Мухоршибирь, 2022 г.
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
- формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.
№ урока | Тема урока | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Вводный урок Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. | Вводный урок | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и понимать систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника |
2. | Введение в тему «Самое великое чудо на свете». | Урок изучения нового материала | Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанную летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в |
3 | Библиотеки. Книги. | Урок изучения нового материала |
4 | Русские народные песни. | Урок открытия новых знаний |
5 | Потешки и прибаутки. | Урок развития умений и навыков | соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать с выражением опираясь на ритм произведения. Читать, выражая настроение произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки, перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. |
6 | Считалки и небылицы. | Урок развития умений и навыков |
7 | Загадки. | Урок развития умений и навыков |
8 | Пословицы и поговорки. | Урок развития умений и навыков |
9 | Сказки. Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идёт». | Урок введения нового материала |
10 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | Урок введения нового материала |
11 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Урок введения нового материала |
12 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев».Проверка техники чтения. | Урок введения нового материала |
13 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | Урок введения нового материала |
14 | Русская народная сказка «Каша из топора». | Урок введения нового материала |
15 | Русская народная сказка «Гуси – лебеди» | Урок введения нового материала |
16 | Русская народная сказка «Гуси – лебеди» | Урок повторения и углубления знаний |
17 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». | Урок обобщения |
18 | Нравится ли вам осень? Осенние загадки. | Урок открытия новых знаний | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. |
19 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» | Урок открытия новых знаний |
20 | К. Бальмонт «Поспевает брусника …» А. Плещеев «Осень наступила …» | Урок открытия новых знаний |
21 | А. Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень» | Урок открытия новых знаний | Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. |
22 | С. Есенин «Закружилась листва золотая» В. Брюсов «Сухие листья» И. Токмакова «Опустел скворечник | Урок открытия новых знаний |
23 | В. Д. Берестов «Хитрые грибы». | Урок открытия новых знаний |
24 | М. М. Пришвин «Осеннее утро» | Урок открытия новых знаний |
25 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень». | Урок обобщения |
26 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …» | Урок открытия новых знаний | Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. |
27 | А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя …» | Урок открытия новых знаний |
28 | А. С. Пушкин«Зима! Крестьянин торжествуя …» | Урок открытия новых знаний |
29 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Урок открытия новых знаний |
30 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Урок развития умений и навыков |
31 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Урок развития умений и навыков |
32 | И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука» | Урок открытия новых знаний | Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представляя эту информацию в группе. |
33 | И. А. Крылов «Стрекоза и муравей» | Урок открытия новых знаний |
34 | Л. Н. Толстой «Филипок» | Урок открытия новых знаний |
35 | Л. Н. Толстой «Правда всего дороже» | Урок открытия новых знаний |
36 | Л. Н. Толстой «Котёнок» | Урок открытия новых знаний |
37 | Обобщающий урок по теме «Русские писатели» | Урок обобщения |
38 | И. Пивоварова «Жила была собака» | Урок открытия новых знаний |
39 | М.Пришвин «Ребята и утята» | Урок открытия новых знаний |
40 | Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» | Урок открытия новых знаний |
41 | Б. С. Житков «Храбрый утёнок» | Урок открытия новых знаний |
42 | В. В. Бианки «Музыкант» | Урок открытия новых знаний |
43 | В. В. Бианки «Сова» | Урок открытия новых знаний |
44 | В. В. Бианки «Сова» | Урок повторения и углубления знаний |
45 | Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». | Урок обобщения |
46 | И.А.Бунин «Зимним холодом пахнуло» К.Д.Бальмонт «Светло-пушистая», Я.Аким «Утром кот принес на лапках» | Урок открытия новых знаний | Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
47 | Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою..», С. А. Есенин «Берёза», С. А. Есенин «Поёт зима-аукает …», | Урок открытия новых знаний |
48 | Русская народная сказка «Два мороза» | Урок открытия новых знаний |
49 | С. В. Михалков «Новогодняя быль» | Урок открытия новых знаний |
50 | Обобщение по разделу. | |
51 | К. И. Чуковский «Путаница» | Урок открытия новых знаний | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение. |
