чтение и толкование пословиц; работа с фрагментом книги Е. Каликинской «Дом семи мастеров»: чтение произведения, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; работа с инфографикой: рассматривание обложек детских книг и их описание; участие

в творческом задании (сочинение рассказа о первых печатных книгах по плану); работа с ключевыми понятиями русской культуры


Тема 3. ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ (1 час)

8/1

21.12.22

Старинный обычай. Моя сторона.

Ознакомление с понятиями

«лирическое стихотворение»;

«лирический герой»; ознакомление со стихотворением Ю. Визбора «Родные края».



Ознакомление со стихотворением А. Твардовского «О Родине».

Чтение и толкование пословиц; работа со стихотворением Ю. Визбора «Родные края»: чтение произведения, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с ключевыми понятиями русской культуры.


Чтение и толкование пословиц; работа с пред- текстовым словарём; работа со стихотворением А. Твардовского «О Родине»: чтение произведения, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; работа с ключевыми понятиями русской культуры.


Тема 4. ЗИМНЯЯ СКАЗКА (1 час)

9/1


Чудо Рождества.

Ознакомление с понятием

«сравнение»; ознакомление со стихотворениями А. Пушкина

«Няне», Саши Чёрного «Няня Пушкина».









Ознакомление со стихотворением А. Фёдорова «Завет» и рассказом К. Лукашевич «Рождественский праздник».

Работа со стихотворениями А. Пушкина «Няне», Саши Чёрного «Няня Пушкина»: чтение (прослушивание) произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие в творческом задании (выразительное чтение стихотворения А. Пушкина наизусть); участие в проектной работе (подготовка сообщения и презентации на тему «Няня А.С. Пушкина»); чтение текста о А. Пушкине; работа с ключевыми понятиями русской культуры.

Работа со стихотворением А. Фёдорова «Завет» и рассказом К. Лукашевич «Рождественский праздник»: чтение (прослушивание) произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие в творческом задании (описание персонажа рассказа

К. Лукашевич «Рождественский праздник»); чтение текста о бонбоньерках; работа с ключевыми понятиями русской культуры.


Тема 5. СЕМЬЯ ОПОРА СЧАСТЬЯ (4 часов)

10/1


Хлеб всему голова.

Ознакомление с понятием «легенда»; ознакомление с легендой А. Платонова «Разноцветная бабочка».





Ознакомление с рассказом Б. Алмазова «Горбушка».

Чтение и толкование пословиц; работа с легендой А. Платонова «Разноцветная бабочка»: чтение произведения, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с инфографикой: рассматривание обложек детских книг и их описание; работа с ключевыми понятиями русской культуры.


Чтение и толкование пословиц; работа с рас- сказом Б. Алмазова «Горбушка»: чтение произведения, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие в творческом задании (выразительное чтение первой части рассказа Б. Алмазова «Горбушка»); чтение текста о композиции произведения; работа с инфографикой: рассматривание обложек детских книг и их описание; работа с ключевыми понятиями русской культуры.



11/2


Каждый — сын своего отца.

Бабушка моя…


Ознакомление с понятием

«рассказчик»; продолжение знакомства с рассказом

Б. Алмазова «Горбушка».


Ознакомление со стихотворением Е. Наумовой «Улицы в наряде новогоднем…», рассказом В. Сухомлинского

«Именинный обед».

Чтение и толкование пословиц; работа с рассказом Б. Алмазова «Горбушка»: чтение произведения, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; работа с ключевыми понятиями русской культуры.

Работа со стихотворением Е. Наумовой «Улицы

в наряде новогоднем…», рассказом В. Сухомлинского «Именинный обед»: чтение произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие в проектной работе (сочинение рассказа на тему «Что значит быть настоящим человеком?»); работа с ключевыми понятиями русской культуры.


12/3


Жили-были братья- сёстры…

Ознакомление со сказкой

А. Усачёва «Жили-были ёжики», стихотворением М. Лукашевича «Ссора».

Чтение и толкование пословиц; работа со сказкой А. Усачёва «Жили-были ёжики», стихотворением М. Лукашевича «Ссора»: чтение (прослушивание) произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие в творческом задании (сочинение сказки о лесных обитателях); работа с ключевыми понятиями русской культуры.




13/4


Правда и кривда.

