Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576), примерной образовательной программы МБОУ-лицей «ВКШ», на основе авторской программы А.Ф. Климановой, М.В., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (УМК «Школа России») без изменений.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение литературного чтения в 3-м классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
К концу 3 класса учащиеся научатся:
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
К концу 3 класса учащиеся получат возможность научиться:
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст;
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Содержание рабочей программы соответствует авторской без внесения изменений.
Календарно - тематический план
по литературному чтению
на 2019 – 2020 уч. год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.) |
-
| 1. | Знакомство с учебником. | 02.09-06.09 | |
Самое великое чудо на свете (4 ч.) |
-
| 1. | Книга - великое чудо. | 02.09-06.09 | |
-
| 2. | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | 02.09-06.09 | |
-
| 3. | Первопечатник Иван Федоров. | 02.09-06.09 | |
-
| 4. | Обобщение по теме: «Самое великое чудо на свете». | 09.09-13.09 | |
Устное народное творчество (14 ч.) |
-
| 1. | Виды устного народного творчества. | 09.09-13.09 | |
-
| 2. | Обращение к силам природы в русских народных сказках. | 09.09-13.09 | |
-
| 3. | Сочинение докучных сказок. | 09.09-13.09 | |
-
| 4. | Произведения прикладного искусства. | 16.09-20.09 | |
-
| 5. | Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 16.09-20.09 | |
-
| 6. | Особенности волшебной сказки. | 16.09-20.09 | |
-
| 7. | Знакомство с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк». | 16.09-20.09 | |
-
| 8. | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Деление текста на части. | 23.09-27.09 | |
-
| 9. | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Составление плана сказки.. | 23.09-27.09 | |
-
| 10. | Знакомство с русской народной сказкой «Сивка – Бурка». | 23.09-27.09 | |
-
| 11. | Характеристика героев сказки «Сивка – Бурка». | 23.09-27.09 | |
-
| 12. | Сравнение художественного и живописного текстов. | 30.09-04.10 | |
-
| 13. | Подготовка к выполнению проекта «Сочиняем волшебную сказку». | 30.09-04.10 | |
-
| 14. | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». | 30.09-04.10 | |
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч.) |
-
| 1 | Знакомство с русскими поэтами ХIХ – ХХ вв. | 30.09-04.10 | |
-
| 2 | Подготовка проекта «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Смоленского. | 14.10-18.10 | |
-
| 3 | Художественно – выразительное значение звукописи в стихотворениях Ф. Тютчева. | 14.10-18.10 | |
-
| 4 | Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». | 14.10-18.10 | |
-
| 5 | Картины природы в стихотворениях А.Фета. | 14.10-18.10 | |
-
| 6 | Подвижные картины природы в стихотворении И.Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно». | 21.10-25.10 | |
-
| 7 | И. Никитин «Встреча зимы». Прием создания картины природы. | 21.10-25.10 | |
-
| 8 | И. Суриков «Детство». Создание картин природы. | 21.10-25.10 | |
-
| 9 | И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 21.10-25.10 | |
-
| 10 | Защита проекта «Как научиться читать стихи». | 28.10-01.11 | |
-
| 11 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 28.10-01.11 | |
Великие русские писатели (24 ч.) |
-
| 1 | Знакомство с великими русскими писателями. | 28.10-01.11 | |
-
| 2 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина | 28.10-01.11 | |
-
| 3 | А. Пушкин. Лирические стихотворения. | 04.18-08.11 | |
-
| 4 | А. Пушкин «Зимнее утро». Настроение стихотворения. | 04.18-08.11 | |
-
| 5 | А. Пушкин «Зимний вечер». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | 04.18-08.11 | |
-
| 6 | «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. | 04.18-08.11 | |
-
| 7 | Сравнение народной и литературной сказок. | 11.11-15.11 | |
-
| 8 | Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. | 11.11-15.11 | |
-
| 9 | Нравственный смысл сказки А.С. Пушкина. | 11.11-15.11 | |
-
| 10 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | 11.11-15.11 | |
-
