СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном языке.»

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33»



Согласовано на ШМО Протокол № 1 от «30» августа 2021 г.

Рассмотрено

на Педагогическом совете Протокол №1 от «30» августа 2021 г.

Утверждаю:

директор БМАОУ СОШ №33

_____________В.И. Камаева

Приказ № 175 от «30» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

(русском языке)

Начальное общее образование срок освоения программы 3 года 2-4 класс

г. Березовский, 2021 г.

1

Планируемые результаты освоения программы

Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошегоученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешниемотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новойзадачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебнойдеятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общееблагополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на ихвыполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживаниеим;

  • установка на здоровый образжизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающегоповедения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественнойкультурой. Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценкизнаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивацииучения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решениязадач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошегоученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках идеятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральныхдилеммнаосновеучѐтапозицийпартнѐроввобщении,ориентациинаих

2

мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческойжизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебнуюзадачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннемплане;

  • учитывать установленные правилав планированиии контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль порезультату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям даннойзадачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основеего оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранномязыках. Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебныезадачи;

  • преобразовывать практическую задачу впознавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебномсотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебномматериале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментовИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решениязадач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебномсотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменнойформе;

  • ориентироваться на разнообразие способов решениязадач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого изчастей;

  • проводить сравнение, сериациюи классификацию позаданнымкритериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом кругеявлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах исвязях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностнойсвязи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливатьаналогии;

  • владеть рядом общих приѐмов решениязадач. Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сетиИнтернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментовИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решениязадач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменнойформе;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретныхусловий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающиекомпоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логическихопераций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно­следственныхсвязей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решениязадач.

Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционногообщения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении ивзаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение ипозицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновенияинтересов;

  • строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а чтонет;

  • задаватьвопросы;

  • контролировать действияпартнѐра;

  • использовать речь для регуляции своегодействия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формойречи. Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные отсобственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решениюпроблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всехучастников;

  • с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построениядействия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества спартнѐром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимуювзаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных

коммуникативных задач,планирования и регуляции своейдеятельности.

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения:

удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); – ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию

(конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками

(мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; – использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

  • участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

Содержание учебного материала

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на текст. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв., классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочноэнциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, еѐ истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Любите книгу. Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. Монологическое высказывание «Моѐ отношение к книгам». Информация о возникновении книг в научно-

энциклопедических словарях, в специальных справочниках. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.

Времена года в художественных произведениях русских писателей Выборочное и поисковое чтение.

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся


1.

Устное народное творчество

2 часа

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать, выражая настроение произведения.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить героя произведений устного народного творчества.

Анализировать загадки.

Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки. Называть другие русские народные

сказки,

перечислять героев сказок. Соотносить, пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками.

Придумывать свои сказочные сюжеты.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать своѐ чтение, самостоятельно оценивать

2

Люблю природу русскую. Осень.

1 час

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

Различать стихотворный и прозаический тексты.

Сравнивать их.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Придумывать собственные сравнения.

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением, подбирать музыкальное

со провождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом

  1. класс

Тематическое планирование




стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности, подбирать свои слова; создаватьс помощью слова собственные картины.

Оценивать свой ответ.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения


3

Русские писатели

2 часа

Прогнозировать содержание раздела.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рас сказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить смысл пословицы со смыслом басни.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты описания, тексты повествования.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текстрассуждение (при сравнении героев) по сказке.

Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить смысл пословицы со смыслом прозаического текста. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.

Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой

4

О братьях наших меньших

1 час

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать сказки и рассказы о животных.

Определять последовательность событий.

Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение.

Видеть красоту природы, изображѐнную в художественных произведениях. Определять героев произведения, характеризовать их, выражать своѐ собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и





по авторам. Пользоваться тематической картотекой


5.

Из детских журналов

2 часа

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения

6

Люблю природу русскую. Зима

1 час

Прогнозировать содержание раздела.

Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Планировать возможный вариант исправления

допущенных ошибок

7

Писатели детям

2 часа

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического

произведения, характеризовать героя, используя слова антонимы.

Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.





Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своѐ мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своѐ чтение


8

Я и мои друзья

2 часа

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении.

Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа, пересказывать по плану.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Составлять короткий рассказ на предложенную тему

9

Люблю природу русскую. Весна

1 час

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Контролировать и оценивать своѐ чтение.

Участвовать в подготовке проекта

10

И в шутку, и в серьѐз

3 часа

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать виды работ с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника, выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.


.Календарно-тематическое планирование




Пересказывать весѐлые рассказы.

Придумывать, собственные весѐлые истории.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления

допущенных ошибок


Дата (месяц, неделя)

№ п/п

Тема урока

Сентябрь

1

Потешки и прибаутки, считалки и небылицы.

2

Русская народная сказка «Каша из топора»

Октябрь

3

Люблю природу русскую! Осень .

. А. Фет « Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень»

4

Русские писатели

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Ноябрь

5

Контрольная работа

6

О братьях наших меньших

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».

Декабрь

7

Из детских журналов Д. Хармс «Игра».

8

Д. Хармс «Весѐлый старичок».

Январь

9

Люблю природу русскую! Зима

С.А. Есенин «Поѐт зима, аукает …», «Берѐза».

10

Писатели детям

К.И. Чуковский «Радость»

Февраль

11

Контрольная работа

12

Я и мои друзья

В.Д. Берестов «За игрой». Э.Э. Мошковская «Я ушѐл в свою обиду».

Март

13

В.А. Осеева «Почему?»

Апрель

14

Люблю природу русскую! Весна И.А. Бунин «Матери».

15

И в шутку, и в серьѐз

Б.В. Заходер. Песенки Винни Пуха.

