СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению "Перспективная начальная школа" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению "Перспективная начальная школа" 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению "Перспективная начальная школа" 2 класс»

Департамент образования Администрации города Омска

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 104»

(БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104»)


РАССМОТРЕНО

Заседанием методического объединения учителей

Протокол от 31.08.2020 № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор


________________ М.Г. Рябикова

1 сентября 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора


________________ Ф.Ф. Глущенко

1 сентября 2020 г.







Рабочая программа

учебного курса

по литературному чтению

для 2 «А» класса






Составитель: учитель

Подгурская Кристина Сергеевна










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Программа «Перспективная начальная школа» ориентирована на работу по учебно- методическому комплекту:

  1. Чуракова, Н. АЛитературное чтение: учебник. 2 класс. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2016.

  2. Малаховская, О. В.Литературное чтение. 2 класс: хрестоматия / под ред. Н. А. Чураковой. -М.: Академкнига / Учебник, 2016.

  3. Малаховская,О. В.Литературное чтение. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. - М.: Академкнига / Учебник, 2016.

  4. Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В.Литературное чтение. 2 класс: метод, пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2016.


Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования. В силу особенностей, присущих данной предметной области, в еѐ рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приѐмы);

библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по еѐ элементам и пользоваться еѐ справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи. «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.


Общая характеристика курса «Литературное чтение 2 класс»

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение еѐ цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по еѐ содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения ( от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объѐма с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.


Говорение

Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развѐрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним своѐ отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции. Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.


Письмо (культура письменной речи)

Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки). Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах. Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст- рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки; использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) – весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).

Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах. В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно- следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.


Работа с учебными и научно-популярными текстами

Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведѐтся в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).


Формирование библиографической культуры

Умение пользоваться аппаратом учебника (содержание, оглавление, условные обозначения), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический, жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях. Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника. Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение еѐ элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).


Литературоведческая пропедевтика

Работа с текстами разных видов и жанров литературы Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружение разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности. Понимание разности между художественными и научно-популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героев в лирическом стихотворении.


Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

Представление о литературе как об одном из видов искусства. Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей. Представление о литературе как явлении художественной культуры. Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.


Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветное маркирование). Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста). Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. Практическое освоение малых фольклорных жанров: сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации). Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Планируемые предметные результаты

Раздел «Народное творчество» ( 16 часов)

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

различать сказку о животных и волшебную сказку;

определять особенности волшебной сказки;

различать сказку и рассказ;

уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).


читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

строить короткое монологическое высказывание: краткий и развѐрнутый ответ на вопрос учителя;

слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

анализировать смысл названия произведения;

пользоваться Толковымсловарѐм для выяснения значений слов.


Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

устно выражать своѐ отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

пересказывать текст небольшогообъѐма;

использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также тексты книг из домашней и школьной библиотек;

задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

Раздел «Авторская литература» (113 час)

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приѐмов (сравнение, олицетворение, контраст).


Обучающиеся получат возможность научиться:

обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;

понимать, в чѐм особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Формирование библиографической культуры» ( 7 часов)

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.


Обучающие научатся:

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определѐнные программой


Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;

устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.


Планируемые личностные результаты

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Задания типа: «Выбери для Миши один из ответов».

Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм



Планируемые метапредметные результаты


Развитие познавательных УУД

Обучающие научатся:

свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

Ученик научится или получит возможность научиться:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы


Развитие регулятивных УУД

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


Развитие коммуникативных УУД

Обучающие научатся:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

выполнять работу по цепочке. В рамках коммуникации как взаимодействия

: видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. В области контроля и самоконтроля учебных действий


В области контроля и самоконтроля учебных действий

Обучающиеся получат возможность научиться:

подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.


СИСИЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Стандарт второго поколения большое внимание уделяет измерительным материалам для оценки достижения планируемых результатов. Здесь выделены приоритеты, которые составляют основные ценности в предметных областях начальной школы. Важной составляющей содержания начального общего образования является система универсальных учебных действий (УУД). УУД лежат в основе многих предметных действий. Именно предметные действия при решении учебно- познавательных и учебно- практических задач представляют основную ценность при оценке предметных результатов.

Поэтому в полном соответствии с требованиями стандарта объектом оценки предметных результатов становится способность обучающихся решать учебно- познавательные и учебно- практические задачи.

Ребенок, который не умеет хорошо читать, сталкивается с серьезными проблемами во время выполнения различных заданий по другим предметам. В начальной школе скорость чтения вслух проверяется периодически. Во втором классе технику чтения необходимо проверять как минимум два раза в год.

