СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по логопедии для обучающегося с тяжелой УО

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по логопедии для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью индивидуально на дому, 4 год обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по логопедии для обучающегося с тяжелой УО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

На методическом совете школы

Протокол № ___ от _______2016 г.

________ / Нагоева Э.Г.

председатель методического совета

«Согласовано»

_________ Нечаева Н.А.

заместитель директора

школы по УВР

«___» _________ 2016 г.


«Утверждено»

на педагогическом совете школы, протокол №___ от _______2016 г.

__________ Богданова Т.Б.

председатель педагогического совета



Адаптированная рабочая программа

логопедического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью

4 год обучения


Учитель-логопед: Коротаева Ольга Павловна

2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю, всего 34 часа в год.



Рабочая программа составлена на основе Программы для классов (групп) «Особый ребенок» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – Пермь, 2004;

Методических рекомендаций по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта: Пермь, ПКИПКРО, 2010.



Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения ориентирована на обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью Осокина Максима. Программа разработана на основе «Программы для классов (групп) «Особый ребенок» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», «Методических рекомендаций по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта», «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (под. ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой). Обучение организовано индивидуально на дому.

Психолого-педагогическая характеристика учащегося.

Максим обучается по программе «Особый ребенок» (4 год обучения).

У мальчика диагностирована тяжелая умственная отсталость. Мальчик не говорит. По подражанию пытается повторять звукоподражательные слова (лай, мяуканье, мычание и др.)

Работоспособность крайне низкая, зрительное и слуховое восприятие пассивное. Внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью.

Обращенную речь, смысл заданий и вопросов не понимает. В различные виды деятельности включается при дополнительной стимуляции. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.).

Мелкая моторика рук развита слабо. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, не сформированы графомоторные умения. Самостоятельно не пишет, не обводит, не раскрашивает (хаотично черкает на листе бумаги).

Динамика развития психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.) незначительная. Познавательная активность проявляется очень слабо.

Эмоциональный фон неустойчивый. Часто проявляет положительные эмоции (особенно бурно выражает радость по окончанию выполнения задания), но тут же может наблюдаться всплеск агрессии (щиплет, тянет за одежду к выходу).

Проявляет интерес к предметно-манипулятивным заданиям (сборка и разборка пирамидки, доска Сегена и др.)

Навыки самообслуживания развиты слабо. Нуждается в постоянной помощи взрослого. Трудовые навыки отсутствуют.


Таким образом, логопедическое сопровождение является важным условием для преодоления речевого нарушения, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации у ребенка с тяжелой умственной отсталостью.

Программа построена с учетом уровня речевого развития ребенка.

Цель: формирование первичных произносительных умений.

Для дальнейшей коррекционно-развивающей работы с Максимом важными задачами являются:

  • побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;

  • учить понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;

  • развивать мелкую моторику;

  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;

  • развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);

  • обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)

  • учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.

  • закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;

  • учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

Методы обучения.

Программа ориентирована на формирование у ребенка с тяжелой степенью недоразвития речи вербальных и невербальных средств общения. Основные методы, направленные на реализацию этой идеи – игровые. Активизация речи требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Кроме того, в программе используются и традиционные методы – это беседа, рассказ, объяснение.


Основная форма организации работы по программе - индивидуальное занятие. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству, но не более 20 минут.


Содержание коррекционной работы реализуется в следующих направлениях:

  1. Развитие слухового восприятия:

  • привлечение внимания к звучащему предмету;

  • различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;

  • реагирование на громкость звучания;

  • узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];

  • развитие подражания неречевым и речевым звукам;


  1. Развитие способности к использованию невербальных средств коммуникации:

  • развитие понимания жестов и выразительных движений;

  • моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);

  • развитие мимики и жестов;


  1. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики:

  • массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

  • пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением;

  • активизация пассивных и активных движений рук;

  • артикуляционная и мимическая гимнастика;


  1. Развитие функции голоса и речевого дыхания.

  • развитие произвольного речевого вдоха;

  • упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;

  • формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и].


  1. Развитие чувства ритма:

  • двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением;

  • ритмическое произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.


  1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи:

  • автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, дай);

  • побуждение ученика к произношению эмоциональных восклицаний;

  • активизация потребности в речевых высказываниях;

  • развитие речевого подражания.


Литература:

  1. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми/Е.В. Кириллова.- М. : ТЦ Сфера, 2011.

  2. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта./ Л.М. Шипицына . - СПб. : Речь, 2005.

  3. Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Пермь: ПКИПКРО, 2010.

  4. Кицул Н.С., Абрамова Л.В. Формирование навыков коммуникации у детей со сложными и тяжелыми дефектами // Логопед. 2005. № 5

  5. Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями // Логопед. 2004. № 2.





