Планируемые результаты
Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты
измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать своё мнение.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и
его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и
стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,
работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные
У учащегося будут сформированы:
— навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
— знание и исполнение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики;
— умения организовывать своё рабочее место на уроке;
— умения адекватно воспринимать требования учителя;
— интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
– понимание практической ценности математических знаний;
— навыки общения в процессе познания, занятия математикой;
—понимание ценности чёткой, лаконичной, последовательной речи, потребность в аккуратном оформлении записей, выполнении чертежей, рисунков и схем на уроках математики;
— навыки этики поведения;
— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Учащийся получит возможность для формирования:
— адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
— понимания значения математического образования для собственного общекультурного и интеллектуального развития и успешной карьеры в будущем;
— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности;
— эстетических потребностей в изучении математики;
— уважения к мысли собеседника, принятия ценностей других людей;
— этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
— готовности к сотрудничеству и совместной познавательной работе в группе, коллективе на уроках математики;
— желания понимать друг друга, понимать позицию другого;
— умения отстаивать собственную точку зрения;
— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
— принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства её достижения;
— определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями или на основе образцов;
— находить несколько вариантов решения учебной задачи;
— различать способы и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
— самостоятельно формулировать учебную задачу: определять её цель, планировать алгоритм решения, корректировать работу по ходу решения, оценивать результаты своей работы;
— ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
— самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
— корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе решения;
— корректировать свою учебную деятельность в зависимости от полученных результатов самоконтроля;
— давать адекватную оценку своим результатам учёбы;
— оценивать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
— самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы, оценивать их на правдоподобность, делать выводы и ставить познавательные цели на будущее;
— адекватно оценивать результаты своей учёбы;
— позитивно относиться к своим успехам и перспективам в учении;
— определять под руководством учителя критерии оценивания задания, давать самооценку.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и проектных заданий творческого характера с использованием учебной и дополнительной литературы,
в том числе используя возможности Интернета;
— использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— проводить сравнение по нескольким основаниям, в том числе самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;
— осуществлять разносторонний анализ объекта;
— проводить классификацию объектов, самостоятельно строить выводы на основе классификации;
— самостоятельно проводить сериацию объектов;
— проводить несложные обобщения;
— устанавливать аналогии;
— использовать метод аналогии для проверки выполняемых действий;
— проводить несложные индуктивные и дедуктивные рассуждения;
— осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выявлять причинно-следственные связи и устанавливать родовидовые отношения между понятиями;
— самостоятельно анализировать и описывать различные
объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
— под руководством учителя определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
— совместно с учителем или в групповой работе отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем книг, справочников, энциклопедий, электронных дисков;
— совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
— совместно с учителем или в групповой работе применять эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по
аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
— планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
– самостоятельно делать выводы, перерабатывать ин-формацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде схем, моделей, сообщений;
– передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
— активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и других предметов;
— участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
— читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
— отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
— критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
— конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Ученик получит возможность научиться:
— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
— активно участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместных действий при организации коллективной работы;
— чётко формулировать и обосновывать свою точку зрения;
— учитывать мнение собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
— приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека;
— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
— чётко выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи согласно общему плану действий, прогнозировать и оценивать результаты своего
труда.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
— моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч;
— выполнять счёт тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч как прямой, так и обратный;
— выполнять сложение и вычитание тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч с опорой на знание нумерации;
— образовывать числа, которые больше тысячи, из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;
— сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте;
— читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе;
— упорядочивать натуральные числа от нуля до миллиона в соответствии с указанным порядком;
— моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета; называть и обозначать дробью доли предмета, разделённого на равные части;
— устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
— активно работать в паре или группе при решении задач на поиск закономерностей;
— группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
— выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;
— применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг;
— используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр —
метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Учащийся получит возможность научиться:
— классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
— читать и записывать дробные числа, правильно понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
— сравнивать доли предмета.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
— использовать названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий;
— выполнять действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения
и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
— выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
— выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём
и единицей);
— вычислять значение числового выражения, содержащего два-три арифметических действия, со скобками и без скобок.
Учащийся получит возможность научиться:
– выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
– использовать свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
– прогнозировать результаты вычислений;
– оценивать результаты арифметических действий разными способами.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
— анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения
задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
— оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
— решать задачи, в которых рассматриваются процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объём работы);
— решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью арифметическим способом (в одно-два действия);
— оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
— выполнять проверку решения задачи разными способами.
Учащийся получит возможность научиться:
— составлять задачу по её краткой записи, таблице, чертежу, схеме, диаграмме и т. д.;
— преобразовывать данную задачу в новую посредством изменения вопроса, данного в условии задачи, дополнения условия и т. д.;
— решать задачи в 4—5 действий;
— решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
— находить разные способы решения одной задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
— распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур;
— классифицировать углы на острые, прямые и тупые;
— использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже;
— выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
— использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
— распознавать шар, цилиндр, конус;
— конструировать модель шара из пластилина, исследовать и характеризовать свойства цилиндра, конуса;
— находить в окружающей обстановке предметы шарообразной, цилиндрической или конической формы.
