Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО «Начальная школа» ______________И.И.Мазитова протокол №___ от «___»________2019 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР: ____________________ Р.Р.Валиев «____»_______________ 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _______________Л.Ф.Сафиуллин приказ №__________ от «____»__________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике в 3 классе
Принято на заседании
педагогического Совета
протокол № _____
от «____»______________2019 г.
Составитель: учитель начального класса
Ардыханова Г.А.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г № 373, к предметной линии учебников «Математика» системы учебников «Школа России» (Моро М.И.Математика: Учебник: 3 класс: В 2 ч.), планируемых результатов начального общего образования и учебного плана МБОУ «Петровскозаводская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. Основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах. Наряду с этим важное место занимает ознакомление с величинами и их измерением. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение) позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Основными целями начального обучения математике являются:
- обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся для решения учебных и практических задач;
- развитие творческих возможностей учащихся;
- освоение основ математических знаний;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
—формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов изучения курса в 3 классе:
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
- положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
- понимание значения математических знаний в собственной жизни;
- понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
- восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок успешности учебной деятельности;
- умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
* правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
** начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
** уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
- начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
- понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
- навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
- интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;
- проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;
- выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
- адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
- самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
* контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
- устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
- проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
- устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) И определять недостающие в ней элементы;
- выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
- делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
- понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая фигура);
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- полнее использовать свои творческие возможности;
- смысловому чтению текстов математического содержания (общие умения) в соответствии с поставленными целями и задачами;
- самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
- осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для её представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
- принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
* знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
* контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
- сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 = = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
- выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a;
- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
- выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанны предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
- дополнять задачу с недостающими данными возможны ми числами;
- находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
- решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Учащийся научится:
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
- изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
- читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- выражать площадь объектов в разных единицах площади
(квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
- выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
- вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
- анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
- выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- читать несложные готовые таблицы;
- понимать высказывания, содержащие логические связки (… и …; если…, то…; каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
В соответствии с учебным планом на изучение математики в 3 классе отводится 136 часов 4 часа в неделю (34 учебные недели). В качестве школьного компонента введен дополнительно 1 час на изучение математики 34 часа 1 час в неделю (34 учебные недели). Итого 170 часов по 5 часа в неделю (34 учебные недели).
В случае совпадения уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы:
1.За счет часов выделенных на повторение материала;
2.За счет объединения уроков по одной теме.
Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплекс:
-Учебник: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова Математика. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013
Содержание учебного предмета
№ | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения и вычитания. Уравнение. Решение уравнения. Обозначение геометрических фигур буквами. | 13 |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | Действие умножения, его связь со сложением одинаковых слагаемых. Чётные и нечётные числа. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Площадь фигур. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Знакомство с долями. Окружность. Круг. Диаметр окружности (круга). Единицы времени: год, месяц, неделя, сутки. | 65 |
3 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | Умножение суммы на число. Различные способы деления суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Решение задач на деление с остатком. Проверка умножения делением. Проверка деления умножением. Проверка деления с остатком. Связь между компонентами и результатом действия деления. | 37 |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. Римская нумерация | 17 |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложения. | 15 |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | Устные приемы умножения и деления трёхзначных чисел в пределах 1000. Письменные приемы умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление. | 6 |
7 | Приемы письменных вычислений | Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов. | 17 |
| Всего | | 170 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся |
План | Факт |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (13 ч) |
1/1 | | | Инструктаж по ТБ. Повторение. Устные приемы сложения и вычитания. | Знать нумерацию чисел в пределах 100; использовать устные и письменные приемы сложения и вычитания; решать задачи изученных видов |
2/2 | | | Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия. | Повторить устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток; уметь решать текстовые задачи; развивать вычислительные навыки и умения преобразовывать и сравнивать именованные числа |
3/3 | | | Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия. | Повторить устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток; уметь решать текстовые задачи; развивать вычислительные навыки и умения преобразовывать и сравнивать именованные числа |
4/4 | | | Выражения с переменной. | Решать уравнения с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении; решать текстовые задачи; развивать вычислительные навыки и умения; закреплять приемы письменного сложения и вычитания |
5/5 | | | Решение уравнений на основе знаний связи чисел при сложении. | Решать уравнения способом, основанным на связи между компонентами и результатом действия вычитания |
6/6 | | | Решение уравнений на основе знаний связи чисел при вычитании. | Использовать заглавные латинские буквы для обозначения фигур; чертить и измерять отрезки, строить геометрические фигуры; решать уравнения и текстовые задачи |
7/7 | | | Решение уравнений на основе знаний связи чисел при вычитании. | Использовать заглавные латинские буквы для обозначения фигур; чертить и измерять отрезки, строить геометрические фигуры; решать уравнения и текстовые задачи |
8 /8 | | | Обозначение геометрических фигур буквами. | Использовать заглавные латинские буквы для обозначения фигур; чертить и измерять отрезки, строить геометрические фигуры; решать уравнения и текстовые задачи |
9 /9 | | | Входная контрольная работа. | Решать текстовые и геометрические задания; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, сравнивать. |
10/10 | | | Анализ контрольных работ. Повторение по теме «Сложение и вычитание» | Выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях. |
11/1 | | | Странички для любознательных. | Выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях. Решать текстовые и геометрические задания; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, сравнивать. |
12/12 | | | Что узнали. Чему научились. | Совершенствовать вычислительные навыки |
13/13 | | | Что узнали. Чему научились. | Совершенствовать вычислительные навыки |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (65 ч) |
14/1 | | | Связь умножения и сложения. | Умение заменять сложение умножением, решать задачи на нахождение произведения; составлять обратные задачи. |
15/2 | | | Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа. | Ввести понятия «четные», «нечетные числа; уточнять и закреплять знание таблицы умножения на 2, 3; закреплять умения решать текстовые задачи |
16/3 | | | Таблица умножения и деления с числом 3. | Составить таблицу умножения 3 и на 3; различными способами вычислять соответствующие случаи частного; составлять и решать обратные задачи. |
17/4 | | | Решение задач с величинами «цена» и «количество», «стоимость». | Решать задачи на нахождение величин: цена, количество, стоимость; составлять и решать обратные задачи. |
18/5 | | | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | Решать задачи с величинами: масса одного предмета, количество, общая масса; составлять и решать обратные задачи. |
19/6 | | | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | Решать задачи с величинами: масса одного предмета, количество, общая масса; составлять и решать обратные задачи. |
20//7 | | | Порядок выполнения действий. | Применять правило порядка выполнения действий при вычислении значения выражения; решать текстовые задачи; развивать вычислительные навыки и умения. |
21/8 | | | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. | Применять правило порядка выполнения действий при вычислении значения выражения |
22/9 | | | Порядок выполнения действий. | Применять правило порядка выполнения действий при вычислении значения выражения |
23/10 | | | Странички любознательных. Что узнали. Чему научились. | Выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях. |