16

Контрольная работа

Май

17

Обобщающий урок

  1. класс

Устное народное творчество (1ч)

Чтение и инсценирование русских народных сказок «Медведь и лиса», «Лиса и волк» Поэтическая тетрадь 1 (2ч)

Афанасий Фет «Я пришѐл к тебе с приветом», «Печальная берѐза». Федор Тютчев «В небе тают облака», «Есть в осени первоначальной». Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Времена года. Средства художественной выразительности.

Личностные

Формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.

Регулятивные:

  • формулировать учебную задачу и стараться еѐ выполнить;

  • читать в соответствии с целью чтения;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления. Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на вопросы; - проявлять индивидуальные творческие способности.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные:

  • строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 - 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе.

  • аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Великие русские писатели (3ч)

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни.

Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Личностные

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. Регулятивные:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные:

  • строить рассуждения;

-осуществлять анализ и синтез;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные:

  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

-умение слушать других, формировать свои мысли в слух.

Литературные сказки (1ч)

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Личностные

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Регулятивные:

  • высказывать своѐ предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Познавательные:

  • ориентироваться в разнообразии способов решения задач; Коммуникативные:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Были-небылицы(1ч)

К.Г.Паустовский и его произведения: «Растрѐпанный воробей», «Жѐлтый свет», «Стальное колечко», «Собрание чудес». Герои произведения. Характеристика героев.

Личностные

Адекватная мотивация Регулятивные:

  • высказывать своѐ предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные:

-находить ответы на вопросы в тексте, Коммуникативные:

  • ставить вопросы,- обращаться за помощью.

Поэтическая тетрадь (1ч)

С.А.Есенин. Стихи. «Черѐмуха» Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черѐмухи.

Личностные

Стремиться к совершенствованию собственной речи Регулятивные:

-проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные:

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Люби живое( 2ч)

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Личностные

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Регулятивные:

-проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные:

  • сбор, обработка, анализ, передача информации Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других

Поэтическая тетрадь (1ч)

Праздник поэзии. Стихи о детях. А.Барто, С. Михалков, Е. Благинина.

Личностные

Стремиться к совершенствованию собственной речи. Регулятивные:

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Познавательные:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные:

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (2часа)

Личностные

Формирование мотивов достижения и социального признания.

Регулятивные:

  • высказывать своѐ предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные:

  • вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

По страницам детских журналов. (1ч)

Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Особенности юмористических произведений.

Личностные

Формирование мотивов достижения и социального признания.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий Стремиться к совершенствованию собственной речи. Регулятивные:

-учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно

  • пересказывать небольшие тексты Коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

Дата (месяц, неделя)

Тема урока

Устное народное творчество

сентябрь

1

Русская народная сказка

Поэтическая тетрадь № 1

2

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

октябрь

3

Русские народные песни. Обращение к силам природы.

Великие русские писатели

4

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Образ Гвидона.

ноябрь

5

Творчество М. Ю. Лермонтова

6

Контрольная работа

Литературные сказки

декабрь

7

Уголок литературных сказок

Были-небылицы

8

Были-небылицы

январь

9

Волшебные превращения простых вещей

Поэтическая тетрадь

февраль.

10

Творчество С. Есенина

Люби живое

11

Контрольная работа

март

12

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы В. Астафьев «Капалуха».

Поэтическая тетрадь

13

Сочиняем стихи

Собирай по ягодке - наберѐшь кузовок

апрель

14

М. Зощенко «Великие путешественники».

По страницам детских журналов

15

Детские журналы

Книги - мои друзья.

май

16

Контрольная работа

17

Урок - викторина по прочитанным произведениям

4 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Виды деятельности

Практическая часть

1

Летописи. Былины .

Жития

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.

Пересказывать былину от лица еѐ героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своѐ отношение.

Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе





с текстом, используя обобщающие вопросы учебника .


2

Чудесный мир

классики

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объѐму произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своѐ отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Наизусть - 1

3

Поэтическая тетрадь

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить еѐ.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они

Наизусть 1





с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать своѐ мнение о герое стихотворных произведений, определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

Самостоятельно оценивать своѐ чтение


4

Литературные сказки

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приѐмы. Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Обучающее

сочинение - 1

5

Делу время – потехе

час

Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения,





распределяя роли, выбирать режиссѐра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своѐм авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на свои достижения.


6

Страна детства

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьѐзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7

Поэтическая тетрадь

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своѐ отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего

Наизусть - 1







детства.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением



8


Природа и мы



Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своѐ мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно

оценивать свои достижения



Поэтическая тетрадь




Наизусть 1










Итого 17ч


Календарно-тематическое планирование

Сроки/месяц

№ урока

Тема урока

сентябрь

1

Былина как исторический жанр русского фольклора. . Герой былины – защитник государства

2

Чудесный мир классики. Творчество П.П. Ершова

октябрь

3

А.С. Пушкин – солнце русской поэзии

4

М.Ю. Лермонтов – великий последователь и преемник А.С. Пушкина. Знакомство с творчеством писателя

ноябрь

5

В гостях у А.П. Чехова

6

Контрольная работа

декабрь

7

Текст-описание в содержании художественного произведения. В.М. Гаршин Сказка о жабе и розе

8

Поиск народных мотивов в литературных сказках. С.Т. Аксаков Аленький цветочек

январь

9

Особенности юмористического текста. Рассказы В.Ю. Драгунского

февраль

10

Волшебная сила слова и музыки. К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками

11

Контрольная работа

март

12

Отношение человека к природе. Д.Н. Мамин- Сибиряк Приемыш

13

Чему мы можем научиться у животных. Рассказы о животных Е. Чарушина и М. Пришвина

апрель

14

Природа и Мы. Рассказы о природе

15

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. Б. Пастернак Золотая осень

май

16

Контрольная работа

17

Поэтическая тетрадь С.А. Есенин Лебедушка