Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Остроглядовская средняя общеобразовательная школа»
Стародубского муниципального района Брянской области
(МБОУ «Остроглядовская СОШ»)
243240, Брянская область, Стародубский р-н, с. Остроглядово, улица Мацкевича, 12-а,
Телефон: 8 (48348) 2-20-75
E-mail: [email protected]
Сайт: http://str-ost.sch.b-edu.ru
РЕКОМЕНДОВАНО методическим объединением учителей школы Протокол № 1 от «29»____08____ 2019 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ___________ А.В.Мельников Ф.И.О. «29»_____08______2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Остроглядовская СОШ» ______________ __/Т.В,Горовая/ ФИО Приказ № 102 от «30»____08______2019 г. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Математика»
Класс: 4
Количество часов: 136
Уровень: базовый
Составитель: Арсенова Елена Васильевна
Сроки реализации: 1 год
Год разработки: 2019 – 2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться) и авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 классы».
Место предмета в учебном плане
На изучение математики в 4 классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели по 4 часа в неделю).
Методическое обеспечение
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник:4 класс: В 2 ч. М. «Просвещение», 2014.
Яценко, Ситникова: Поурочные разработки по математике. 4 класс. К УМК М.И. Моро, М.: «Вако», 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Математика 4 класс. ФГОС
Светлана Волкова: Проверочные работы к учебнику "Математика. 4 класс" М.: «Просвещение», 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Числа от 1 до 1000 (14 ч.)
Вводный инструктаж.Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.Вводная контрольная работа №1 по теме «Повторение»
Числа, которые больше 1000 (112ч.)
Раздел 2. Нумерация (12ч.)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Раздел 3. Величины (12ч.)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Раздел 4. Сложение и вычитание (12 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217 + 163,
х - 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Раздел 5. Умножение и деление (76 ч.)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 -х = 429 +120, х- 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).Административная контрольная работа №6 за 1 полугодие.
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающихсмысл арифметических действий;
- нахождение неизвестных компонентов действий;
- отношения больше, меньше, равно;
- взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2—4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
- разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Раздел 6. Итоговое повторение (10ч.)
Нумерация
Выражения и уравнения
Арифметические действия: сложение и вычитание
Умножение и деление.
Правила о порядке выполнения действий. Величины
Величины
Геометрические фигуры
Задачи
Итоговая контрольная работа №11
Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»
Тематическое планирование
уроков математики 4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. Числа от 1 до 1000 (14ч.) |
1 | Вводный инструктаж.Нумерация чисел. Счёт предметов. Разряды. | 1 | |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | 1 | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | |
4 | Вычитание трехзначных чисел | 1 | |
5 | Приемы письменного умножениятрехзначных чисел на однозначные | 1 | |
6 | Свойства умножения | 1 | |
7 | Приемы письменного делениятрехзначных чисел на однозначные | 1 | |
8 | Деление трёхзначных чисел на однозначные | 1 | |
9 | Деление трёхзначных чисел на однозначные | 1 | |
10 | Деление трёхзначных чисел на однозначные | 1 | |
11 | Диаграммы | 1 | |
12 | Что узнали, чему научились | 1 | |
13 | Вводная контрольная работа №1 по теме «Повторение» | 1 | |
14 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 | |
Раздел 2.Нумерация(12 ч.) |
15 | Класс единиц и класс тысяч | 1 | |
16 | Чтение и запись многозначных чисел | 1 | |
17 | Чтение и запись многозначных чисел | 1 | |
18 | Разрядные слагаемые | 1 | |
19 | Сравнение многозначных чисел | 1 | |
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | |
21 | Закрепление изученного | 1 | |
22 | Класс миллионов икласс миллиардов | 1 | |
23 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | 1 | |
24 | Наши проекты | 1 | |
25 | Контрольная работа №2 по теме: «Нумерация» | 1 | |
26 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 | |
Раздел 3. Величины (12 ч.) |
27 | Единица длины, километр | 1 | |
28 | Единица длины, километр | 1 | |
29 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | |
30 | Таблица единиц площади | 1 | |
31 | Измерение площади фигуры с помощью палетки | 1 | |
32 | Единицы массы. Тонна. Центнер | 1 | |
33 | Единицы времени: год, месяц, неделя | 1 | |
34 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда | 1 | |
35 | Единица времени - век | 1 | |
36 | Что узнали. Чему научились | 1 | |
37 | Контрольная работа №3 по теме «Величины» | 1 | |
