Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Геройская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ___________ подпись ФИО Протокол заседания МО № _________ от ____ _____________2020 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ "Геройская средняя школа» _______________ подпись ФИО ______ ______________2020 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Геройская средняя школа» _________________ подпись ФИО Приказ №_______ от ______________________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет литературное чтение на родном (русском) языке
Уровень базовый
(базовый, профильный, углублённый)
Исмаилова Эльмаз Энверовна
Класс 3-Б
Срок реализации: один учебный год
Количество часов: Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательного учреждения.
Геройское, 2020
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, обсуждения прочитанного.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятиях;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в сносках);
находить ответы на вопросы в тексте;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и, при необходимости, письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, малой группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно давать своё видение заглавия;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, потешки, былина, песенка, рассказ, роман, трагедия, повесть, лирическое стихотворение; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Содержание программы учебного предмета
Содержание программы разрабатывалось на основе анализа Новейшей хрестоматии для 3-го класса в полном соответствии с современными требованиями Государственного образовательного стандарта и может быть использована со всеми основными учебниками по литературному чтению, рекомендованными Министерством образования и науки РФ.
В хрестоматии наиболее полно учтены интересы и возрастные потребности третьеклассника. В нее вошли сказки, произведения из золотого фонда современной детской литературы, русской и зарубежной классики.
Литературное образование представлено пятью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров.
В первый раздел «Древнерусская литература и устное народное творчество» включены русские народные песенки и потешки, русские народные сказки, а также былины.
Раздел «Русская литература XIX века» представлен рассказами, баснями, стихотворениями и сказками классиков детской русской литературы: Аксаков К.С. «Мой Лизочек так уж мал…», Аксаков С.Т. «Буран», Гарин Н. «Детство Тёмы (Поступление в гимназию)», Жуковский В.А. «Котик и козлик», «Мальчик с пальчик», Кольцов А.В. «Урожай», Крылов И.А. «Волк и журавль», «Кукушка и петух», Лермонтов М.Ю. «На севере диком», Майков А.Н. «Ласточка примчалась», «Осень», Мамин-Сибиряк Д.Н. «Приёмыш», «Серая шейка», Некрасов Н.А. «Зеленый шум», «Несжатая полоса», «Школьник», Никитин И.С. «Тихо ночь ложится…», «Утро на берегу озера», Плещеев А.Н. «Бабушка и внучек», «Весна», «На берегу», «Старик», Пушкин А.С. «Гонимы вешними лучами…», «Если жизнь тебя обманет…», «Ещё дуют холодные ветры…», «Осень», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», Суриков И.В. «Весна», Толстой Л.Н. с баснями «Белка и волк», «Комар и лев», «Старик и смерть», «Три калача и одна баранка» и рассказами «За ягодами», «Как боролся русский богатырь», «Рассказ аэронавта», Тургенев И.С. «Бежин луг», «В берёзовой роще», Тютчев Ф.И. «Неохотно и несмело…», «Эти бедные селенья…», Ушинский К.Д. «Как рубашка в поле выросла», «На поле летом», Фет А.А. «Весенний дождь», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Облаком волнистым…», «Печальная берёза…».
В третий раздел «Русская литература конца XIX – начала XX века» вошли: стихотворения о природе и животных Бальмонта К.Д. «Снежинка», Блока А.А. «Гроза прошла…», «Учитель», Бунина И.А. «Листопад», «Первый снег», Есенина С.А. «Вечер, как сажа…», Северянина И. «Её питомцы», «Кружевеет, розовеет утром лес…», Цветаевой М.И. «Август – астры…», Чёрного С. «На коньках», «Ну-ка, дети…», рассказы и отрывки из произведений о детских переживаниях Бунина И.А. «Экзамены в гимназию», Куприна А.И. «Чудесный доктор», Толстого А.Н. «Детство Никиты».
Произведения, включенные в раздел «Современная литература», знакомят учащихся с поучительными, тесно связанными с природным миром, произведениями: Александрова З.Н. «Про девочку Да и мальчика Нет», Берестов В.Д. «Нет, руки зимой не у тех горячей…», «Рассказ по картинке», «Буксир», «Он руку над партою тянет и тянет…», Гайдар А.П. «Горячий камень», Горький М. «В людях», «Детство», Драгунский В.Ю. «Бы…», «Кот в сапогах», Житков Б.С. «Галка», Зощенко М.М. «Не надо врать», Паустовский К.Г. «Вода из реки Лимпопо», «Какие бывают дожди», «Кишата», «Корзина с еловыми шишками», «Наедине с осенью», «Однажды ночью…», «Скрипучие половицы», «Стальное колечко. Сказка», Пермяк Е.А. «Мама и мы», «Некрасивая Ёлка», Пришвин М.М. «Жулька и кот», «Лягушонок», «Норка и Жулька», Скребицкий Г.А. «Белая шубка», «Маленький лесовод», «Синица», «Воришка», Сладков Н.И. «Апрельские шутки», «Бегство цветов», «Бежал ёжик по дорожке», «Медведь и солнце», «Эхо».
Завершает программу раздел «Зарубежная литература», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера, таких, как: сказки народов мира, сказки Андерсена Г.Х. «Огниво», «Ромашка», сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица», «Сладкая каша», сказочные повести классика английской детской литературы Киплинга Р. «Отчего у Верблюда горб» и «Рикки-Тикки-Тави», отрывок из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Произведения данного раздела предусмотрены для самостоятельного ознакомления.
Некоторые из произведений разделов представлены в виде отрывков и сокращений.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Раздел «Древнерусская литература и устное народное творчество» | 4 |
2 | Раздел «Русская литература XIX века» | 13 |
3 | Раздел «Русская литература конца XIX – начала XX века» | 5 |
4 | Раздел «Современная литература» | 12 |
Итого | 34 |
5