Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 года)
2. Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений М.:«Просвещение»,2013
3. Авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, СВ. Степановым математика. 1—4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»). М.: «Просвещение»,2009
Место предмета в учебном плане школы
предметная область «математика и информатика» учебного плана образовательного учреждения включает учебный предмет «Математика». В 3 классе в обязательной части учебного плана предусмотрено 4 часа в неделю.
Данная программа рассчитана на 136 учебных часов (4 часа в неделю), из них 2 часа резервное время.
УМК
Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. – М.: Просвещение, 2013.
Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. / Моро М.И., Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2019.
Математика. Контрольно- измерительные материалы 3 класс / Сост.
Т.Н. Ситникова. – 4-е изд., перераб. -М: ВАКО, 2019.
Список интернет- ресурсов:
http://baby.com.ua/igr.html -
http://www.funbrain.com/kidscenter.html
http://suhin.narod.ru/log1.htm
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1.Целостное восприятие окружающего мира.
2.Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
3.Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
4.Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
5.Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
1.Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
2.Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
3.Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
5.Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
6.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от несения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
9.Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
11.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,измерения, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (продолжение) (9 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Табличное умножение и деление (57ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество npeдметов, расход ткани на все предметы.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратные сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Текстовые задачи в три действия.
Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приём умножения и деления для случаев вида 20 * 3, 3 * 20, 60 : 3, 80 : 20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.
Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением.
Выражения с двумя переменными вида а + Ь, а - Ь, а • Ь, с : d (d Ф 0), вычисление их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10ч)
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания.
Углы треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, тупоугольные, тупоугольные. Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 ч)
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. :Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление, Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (4 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в
пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать:
Названия и последовательность чисел от 1 до 100;
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
Названия и обозначение действий умножения и деления;
Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Обучающиеся должны уметь:
Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
Находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;
Находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
Решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
Чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
Находить длину ломаной, состоящей из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Тематический план
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
контрольные работы |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 9 | 1 |
2 | Табличное умножение и деление | 57 | 3 |