У второклассников проверяется:

  • насколько сформировано умение читать целыми словами и словосочетаниями;

  • осознается ли школьником смысл содержания текста;

  • умеет ли ребенок использовать паузы, соответствующие знакам препинания в тексте;

  • используются ли при прочтении интонации, передающие особенности героев.

Требования к чтению

 В 1 полугодии второго класса чтение осознанное, правильное, целыми словами. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру.

Во 2 полугодии помимо правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно.

Нормы техники чтения во втором классе

Техника чтения во 2 классе по ФГОС должна иметь следующие ориентировочные показатели:

  • В 1 полугодии — 40-50 слов в минуту

  • Во 2 полугодии — 50-60 слов в минуту.

Оценивание техники чтения во втором классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 55 слов

Более 70 слов

«4»

40-55 слов

55-70 слов

«3»

25-39 слов

40-54 слов

«2»

Менее 25 слов

Менее 40 слов




Содержание курса «Литературное чтение» 2 класс (136 ч)


Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Этот год обучения предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой. Продолжается знакомство с авторской литературой, дети знакомятся с жанром рассказа. Расширяется представление учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.


Раздел «Народное творчество» ( 16 часов)

Развивать умение выразительного чтения. Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух. Формировать умение читать про себя. Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма). Развивать умение различать тему и основную мысль произведения. Народное творчество Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев- животных. Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности построения волшебной сказки


Раздел «Авторская литература.» (113 часов)

Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных сказок

Жанр рассказа. Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе.

Поэзия. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.


Раздел «Формирование библиографической культуры» (7 часов)

Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.

Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке. Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.


Круг чтения

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*, «Петушок – золотой гребешок», «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка», «Барсук – любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях»*; Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»; Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Почему у Братца Опоссума голый хвост».


Классики русской литературы Поэзия

Д. Кедрин «Скинуло кафтан…; М. Лермонтов «Осень», «Утѐс»; А.С. Пушкин «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Проза М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»; Л.Н. Толстой «Прыжок», «Акула»; И. Тургенев «Воробей».


Современные русские и зарубежные писатели и поэты .Поэзия

Я. Аким «Яблоко»*; А. Ахундова «Окно»; Т. Белозѐров «Хомяк», «Самое доброе слово»*; В. Берестов «Картинки в лужах»; М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котѐнок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*; А. Гиваргизов «Что ты, Серѐжа…», «Мой бедный Шарик…»; А. Екимцев «Осень»; Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;Б. Заходер «Собачкины огорчения»; С. Козлов «Жѐлудь»; Ю. Коринец «Тишина»; А. Кушнер «Что я узнал!»; Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»; В. Лунин «Кукла», «Что я вижу»; Н. Матвеева «Было тихо…»*; С. Махотин «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков «А что у вас?»; Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»; Э. Мошковская «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*; И. Пивоварова «Картина», « Жила-была собака», «Мост и сом»; Г. Сапгир «У прохожих на виду…»; Р. Сеф «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»; М. Тахистова «Редкий тип»; А. Усачѐв «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;Д. Хармс «Врун»*; Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»; С Чѐрный «Что кому нравится»*; К. Чуковский «Федотка»; Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»; М. Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»; Л. Яхнин «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*; Басѐ, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трѐхстишия (хокку);О. Дриз «Игра», «Стѐклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Телѐнок», «Доктор», «Обида», «Сто весѐлых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»; М. Карем «Ослик», «Повезло!»; Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»; П. Коран «По дорожке босиком»; Во Куанг «Заходите»; Т. Кубяк О гноме-рыбаке»*; Л. Станчев «Осенняя гамма».

Проза В. Берестов «Как найти дорожку»*; В. Вересаев «Братишка»; С. Воронин «Лесик-разноголосик»*; В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное перо»*; Ю. Коваль «Три сойки»; С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Тѐплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;О. Кургузов «Сухопутный или морской?»; Н. Носов «Фантазѐры»; Б. Окуджава «Прелестные приключения»; С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»; А. Усачѐв «Обои», «Тигр в клеточку»*; Г. Цыферов «Жил на свете слонѐнок»; Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»; Д. Биссет «Хочешь, хочешь…», «Ух!»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*; Дж. Родари «Бриф!Бруф! Браф!». Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.






Материально-техническое обеспечение программы


Специфическое обеспечение:

  1. портреты писателей;

  2. репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

  3. иллюстрации к литературным произведениям;

  4. детская периодика;

  5. настольные развивающие игры (литературное лото), викторина.


Электронно-программное обеспечение (при возможности):

  1. компьютер;

  2. презентационное оборудование;

  3. выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления).





















Развернутое календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»

п/п

Дата

план

Дата факт

Тема урока

Кол-во часов

1

1.09


Знакомство с библиотекой Ученого Кота.

