Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Основной образовательной программы НОО МБОУ КСОШ №2, учебного плана МБОУ КСОШ №2 на 2018-2019 учебный год.
При разработке и реализации рабочей программы использовались программы и учебники:
- Авторская программа Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. –М.: Просвещение, 2011.
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю (при 34 учебных неделях).
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно- познавательных, учебных и художественных произведений;
умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
-умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
№ п/п | Наименование разделов и тем. Содержание программного материала | Часы | Универсальные учебные действия |
- 1 | Вводный урок по курсу литературного чтения Вступительная статья. | 1 | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2 | Самое великое чудо на свете Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. | 4 | Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; обобщение полученной информации по истории создания книги; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
3 | Устное народное творчество Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 14 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
4 | Поэтическая тетрадь 1 Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег». | 11 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
5 | Великие русские писатели Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В.Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л.Н Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». | 24 | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. |
6 | Поэтическая тетрадь 2 НА Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». | 6 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
7 | Литературные сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 8 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объект» с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирован умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пере сказ прочитанного. |
8 | Были-небылицы М. Горький «Случай с Евсейкой»; К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон». | 10 | Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подроби! выборочный пересказ прочитанного. |
№ урока п/п | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Дата |
по плану | факти чески |
1 четверть: (36 часов-2чача)=34часа |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.) |
1. | Введение. Знакомство с учебником. | 1ч. | 03.09 | |
Самое великое чудо на свете (4ч.) |
2. | Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете» | 1ч. | 04.09 | |
3. | Рукописные книги Древней Руси. | 1ч. | 06.09 | |
4. | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1ч. | 07.09 | |
5. | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. Тест №1 | 1ч. | 10.09 | |
Устное народное творчество (14 часов) |
6. | Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество» | 1ч. | 11.09 | |
7. | Русские народные песни. | 1ч. | 13.09 | |
8. | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1ч. | 14.09 | |
9. | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. | 1ч. | 17.09 | |
10. | Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка. | 1ч. | 18.09 | |
11. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1ч. | 20.09 | |
12. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1ч. | 21.09 | |
13. | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | 1ч. | 24.09 | |
14. | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | 1ч. | 25.09 | |
15. | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1ч. | 27.09 | |
16. | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1ч. | 28.09 | |
17. | Художники –иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин | 1ч. | 01.10 | |
18. | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1ч. | 02.10 | |
19. | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Оценка достижений. Тест №2 | 1ч. | 04.10 | |
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) |
20. | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1» | 1ч. | 05.10 | |
21. | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1ч. | 08.10 | |
22. | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1ч. | 09.10 | |
23. | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1ч. | 11.10 | |
24. | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...». | 1ч. | 12.10 | |
25. | А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...». | 1ч. | 15.10 | |
26. | И.С. Никитин «Полно, степь моя...». | 1ч. | 16.10 | |
27. | И.С. Никитин «Встреча зимы». | 1ч. | 18.10 | |
28. | И.З. Суриков «Детство». | 1ч. | 19.10 | |
29. | И.З. Суриков «Зима». | 1ч. | 22.10 | |
30. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. Тест №3 | 1ч. | 23.10 | |
Великие русские писатели (24 часа) |
31. | Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели» Проверка техники чтения. | 1ч. | 25.10 | |
32. | А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина» | 1ч. | 26.10 | |
33. | Проверка техники чтения. А.С. Пушкин Лирические стихотворения | 1ч. | 29.10 | |
34. | А.С. Пушкин «Зимнее утро». | 1ч. | 30.10 | |
35. | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 1ч. | 08.11 | |
36. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1ч. | 09.11 | |
37. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1ч. | 12.11 | |
38. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1ч. | 13.11 | |
39. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1ч. | 15.11 | |
40. | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | 1ч. | 16.11 | |
41. | И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове на основе статьи учебника. | 1ч. | 19.11 | |
42. | И.А. Крылов «Мартышка и очки». | 1ч. | 20.11 | |
43. | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1ч. | 22.11 | |
44. | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | 1ч. | 23.11 | |
45. | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воско-бойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1ч. | 26.11 | |
46. | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...». | 1ч. | 27.11 | |
47. | М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень». | | 29.11 | |
48. | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | 1ч. | 30.11 | |
49. | Л.Н. Толстой «Акула». | 1ч. | 03.12 | |
50. | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1ч. | 04.12 | |
51. | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1ч. | 06.12 | |
52. | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | 1ч. | 07.12 | |
53. | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». | 1ч. | 10.12 | |
54. | Произведения великих русских писателей. Оценка достижений. Тест №4 | 1ч. | 11.12 | |
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) |
55. | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2» | 1ч. | 13.12 | |
56. | Н.А. Некрасов «Славная осень!..» «Не ветер бушует над бором». | 1ч. | 14.12 | |
57. | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1ч. | 17.12 | |
58. | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1ч. | 18.12 | |
59. | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». | 1ч. | 20.12 | |
60. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений. Тест №5 | 1ч. | 21.12 | |
Литературные сказки (8 часов) |
61. | Знакомство с разделом «Литературные сказки». Проверка техники чтения. | 1ч. | 24.12 | |
62. | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | 1ч. | 25.12 | |
3 четверть: (40 часов+2часа )=42часа |
63. | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1ч. | 10.01 | |
64. | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1ч. | 11.01 | |
65. | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1ч. | 14.01 | |
66. | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1ч. | 15.01 | |
67. | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1ч. | 17.01 | |
68. | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений. Тест №6 | 1ч. | 18.01 | |
Были-небылицы (10 часов) |
69. | Знакомство с названием раздела «Были-небылицы» | 1ч. | 21.01 | |
70. | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1ч. | 22.01 | |
71. | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1ч. | 24.01 | |
72. | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1ч. | 25.01 | |
73. | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1ч. | 28.01 | |
74. | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1ч. | 29.01 | |
75. | А.И. Куприн «Слон». | 1ч. | 31.01 | |
76. | А.И. Куприн «Слон». | 1ч. | 01.02 | |
77. | А.И. Куприн «Слон». | 1ч. | 04.02 | |
78. | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений. Тест №7 | 1ч. | 05.02 | |
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) |
79. | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1». С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка...» | 1ч. | 07.02 | |
80. | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | 1ч. | 08.02 | |
81. | А.А. Блок «Ветхая избушка». | 1ч. | 11.02 | |
82. | А.А. Блок «Сны», «Ворона». | 1ч. | 12.02 | |
83. | С.А. Есенин «Черёмуха». | 1ч. | 14.02 | |
84. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. Тест №8 | 1ч | 15.02 | |
Люби живое (16 часов) |
85. | Знакомство с названием раздела «Люби живое» | 1ч | 18.02 | |
86. | М.М. Пришвин «Моя Родина» | 1ч | 19.02 | |
87. | И.С. Соко-лов-Микитов «Листопад-ничек». | 1ч | 21.02 | |
88. | И.С. Соко-лов-Микитов «Листопад-ничек». | 1ч | 22.02 | |
89. | В.И. Белов «Малька провинилась». | 1ч | 25.02 | |
90. | В.И. Белов «Ещё про Мальку». | 1ч | 26.02 | |
91. | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1ч | 28.02 | |
92. | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1ч | 01.03 | |
93. | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1ч | 04.03 | |
94. | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1ч | 05.03 | |
95. | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1ч | 07.03 | |
96. | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1ч | 11.03 | |
97. | В.П. Астафьев «Капалуха». | 1ч | 12.03 | |
98. | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 1ч | 14.03 | |
99. | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». | 1ч | 15.03 | |
100. | Проверка техники чтения. Оценка достижений. Тест №9 | 1ч. | 18.03 | |
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) |
101. | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2» С.Я. Маршак «Гроза днём». | 1ч | 19.03 | |
102. | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...». | 1ч | 21.03 | |
103. | А.Л. Барто «Разлука». | 1ч. | 22.03 | |
104. | А.Л. Барто «В театре». | 1ч | 23.03 | |
4 четверть: (32 часа) |
105. | СВ. Михалков «Если». | 1ч | 01.04 | |
106. | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1ч. | 02.04 | |
107. | Проект: «Праздник поэзии» | 1ч | 04.04 | |
108. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений. Тест №10 | 1ч | 05.04 | |
109. | Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Б.В. Шергин «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». | 1ч | 08.04 | |
110. | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1ч. | 09.04 | |
111. | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1ч | 11.04 | |
112. | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1ч | 12.04 | |
113. | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1ч | 15.04 | |
114. | М.М. Зощенко «Золотые слова». | 1ч. | 16.04 | |
115. | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1ч | 18.04 | |
116. | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1ч | 19.04 | |
117. | Н.Н. Носов «Федина задача». | 1ч | 22.04 | |
118. | Н.Н. Носов «Телефон». | 1ч. | 23.04 | |
119. | В.Ю. Драгунский «Друг детства». | 1ч | 25.04 | |
120 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Оценка достижений Тест №11 | 1ч | 26.04 | |
По страницам детских журналов (8 часов) |
121. | Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов». «Мурзилка» и «Весёлые картинки» -самые старые детские журналы. | 1ч | 29.04 | |
122. | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». | 1ч | 30.04 | |
123. | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | 1ч | 02.05 | |
124. | Г.Б. Остер «Вредные советы». | 1ч | 03.05 | |
125. | Г.Б. Остер «Как получаются легенды». | 1ч | 06.05 | |
126. | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1ч | 07.05 | |
127. | Создание сборника добрых советов. | 1ч | 10.05 | |
128. | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений. Тест №12 | 1ч | 13.05 | |
Зарубежная литература (8 часов) |
129. | Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1ч | 14.05 | |
130. | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1ч | 16.05 | |
131. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1ч | 17.05 | |
132. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Проверка техники чтения. | 1ч | 20.05 | |
133. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1ч | 21.05 | |
134. | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Оценка достижений. Тест №13 | 1ч | 23.05 | |
135. | Викторина «По страницам прочитанных книг». | 1ч | 24.05 | |
136. | Итоговая диагностическая работа. | 1ч | 24.05 | |