3 | Внетабличное умножение и деление | 27 | 1 |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13 | 1 |
5. | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. (10ч) | 10 | 1 |
6. | Числа от 1 до 1000.Умножение и деление | 16 | 1 |
7. | Итоговое повторение | 4 | 1 |
| Резерв | 3 | |
| Итого | 136 | 9 |
Календарно-тематическое планирование по математике, 3 класс
№ | Тема урока | Кол – во часов | Дата проведения |
план | факт |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 часов) |
1 | Числа от 1 до 100.(с.4) | 1 | | |
2 | Сложение и вычитание. (с.5) | 1 | | |
3 | Выражение и его значение. (с.6) | 1 | | |
4 | Решение уравнений (с.7) | 1 | | |
5 6 | Связь между уменьшаемым, вычитаемым и разностью. (с.8) (с.9) | 2 | | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами.(с.10) | 1 | | |
8 | Страничка для любознательных. Что узнали. Чему научились.(с.11-16) | 1 | | |
9 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение: сложение и вычитание» | 1 | | |
Табличное умножение и деление (57часов) |
10 | Связь умножения и сложения (с.18) | 1 | | |
11 | Связь между компонентами умножения и деления. Четные и нечетные числа. (с. 19,20 ) | 1 | | |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3. (с.21) | 1 | | |
13 | Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».( с.22) | 1 | | |
14 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество» (с.23) | 1 | | |
15 | Порядок выполнения действий.(с24,25) | 1 | | |
16,17 | Порядок выполнения действий.(с.26) (с.27) | 2 | | |
18 | Страничка для любознательных. Что узнали. Чему научились (с.28-31) | 1 | | |
19 | Контрольная работа №2 «Умножение и деление на 2и 3» | 1 | | |
20 | Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4. (с.34) | 1 | | |
21 | Таблица умножения на 4. (с.35) | 1 | | |
22 23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз.(с.36),(с.37) | 2 | | |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. (с.38) | 1 | | |
25 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. (с.39) | 1 | | |
26 | Таблица умножения и деления с числом 5(с.40) | 1 | | |
27 | Задачи на кратное сравнение. (с.41) | 1 | | |
28,29 | Решение задач на кратное сравнение.(с.42), (с.43) | 2 | | |
30 | Таблица умножения и деления с числом 6. (с.44) | 1 | | |
31 | Решение задач на кратное сравнение. (с.45) | 1 | | |
32 | Решение задач на приведение к единице. (с.46) | 1 | | |
33 | Решение задач изученных видов. (с.47) | 1 | | |
34 | Таблица умножения и деления с числом 7. (с.48) | 1 | | |
35 | Страничка для любознательных. Наши проекты. (с.49-53) | 1 | | |
36 | Что узнали. Чему научились.(с.54-55) | 1 | | |
37 | Контрольная работа № 3 «Табличное умножение и деление» | 1 | | |
38 | Анализ контрольной работы. Сравнение площадей фигур.(с.56,57) | 1 | | |
39 | Квадратный сантиметр.(с58,59) | 1 | | |
40 | Площадь прямоугольника.(с.60,61) | 1 | | |
41 | Таблица умножения и деления с числом 8.(с.62) | 1 | | |
42 | Закрепление. Таблица умножения и деления с числом 8.(с.63) | 1 | | |
43 | Закрепление. Решение задач.(с.64) | 1 | | |
44 | Таблица умножения и деления с числом 9.(с.65) | 1 | | |
45 | Квадратный дециметр.(с.66,67) | 1 | | |
46 | Закрепление. Таблица умножения. (с.68), | | | |
47 | Закрепление. Таблица умножения. (с.69) | 1 | | |
48 | Квадратный метр.(с.70,71) | 1 | | |
49 | Закрепление. Таблица умножения. (с.72) | 1 | | |
50 | Страничка для любознательных (с.73-75) | 1 | | |
51, 52 | Что узнали Чему научились (с.76-79) | 2 | | |
53 | Умножение на 1.(с.82) | 1 | | |
54 | Умножение на 0.(с.83) | 1 | | |
55 | Деление числа на это же число. (с.84) | 1 | | |
56 | Деления нуля на число. (с.85) | 1 | | |
57 | Закрепление. Умножение и деление с числами 1,0 (с.86,87) | 1 | | |
58 | Страничка для любознательных.(с.88-90) | 1 | | |
59 | Доли(с.92,93) | | | |
60 | Круг. Окружность.(с.94,95) | 1 | | |
61 | Диаметр окружности (круга). (с.96,97) | 1 | | |
62 | Единицы времени. (с.98,99) | 1 | | |
63 | Сутки (с.100) | 1 | | |
64 | Контрольная работа №4 «Табличное умножение и деление» | 1 | | |