1

2

2.09


Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

1

3

4.04


Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке

и рыбке».

1

4

7.09


Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

5

8.09


Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

6

9.09


Русские народные сказки о животных. «Петушок – золотой гребешок».

1

7

11.09


Сказки

«Лисичка-сестричка», «Кот и лиса».

1

8

14.09


Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик».


1

9

15.09


Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост».

1

10

16.09


Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали».

1

11

18.09


Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали».

1

12

21.09


Главные герои русской волшебной сказки

«Волшебное кольцо».

1

13

22.09


Роль волшебных предметов в сказке

«Волшебное кольцо».

1

14

23.09


Современные поэтические тексты. И. Пивоваров «Жила-была собака».

1

15

25.09


Жанр произведения. Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Поход в «Музейный дом». Иллюстрации к сказке «Репка».

1

16

28.09


Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки».

1

17

29.09



В гостях у Незнайки.

1

18

30.09



Н. Носов «Фантазеры».

1

19

2.10


Говорить

неправду и фантазировать – это не одно и то же. Н. Носов «Фантазеры».

1

20

5.10



Рассказ

Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».

1

21

6.10



Э. Мошков-ская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши».

1

22

7.10


Э. Мошковская «Язык и уши», «Если грачи закричали».

1

23

9.10



Б. Окуджава

«Прелестные приключения».

1

24

12.10



Б. Окуджава

«Прелестные приключения».

1

25

13.10



Б. Окуджава

«Прелестные приключения».

1

26

14.10



Дональд Биссет

«Хочешь, хочешь,

хочешь...»

1

27

16.10



Обобщение по теме

«В гостях у Незнайки».

1

28

19.10



Секреты чайного домика.

1

29

20.10



С. Козлов «Ежик в

Тумане».

1

30

21.10



С. Козлов «Ежик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Т. Мавриной.

1

31

23.10



Японская сказка «Барсук – любитель стихов».

1

32

26.10



Японская сказка «Барсук – любитель стихов».

1

33

27.10



Японская сказка «Луна на ветке».

1

34

28.10



Поэт – тот, кто создает и ценит

красоту.

1

35

30.10



Поход в «Музейный дом». Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка».

1

36

10.11



С. Козлов «Красота». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Дюрера «Травы».

1

37

11.11



Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге.

1

38

13.11



Японское хокку Иссё, Бусон. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Венециа-нова.

1

39

16.11



Японское хокку Тиё, Оницура. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле».

1

40

17.11



В. Драгунский «Что я люблю».

1

141

18.11



Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье».

1

42

20.11



В. Драгунский «Что любит Мишка».

1

43

23.11



М. Махотин «Груша».

1

44

24.11



М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат».

1

45

25.11



Сказка

Дж. Родари «Приезжает дядюшка

белый

медведь».

1

46

27.11



Богатство

настоящее и ненастоящее.

1

47

30.11



Работа по хрестоматии на тему «О настоящем и ненастоящем богатстве».

1

48

1.12



Обобщение по теме

«В гостях у Барсука».

1

49

2.12



И. Тургенев «Воробей». М. Карем «Ослик».

1

50

4.12



М. Бродицкая «Котенок». Э. Мошковская «Кому

хорошо».

1

51

7.12



В. Драгунский

«Друг

детства».

1

52

8.12




В. Лунин «Кукла». Р. Сеф «Я сделал крылья и летал».

1

53

9.12



Л. Толстой

«Прыжок».

1

54

11.12



Л. Толстой

«Прыжок».

1

55

14.12



Л. Толстой

«Акула».

1

56

15.12



Л. Толстой «Акула».

1

57

16.12




Э. Мошков-ская «Если такой закат».

1

58

18.12



Поход в «Му­зейный дом». Иллюстрация

П. Брейгеля «Охотники на снегу».

1

59

21.12



Обобщение по теме

«В гостях у Ёжика и

Медвежонка».

1

60

22.12



Поэтический текст. А. Кушнер «Что я узнал!».

Поход в «Музейный дом». Портреты итальянского художника.

1

61

23.12



С. Матохин «Фотограф». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В. Гога

«Церковь в Овере».

1

62

25.12



И. Пивоварова

«Картина».

Поход в «Музейный дом».

Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный».

1

63

28.12



О. Дриз

«Игра».

1

64

29.12



С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно».

1

65

11.01



О. Дриз «Стеклышки».

1

166

12.01



М. Бородиц-кая «Лесное болотце».

1

67

13.01



В. Берестов

«Картинки в лужах».

1

68

15.011


А. Ахундова «Окно».

1

69

18.01


А. Усачев «Би­нокль».

