Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, приобретут
необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся
распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют
способами измерения длин и площадей;
- приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину,
площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям,
объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы,
площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел,
алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трѐхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулѐм и числом 1);
-выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению еѐ доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решать задачи в 3-4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка,
отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться: распознавать,
различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду,
цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата,
площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния
приближѐнно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться: вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится: - читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова
(«...и...», «если... то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные,
делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета «Математика»
Числа от 1 до 1 000. Повторение
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1 000. Нумерация
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10,100,1 000 раз.
Числа, которые больше 1 000. Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Точное и приближѐнное измерение площади геометрической фигуры. Информатика. Мой помощник компьютер.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше I 000. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием, сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитание: способы проверки сложения и вычитания. Информатика. Что умеют компьютеры.
Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 - 16; х - 137 = 500 - 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатам умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 • х = 429 + 120, 360 : х =630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1 000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число. Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). Информатика. Как создать документ.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счѐтом (пересчѐтом),
измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Действия с данными.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов,
чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка)
Информатика. Компьютерная презентация.
Итоговое повторение
Повторение тем, изученных за год.
Тематическое планирование учебного предмета «Математика»
4 А класс (136 уроков в год/4 часа в неделю)
№ | Наименование разделов | Всего часов | Из них контрольных работ |
1 | Числа от 1 до 1000 | 13ч. | 1 |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация. | 11ч. | 1 |
3 | Величины | 18ч. | 2 |
4 | Сложение и вычитание | 11ч. | 1 |
5 | Умножение и деление | 72ч. | 7 |
6 | Итоговое повторение | 11ч. | 2 |
| Итого | 136 часов | 14 |
Календарно – тематическое планирование уроков математики
в 4А классе на 2019 – 2020 учебный год.
Всего 136 часов.
№ п/п | Дата по плану | Дата фактически | Тема урока | Коли чество часов |
Числа от 1 до 1000 (13 ч) | |
1. | С Е Н Т Я Б Р Ь | | Нумерация, счет предметов. Разряды. | 1 |
2. | | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 |
3. | | Сложение и вычитание | 1 |
4. | | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 |
5. | | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 |
6. | | Умножение трёхзначного числа на однозначное | 1 |
7. | | Свойства умножения | 1 |
8. | | Алгоритм письменного деления на однозначное число | 1 |
9. | | Приёмы письменного деления. | 1 |
10. | | Приёмы письменного деления | 1 |
11. | | | Контрольная работа (входная) | 1 |
12. | | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Диаграммы | 1 |
13. | | | Закрепление изученного по теме «Четыре арифметических действия» Странички для любознательных. | 1 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) | |
14. | | | Нумерация чисел больше 1000. Класс единиц и класс тысяч | 1 |
15. | О К Т Я Б Р Ь | | Чтение многозначных чисел | 1 |
16. | | Запись многозначных чисел. | 1 |
17. | | Разрядные слагаемые. | 1 |
18. | | Сравнение чисел | 1 |
19. | | Увеличение, уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 |
20. | | Нахождение общего числа единиц какого-либо разряда в данном числе | 1 |
21. | | Класс миллионов, класс миллиардов | 1 |
22. | | Закрепление изученного по теме «Нумерация чисел больше 1000». Самостоятельная работа | 1 |
23. | | Контрольная работа по теме «Нумерация чисел больше 1000» | 1 |
24. | | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного по теме «Нумерация чисел больше 1000» | 1 |
Величины(18 ч) | |
25. | Октябрь октябрь | | Единицы длины – километр. Таблица единиц длины | 1 |
26. | | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 |
27 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Единицы длины. | 1 |
28. | | Квадратный километр. Квадратный миллиметр. | 1 |
29. | | Таблица единиц площади | 1 |
30 | | Таблица единиц площади | 1 |
31. | | Измерение площади с помощью палетки | 1 |
32. | | Единицы массы. Информатика. Мой помощник- компьютер | 1 |
33. | Н О Я Б Р Ь | | Единицы массы. Тонна, центнер | 1 |
34. | | Таблица единиц массы | 1 |
35. | | Единицы времени. Определение времени по часам | 1 |
36. | | Решение задач (вычисление начала, продолжительности и конца события). | 1 |
37. | | Секунда | 1 |
38. | | Единицы времени. Век | 1 |
39. | | Таблица единиц времени | 1 |
40. | | Действия с данными* | 1 |
41. | | Контрольная работа по теме «Величины» | 1 |
42. | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились. | 1 |
Сложение и вычитание (11 ч) | |
43. | | | Устные и письменные приёмы вычислений | 1 |
44. | | Устные и письменные приёмы вычислений | 1 |
