Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Письма Рособрнадзора от 20.06.2018 г. №05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа» и авторской программой «Литературное чтение. 2 класс» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, В.Г. Голованова.
Содержание реализуется с помощь учебника «Литературное чтение 2 класс»: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, В.Г. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2019г.- (Школа России).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» во 2 классе.
Личностные результаты:
у обучающегося будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; ▪ интерес к изучению языка.
обучающийся получит возможность для формирования:
чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-обучающийся научится:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями -обучающийся получит возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД:
-обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную; • пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
-обучающийся получит возможность научиться:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД : -обучающийся научится:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи -обучающийся получит возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений.
Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» во втором классе обучающиеся научатся:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского
народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» во втором классе обучающиеся получат возможность научиться:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам;
составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли;
соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы;
делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро ка | Наименование разделов и тем | Количест во часов в неделю | План | Факт |
1. | Вводный урок: «Родное слово- дорога в жизнь…» | | | |
2. | Соколов – Микитов о природе. Выделение главной мысли текста. | | | |
3. | «Давайте поклоняться доброте" В. Осеева «Плохо». Определение последовательности событий в тексте. | | | |
4. | «Поговорим о дружбе.» Л. Толстой «Два товарища». Определяем тему текста. | | | |
5. | В. Бурлаков о природе. Составляем план текста. | | | |
6. | «Почему надо беречь воду» А. Тихонов о жителях водоемов. Подбираем заголовок к тексту. | | | |
7. | «Лень и труд всё перетрут». С. Михалков «Аисты и лягушки». Диалог. | | | |
8. | «Ежели вы вежливы?» Рассказы И. Пузанова «Рыбалка».. Задаём вопросы к тексту. | | | |
9. | «Сломать дерево - секунда, вырастить – года.» В. Бахревский «Ласточкино гнездо». Художественные средства выразительности (сравнение). Ищем синонимы. | | | |
10 | . И. Соколов – Микитов «На лесной дороге». Оформляем обложку книги. | | | |
11 | . «Чего в другом не любишь, того и сам не делай» Л. Яхтин «Силачи». Делим текст на части. | | | |
12 | . «Лес и вода – краса природы.» А Тихонов «Сороки». Составляем план текста. | | | |
13 | . Детские журналы и газеты | | | |
14 | . Чтение научных текстов- обогащение словарного запаса. | | | |
15 | . Энциклопедии для детей. Научный стиль | | | |
16 | . «Как вести себя в природе» К. Ушинский. «Играющие собаки». Определяем своё отношение к тексту | | | |
17 | . «Вся семья вместе, так и душа на месте.» Е. Пермяк «Первая рыбка». Стили речи | | | |
18 | . Рассказы И. Соколова – Микитова. Рассказы о животных. Анализ художественного текста. Определяем тип текста. | | | |
19 | . «Подари дело и слово доброе» С. Михалков. «Не стоит благодарности». Слова – антонимы. | | | |
20 | . «Подари дело и слово доброе» Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок». Сказка или быль. Учимся обосновывать свои ответы. | | | |
21 | . «Как вести себя в природе» В. Кологрив. «Кузнечик». Определяем тип речи. Учимся отвечать на вопросы по тексту. | | | |
22 | . «Делай добро и оно тебе вернется». С Аксаков. «Верный друг». Стили текста. | | | |
23 | . С.Михалков «Аисты и лягушки». Анализ художественного текста. | | | |
24 | . Энциклопедии для детей. Научный стиль | | | |
25 | . В.Кологрив «Кузнечик». Типы речи. Учимся подбирать антонимы. | | | |
26 | . Правила экологического поведения Н. Юрцевич «Берёза». Дополняем предложения, опираясь на содержание текста. | | | |
27 | . «Доброе братство дороже богатства.» Н. Юрцевич «Красавица русских лесов». Анализ художественного текста | | | |
28 | . «Друзья познаются в беде.» С. Юцзунь «Поиски друга». Диалог. Восстанавливаем диалог. | | | |
29 | . «Растение – земли украшение.» В. Танасийчук «Упорные лососи». Анализ художественного текста. | | | |
30 | . «Кто землю лелеет – того земля жалеет.» Рассказы В. Коржикова. Подбираем синонимы и антонимы | | | |
31 | . Занимательные книги Э. Успенского | | | |
32 | . Сказки народов России | | | |
33 | . Сказки народов России. | | | |
34 | . Обобщающий урок по литературным сказкам. Обзор произведений для чтения летом | | | |
Итого: | | 34 часа | |