ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы по литературному чтению В.А.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько «Литературное чтение: рабочие программы 1-4 класс». М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2012г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. + CD
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Москва «Просвещение» 2012 год
Литературное чтение.
Предмет литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
Место учебного предмета в учебном плане
Во 2 классе на предмет «Литературное чтение» отведено 136 часов (4 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Обучающийся научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
Обучающийся получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор.
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»
Устное народное творчество (15 часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Проверка техники чтения
Проверим себя и оценим свои достижения
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина.
Проверим себя и оценим свои достижения
Русские писатели (14ч)
А.С. Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А. Крылов. Басни. Л.Н. Толстой. Басни. Рассказы.
Проверим себя и оценим свои достижения
О братьях наших меньших (12 ч)
Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.
Проверим себя и оценим свои достижения
Из детских журналов (9 ч)
Произведения из детских журналов. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.
Проверка техники чтения
Проверим себя и оценим свои достижения
Проект «Мой любимый детский журнал»
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.
Проверим себя и оценим свои достижения
Писатели детям (17 ч)
К.И. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С. Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В. Михалкова, А.Л. Барто. Юмористические рассказы Н.Н. Носова.
Проверим себя и оценим свои достижения
Я и мои друзья (9 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.
Проверим себя и оценим свои достижения
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.
Проверка техники чтения
Проект Газета «День Победы – 9 мая»
Проверим себя и оценим свои достижения
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Весёлые стихи Б. Заходера, Э.Успенского, И. Токмаковой. Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Проверим себя и оценим свои достижения
Литература зарубежных стран (15 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.
Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.К. Андерсен.» Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук».
Проверим себя и оценим свои достижения
Проверка техники чтения
Проект «Мой любимый писатель-сказочник
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 |
3 | Устное народное творчество | 15 |
4 | Люблю природу русскую. Осень. | 8 |
5 | Русские писатели. | 14 |
6 | О братьях наших меньших. | 12 |
7 | Из детских журналов | 9 |
8 | Люблю природу русскую. Зима. | 9 |
9 | Писатели детям. | 17 |
10 | Я и мои друзья | 9 |
11 | Люблю природу русскую. Весна. | 9 |
12 | И в шутку и всерьез. | 14 |
13 | Литература зарубежных стран | 15 |
| ИТОГО | 136 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
| план | факт |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) |
1 | Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание, словарь. | 1 | | |
Самое великое чудо на свете (4ч) |
2 | Знакомство с названием раздела. | 1 | | |
3 | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» | 1 | | |
4 | Старинные и современные книги. | 1 | | |
5 | Напутствие читателю Р. Сефа. Пересказ содержания научно-познавательных текстов. | 1 | | |
Устное народное творчество (15ч) |
6 | Знакомство с названием раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества. | 1 | | |
7 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. | 1 | | |
8 | Потешки и прибаутки – малые жанры УНТ. Отличия прибаутки от потешки | 1 | | |
9 | Считалки и небылицы – малые жанры УНТ. Ритм – основа считалки, сравнение считалки и небылицы. | 1 | | |
10 | Загадки – малые жанры УНТ. Распределение загадок по тематическим группам. | 1 | | |
11 | Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль – собиратель пословиц русского народа. | 1 | | |
12 | Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» | 1 | | |
13 | РНС «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | | |
14 | РНС «У страха глаза велики» | 1 | | |
15 | РНС «Лиса и тетерев» | 1 | | |
16 | РНС «Лиса и журавль» | 1 | | |
17 | РНС «Каша из топора» | 1 | | |
18 | РНС «Гуси-лебеди» | 1 | | |
19 | РНС «Гуси-лебеди» А. Шибаев «Вспомни сказку» | 1 | | |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу УНТ | 1 | | |
Люблю природу русскую. Осень. (8ч) |
21 | Картины осенней природы. | 1 | | |
22 | Лирические стихотворения Ф. Тютчева и К. Бальмонта | 1 | | |
23 | Лирические стихотворения А. Плещеева и А. Фета | 1 | | |
24 | Лирические стихотворения А. Толстого и С. Есенина | 1 | | |
25 | Лирические стихотворения В. Брюсова и И.Токмаковой | 1 | | |
26 | Средства художественной выразительности В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» | 1 | | |
27 | Сравнение художественного и научно-популярного текстов. «Осеннее утро» М. Пришвин | 1 | | |
28 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | | |
Русские писатели (14ч) |
29 | А.С. Пушкин – великий русский писатель. | 1 | | |
30 | Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. | 1 | | |
31 | Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..» | 1 | | |
32 | Сказка о рыбаке и рыбке | 1 | | |
33 | Сказка о рыбаке и рыбке | 1 | | |
34 | Сказка о рыбаке и рыбке | 1 | | |
35 | И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука» | 1 | | |