24/11 | | | Что узнали. Чему научились. | Выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях. |
25/12 | | | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3» | Совершенствовать вычислительные навыки |
26/13 | | | Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4. | Составить таблицу умножения 4 и на 4; различными способами вычислять соответствующие случаи частного; составлять и решать обратные задачи. |
27/14 | | | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление на 2, 3, 4» | Решать текстовые и геометрические задачи; совершенствовать вычислительные навыки; умение решать уравнения, сравнивать |
28/15 | | | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | Решать простые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз; закреплять знания таблицы умножения и деления; составлять и решать обратные задачи. |
29/16 | | | Решение задач на увеличение числа в несколько раз. | Составлять план решения задачи, объяснять его и следовать ему. |
30/17 | | | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | Составлять план решения задачи, объяснять его и следовать ему. |
31/18 | | | Решение задач изученных видов. | Анализировать задачу, выполнять краткую запись в различных видах, составлять план решения |
32/19 | | | Таблица умножения и деления с числом 5. | Составить таблицу умножения 5 и на 5; различными способами вычислять соответствующие случаи частного; |
33/20 | | | Задачи на кратное сравнение | Решать задачи на кратное сравнение; решать простые и составные задачи на уменьшение числа в несколько раз; |
34/21 | | | Задачи на кратное сравнение. | Составлять план решения задачи, объяснять его и следовать ему. |
35/22 | | | Решение задач изученных видов. | Развивать целостное восприятие окружающего мира; проявлять интерес к математике; формировать внутреннюю позицию школьника, положительное отношение к школе; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
36/23 | | | Таблица умножения и деления с числом 6. | Составить таблицу умножения 6 и на 6; различными способами вычислять соответствующие случаи частного; использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений. |
37/24 | | | Решение задач изученных видов. | Решать текстовые задачи изученных видов; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки. Составлять план решения задачи, объяснять его и следовать ему. |
38/25 | | | Решение составных задач с использованием иллюстрации в виде чертежа. | Решать текстовые задачи изученных видов. Составлять план решения задачи, объяснять его и следовать ему. |
39/26 | | | Решение задач . | Решать текстовые задачи изученных видов. Составлять план решения задачи, объяснять его и следовать ему. |
40/27 | | | Таблица умножения и деления с числом 7. | Составить таблицу умножения 7 и на 7; различными способами вычислять соответствующие случаи частного; |
41/28 | | | Странички для любознательных. Наши проекты. | Выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях |
42/29 | | | Что узнали. Чему научились. | Совершенствовать вычислительные навыки |
43/30 | | | Контрольная работа по теме « Табличное умножение и деление» | Совершенствовать вычислительные навыки |
44/31 | | | Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала. | Совершенствовать вычислительные навыки |
45/32 | | | Закрепление пройденного материала. | Выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях |
46/33 | | | Площадь. | Сравнивать площади фигур визуально, наложением одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площади деятельности человека. |
47/34 | | | Способы сравнения фигур по площади. | Сравнивать ,находить площадь фигуры, используя единицу измерения площади – квадратный сантиметр |
48/35 | | | Единица площади - квадратный сантиметр. | Находить площадь фигуры, используя единицу измерения площади – квадратный сантиметр |
49/36 | | | Площадь прямоугольника. | Находить площадь фигуры, используя единицу измерения площади – квадратный сантиметр; собственной жизни |
50/37 | | | Таблицы умножения и деления с числом 8. | Составить таблицу умножения 8 и на 8; различными способами вычислять соответствующие случаи частного |
51/38 | | | Закрепление знания таблицы умножения и решение задач. | Выполнять табличное умножение и деление чисел; анализировать задачу деятельности. |
52/39 | | | Закрепление знания таблицы умножения и решение задач. | Выполнять табличное умножение и деление чисел; анализировать задачу деятельности. |
53/40 | | | Решение задач изученных видов. | Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; решать текстовые задачи; составлять и решать обратные задачи. |
54/41 | | | Решение задач изученных видов. | Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; решать текстовые задачи; составлять и решать обратные задачи. |
55/42 | | | Таблицы умножения и деления с числом 9. | Составить таблицу умножения 9 и на 9; различными способами вычислять соответствующие случаи частного |
56/43 | | | Единица площади - квадратный дециметр. | Вычислять площадь в квадратных сантиметрах, уметь записывать результат вычисления; |
57/44 | | | Таблица умножения. Закрепление. | Совершенствовать устные и письменные вычислит. Навыки; знать / понимать таблицу умножения; |
58/45 | | | Закрепление изученного. Таблица Пифагора. | Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки |
59/46 | | | Закрепление изученного. | Выполнять табличное умножение и деление чисел; анализировать задачу деятельности. |
60/47 | | | Единица площади -квадратный метр.. | Вычислять площадь в квадратных метрах, уметь записывать результат вычисления; |
61/48 | | | Закрепление изученного. Площадь и периметр прямоугольника. | Выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях |
62/49 | | | Закрепление изученного. Площадь и периметр прямоугольника. | Выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях |
63/50 | | | Странички для любознательных. | Решать логические задачи, умение их решать, делать схемы, рисунки к ним |
64/51 | | | Что узнали. Чему научились | Решать текстовые задачи; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; соотносить верные числовые равенства и неравенства; находить разные способы решения практических задач; решать уравнения. |
65/52 | | | Что узнали. Чему научились. | Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки |
66/53 | | | Умножение на 1. | Выполнять умножение с 1, объяснять; решать текстовые задачи и уравнения; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; сравнивать величины по их числовым значениям. Выполнять умножение с 0, объяснять; решать текстовые задачи и уравнения; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки. |
67/54 | | | Умножение на 0. | Выполнять умножение с 0 |
68/55 | | | Умножение и деление с числами 1,0.Деление нуля на число. | Находить частное вида а : а, а : 1, 0 : а; решать текстовые задачи и уравнения; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; составлять верные числовые равенства. |
69/56 | | | Закрепление изученного. Решение задач в 3 действия. | Анализировать задачу, составлять план решения задачи и следовать ему при записи решения |
70/57 | | | Закрепление изученного. Решение задач в 3 действия. | Анализировать задачу, составлять план решения задачи и следовать ему при записи решения |
71/58 | | | Доли. Образование и сравнение долей. | Решать текстовые задачи; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки. |
72/59 | | | Окружность. Круг. | Чертить окружность с помощью циркуля; различать понятия «окружность» и «круг»; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки. |
73/60 | | | Диаметр круга. Решение задач на нахождение доли числа, числа по его доле | Чертить окружность с помощью циркуля; различать понятия «окружность» и «круг»; находить часть от числа и число по его части. |
74/61 | | | Единицы времени. | Пользоваться календарем для решения задач; совершенствовать умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки; |
75/62 | | | Контрольная работа за первое полугодие. | Совершенствовать вычислительные навыки |
76/63 | | | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | Решать текстовые и геометрические задачи; совершенствовать вычислительные навыки. |
77/64 | | | Странички для любознательных. | Решать текстовые и геометрические задачи; совершенствовать вычислительные навыки. |
78/65 | | | Закрепление изученного. Что узнали, чему научились. | Совершенствовать вычислительные навыки. |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (37 ч) |
79/1 | | | Умножение и деление круглых чисел. | Находить значение выражений вида 20 × 3, 3 × 20, 60 : 3 (на основе действий с десятками); использовать переместительный закон умножения для вычисления значения выражения. |
80/2 | | | Умножение и деление круглых чисел. | Находить значение выражений вида 20 × 3, 3 × 20, 60 : 3 (на основе действий с десятками); использовать переместительный закон умножения для вычисления значения выражения. |
81/3 | | | Деление вида 80:20. | Находить значение выражения вида 80 : 20; решать текстовые задачи арифметическим способом; преобразовывать именованные числа. Обучения. |
82/4 | | | Умножение суммы на число. | Находить значение произведения суммы на число разными способами |
83/5 | | | Умножение суммы на число. | Находить значение произведения суммы на число разными способами |
84/6 | | | Умножение суммы на число. Решение задач несколькими способами. | Использовать переместительный закон умножения для вычисления значения выражения |
85/7 | | | Умножение двузначного числа на однозначное. | Умножать двузначное число на однозначно и однозначное на двузначное; совершенствовать умение решать задачи, уравнения, сравнивать выражения; преобразовывать именованные числа. |
86/8 | | | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. | Совершенствовать умение решать задачи, уравнения, сравнивать выражения; преобразовывать именованные числа. |
87/9 | | | Выражение с двумя переменными | Находить значение с двумя переменными при заданном значении букв; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения, сравнивать выражения. |
88/10 | | | Деление суммы на число. Сумманы санга бүлү. | Вычислять различными способами действие деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи, уравнения, сравнивать выражения. |
89/11 | | | Деление суммы на число. | Выполнять деления , совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения, сравнивать выражения. |
90/12 | | | Деление суммы на число. | Выполнять деления , совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения, сравнивать выражения. |
91/13 | | | Деление двузначного числа на однозначное.. | Делить двузначное число на однозначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения, сравнивать выражения. |
92/14 | | | Связь между компонентами и результатом действия деления. | Делить двузначное число на однозначное; выполнять проверку деления умножением; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения, сравнивать выражения. |
93/15 | | | Проверка деления. | Выполнять проверку деления умножением; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения, сравнивать выражения. |
94/16 | | | Проверка деления. | Выполнять проверку деления умножением; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения, сравнивать выражения. |
95/17 | | | Случаи деления вида 87:29. | Делить двузначное число на однозначное; выполнять проверку деления умножением |
