Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Рабочая программа составлена на основе Программы для классов (групп) «Особый ребенок» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – Пермь, 2004;
Методических рекомендаций по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта: Пермь, ПКИПКРО, 2010.
Адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения ориентирована на обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью Осокина Максима. Программа разработана на основе «Программы для классов (групп) «Особый ребенок» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», «Методических рекомендаций по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта», «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (под. ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой). Обучение организовано индивидуально на дому.
Максим обучается по программе «Особый ребенок» (4 год обучения).
У мальчика диагностирована тяжелая умственная отсталость. Мальчик не говорит. По подражанию пытается повторять звукоподражательные слова (лай, мяуканье, мычание и др.)
Работоспособность крайне низкая, зрительное и слуховое восприятие пассивное. Внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью.
Обращенную речь, смысл заданий и вопросов не понимает. В различные виды деятельности включается при дополнительной стимуляции. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.).
Мелкая моторика рук развита слабо. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, не сформированы графомоторные умения. Самостоятельно не пишет, не обводит, не раскрашивает (хаотично черкает на листе бумаги).
Динамика развития психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.) незначительная. Познавательная активность проявляется очень слабо.
Эмоциональный фон неустойчивый. Часто проявляет положительные эмоции (особенно бурно выражает радость по окончанию выполнения задания), но тут же может наблюдаться всплеск агрессии (щиплет, тянет за одежду к выходу).
Проявляет интерес к предметно-манипулятивным заданиям (сборка и разборка пирамидки, доска Сегена и др.)
Навыки самообслуживания развиты слабо. Нуждается в постоянной помощи взрослого. Трудовые навыки отсутствуют.
Таким образом, логопедическое сопровождение является важным условием для преодоления речевого нарушения, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации у ребенка с тяжелой умственной отсталостью.
Программа построена с учетом уровня речевого развития ребенка.
Программа ориентирована на формирование у ребенка с тяжелой степенью недоразвития речи вербальных и невербальных средств общения. Основные методы, направленные на реализацию этой идеи – игровые. Активизация речи требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Кроме того, в программе используются и традиционные методы – это беседа, рассказ, объяснение.
№ | Тема занятия | Содержание | Примечание |
1 | Развитие ручной моторики. Развитие речевого дыхания | Массаж пальцев, самомассаж пальцев с помощью грецкого ореха, карандаша; Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук. Упражнения на координацию и динамическую организацию движений (пальчиковые игры) | |
2 | Артикуляционная гимнастика. Логопедический массаж. | Развитие подражательности. Выработка правильного речевого дыхания. | |
3 | Развитие речевой моторики | Развитие мимических движений (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк); Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка) | |
4 | Развитие речевой моторики. | Развитие мимических движений (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк); Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка) Воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке; развитие мимики. | |
5 | Дыхательные упражнения. Развитие ручной моторики | Развитие длительного выдоха. Упражнения на организацию пальцевых движений (лепка) | |
6 | Развитие речевого дыхания Развитие ручной моторики | Упражнения на организацию пальцевых движений (шнуровка) | |
7 | Экскурсия-наблюдение. Осень. | Расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания. Развитие понимания обращенной речи. | |
8 | Звукоподражательные слова. Домашние животные. | Развитие понимания речи с использованием словаря по теме. Развитие произносительных навыков: кто как кричит? | |
9 | Развитие общей моторики. Дикие животные. | Развитие понимания речи с использованием словаря по теме. Логоритмические упражнения «Кто как ходит». | |
10 | Звукоподражательные слова. Птицы. | Развитие понимания речи с использованием словаря по теме. Развитие произносительных навыков: кто как кричит? | |
11 | Развитие речевой моторики и дыхания. | Развитие мимических движений (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк); Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка) Развитие длительного выдоха | |
12 | Развитие слухового внимания. Слушание стихов. | Развитие понимания ситуативной и бытовой речи. | |
13 | Логоритмические упражнения с гласными звуками [ а], [о],[у]. | Упражнения на координацию и динамическую организацию движений. | |
14 | Экскурсия-наблюдение. Зима. | Развитие понимания обращенной речи | |
15 | Звукоподражательные слова, сопровождающие действия. | Развитие произносительных навыков: бах, ам-ам, тук-тук. Накопление пассивного глагольного словаря | |
16 | Развитие речевого дыхания, силы голоса. | Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Развитие длительного выдоха. Развитие произносительных навыков | |
17 | Гласные звуки [ а],[о],[у]. Семья. | Развитие произносительных навыков. Развитие понимания речи: где мама? и т.д., кто это?. Развитие графо-моторных навыков. | |
18 | Гласные звуки [ы], [и]. | Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Развитие графо-моторных навыков. | |
19 | Звук [м]. Игрушки. | Уточнение артикуляции гласных звуков А, У, О, И. Развитие понимания речи: где?, дай. | |
20 | Звук [п]. Части тела. | Развитие понимания речи: находить и показывать части тела по инструкции логопеда (голова, руки, ноги). Развитие графо-моторных навыков. | |
21 | Части лица. | Развитие понимания речи: находить и показывать части лица по инструкции логопеда (глаза, рот, нос, уши, волосы). Развитие графо-моторных навыков. | |
22 | Согласный звук [к]. Птицы. | Развитие произносительных навыков: слоги с согласным к, ку-ку, ко-ко. Пропевание звуковых рядов из гласных. | |
23 | Слушание сказки «Курочка Ряба» | Формирование умения слушать Развитие понимания речи. Развитие произносительных навыков. | |
24 | Туалетные принадлежности | Развитие понимания речи с использованием словаря по теме. Обучение действиям с туалетными принадлежностями. Развитие понимания речи: соотнесение предмета с его изображением на картинке (где?) | |
25 | Одежда. | Развитие понимания речи с использованием словаря по теме. Обучение практическим действиям: застегивание «молнии», пуговиц. Развитие произносительных навыков | |
26 | Посуда. | Развитие понимания речи с использованием словаря по теме. Обучение практическим действиям: использование ложки, вилки, кружки. Развитие произносительных навыков | |
27 | Экскурсия-наблюдение. Весна. | Развитие произносительных навыков Развитие понимания обращенной речи. | |
28 | Обувь. | Развитие понимания речи с использованием словаря по теме. Обучение практическим действиям: надевание обуви. Развитие произносительных навыков | |
29 | Фрукты. | Развитие понимания речи с использованием словаря по теме. Развитие произносительных навыков. Развитие графо-моторных навыков. | |
30 | Гласные звуки а, о, у, ы, и. | Развитие речевой моторики Развитие понимания обращенной речи. Развитие произносительных навыков | |
31 | Согласные звуки к, п, м. | Развитие речевой моторики Развитие понимания обращенной речи. Развитие произносительных навыков | |
32 | Итоговое игровое занятие | Развитие речевой моторики Развитие понимания обращенной речи. Развитие произносительных навыков | |