| 11 | Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 25.11-29.11 | |
-
| 12 | И. Крылов «Мартышка и Очки». Мораль басен. | 25.11-29.11 | |
-
| 13 | И.Крылов «Зеркало и Обезьяна». Нравственный урок читателю. | 25.11-29.11 | |
-
| 14 | И.Крылов «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков. | 25.11-29.11 | |
-
| 15 | М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщений на основе статьи. | 02.12-06.12 | |
-
| 16 | М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 02.12-06.12 | |
-
| 17 | М. Лермонтов «Утес», «Осень». Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 02.12-06.12 | |
-
| 18 | Л.Н.Толстой. Детство. Из воспоминаний писателя | 02.12-06.12 | |
-
| 19 | Л. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. | 09.12-13.12 | |
-
| 20 | Л. Толстой «Прыжок». Составление различных вариантов плана. | 09.12-13.12 | |
-
| 21 | Л. Толстой «Лев и собачка». Тема и главная мысль рассказа. | 09.12-13.12 | |
-
| 22 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | 09.12-13.12 | |
-
| 23 | Рассказ-описание. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. | 16.12-20.12 | |
-
| 24 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». | 16.12-20.12 | |
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.) |
-
| 1 | Средства художественной выразительности в стихотворениях о природе. | 16.12-20.12 | |
-
| 2 | Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…». Картины природы. | 16.12-20.12 | |
-
| 3 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. | 23.12-27.12 | |
| 23.12-27.12 | |
-
| 4 | К. Бальмонт «Золотое слово». Выразительное чтение стихотворений. | 23.12-27.12 | |
-
| 5 | И.Бунин. Создание словесных картин. | 23.12-27.12 | |
-
| 6 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 30.12-31.12 | |
Литературные сказки (8 ч.) |
-
| 1 | Знакомство с видами сказок. Литературная сказка. | 30.12-31.12 | |
-
| 2 | Д. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Герои сказок. | 09.01-10.01 | |
-
| 3 | «Сказка про храброго Зайца-длинные уши…». Сравнение литературной и народной сказок. | 09.01-10.01 | |
-
| 4 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. | 13.01-17.01 | |
-
| 5 | «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | 13.01-17.01 | |
-
| 6 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. | 13.01-17.01 | |
-
| 7 | Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. | 13.01-17.01 | |
-
| 8 | Обобщающий урок по теме: «Литературные сказки». | 20.01-24.01 | |
Былины-небылицы (10 ч.) |
-
| 1 | Были-небылицы. | 20.01-24.01 | |
-
| 2 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства. | 20.01-24.01 | |
-
| 3 | «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 20.01-24.01 | |
-
| 4 | Знакомство с рассказом К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей». | 27.01-31.01 | |
-
| 5 | К. Паустовский «Растрепанный воробей». Определение жанра произведения. | 27.01-31.01 | |
-
| 6 | «Растрепанный воробей». Характеристика героев. | 27.01-31.01 | |
-
| 7 | Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Слон». | 27.01-31.01 | |
-
| 8 | А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. | 03.02-07.02 | |
-
| 9 | «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ. | 03.02-07.02 | |
-
| 10 | Обобщение по разделу «Были-небылицы». | 03.02-07.02 | |
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч.) |
-
| 1 | Русские поэты ХIX-XX в. | 03.02-07.02 | |
-
| 2 | С.Черный. Стихи о животных. Авторское отношение к изображаемому. | 10.02-14.02 | |
-
| 3 | А.А.Блок. Картины зимних забав «Ветхая избушка. | 10.02-14.02 | |
-
| 4 | А.А.Блок «Сны», «Ворона». Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. | 10.02-14.02 | |
-
| 5 | С.А.Есенин. Выразительное чтение стихотворения «Черемуха». | 10.02-14.02 | |
-
| 6 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 17.02 | |
Люби живое (16 ч.) |
-
| 1 | Люби живое. Рассказы о животных. | 24.02-28.02 | |
-
| 2 | М. Пришвин «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. | 24.02-28.02 | |
-
| 3 | Н. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. | 24.02-28.02 | |
-
| 4 | Листопадничек – главный герой произведения. | 24.02-28.02 | |
-