1

70

9.01


Т. Белозерова «Хомяк»,

М. Яснов «Хомячок».

1

71

20.01


Г. Цыферов

«Жил на свете слоненок».

1

72

22.01


Е. Чеповец-кий «В тихой речке».

1

73

25.01


А. Гиваргизов

«Что ты, Сережа, сегодня не в духе?»

1

74

26.01


М. Бородиц-кая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот».

1

75

27.01


М. Бородицкая «Булочная песенка».

1

76

29.01



П. Синявский

«Федина конфетина», А. Усачев

«Эх!».

1

77

1.02


Г. Сапгир

«У прохожих на виду»,

Н. Крылов «Зимний

пейзаж».

1

78

2.02


О. Кургузов «Сухопутный или морской?». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н. Крылова «Зимний

пейзаж».

1

79

3.02


О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского

«Кукла».

1

80

5.02


О. Дриз

«Синий дом». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Шагала «Синий дом».

1

81

8.02


А.С. Пушкин «Уж небо осенью

дышало...»

1

82

9.02


М. Лермонтов «Осень».

1

83

10.02


О. Дриз

«Кто я?»

1

84

12.02


А. Гиваргизов

«Мой бедный Шарик, ты не знаешь...»

1

85

15.02


М. Карем «По­везло!»

1

86

16.02


Р. Сеф

«Лучше всех».

1

87

17.02


Л. Яхнин «Моя

ловушка».

1

88

19.02 26.02


Г. Юдин «В снегу

бананы зацвели».

1

89

22.02


Г. Юдин «Скучный Женя».

1

90

24.02


О. Дриз

«Теленок».

1

91

1.03


А. Усачев «Обои».

1

92

2.03


В. Лунин

«Что я вижу».

1

93

3.03


Ю. Мориц «Хвостики», «Букет».

Поход в «Музейный дом». Иллюстрации Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень».

1

94

5.03


Работа по хрестоматии «Точка

зрения».

1

95

9.03


Обобщение по теме «Точка зрения».

1

96

10.03


С. Михалков «А что у вас?»

1

97

12.03


Что такое новости? Кто расска­зывает новости?

1

98

15.03


Детская периодика. Журналы для детей.

1

99

16.03


По страницам детского

журнала «Мурзилка».

1

100

17.03


По страницам детского

журнала

«Веселые картинки».

1

101

19.03


Развивающие задания

журнала «Мурзилка».

1

102

2.04


Обобщение

по теме

«Детские журналы».

1

103

5.04


Л. Яхнин

«Музыка

леса».

1

104

6.04


Ю. Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный дом». Иллюст­рация А. Дюре­ра.

1

105

7.04


Р. Сеф «Добрый человек», Л. Ях­нин «Пустяки».

1

106

9.04


Е. Чарушин «Томка

испугался».

1

107

12.04


Е. Чарушин «Томкины сны».

1

108

13.04


Г. Юдин

«Вытри лапы и входи».

1

109

14.04


М. Пришвин «Разговор деревьев».

1

110

16.04


Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

1

111

19.04


Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето».

1

112

20.04


М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация

В. Гога.

1

113

21.04


С. Козлов «Жёлудь».

1

114

23.04


М. Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюст­рация Н. Рериха «Стражи ночи».

1

115

26.04


М. Есенов­ский «У мальчика Юры ужаснейший насморк».

1

116

27.04


Д. Биссет «Ух!»

1

117

28.04


А. Екимцев «Осень»,

Ю. Коринец «Тишина».

1

118

30.04


Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта природа – живая».

1

119

3.05


Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и

живая».

1

120

4.05


К. Чуковский «Федотка».

1

121

5.05


О. Дриз

«Доктор», «Обида».

1

122

7.05


В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

1

123

10.05


В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

1

124

11.05


М. Тахистова «Редкий тип»,

Л. Квитко «Лемеле хозяйничает».

1

125

12.05


Л. Квитко «Способный мальчик»,

С. Махотин «Вот так встреча!»

1

126

14.04


С. Седов «Сказки про Змея Горыныча».

1

127

17.05


С. Седов «Сказки про Змея Горыныча».

1

128

18.05


С. Седов «Сказки про Змея Горыныча».

1

129

19.05


С. Седов «Сказки про Змея Горыныча».

1

130

21.05


П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран

«По дорожке босиком».

1

131

24.05


Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски».

1

132

25.05


А. Усачев

«Жужжащие стихи».

1

133

26.05


П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор».

1

134

28.05


Работа по хрестоматии «Тайны смешного».

1

135



Обобщение по теме

«Почему нам бывает

смешно».

1

136



Итоговое

заседа­ние клуба «Ключ и заря».

1





1





34