65,66 | Анализ контрольной работы. Страничка для любознательных (с.101) | 1 | | |
Внетабличное умножение и деление (27ч) |
67 | Внетабличное умножение и деление круглых чисел (с.4) | 1 | | |
68 | Деление вида 80:20 (с.5) | 1 | | |
69,70 | Умножение суммы на число (с.6),(с.7) | 2 | | |
71,72 | Умножение двузначного числа на однозначное число (с.8), (с.9) | 2 | | |
73 | Решение обратных задач (с.10) | 1 | | |
74 | Выражения с переменной Страничка для любознательных (с.11,12) | 1 | | |
75,76 | Деление суммы на число(13,14) | 2 | | |
77 | Деление вида 78:2, 69:3 (с.15) | | | |
78 | Нахождение делимого и делителя (с.16) | 1 | | |
79 | Проверка деления (с.17) | 1 | | |
80 | Случаи деления вида 87:29 (с.18) | 1 | | |
81 | Проверка умножения (с.19) | 1 | | |
82,83 | Решение уравнений(с.20,21) | 2 | | |
84 | Что узнали. Чему научились.(с.22-25) | 1 | | |
85 | Деление с остатком (с.26) | 1 | | |
86 | Деление с остатком (с.27) | 1 | | |
87 | Деление с остатком (с.29) | 1 | | |
88 | Решение задач на деление с остатком (с.30 ) | 2 | | |
89 | Деление с остатком, когда делитель больше делимого.(с.31) | | | |
90 | Проверка деления с остатком (с.32) | 1 | | |
91 | Что узнали, чему научились (с.33-35) | 1 | | |
92 | Проект «Задачи- расчёты» (36,37) | 1 | | |
93 | Контрольная работа по теме № 5Внетабличное умножение и деление | 1 | | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13) |
94 | Анализ контрольной работы. Устная нумерация чисел в пределах 1000 (с.42) | 1 | | |
95 | Разряды счетных единиц (с.43) | 1 | | |
96 | Запись трёхзначных чисел. (с.44,45) | 1 | | |
97 | Письменная нумерация в пределах 1000(с.46) | 1 | | |
98 | Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. (с.47) | 1 | | |
99 | Сумма разрядных слагаемых. (с.48) | | | |
100 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений | 1 | | |
101 | Сравнение трёхзначных чисел. (с.50) | 1 | | |
102 | Письменная нумерация в пределах 1000 (с.51) | 1 | | |
103 | Закрепление. Письменная нумерация в пределах 1000 Римские цифры (с.52,53) | 1 | | |
104 | Единицы массы. Грамм (с.54) | 1 | | |
105 | Контрольная работа по теме №6 «Нумерация в пределах 1000» | 1 | | |
106 | Анализ контрольной работы Закрепление. Письменная нумерация в пределах 1000 (с.58…) | 1 | | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. (10ч) |
107 | Приемы устных вычислений (с.66) | 1 | | |
108 | Приемы устных вычислений 450+30, 620 -200(с.67) | 1 | | |
109 | Приемы устных вычислений 470+80, 560 – 90 (с.68) | 1 | | |
110 | Приемы устных вычислений 260+310, 670 – 140 (с.69) | 1 | | |
111 | Приемы письменных вычислений (с.70) | 1 | | |
112 | Сложение трехзначных чисел(с.71) | 1 | | |
113 | Вычитание трехзначных чисел (с.72) | 1 | | |
114 | Виды треугольников (с.73) | 1 | | |
115 | Закрепление. Приемы письменного сложения и вычитания (с.74) | 1 | | |
116 | Контрольная работа №7 « Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.» | | | |
| Числа от 1 до 1000.Умножение и деление (16ч) | | | |
117 118 | Числа т 1 до 1000 Умножение и деление. Приемы устных вычислений (с.82),(с.83) | 2 | | |
119 | Приемы устных вычислений. (с.84) | 1 | | |
120 | Виды треугольников (с.85) | 1 | | |
121 | Закрепление. Приемы устных вычислений (с.86,87) | 1 | | |
122 123 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000(с.88,89) | 2 | | |
124 125 | Закрепление. Приёмы письменного умножения в пределах 1000 (с.90,91) | 2 | | |
126 127 | Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное (с.92-94) | 2 | | |
128 | Проверка деления (с.95) | | | |
129 | Закрепление Деление, умножение. (с.96) | 1 | | |
130 | Контрольная работа №8 «Действия с многозначными числами» | 1 | | |
131 | Анализ контрольной работы. Знакомство с калькулятором (с.97,98) | 1 | | |
132 | Что узнали. Чему научились.(с99) | 1 | | |
| Итоговое повторение (4ч) | | | |
133 | Закрепление Деление, умножение (с.100…) | 1 | | |
134 | Контрольная работа № 9 Итоговая | 1 | | |
135 136 | Резерв | 2 | | |
7