ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе Примерной программы: «Литературное чтение : 1-4 кл. : примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 85 с.», утвержденной МОН ДНР (приказ № 725 от 23.08.2018).
В работе используется учебник:
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Цель изучения учебного предмета «Литературное чтение»:
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основными задачами курса являются:
развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Составной частью литературного чтения являются уроки внеклассного чтения. В 3 классе уроки внеклассного чтения проводятся один раз в две недели.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Во 3 классе на уроки литературного чтения отводится 97 ч (3 ч в неделю, 33 учебные недели в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Самое великое чудо на свете. | 1 ч |
2. | Устное народное творчество. | 9 ч |
3. | Поэтическая тетрадь 1. | 6 ч |
4. | Великие русские писатели. | 17 ч |
5. | Поэтическая тетрадь 2. | 4 ч |
6. | Литературные сказки. | 8 ч |
7. | Были-небылицы | 6 ч |
8. | Поэтическая тетрадь 1. | 4 ч |
9. | Люби живое. | 11 ч |
10. | Поэтическая тетрадь 2. | 7 ч |
11. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. | 10 ч |
12. | По страницам детских журналов. | 8 ч |
13. | Зарубежная литература. | 7 ч |
| Всего | 97 ч |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, предметных и метапредметных результатов (универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться) в соответствии с требованиями ГОС НОО.
Личностные результаты изучения курса «Литературное чтение»
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.
При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Литературное чтение» рекомендуется использовать
следующие документы:
Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).
«Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
«Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).
Особенности организации контроля по предмету «Литературное чтение»
Объектами проверки и оценивания по литературному чтению являются составляющие читательской компетентности:
навык чтения вслух и молча;
понимание прочитанного;
умение выразительно читать;
опыт читательской деятельности обучающихся (элементарное знакомство с кругом детского чтения, практическое усвоение литературоведческих понятий, умение работать с текстами разных жанров, умение пересказывать содержание прочитанного произведения, умение самостоятельно работать с детской книгой, справочной литературой).
Формы аттестации обучающихся
№ п/п | Четверть | Вид работы | Тема |
1 | I четверть | Проектная деятельность. | Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями». |
2 | II четверть | Самостоятельная работа. | Самостоятельная письменная работа. Работа не оценивается в баллах. |
3 | II четверть | Чтение вслух. | Контроль техники чтения вслух. 65-70 сл/мин |
4 | III четверть | Чтение молча. | Контроль техники чтения молча. 95-110 сл/ мин |
5 | III четверть | Проектная деятельность. | Проект «Праздник поэзии». |
6 | IV четверть | Итоговая контрольная работа. | Контрольная работа. Работа подлежит обязательному оцениванию. |
7 | IV четверть | Чтение вслух. | Контроль техники чтения вслух. 75-80 сл/мин |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Содержание урока | Дата проведения урока | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
по плану | по факту | личностные | метапредметные | предметные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I четверть |
Тема № 1«Самое великое чудо на свете» (1 час) |
1 | 1 | Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Рукописные книги Древней Руси. Начало книгопечатания (общее представление). Первопечатник Иван Фёдоров. | 05.09 | | Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального общества. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития. |
Тема № 2 «Устное народное творчество» (9 часов) |
2 | 1 | Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. Русские народные песни. | 07.09 | | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. |
3 | 2 | Докучные сказки. Развитие речи: сочинение докучных сказок. | 10.09 | |
4 | 3 | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 12.09 | |
5 | 4 | Урок внеклассного чтения. Сказка «Иван-царевич и серый волк». | 14.09 | |
6 | 5 | Сказка «Иван-царевич и серый волк». | 17.09 | |
7 | 6 | Сказка «Сивка-бурка». | 19.09 | |
8 | 7 | Сказка «Сивка-бурка». | 21.09 | |
9 | 8 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 24.09 | |
10 | 9 | Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями». | 26.09 | |
Тема № 3 «Поэтическая тетрадь 1» (6 часов) |
11 | 1 | Знакомство с названием раздела. Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». | 28.09 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. |
12 | 2 | Урок внеклассного чтения. А. А. Фет. «Мама! Глянька из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой». | 01.10 | |
13 | 3 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». | 03.10 | |
14 | 4 | И. З. Суриков. «Детство», «Зима». | 05.10 | |
15 | 5 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 08.10 | |
16 | 6 | Урок-концерт по стихам русских поэтов. | 10.10 | |
Тема № 4 «Великие русские писатели» (17 часа) |
17 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин — великий русский писатель. | 12.10 | | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов. |
18 | 2 | Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин. Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин». | 15.10 | |
19 | 3 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро», «Зимний вечер». | 17.10 | |
20 | 4 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | 19.10 | |
21 | 5 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | 22.10 | |
22 | 6 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | 24.10 | |
23 | 7 | Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | 26.10 | |
II четверть |
24 | 8 | И. А. Крылов — великий баснописец. Басня как жанр литературы. И. А. Крылов. Басня «Мартышка и Очки». | 05.11 | | | | |
25 | 9 | И. А. Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». | 07.11 | |
26 | 10 | М. Ю. Лермонтов — выдающийся русский поэт. | 09.11 | |
27 | 11 | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утёс», «Осень». | 12.11 | |
28 | 12 | Л. Н. Толстой — великий русский писатель. «Детство Л. Н. Толстого». | 14.11 | |
29 | 13 | Урок внеклассного чтения. Л. Н. Толстой. «Акула». | 16.11 | |
30 | 14 | Л. Н. Толстой. «Прыжок». | 19.11 | |
31 | 15 | Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». | 21.11 | |
32 | 16 | Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | 23.11 | |