| 5 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ. | 02.03-06.03 | |
-
| 6 | В.И.Белов «Малька провинилась». Озаглавливание текста. | 02.03-06.03 | |
-
| 7 | В.И.Белов «Еще раз про Мальку». Главные герои рассказа. | 02.03-06.03 | |
-
| 8 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | 02.03-06.03 | |
-
| 9 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. | 09.03-13.03 | |
-
| 10 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Пересказ. | 09.03-13.03 | |
-
| 11 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ. | 09.03-13.03 | |
-
| 12 | В.Дуров «Наша Жучка». | 09.03-13.03 | |
-
| 13 | В.П. Афанасьев «Капалуха». Герои произведения. | 16.03-20.03 | |
-
| 14 | В.П. Афанасьев «Капалуха». Пересказ. | 16.03-20.03 | |
-
| 15 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | 16.03-20.03 | |
-
| 16 | Обобщение по разделу: «Люби живое». | 16.03-20.03 | |
Поэтическая тетрадь 2 (8ч.) |
-
| 1 | Лирические тексты поэтов ХХ в. | 23.03-27.03 | |
-
| 2 | С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». | 23.03-27.03 | |
-
| 3 | А.Л. Барто «Разлука». | 23.03-27.03 | |
-
| 4 | А.Л. Барто «В театре». Выразительное чтение. | 23.03-27.03 | |
-
| 5 | С.В.Михалков «Если», «Рисунок». Выразительное чтение. | 30.03-03.04 | |
-
| 6 | Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок». Выразительное чтение. | 30.03-03.04 | |
-
| 7 | Подготовка к выполнению проекта: «Праздник поэзии». | 30.03-03.04 | |
-
| 8 | Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь 2». | 30.03-03.04 | |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч.) |
-
| 1 | Знакомство с рассказами писателей ХХ в. | 13.04-17.04 | |
-
| 2 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 13.04-17.04 | |
-
| 3 | А.П.Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. | 13.04-17.04 | |
-
| 4 | А.П.Платонов «Цветок на земле». Особенности речи героев. | 13.04-17.04 | |
-
| 5 | А.П.Платонов «Еще мама». | 20.04-24.04 | |
-
| 6 | А.П.Платонов «Еще мама». Чтение по ролям. | 20.04-24.04 | |
-
| 7 | М.М.Зощенко «Золотые слова». Главная мысль произведения. | 20.04-24.04 | |
-
| 8 | М.М.Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. | 20.04-24.04 | |
-
| 9 | Н.Н.Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. | 27.04-01.05 | |
-
| 10 | Н.Н.Носов «Телефон». Анализ заголовка. | 27.04-01.05 | |
-
| 11 | «Друг детства». Сборник юмористических рассказов Н.Носова. | 27.04-01.05 | |
-
| 12 | Обобщение по разделу: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 27.04-01.05 | |
По страницам детских журналов (8 ч.) |
-
| 1 | По страницам детских журналов. | 04.05-08.05 | |
-
| 2 | «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы. | 04.05-08.05 | |
-
| 3 | Ю.Ермолаев «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию. | 04.05-08.05 | |
-
| 4 | Ю.Ермолаев «Воспитатели». Пересказ. | 04.05-08.05 | |
-
| 5 | Г.Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. | 11.05-15.05 | |
-
| 6 | Г.Остер «Как получаются легенды». | 11.05-15.05 | |
-
| 7 | Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. | 11.05-15.05 | |
-
| 8 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». | 11.05-15.05 | |
Зарубежная литература (8 ч.) |
-
| 1 | Знакомство с зарубежными писателями. | 18.05-22.05 | |
-
| 2 | Мифы Древней Греции. | 18.05-22.05 | |
-
| 3 | Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. | 18.05-22.05 | |
-
| 4 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Нравственный смысл сказки. | 18.05-22.05 | |
-
| 5 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке. | 25.05-29.05 | |
-
| 6 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Подготовка сообщения о великом сказочнике. | 25.05-29.05 | |
-
| 7 | Обобщение по разделу: «Зарубежная литература». | 25.05-29.05 | |
-
| 8 | Развивающий час по теме: «Зарубежная литература». | 25.05-29.05 | |
Итого | часов | В том числе: | |
уроков повторения | контрольных работ |
по программе | 136 | - | - |
выполнено | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 2019 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО, рекомендовано к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 2019 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Чередова Е.Н./
10