Тематическое планирование


Тема занятия

Содержание

Примечание

1

Развитие ручной моторики.

Развитие речевого дыхания

Массаж пальцев, самомассаж пальцев с помощью грецкого ореха, карандаша;

Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук.

Упражнения на координацию и динамическую организацию движений (пальчиковые игры)


2

Артикуляционная гимнастика. Логопедический массаж.

Развитие подражательности.

Выработка правильного речевого дыхания.


3

Развитие речевой моторики

Развитие мимических движений (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк);

Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка)



4

Развитие речевой моторики.

Развитие мимических движений (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк);

Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка)

Воспроизведение движений, изображён­ных на сюжетной картинке; развитие мимики.


5

Дыхательные упражнения.

Развитие ручной моторики

Развитие длительного выдоха.

Упражнения на организацию пальцевых движений (лепка)


6

Развитие речевого дыхания

Развитие ручной моторики

Упражнения на организацию пальцевых движений (шнуровка)


7

Экскурсия-наблюдение. Осень.

Расширение поля зрения: выработка ус­тойчивости, переключаемости, увеличения объ­ёма зрительного внимания. Развитие понимания обращенной речи.


8

Звукоподражательные слова. Домашние животные.

Развитие понимания речи с использованием словаря по теме.

Развитие произносительных навыков: кто как кричит?


9

Развитие общей моторики. Дикие животные.

Развитие понимания речи с использованием словаря по теме.

Логоритмические упражнения «Кто как ходит».


10

Звукоподражательные слова. Птицы.

Развитие понимания речи с использованием словаря по теме.

Развитие произносительных навыков: кто как кричит?


11

Развитие речевой моторики и дыхания.

Развитие мимических движений (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк);

Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка)

Развитие длительного выдоха


12

Развитие слухового внимания. Слушание стихов.

Развитие понимания ситуативной и бытовой речи.


13

Логоритмические упражнения с гласными звуками [ а], [о],[у].

Упражнения на координацию и динамическую организацию движений.


14

Экскурсия-наблюдение. Зима.

Развитие понимания обращенной речи


15

Звукоподражательные слова, сопровождающие действия.

Развитие произносительных навыков: бах, ам-ам, тук-тук.

Накопление пассивного глагольного словаря

16

Развитие речевого дыхания, силы голоса.

Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

Развитие длительного выдоха.

Развитие произносительных навыков


17

Гласные звуки [ а],[о],[у]. Семья.

Развитие произносительных навыков.

Развитие понимания речи: где мама? и т.д., кто это?.

Развитие графо-моторных навыков.


18

Гласные звуки [ы], [и].

Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

Развитие графо-моторных навыков.


19

Звук [м]. Игрушки.

Уточнение артикуляции гласных звуков А, У, О, И. Развитие понимания речи: где?, дай.


20

Звук [п]. Части тела.

Развитие понимания речи: находить и показывать части тела по инструкции логопеда (голова, руки, ноги).

Развитие графо-моторных навыков.


21

Части лица.

Развитие понимания речи: находить и показывать части лица по инструкции логопеда (глаза, рот, нос, уши, волосы).

Развитие графо-моторных навыков.


22

Согласный звук [к]. Птицы.

Развитие произносительных навыков: слоги с согласным к, ку-ку, ко-ко.

Пропевание звуковых рядов из гласных.


23

Слушание сказки «Курочка Ряба»

Формирование умения слушать

Развитие понимания речи.

Развитие произносительных навыков.


24

Туалетные принадлежности

Развитие понимания речи с использованием словаря по теме.

Обучение действиям с туалетными принадлежностями.

Развитие понимания речи: соотнесение предмета с его изображением на картинке (где?)


25

Одежда.

Развитие понимания речи с использованием словаря по теме.

Обучение практическим действиям: застегивание «молнии», пуговиц.

Развитие произносительных навыков


26

Посуда.

Развитие понимания речи с использованием словаря по теме.

Обучение практическим действиям: использование ложки, вилки, кружки.

Развитие произносительных навыков


27

Экскурсия-наблюдение. Весна.

Развитие произносительных навыков

Развитие понимания обращенной речи.


28

Обувь.

Развитие понимания речи с использованием словаря по теме.

Обучение практическим действиям: надевание обуви.

Развитие произносительных навыков


29

Фрукты.

Развитие понимания речи с использованием словаря по теме.

Развитие произносительных навыков.

Развитие графо-моторных навыков.


30

Гласные звуки а, о, у, ы, и.

Развитие речевой моторики

Развитие понимания обращенной речи.

Развитие произносительных навыков


31

Согласные звуки к, п, м.

Развитие речевой моторики

Развитие понимания обращенной речи.

Развитие произносительных навыков


32

Итоговое игровое занятие

Развитие речевой моторики

Развитие понимания обращенной речи.

Развитие произносительных навыков