33 | 17 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 26.11 | |
Тема № 5 «Поэтическая тетрадь 2» (4 часа) |
34 | 1 | Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядрёный…», «Не ветер бушует над бором…» | 28.11 | | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах строить рассуждения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, находить средства выразительности. Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). |
35 | 2 | Урок внеклассного чтения. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». | 30.11 | |
36 | 3 | К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...» | 03.12 | |
37 | 4 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 05.12 | |
Тема № 6 «Литературные сказки» (8 часов) |
38 | 1 | Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. | 07.12 | | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития. |
39 | 2 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | 10.12 | |
40 | 3 | Самостоятельная письменная работа. | 12.12 | |
41 | 4 | Урок внеклассного чтения. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». | 14.12 | |
42 | 5 | В. М. Гаршин «Лягушка–путешественница». | 17.12 | |
43 | 6 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» . | 19.12 | |
44 | 7 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Контроль техники чтения вслух. | 21.12 | |
45 | 8 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 24.12 | |
Тема № 7 «Были-небылицы» (6 часов) |
46 | 1 | Знакомство с названием раздела. М. Горький. «Случай с Евсейкой». | 26.12 | | Формирование чувства гордости за свою Родину; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. |
47 | 2 | Урок внеклассного чтения. М. Горький. «Случай с Евсейкой». | 28.12 | |
III четверть |
48 | 3 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». | 14.01 | | | | |
49 | 4 | А. И. Куприн. «Слон». | 16.01 | |
50 | 5 | А. И. Куприн. «Слон». | 18.01 | |
51 | 6 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 21.01 | |
Тема № 8 «Поэтическая тетрадь 1» (4 часа) |
52 | 1 | Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. С. Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон». | 23.01 | | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению. | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. |
53 | 2 | Урок внеклассного чтения. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». | 25.01 | |
54 | 3 | С. А. Есенин. «Черёмуха». | 28.01 | |
55 | 4 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 30.01 | |
Тема № 9 «Люби живое» (11 часов) |
56 | 1 | Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. М. М. Пришвин. «Моя Родина». | 01.02 | | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах строить рассуждения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение. |
57 | 2 | И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | 04.02 | |
58 | 3 | И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | 04.02 | |
59 | 4 | Урок внеклассного чтения. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». | 08.02 | |
60 | 5 | В. В. Бианки. «Мышонок Пик». | 11.02 | |
61 | 6 | В. В. Бианки. «Мышонок Пик». | 13.02 | |
62 | 7 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». | 15.02 | |
63 | 8 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». | 18.02 | |
64 | 9 | В. П. Астафьев. «Капалуха». | 20.02 | |
65 | 10 | Урок внеклассного чтения. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится…» | 22.02 | |
66 | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 27.02 | |
Тема № 10 «Поэтическая тетрадь 2» (7 часов) |
67 | 1 | Знакомство с названием раздела. С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» | 01.03 | | Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального общества. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться разными видами чтения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.. |
68 | 2 | А. Л. Барто. «Разлука», «В театре». | 04.03 | |
69 | 3 | Урок внеклассного чтения. С. В. Михалков. «Если». | 06.03 | |
70 | 4 | Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». | 11.03 | |
71 | 5 | Чтение молча. | 13.03 | |
72 | 6 | Проект «Праздник поэзии». | 15.03 | |
73 | 7 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 18.03 | |
Тема № 11 «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (10 часов) |
74 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | 20.03 | | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы. | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую . Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении. |
75 | 2 | Урок внеклассного чтения. А. П. Платонов. «Цветок на земле». | 22.03 | |
IV четверть |
76 | 3 | А. П. Платонов. «Ещё мама». | 22.03 | | | | |
77 | 4 | М. М. Зощенко. «Золотые слова». | 01.04 | |
78 | 5 | М. М. Зощенко. «Золотые слова». | 03.04 | |
79 | 6 | М. М. Зощенко. «Великие путешественники». | 05.04 | |
80 | 7 | М. М. Зощенко. «Великие путешественники». | 08.04 | |
81 | 8 | Н. Н. Носов. «Федина задача». | 10.04 | |
82 | 9 | Урок внеклассного чтения. Н. Н. Носов. «Телефон». | 12.04 | |
83 | 10 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 15.04 | |
Тема № 12 «По страницам детских журналов» (8 часов) |
84 | 1 | Знакомство с названием раздела. Выставка детской периодики. Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой». | 17.04 | | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться разными видами чтения Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. |
85 | 2 | Ю. И. Ермолаев. «Проговорился». | 19.04 | |
86 | 3 | Ю. И. Ермолаев. «Воспитатели». | 22.04 | |
87 | 4 | Г. Б. Остер. «Вредные советы». | 24.04 | |
88 | 5 | Урок внеклассного чтения. Г. Б. Остер. «Как получаются легенды». | 26.04 | |
89 | 6 | Р. С. Сеф. «Весёлые стихи». | 03.05 | |
90 | 7 | Контрольная работа. | 06.05 | |
91 | 8 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 08.05 | |
Тема № 13 «Зарубежная литература» (7 часов) |
92 | 1 | Знакомство с названием раздела. Древнегреческий миф «Храбрый Персей». | 10.05 | | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения. | Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. |
93 | 2 | Урок внеклассного чтения. Древнегреческий миф «Храбрый Персей». | 13.05 | |
93 | 3 | Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Контроль техники чтения вслух. | 15.05 | |
94 | 4 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». | 17.05 | |
95 | 5 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». | 20.05 | |
96 | 6 | Урок внеклассного чтения. Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». | 22.05 | |
97 | 7 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 24.05 | |