Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вохтомская основная школа»
РЕКОМЕНДОВАНО Школьным методическим объединением
от «_28_»_августа 2020г, протокол №__1_
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
(наименование учебного предмета (курса)
Класс 4
Срок реализации программы 2020 - 2021 учебный год
Составитель программы Кишкина Ирина Николаевна
(ФИО учителя)
пос. Фоминский
(название населённого пункта)
2020
(год разработки)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)свои эмоции;
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного-умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко
всему живому;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности
по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов, терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Учащиеся получат возможность научиться:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся
вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Учащиеся получат возможность научиться:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точкузрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
Учащиеся получат возможность научиться:
Оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях.
Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Работа с текстом
Учащиеся научатся:
относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.);
соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
Учащиеся получат возможность научиться:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Работать с несколькими источниками информации.
Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и
определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к
предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки,
речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
видеть языковые средства, использованные автором.
Учащиеся получат возможность научиться:
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
подробно пересказывать небольшие по объёму тексты по задаваемым учителям вопросам;
читать наизусть небольшие стихотворения (по выбору);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
«Что за прелесть эти книги!»
Обмен информацией по прочитанным книгам летом. Викторина, конкурс иллюстраций.
«В гостях у сказки»
Анализировать прочитанный материал, характеризовать основные проблемы героев. Систематизировать сказки по поднимаемым в них проблемам. Организовывать игры на основе сказок. Слушать чтение сказок учителем, использовать раскраски со сказками, лепить героев из пластилина. Формировать классный обменный фонд книг.
«В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!»
Производить аналитический обзор басен прочитанных учащимися вне школьной программы. Участвовать в викторине по басням И.А. Крылова, Лафонтена, Эзопа.
«И в шутку, и всерьез»
Обсуждение прочитанного, чтение и пересказ понравившихся эпизодов, дискуссия. Составление словарика литературоведческих терминов.
«Книги-сборники о животных»
Беседы о животных и об охране окружающей среды на примере личных наблюдений и прочитанных произведений. Чтение и пересказ понравившихся эпизодов и произведений, беседа, обсуждение. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных»
«Дети — герои книг»
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы» Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово»).
«Книги-сборники стихотворений для детей»
Встреча с детским поэтом. Чтение стихов учителем и учащимися, в том числе и наизусть.
«Защитникам Отечества посвящается»
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
«Книги зарубежных писателей»
Чтение и пересказ понравившихся эпизодов и произведений, беседа, обсуждение. Выставка рисунков. Обогащение знаний о литературе А. Милн. «Вини Пух и все – все - все», Дж. Родари «Чиполино», Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон.
«Мир фантазии»
Фантастическая и приключенческая литература. Формирование книжной полки для летних каникул. С.Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика», Л.Лагин «Старик Хоттабыч» и др.
«Литературное лето»
Обзор рекомендательного списка литературы для летнего чтения. Определение проблем, рассматриваемых в книгах
Тематическое планирование
( кол-во часов в неделю 0,5, всего часов в год 17 )
№ урока | Тема урока | Примечание (контроль, проекты, практические работы и т.п.) |
| «Что за прелесть эти книги!» (1 ч.) Вводный урок. Самая интересная книга, прочитанная летом. | |
| В гостях у сказки (3ч.) Русские народные сказки | |
| Сказки народов мира | |
| Сказки, которые задают вопросы. (Р.Киплинг) | |
| «В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!» (1 ч.) Басни Крылова, Эзопа, Лафонтена | |
| «И в шутку, и всерьез» (1 ч.) Смешные рассказы (В.Драгунский, Н.Носов и др.) | |
| «Книги-сборники о животных» (1ч.) Рассказы о животных | |
| «Дети — герои книг» (2 ч.) Рассказы и сказки о детях | |
| Рассказы о дружбе | |
| «Книги-сборники стихотворений для детей» (3 ч.) Стихи о родине | |
| Стихи о природе | |
| Стихи северных поэтов | |
| «Защитникам Отечества посвящается» ( 2 ч.) Книги о войне | |
| Былины | |
| «Книги зарубежных писателей» (1 ч.) Зарубежные писатели детям | |
| «Мир фантазии» (1 ч.) Фантазия и приключения | |
| «Литературное лето» (1 ч.) По страницам любимых книг. Подводим итоги. | |