36 | И.А. Крылов «Стрекоза и муравей» | 1 | | |
37 | Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | | |
38 | Л.Н. Толстой «Филипок» | 1 | | |
39 | Л.Н. Толстой «Филипок». «Правда всего дороже» | 1 | | |
40 | Л.Н. Толстой «Котенок» | 1 | | |
41 | Разноцветные страницы. И. Токмакова «Десять птичек- стайка» | 1 | | |
42 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | | |
О братьях наших меньших (12ч) |
43 | Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?» | 1 | | |
44 | Веселые стихи о животных. Б. Заходер «Плачет киска..», И. Пивоварова «Жила-была собака» | 1 | | |
45 | В. Берестов «Кошкин щенок» | 1 | | |
46 | М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | | |
47 | М. Пришвин «Ребята и утята». | 1 | | |
48 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | | |
49 | Б. Житков «Храбрый утенок» | 1 | | |
50 | В. Бианки «Музыкант» | 1 | | |
| В. Бианки «Сова» | 1 | | |
51 | В. Бианки «Сова» | 1 | | |
52 | Разноцветные страницы. С. Брезкун | 1 | | |
53 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | | |
Из детских журналов (9ч) |
54 | Знакомство с названием раздела. | 1 | | |
55 | Произведения из детских журналов. Д. Хармс «Игра» | 1 | | |
56 | Д. Хармс «Вы знаете» | 1 | | |
57 | Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи» | 1 | | |
58 | Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | 1 | | |
59 | Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «Ученый Петя» | 1 | | |
60 | Защита проекта «Мой любимый детский журнал» | 1 | | |
61 | Защита проекта «Мой любимый детский журнал» | 1 | | |
62 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | | |
Люблю природу русскую. Зима. (9ч) |
63 | Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. | 1 | | |
64 | И. Бунин «Зимним холодом», К. Бальмонт «Снежинка» | 1 | | |
65 | Я. Аким «Утром кот принес на лапках» | 1 | | |
66 | Ф. Тютчев «Чародейкою зимою..», С. Есенин «Поет зима…» | 1 | | |
67 | С. Есенин «Береза» | 1 | | |
68 | РНС «Два мороза» | 1 | | |
69 | С. Михалков «Новогодняя быль» | 1 | | |
70 | А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет» | 1 | | |
71 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | | |
Писатели детям (17ч) |
72 | К.И. Чуковский «Путаница» | 1 | | |
73 | К.И. Чуковский «Радость» | 1 | | |
74 | К.И. Чуковский «Федорино горе» | 1 | | |
75 | К.И. Чуковский «Федорино горе» | 1 | | |
76 | С.Я. Маршак «Кот и лодыри» | 1 | | |
77 | С.В. Михалков «Мой секрет» | 1 | | |
78 | С.В. Михалков «Сила воли» | 1 | | |
79 | С.В. Михалков «Мой щенок» | 1 | | |
80 | А.Л. Барто «Веревочка» | 1 | | |
81 | А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа» | 1 | | |
82 | Н. Носов «Затейники» | 1 | | |
83 | Н. Носов «Живая шляпа» | 1 | | |
84 | Н. Носов «Живая шляпа». | 1 | | |
85 | Н. Носов «На горке» | 1 | | |
86 | Н. Носов «На горке» | 1 | | |
87 | Разноцветные страницы. | 1 | | |
88 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | | |
Я и мои друзья (9ч) |
89 | Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской | 1 | | |
90 | В. Лунин «Я и Вовка» | 1 | | |
91 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | | |
92 | Ю. Ермолаев «Два пирожных» | 1 | | |
93 | В. Осеева «Волшебное слово» | 1 | | |
94 | В. Осеева «Хорошее» | 1 | | |
95 | В. Осеева «Почему». | 1 | | |
96 | Разноцветные страницы. Е. Благинина «Простокваша» | 1 | | |
97 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | | |
Люблю природу русскую. Весна. (9ч) |
98 | Весенние загадки. | 1 | | |
99 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды» | 1 | | |
100 | А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | 1 | | |
101 | А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег теперь уже не тот» | 1 | | |
102 | Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю» | 1 | | |
103 | Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковской «Я маму мою обидел» | 1 | | |
104 | Лирическое стихотворение С.Васильева «Белая береза» | 1 | | |
105 | Проект Газета «День Победы – 9 мая» | 1 | | |
106 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | | |
И в шутку и всерьез (14ч) |
107 | Знакомство с названием раздела. Веселые стихи Б.Заходера | 1 | | |
108 | Б.Заходер «Что красивей всего?» | 1 | | |
109 | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | 1 | | |
110 | Э.Успенский «Чебурашка» | 1 | | |
111 | Э.Успенский «Чебурашка» | 1 | | |
112 | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…» | 1 | | |
113 | Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память» | 1 | | |
114 | В.Берестов «Знакомый, «Путешественники» | 1 | | |
115 | В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 1 | | |
116 | Г.Остер «Будем знакомы» | 1 | | |
117 | Г.Остер «Будем знакомы» | 1 | | |
118 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | | |
119 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | | |
120 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | | |
Литература зарубежных стран (15ч) |
121 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | 1 | | |
122 | Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | 1 | | |
123 | Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети» | 1 | | |
124 | Шарь Перро «Кот в сапогах» | 1 | | |
125 | Шарь Перро «Кот в сапогах» | 1 | | |
126 | Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | | |
127 | Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | | |
128 | Эни Хогарт «Мафин и паук» | 1 | | |
129 | Эни Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. | 1 | | |
130 | Эни Хогарт «Мафин и паук». | 1 | | |
131 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | | |
132 | Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник» | 1 | | |
133-136 | Резерв | 4 | | |
Итого: | 136 | | |