96/18 | | | Проверка умножения. | Выполнять проверку деления умножением; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи, уравнения, сравнивать выражения. |
97/19 | | | Проверка умножения. | Выполнять проверку деления умножением; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи, уравнения, сравнивать выражения. |
98/20 | | | Решение уравнений. | Совершенствовать умения вычислять значение выражения с переменной |
99/21 | | | Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления. | Совершенствовать умения вычислять значение выражения с переменной |
100/22 | | | Закрепление изученного. Внетабличное умножение и деление. | Выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях |
101/23 | | | Закрепление изученного. Что узнали, чему научились. | Выполнять деление с остатком; проверять правильность вычислений; выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 |
102/24 | | | Закрепление изученного. Что узнали, чему научились. | Выполнять деление с остатком; проверять правильность вычислений; выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 |
103/25 | | | Контрольная работа по теме «Решение уравнений». | Совершенствовать вычислительные навыки |
104/26 | | | Анализ контрольной работы. Деление с остатком. | Выполнять деление с остатком; проверять правильность вычислений; выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 |
105/27 | | | Деление с остатком. | Выполнять деление с остатком |
106/28 | | | Деление с остатком. | Выполнять деление с остатком; находить число по его части и часть от числа; решать задачи на разностное сравнение; составлять и решать обратные задачи. |
107/29 | | | Приемы нахождения частного и остатка. | Выполнять деление с остатком; выполнять проверку деления с остатком; решать текстовые задачи арифметическим способом. |
108/30 | | | Решение задач на деление с остатком. | Анализировать задачу, выполнять краткую запись в различных видах; составлять план решения |
109/31 | | | Решение задач на деление с остатком. | Анализировать задачу, выполнять краткую запись в различных видах; составлять план решения |
110/32 | | | Случаи деления, когда делитель больше делимого | Выполнять деление с остатком; выполнять проверку деления с остатком; решать текстовые задачи арифметическим способом. |
111/33 | | | Проверка деления с остатком. | Выполнять деление с остатком, проверку; находить периметр многоугольника; решать текстовые задачи арифметическим способом. |
112/34 | | | Что узнали. Чему научились. | Решать задачи изученных видов; выполнять вычисления в пределах 100; выполнять деление с остатком и проверку вычислений. |
113/35 | | | Наши проекты «Задачи-расчеты» | Выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях |
114/36 | | | Что узнали. Чему научились. | Решать задачи изученных видов; выполнять вычисления в пределах 100; выполнять деление с остатком и проверку вычислений. |
115/37 | | | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | Решать текстовые и геометрические задания; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, сравнивать |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (17 ч) |
116/1 | | | Анализ контрольной работы. Устная нумерация чисел в пределах тысячи. | Рассматривать вопросы устной нумерации в пределах 1 000; решать задачи изученных видов; выполнять вычисления в пределах 100. |
117/2 | | | Устная нумерация чисел в пределах тысячи. | Рассматривать вопросы устной нумерации в пределах 1 000; решать задачи изученных видов; выполнять вычисления в пределах 100. |
118/3 | | | Образование и названия трехзначных чисел. | Читать и записывать трехзначные числа; решать задачи изученных видов; выполнять вычисления в пределах 100. |
119/4 | | | Письменная нумерация в пределах 1000. | Читать и записывать трехзначные числа; решать задачи изученных видов; выполнять вычисления в пределах 100. |
120/5 | | | Письменная нумерация в пределах 1000. | Читать и записывать трехзначные числа; решать задачи изученных видов; выполнять вычисления в пределах 100. |
121/6 | | | Натуральная последовательность трехзначных чисел. | Читать и записывать трехзначные числа; решать задачи изученных видов; выполнять вычисления в пределах 100. |
122/7 | | | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | Увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10 раз, в 100 раз; читать и записывать трехзначные числа |
123/8 | | | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. |
124/9 | | | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. |
125/10 | | | Письменная нумерация в пределах 1000.Приемы устных вычислений. | Записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; выполнять сложение и вычитание с опорой на знание суммы разрядных слагаемых. |
126/11 | | | Сравнение трёхзначных чисел. | Сравнивать трехзначные числа; выполнять сложение и вычитание с опорой на знание суммы разрядных слагаемых. |
127/12 | | | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. | Выделять количество сотен, десятков, единиц в трехзначных числах; совершенствовать вычислит. Навыки, умение сравнивать |
128/13 | | | Единицы массы – килограмм, грамм. | Узнавать массу предметов, выражать ее в граммах |
129/14 | | | Римская система счисления. Что узнали. Чему научились. | Решать задачи изученных видов; выполнять вычисления в пределах 1 000. |
130/15 | | | Контрольная работа по теме « Нумерация в пределах 1000» | Решать текстовые и геометрические задания; совершенствовать вычислительные навыки, умения сравнивать. |
131/16 | | | Анализ контрольной работы. Нумерация трехзначных чисел. | Записывать, сравнивать, представлять в виде суммы разрядных слагаемых трехзначные числа |
132/17 | | | Нумерация трехзначных чисел. | Записывать, сравнивать, представлять в виде суммы разрядных слагаемых трехзначные числа |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (15ч) |
