1. Планируемые результаты учебного предмета «Литературное чтение» в 1 классе
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в совместной работе класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Слушать и понимать речь других.
Работать в паре.
Предметные результаты:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- осмысленно, правильно читать целыми словами со скоростью не менее 20 слов в минуту;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- различать рассказ и стихотворение.
5. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Обучение грамоте и развитие речи
Подготовительный этап (7 ч)
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков А, О, И, Ы, У, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период (27 ч)
Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: [Л] – [Р], [С] – [З], [Щ] – [Ж], [П] – [Б], [С] – [Ш] и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение иx с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Послебукварный период ( 7 ч)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т. д. Совершенствование навыка чтения.
Литературное чтение (25 ч)
Жили-были буквы (4 ч)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (4 ч)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель (4 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (4 ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (4 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энти-ным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (5 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
3. Тематическое планирование предмета «Литературное чтение»
Обучение грамоте (чтение)
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Подготовительный этап | 7 | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком. Различать звуки родной речи. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву |
2 | Букварный (основной) период | 27 | Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные буквы в открытом слоге: букв гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуля-ционным признакам согласные звуки, и буквы, имеющие оптическое и кине-тическое сходство. Объяснять функцию букв ь и ъ знаков. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи |
3 | Послебукварный период | 7 | Восстанавливать алфавитный порядок слов. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения. Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. |
| Итого | 41 | |
Литературное чтение
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Жили- были буквы | 4 | Воспринимать на слух произведение. отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. |
2 | Сказки, загадки, небылицы | 4 | Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Сравнивать народную и литературную сказку. |
3 | Апрель, апрель! Звенит капель… | 4 | Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Отгадывать загадки на основе ключевых слов загадки. |
4 | И в шутку и всерьез | 4 | Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Читать по ролям. |
5 | Я и мои друзья | 4 | Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Высказывать свое мнение о прочитанном. Определять тему и главную мысль. Сравнивать рассказы и стихотворения. |
6 | О братьях наших меньших | 5 | Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. |
| Итого | 25 | |
4. Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (чтение)
№ п /п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Добукварный этап (7 ч) |
1 | Предложение и слово. Слог, ударение. | | | |
2 | Звуки в речи. Слог-слияние. | | | |
3 | Гласный звук [а], буквы А, а. | | | |
4 | Гласный звук [о], буквы О, о. Вн. чт. Русские народные сказки | | | |
5 | Гласный звук [и], буквы И, и. | | | |
6 | Гласный звук [ы], буква ы. | | | |
7 | Гласный звук [у], буквы У, у. | | | |
Букварный период (27 ч) | | | | |
8 | Звуки [н], [н’], [с], [с’], буквы Н, н, С, с. Вн. чт. Потешки, прибаутки | | | |
9 | Звуки [к], [к’], буквы К, к | | | |
10 | Звуки [т], [т’], буквы Т, т | | | |
11 | Звуки [л], [л’], [р], [р’], буквы Л, л, Р, Р. | | | |
12 | Звуки [в], [в’], буквы В, в. Вн. чт. Считалки, дразнилки, небылицы. | | | |
13 | Буквы Е, е. Буква Е – показатель мягкости, | | | |
14 | Звуки [п], [п’], буквы П, п. | | | |
15 | Звуки [м], [м’], буквы М, м. |
16 | Звуки [з], [з’], буквы З, з. Вн. чт. Русские народные песни для детей. | | | |
17 | Звуки [б], [б’], буквы Б, б. | | | |
18 | Звуки [д], [д’], буквы Д, д. | | | |
19 | Буква Я, я. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | | | |
20 | Звуки [г], [г’], буквы Г, г. Вн. чт. Е.Чарушин «Волчишко». | | | |
21 | Звук [ч’], буквы Ч, ч. | | | |
22 | Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь. |
| | |
23 | Звук [ш], буквы Ш, ш. | | | |
24 | Звук [ж], буквы Ж, ж. Вн. чт. Л.Н. Толстой «Косточка». | | | |
25 | Буквы Ё,ё. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | | | |
26 | Звук [й], Буква й. | | | |
27 | Звуки [х], [х’], буквы Х, х. | | | |
28 | Буквы Ю, ю. Буква Ю – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | | | |
29 | Звук [ц], буквы Ц, ц. Вн. чт. Пословицы и поговорки о школе. | | | |
30 | Звук [э], буквы Э, э. | | | |
31 | Звук [щ’], буквы Щ, щ. | | | |
32 | Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | | | |
33 | Буквы ь, ъ. Вн. чт. С. Я. Маршак «Усатый-полосатый» . | | | |
34 | Алфавит. | | | |
Послебукварный период (7 ч) |
35 | К. Ушинский «Наше отечество». | | | |
36 | В. Крупин «Первоучители словенские». «Первый букварь» | | | |
37 | А. С. Пушкин «Только месяц показался» Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский о детях. Вн. чт. Загадки о природе. | | | |
38 | К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон». «Путаница» В. В. Бианки «Первая охота». | | | |
39 | С. Я. Маршак «Как хорошо уметь читать». | | | |
40 | М. М. Пришвин. «Глоток молока». Вн. чт. Произведения К.И. Чуковского для детей. | | | |
41 | А. Л. Барто «Помощница», «Зайка». | | | |
Жили – были буквы (4 ч) |
42 | Вводный. В. Данько «Загадочные буквы». Стихи и рассказы про буквы. | | | |
43 | Стихи о животных и птицах. | | | |
44 | Из старинных книг. Разноцветные страницы Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы». | | | |
45 | Наши проекты. Создаём музей «Город букв». Вн. чтение. Чтение произведений и честности. | | | |
Сказки, загадки, небылицы (4 ч) | |
46 | Е. Чарушин «Теремок» | | | |
47 | Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки, песенки. А.С. Пушкин | | | |
48 | Русские народные потешки. «Рифмы Матушки Гусыни». Русская народная сказка «Петух и собака». | | | |
49 | Их старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». Вн. чтение Стихи, рассказы и сказки об играх и игрушках | | | |
Апрель, апрель! Звенит капель (4 ч) |
50 | А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…», А. Плещеев «Сельская песенка». Вн. чтение Рассказы о детях. | | | |
51 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхнина. | | | |
52 | Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг. |
53 | Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель. Вн. чтение Произведения С.В. Михалкова. Проект «Азбука загадок» | | | |
И в шутку и всерьез (4 ч) |
54 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» | | | |
55 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Вн. чтение Стихи К. Чуковского. | | | |
56 | Стихи О. Дриз, О. Григорьева, И. Токмаковой, И. Пивоварова. | | | |
57 | М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез» | | | |
Я и мои друзья (6 ч) |
58 | Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». Вн. чтение Э.Э. Мошковская «Вежливое слово» | | | |
59 | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны», .Р. Сеф «Совет» | | | |
60 | Стихи В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, С. Маршака. | | | |
61 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу». Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья». Проект «Наш класс – дружная семья» | | | |
О братьях наших меньших (5 ч) |
62 | Стихи и рассказы про собак. | | | |
63 | Стихи про кошек. Вн. чтение Произведения о ребятах сверстниках | | | |
64 | В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет». | | | |
65 | . Д.Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо» | | | |
66 | Проверка техники чтения. | | | |