45. | Д Е К А Б Р Ь | | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 |
46. | | Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого | 1 |
47. | | Нахождение нескольких долей целого. | 1 |
48. | | Решение задач изученных видов и проверка полученного ответа. | 1 |
49. | | Сложение и вычитание величин | 1 |
50. | | Решение задач изученных видов. Сравнение задач и их решений | 1 |
51. | | Повторение по теме «Сложение и вычитание». Информатика. Что умеют компьютеры. | 1 |
52. | | Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание». | 1 |
53. | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Свойства умножения. | 1 |
Умножение и деление (72ч) | |
54. | Д Е К А Б Р Ь | | Письменные приёмы умножения | 1 |
55. | | Письменные приёмы умножения | 1 |
56. | | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 |
57. | | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. | 1 |
58. | | Деление с числами 0 и 1 | 1 |
59. | | Контрольная работа за 2 четверть | 1 |
60. | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Письменные приёмы деления | 1 |
61. | | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | 1 |
62. | | Решение и сравнение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в прямой и косвенной форме | 1 |
63. | Я Н В А Р Ь | | Решение задач на пропорциональное деление | 1 |
64. | | Письменные приёмы деления. Решение задач изученных видов | 1 |
65. | | Письменные приёмы деления многозначного числа на однозначное | 1 |
66. | | Деление многозначного числа на однозначное | 1 |
67. | | Деление многозначного числа на однозначное | 1 |
68. | | Что узнали. Чему научились. Повторение по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 |
69. | | Решение задач изученных видов. Информатика. Как создать документ. | 1 |
70. | | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 |
71. | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 |
72. | | Решение задач на движение | 1 |
73. | | Решение задач на движение | 1 |
74. | | Решение задач на движение | 1 |
75. | Ф Е В Р А Л Ь | | Умножение числа на произведение | 1 |
76. | | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
77. | | Письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 |
78. | | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 |
79. | | Решение задач на движение | 1 |
80. | | Перестановка и группировка множителей | 1 |
81. | | Закрепление изученного по теме « Письменное умножение». | 1 |
82. | | Понятия «истина» и «ложь»* Информатика. Компьютерная презентация. | 1 |
83. | | Контрольная работа по теме « Письменное умножение». | 1 |
84. | | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Деление числа на произведение. | 1 |
85. | | Деление числа на произведение. | 1 |
86. | | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 |
87. | | Решение задач изученных видов | 1 |
88. | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
89. | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
90. | М А Р Т | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
91. | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
92. | | Решение задач на движение в противоположных направлениях | 1 |
93. | | Что узнали. Чему научились. Повторение по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 |
94. | | Контрольная работа по теме « Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 |
95. | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Умножение числа на сумму. | 1 |
96. | | Прием устного умножения на двузначное число | 1 |
97. | | Письменное умножение на двузначное число. | 1 |
98. | | Письменное умножение на двузначное число. | 1 |
99. | | Письменное умножение на двузначное число. Решение задач изученных видов | 1 |
100 | | Контрольная работа за 3 четверть | 1 |
101 | | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям | 1 |
102 | | Проект «Составляем сборник математических заданий» | 1 |
103 | | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 |
104 | А П Р Е Л Ь | | Письменное умножение на трехзначное число . | 1 |
105 | | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 |
106 | | Письменное умножение на двузначные и трехзначные числа. | 1 |
107 | | Проверочная работа по теме « Умножение на двузначное и трехзначное число». | 1 |
108 | | Письменное деление на двузначное число. | 1 |
109 | | Письменное деление на двузначное число. | 1 |
110 | | Письменное деление с остатком на двузначное число. | 1 |
111 | | Письменное деление на двузначное число. | 1 |
112 | | Алгоритм письменного деления на двузначное число. | 1 |
113 | | Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.* | 1 |
114 | | Контрольная работа по теме «Решение задач изученных видов». | 1 |
115 | | Анализ работы. Работа над ошибками.Письменное деление на двузначное число. | 1 |
116 | | Письменное деление на двузначное число. | 1 |
117 | | Что узнали. Чему научились. Повторение по теме «Письменное деление на двузначное число» | 1 |
118 | | Письменное деление на трехзначное число | 1 |
119 | | Письменное деление на трехзначное число | 1 |
120 | М А Й | | Письменное деление на трехзначное число | 1 |
121 | | Закрепление изученного по теме «Письменное деление» | 1 |
122 | | Деление с остатком на двузначное и трехзначное число | 1 |
123 | М А Й | | Что узнали. Чему научились. Повторение по теме «Письменное деление на трехзначное число» | 1 |
124 | | Контрольная работа «Письменное деление на двузначное и трехзначное число». | 1 |
125 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Письменное деление на двузначное и трехзначное число». | 1 |
Итоговое повторение (11 ч) | |
126 | М А Й М А Й | | Нумерация. | 1 |
127 | | Выражения и уравнения. | 1 |
128 | | Сложение и вычитание. | 1 |
129 | | Умножение и деление. | 1 |
130 | | Порядок выполнение действий. | 1 |
131 | | Промежуточная аттестация | 1 |
132 | | Порядок выполнения действий | 1 |
133 | | Величины. Геометрические фигуры. | 1 |
134 | | Решение задач изученных видов. | 1 |
135 | | Решение задач изученных видов | 1 |
136 | | Решение задач изученных видов | 1 |
Учитель Кожухова Ольга Яковлевна