I.Планируемые результаты
Цели курса:
-Совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя, приобретение умения работать с разными видами информации;
-Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
-Обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-этическое отношение человека к людям и окружающему миру;
-Введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающих читателей интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Задачи курса:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к книге;
Помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
Воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.
Литературное чтение как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно – речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
стремление к успешной учебной деятельности;
умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Метапредметные результаты
Регулятивные умения:
ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
умения работать в соответствии с заявленным планом;
умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Познавательные умения:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микро темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микро темы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные умения:
задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
под руководством учителя определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
характеризовать героя произведения под руководством учителя (Кто он?Какой он?);
делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
Сравнивать прозаический и поэтический текст;
Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
читать текст про себя и понимать прочитанное;
самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
II. Содержание учебного материала
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
( ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно – речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать виды речевой деятельности в разных ситуациях общения).
(предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений: деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умение кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами; а также решение коммуникативно-речевых задач).
(нацелен на развитие художественно-этической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы).
(определяет содержание и выбор книг для чтения: отечественных и зарубежных классиков, произведения литературы современных писателей России и других стран, произведения устного народного творчества)
III.Тематическое планирование (34ч)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Глава 1.Знакомимся с самым главным героем. Н.Н.Матвеева «Первое сентября», Тим Собакин «До будущего лета, Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной» | 4ч-1 |
| В. Ю. Драгунский «Белые амадины», М.М. Пришвин «Осенние листики» | 1 |
| В.Н.Орлов «Ночной листок», Л.Станчев «Осенняя гамма» | 1 |
| И.М.Пивоварова «Как меня учили музыке», М.Д.Яснов. Считалки. | 1 |
| Глава 2.Открываем тайны слова. Г.М. Новицкая «Осенняя сказка», А.А.Фет «Осень»,А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало». | 4ч-1 |
| Л.Н.Толстой «Лебеди», Братья Грим «В стране небывалой». | 1 |
| «Война грибов с ягодами» русская народная сказка, Г.П.Корнилова Про то, как Бумчик читал книжку «Три поросёнка», Б.В.Заходер «Моя вообразилия» | 1 |
| А.П.Платонов «Волшебное кольцо» | 1 |
| Глава 3.Находим волшебных помощников. «Петушок – золотой гребешок», «Кот и лиса» русские народные сказки | 3ч-1 |
| «Кузьма Скоробогатый» | 1 |
| «По щучьему велению» | 1 |
| Глава 4.Исследуем варианты знакомых сюжетов. Загадки. «Морозко» русская народная сказка. | 3ч-1 |
| «Госпожа Метелица» Братья Гримм. | 1 |
| Т.М.Белозёров «Подснежники», С.Г.Козлов «Золотая карусель» | 1 |
| Глава 5.Учимся видеть необычное в обычном. А.С.Пушкин «Птичка», Н.И.Сладков «Весенняя баня», «Все хотят петь» и «Ивовый пир». | 5ч-1 |
| В.Н.Орлов «Зелёные кони», С.Г.Козлов «Чёрный омут» и «В сладком морковном лесу» | 1 |
| Тим Собакин «Две коровы и коровка», Р.С.Сеф «Муравей», Н.В.Ламм «Зебра». | 1 |
| Л.Е.Керн «Мордочка, хвост и четыре ноги», Андерсен «Чайник». | 1 |
| И.М. Шевчук « что не пролезет в самую огромную кастрюлю в мире» | 1 |
| Глава 6.Наблюдаем за очень странными героями.Б.В.Заходер «Рапуны», «Кавот и Камут». | 6ч-1 |
| Л.Н.Толстой «Липунюшка», Л.С.Петрушевская «Лечение Василия». | 1 |
| Л.И.Лагин «Старик Хоттабыч» | 1 |
| О.Пройслер «Маленький Водяной» | 1 |
| Б.В.Заходер «Где поставить запятую?» | 1 |
| Ш.Перро «Мальчик с пальчик», А.С. Кушнер «Игра». | 1 |
| Глава 7.Растём вместе с героями книг. Саша Чёрный «Приставалка», Н.Десятскова «Мы с братом учим уроки» | 9ч-1 |
| Ф.Д.Кривин «Глиняная сказка». Пословицы. | 1 |
| Л.Пантелеев «Честное слово» | 1 |
| Л.Пантелеев «Честное слово» | 1 |
| А.К.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», О.И.Высотская «Салют», Г.А.Ладонщиков «Вместе с дедушкой». | 1 |
| К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 |
| К.Судакова «Моё и наше» | 1 |
| Литературная викторина | 1 |
| Заключительный урок-концерт по русским народным сказкам. | 1 |