Ознакомление с понятием

«противопоставление»; ознакомление со сказкой

Е. Каликинской «Одно слово кривды».

Чтение и толкование пословиц; работа со сказкой Е. Каликинской «Одно слово кривды»: чтение произведения, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; работа с ключевыми понятиями русской культуры.


Тема 6. «ПОВСЮДУ БЛАГОВЕСТ ГУДИТ…» (2 часа)

14/1


Вербное воскресенье.

Ознакомление со стихотворениями Т. Лариной «Вербное воскресенье», Саши Чёрного «На Вербе».

Работа с предтекстовым словарём; работа со стихотворениями Т. Лариной «Вербное воскресенье», Саши Чёрного «На Вербе»: чтение стихотворений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие

в творческих заданиях (выразительное чтение стихотворения урока наизусть, изображение отрывка из стихотворения урока в виде лубка); чтение текста о Пасхе; работа с ключевыми понятиями русской культуры.


15/2


Весна пришла, весне — дорогу!

Ознакомление со стихотворением А. Майкова «Христос Воскрес!», рассказом М. Толмачёвой «Тасина Пасха».







Ознакомление со стихотворениями С. Есенина «Черёмуха», «Сыплет черёмуха снегом…»

Работа с предтекстовым словарём; работа со стихотворением А. Майкова «Христос Воскрес!», рассказом М. Толмачёвой «Тасина Пасха»: чтение (прослушивание) произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; чтение текста о благовесте; работа с ключевыми понятиями русской культуры.

Работа с предтекстовым словарём; работа со стихотворениями С. Есенина «Черёмуха», «Сыплет черёмуха снегом…»: чтение стихотворений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; сравнительная работа по картине и стихотворному тексту; чтение текста о черёмухе; работа с ключевыми понятиями русской культуры.


Тема 7. ПУТЬ К ПОБЕДЕ (1 час)

16


«Это праздник с се- диною на висках…»

Ознакомление со стихотворением В. Донской «Доброты не бывает много…», рассказом

Е. Каликинской «Валин де- душка».









Ознакомление со стихотворением Е. Благининой «Шинель», рассказом С. Алексеева

«Папка».











Ознакомление с понятием

«антитеза»; ознакомление со стихотворениями С. Орлова

«Когда это будет, не знаю…», М. Исаковского «Здесь похоронен красноармеец», Л. Преображенской «Погибшим

и живым»

Работа с предтекстовым словарём; работа со стихотворением В. Донской «Доброты не бывает много…», рассказом Е. Каликинской «Валин дедушка»: чтение произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; чтение текста о

В. Войно- Ясенецком; участие в творческом задании (пересказ произведения Е. Каликинской «Валин дедушка» по плану); работа с ключевыми понятиями русской культуры.


Работа со стихотворением Е. Благининой «Шинель», рассказом С. Алексеева «Папка»: чтение (прослушивание) произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие в творческом задании (выразительное чтение произведения С. Алексеева «Папка» по ролям); работа с инфографикой: рассматривание обложек детских книг и их опи сание; работа с ключевыми понятиями русской культуры.

Работа со стихотворениями С. Орлова «Когда это будет, не знаю…», М. Исаковского «Здесь похоронен красноармеец», Л. Преображенской

«Погибшим и живым»: чтение произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; работа с ключевыми понятиями русской культуры.


Тема 8. УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС (1 час)

17


Малиновое лето.

Ознакомление со сказкой

Е. Клюева «История об одном невероятно глупом Мастерке».











Ознакомление со стихотворениями Ю. Мориц «Малиновая кошка», А.Усачёва «Пыльная песенка»

Чтение и толкование пословиц и поговорок; работа со сказкой Е. Клюева «История об одном невероятно глупом Мастерке»: чтение произведения, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; чтение текста об устойчивых выражениях и ответы на вопросы к тексту; работа с ключевыми понятиями русской культуры.

Чтение рифмованных произведений и ответ на вопрос по ним; работа со стихотворениями Ю. Мориц «Малиновая кошка», А. Усачёва

«Пыльная песенка»: чтение произведений, ответы на вопросы и рассуждение по теме; работа с наглядным материалом; участие в творческом задании (выразительное чтение стихотворения Ю. Мориц «Малиновая кошка»); работа с ключевыми понятиями русской культуры.