133/1 | | | Приёмы устных вычислений. | Складывать и вычитать трехзначные числа, оканчивающиеся нулями;\ |
134/2 | | | Приёмы устных вычислений вида 450+30,620 - 200. | Складывать и вычитать трехзначные числа, оканчивающиеся нулями. |
135/3 | | | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. | Складывать и вычитать трехзначные числа, оканчивающиеся нулями; решать текстовые задачи арифметическим способом. |
136/4 | | | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. | Складывать и вычитать трехзначные числа; решать задачи; вычислять площадь и периметр прямоугольника. |
137/5 | | | Приемы письменных вычислений. | Складывать и вычитать трехзначные числа, оканчивающиеся нулями; решать текстовые задачи арифметическим способом. |
138/6 | | | Алгоритм сложения трехзначных чисел. | Складывать и вычитать и вычитать трехзначные числа |
139/7 | | | Алгоритм сложения трехзначных чисел. | Складывать и вычитать и вычитать трехзначные числа |
140/8 | | | Алгоритм вычитания трехзначных чисел. | Складывать и вычитать и вычитать трехзначные числа |
141/9 | | | Алгоритм вычитания трехзначных чисел. | Складывать и вычитать и вычитать трехзначные числа |
142/10 | | | Виды треугольников. | Различать треугольники по длине их сторон |
143/11 | | | Закрепление изученного. Приемы сложения и вычитания. | Решать задачи изученных видов; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000. Выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях. |
144/12 | | | Что узнали. Чему научились. | Решать текстовые и геометрические задания; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, сравнивать. |
145/13 | | | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | Решать текстовые и геометрические задания; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, сравнивать. |
146/14 | | | Анализ контрольной работы. Сложение и вычитание. | Совершенствовать вычислительные навыки |
147/15 | | | Сложение и вычитание. | Совершенствовать вычислительные навыки |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (6ч) |
148/1 | | | Приёмы устных вычисленийдля случаев вида 400*2, 600:3. | Умножать и делить трехзначные числа, оканчивающиеся нулями |
149/2 | | | Приёмы устных вычислений для случаев вида 240*3, 203*4, 960:3, 960:6. | Умножать и делить 3-хзначные числа, оканчивающиеся нулями; решать текстовые задачи арифметическим способом |
150/3 | | | Приёмы устных вычислений вида 800:200. | Умножать и делить 3-хзначные числа, совершенствовать вычислительные навыки |
151/4 | | | Виды треугольников по видам углов. | Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный |
152/5 | | | Закрепление изученного. Разные способы вычислений. | Совершенствовать вычислительные навыки |
153/6 | | | Закрепление изученного. Разные способы вычислений. | Совершенствовать вычислительные навыки |
Приемы письменных вычислений (17 ч) |
154/1 | | | Приемы письменного умножения в пределах 1000. | Выполнять умножение трехзначных чисел в столбик без перехода через десяток. |
155/2 | | | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | Выполнять умножение трехзначных чисел в столбик с переходом через десяток. |
156/3 | | | Закрепление изученного. Письменное умножение в пределах 1000. | Умножать и делить 3-хзначные числа, совершенствовать вычислительные навыки |
157/4 | | | Приемы письменного деления в пределах 1000. | Выполнять деление трехзначного числа на однозначно столбиком |
158/5 | | | Закрепление изученного. | Выполнять деление трехзначного числа на однозначно столбиком |
159/6 | | | Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. | Выполнять деление трехзначных чисел в столбик |
160/7 | | | Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. | Выполнять деление трехзначных чисел в столбик |
161/8 | | | Проверка деления. | Выполнять деление трехзначного числа и проверку деления умножением |
162/9 | | | Проверка деления. | Выполнять деление трехзначного числа и проверку деления умножением |
163/10 | | | Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. | Решать задачи изученных видов; выполнять письменные вычисления в пределах 1000, выполнять проверку; выполнять устные вычисления; находить неизвестный компонент арифметических действий, применять на практике калькулятор |
164/11 | | | Итоговая контрольная работа. | Решать текстовые и геометрические задания; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, сравнивать. |
165/12 | | | Закрепление изученного Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000. | Решать задачи изученных видов; выполнять письменные вычисления в пределах 1000, выполнять проверку; выполнять устные вычисления; находить неизвестный компонент арифметических действий |
166/13 | | | Закрепление изученного Письменные приемы умножения и деления в пределах 1000. | Решать текстовые и геометрические задания; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, сравнивать |
167/14 | | | Закрепление изученного. | Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, сравнивать |
168/15 | | | Закрепление изученного. | Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, сравнивать |
169/16 | | | Закрепление изученного. |
170/17 | | | Обобщающий урок. Игра «По океану математики». | Решать текстовые и геометрические задания; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, сравнивать |
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы
1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 3 класс,в 2-х ч. М.: Просвещение, 2013
2. Ситникова Т. Н. Математика: 3 класс: Контрольно-измерительные материалы. М.: Вако, 2011
Цифровые образовательные ресурсы.
Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.