38 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 1 | |
Раздел 4. Сложение и вычитание (12 ч.) |
39 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 1 | |
41 | Нахождение нескольких долей целого | 1 | |
42 | Решение задач | 1 | |
43 | Решение задач | 1 | |
44 | Сложение и вычитание величин | 1 | |
45 | Решение задач | 1 | |
46 | Что узнали. Чему научились | 1 | |
47 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий | 1 | |
48 | Что узнали. Чему научились | 1 | |
49 | Контрольная работа №4 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | 1 | |
50 | Анализ контрольной работы. Свойства умножения | 1 | |
Раздел 5. Умножение и деление (76 ч.) |
51 | Приёмы письменного умножения на однозначное число | 1 | |
52 | Приёмы письменного умножения на однозначное число | 1 | |
53 | Умножение чисел,запись которыхоканчивается нулями | 1 | |
54 | Нахождение неизвестного множителя, делимого, неизвестного делителя | 1 | |
55 | Деление с числами 1 и 0 | 1 | |
56 | Приёмы письменного деления | 1 | |
57 | Приёмы письменного деления | 1 | |
58 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме | 1 | |
59 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | |
60 | Приёмы письменного деления. Решение задач | 1 | |
61 | Закрепление изученного | 1 | |
62 | Что узнали. Чему научились | 1 | |
63 | Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | |
64 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | 1 | |
65 | Умножение и деление на однозначное число | 1 | |
66 | Единицы скорости. Связь между величинами. Скорость. Время. Расстояние | 1 | |
67 | Решение задач на движение | 1 | |
68 | Решение задач на движение | 1 | |
69 | Решение задач на движение | 1 | |
70 | Странички для любознательных. Проверочная работа | 1 | |
71 | Умножение числана произведение | 1 | |
72 | Приём письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
73 | Приём письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
74 | Приём письменного умножения двух чисел, оканчивающиеся нулями | 1 | |
75 | Решение задач | 1 | |
76 | Перестановка и группировка множителей | 1 | |
77 | Что узнали. Чему научились | 1 | |
78 | Административная контрольная работа №6 за 1 полугодие | 1 | |
79 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | 1 | |
80 | Деление числа на произведение | 1 | |
81 | Деление числа на произведение | 1 | |
82 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 | |
83 | Решение задач | 1 | |
84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
88 | Решение задач | 1 | |
89 | Закрепление изученного | 1 | |
90 | Что узнали, чему научись | 1 | |
91 | Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | |
92 | Наши проекты | 1 | |
93 | Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму | 1 | |
94 | Умножение числа на сумму | 1 | |
95 | Письменное умножение на двузначное число | 1 | |
96 | Письменное умножение на двузначное число | 1 | |
97 | Решение задач | 1 | |
98 | Решение задач | 1 | |
99 | Письменное умножение на трёхзначное число | 1 | |
100 | Письменное умножение на трёхзначное число | 1 | |
101 | Закрепление изученного | 1 | |
102 | Закрепление изученного | 1 | |
103 | Что узнали, чему научись | 1 | |
104 | Контрольная работа № 8 по теме «Умножение на двузначное число» | 1 | |
105 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число | 1 | |
106 | Письменное деление с остатком на двузначное число | 1 | |
107 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 | |
108 | Письменное деление на двузначное число | 1 | |
109 | Письменное деление на двузначное число | 1 | |
110 | Закрепление изученного | 1 | |
111 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | |
112 | Закрепление изученного | 1 | |
113 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление | 1 | |
114 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | |
115 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | |
116 | Контрольная работа №9, по теме: «Деление на двузначное число» | 1 | |
117 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 1 | |
118 | Письменное деление на трёхзначное число | 1 | |
119 | Письменное деление на трёхзначное число | 1 | |
120 | Закрепление изученного | 1 | |
121 | Деление с остатком | 1 | |
122 | Деление на трехзначное число. Закрепление | 1 | |
123 | Что узнали, чему научись | 1 | |
124 | Деление на трёхзначное число | 1 | |
125 | Контрольная работа № 10 по теме «Деление на трёхзначное число» | 1 | |
126 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 1 | |
Раздел 6. Итоговое повторение (10 ч.) |
127 | Нумерация | 1 | |
128 | Выражения и уравнения | 1 | |
129 | Арифметические действия: сложение и вычитание | 1 | |
130 | Умножение и деление. | 1 | |
131 | Правила о порядке выполнения действий. Величины | 1 | |
132 | Величины | 1 | |
133 | Геометрические фигуры | 1 | |
134 | Задачи | 1 | |
135 | Итоговая контрольная работа №11 | 1 | |
136 | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада» | 1 | |