52 | К. И. Чуковский «Радость» | Урок открытия новых знаний |
53 | К. И. Чуковский «Федорино горе» | Урок открытия новых знаний |
54 | К. И. Чуковский «Федорино горе» | Урок повторения и углубления знаний |
55 | С. В. Михалков«Сила воли» | Урок открытия новых знаний |
56 | С. В. Михалков «Мой щенок» | Урок открытия новых знаний |
57 | А. Л. Барто «Верёвочка» | Урок открытия новых знаний |
58 | А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа» | Урок открытия новых знаний |
59 | Проверка техники чтения. | |
60, 61 | Н. Н. Носов «Затейники» | Урок открытия новых знаний |
62 | Н. Н. Носов «живая шляпа» | Урок открытия новых знаний |
63 | Н. Н. Носов «живая шляпа» | Урок повторения и углубления знаний |
78 | Н. Н. Носов «живая шляпа» | Урок повторения и обобщения знаний |
64 | Н. Н. Носов «На горке» | Урок открытия новых знаний |
65 | Н. Н. Носов «На горке» | Урок повторения и углубления знаний |
66 | Поговорим о самом главном «Синие листья». | |
67 | Обобщающий урок по теме «Писатели - детям» | Урок обобщения |
68 | Ю. И. Ермолаев «Два пирожных» | Урок открытия новых знаний |
69-71 | В. А. Осеева «Волшебное слово» | |
72 | В. А. Осеева «Хорошее» | Урок открытия новых знаний |
73 | В.Лунин «Я и Вовка» | Урок открытия новых знаний | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. |
74 | В.Берестов «»За игрой» | Урок открытия новых знаний |
75 | В. А. Осеева «Почему?» | Урок открытия новых знаний |
76 | В. А. Осеева «Почему?» | Урок повторения и углубления знаний |
77 | Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья» | Урок обобщения |
78 | Нравится ли вам весна? Весенние загадки. | Урок открытия новых знаний |
79 | Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды» | Урок открытия новых знаний |
80 | А. Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | Урок открытия новых знаний |
81 | А. А. Блок «На лугу» | Урок открытия новых знаний |
82 | И. А. Бунин «Матери» | Урок открытия новых знаний |
83 | А. Н. Плещеев «В бурю» | Урок открытия новых знаний |
84 | Проверка техники чтения. | |
85 | Е. А. Благинина «Посидим в тишине» | Урок открытия новых знаний |
86 | Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел» | Урок открытия новых знаний |
87 | С.Васильев «Белая береза» | Урок открытия новых знаний |
88 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна» | Урок обобщения |
89 | И в шутку и всерьёз Б. В. Заходер «Товарищам детям» | Урок открытия новых знаний | Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работы с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. |
90 | Б. В. Заходер «Вы знаете?» | Урок открытия новых знаний |
91 | И. Токмакова «Плим» | Урок открытия новых знаний |
92 | И. Токмакова «В чудной стране» | Урок открытия новых знаний |
193 | Б. В. Заходер. Песенки Винни Пуха | Урок открытия новых знаний |
94 | Э. Н. Успенский «Если был бы я девчонкой» | Урок открытия новых знаний |
95 | Э. Н. Успенский «Чебурашка» | Урок открытия новых знаний | Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
96,97 | Э. Н. Успенский «Чебурашка» | Урок повторения и углубления знаний |
98, 99 | Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой», «Память» | Урок открытия новых знаний |
100 | Г. Б. Остер «Будем знакомы» | Урок открытия новых знаний |
101 | Г. Б. Остер «Будем знакомы» | Урок повторения и углубления знаний |
102 | В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным» | Урок открытия новых знаний |
103 | В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным» | Урок повторения и углубления знаний |
104 | Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз» | Урок обобщения |
105 | Внеклассное чтение «Денискины рассказы» | |
106 | Литература зарубежных стран. | |
107, 108 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | Урок открытия новых знаний | Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. |
109-112 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | Урок открытия новых знаний |
Ш. Перро «Кот в сапогах» | Урок повторения и углубления знаний |
113 | Ш. Перро «Красная Шапочка» | Урок открытия новых знаний | Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. |
114 | Ш. Перро «Красная Шапочка» | Урок повторения и углубления знаний |
115-116 | Г.Х.Андерсен «Огниво» | |
117 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | |
118 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | Урок повторения и углубления знаний |
119 | Внеклассное чтение Сказки Г.Х. Андерсена | |
120, 121 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк» Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» | Урок открытия новых знаний |
122 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | Урок открытия новых знаний |
123 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | Урок открытия новых знаний |
124 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | Урок повторения |
125 | Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». | Урок обобщения |
126-127 | Экскурсия в детскую библиотеку. | |
128 | Проверка техники чтения. Задание на лето | Урок контроля |
129 | Путешествие по прочитанным произведениям. | |
130 - 136 | Часы, выпавшие на доп. Каникулы, праздничные дни. | | |