Учащийся получит возможность научиться:
– копировать и преобразовывать изображение прямоугольного параллелепипеда (пирамиды) на клетчатой бумаге, дорисовывая недостающие элементы;
– располагать модель цилиндра (конуса) в пространстве согласно заданному описанию;
– конструировать модель цилиндра (конуса) по его развёртке;
– исследовать свойства цилиндра, конуса.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
— определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
— вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
— применять единицу измерения длины — миллиметр и соотношения: 1 м = 1000 мм; 10 мм = 1 см, 1 000 000 мм = 1 км;
— применять единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм), квадратный километр (км), ар (а), гектар (га) и соотношения: 1 см = 100 мм, 100 м= 1 а, 10 000 м2
= 1 га, 1 км2 = 100 га;
— оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
— находить периметр и площадь плоской ступенчатой фигуры по указанным на чертеже размерам;
— решать задачи практического характера на вычисление периметра и площади комнаты, квартиры, класса и т. д.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
— читать и заполнять несложные готовые таблицы;
— читать несложные готовые столбчатые диаграммы;
— понимать и использовать в речи простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («...и...», «если..., то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые», «не»).
Учащийся получит возможность научиться:
— сравнивать и обобщать информацию, представленную в виде таблицы или диаграммы;
— понимать и строить простейшие умозаключения с использованием кванторных слов («все», «любые», «каждый», некоторые», «найдётся») и логических связок: («для того
чтобы ..., нужно...», «когда…, то…»);
— правильно употреблять в речи модальность («можно», «нужно»);
— составлять и записывать несложную инструкцию (алгоритм, план выполнения действий);
— собирать и представлять информацию, полученную в ходе опроса или практико-экспериментальной работы, таблиц и диаграмм;
— объяснять, сравнивать и обобщать данные практикоэкспериментальной работы, высказывать предположения и делать выводы).
Формы, методы, средства работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами и детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы.
Психолого-педагогическое обеспечение:
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
использование специфических средств обучения, современных коррекционных технологий;
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Методы, способы, приемыработы:
проявление терпения, сочувствия и гуманности;
использование обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка;
педагогические игры;
развивающие упражнения;
использование внеурочной деятельности;
включение в доступные интеллектуальные и творческие соревнования, проектно – исследовательскую деятельность;
использование систематической индивидуальной медико – психолого – педагогической помощи.
Средства обучения:
печатные (учебники и учебные пособия, рабочие тетради, атласы и т.д.);
электронные образовательные ресурсы ( сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
наглядные плоскостные (плакаты, магнитные доски);
демонстрационные (стенды).
Содержание учебного предмета (136 ч) Числа от 1 до 1000.
Повторение (12ч)Нумерация.
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их
выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000.
Нумерация (10 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.
Величины (14 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между
ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между
ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки. Числа, которые больше 1000.
Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и
сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений;
взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79,
729 - х = 217,
х - 137 = 500 - 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и
письменное - в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000.
Умножение и деление (89 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и
невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения,
распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация
вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на
сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;
взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 + 120, х - 18 = 270 - 50, 360 : х= 630 : 7 на основе
взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона.
Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество
предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на
нелинованной бумаге. В течение всего года проводится: вычисление значений числовых
выражений в 2 - 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных о порядке действий; решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 - 4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 - 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения
действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины.
Геометрические фигуры. Доли.
Решение задач изученных видов.
Контроль и учёт знаний (2ч)
Тематическое планирование
учебного предмета «Математика» 4 класс
(вариант: 4 ч. в неделю: 34 учебные недели –136 часов)
№ п/п | Кол-во часов | Тема |
| 12 | Числа от 1 до 1000. Повторение. |
1 | 1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды. |
2 | 1 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. |
3 | 1 | Сложение нескольких слагаемых. |
4 | 1 | Вычитание вида 903-574. |
5 | 1 | Умножение. |
6 | 1 | Умножение. |
7 | 1 | Деление. |
8 | 1 | Деление. |
9 | 1 | Деление. |
10 | 1 | Деление. |
11 | 1 | Диаграммы. |
12 | 1 | Что узнали. Чему научились. Помогаем друг другу сделать шаг к успеху. |
| 10 | ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 Нумерация |
13 | 1 | Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч. |
14 | 1 | Чтение многозначных чисел. |
15 | 1 | Запись многозначных чисел. |
16 | 1 | Представление многозначного числа в виде разрядных слагаемых. |
17 | 1 | Сравнение многозначных чисел. |
18 | 1 | Изменение значения цифры в зависимости от её места в записи числа. |
19 | 1 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. |
20 | 1 | Класс миллионов. Класс миллиардов. Знакомство с проектом «Математический справочник: « Наше село». |
21 | 1 | Что узнали. Чему научились. «Странички для любознательных». |
22 | 1 | Что узнали. Чему научились. |
| 14 | Величины |
23 | 1 | Единица длины - километр. Таблица единиц длины. |
24 | 1 | Единица длины - километр. Таблица единиц длины. |
25 | 1 | Единицы площади - квадратный километр, квадратный миллиметр. |
26 | 1 | Таблица единиц площади. |
27 | 1 | Измерение площади фигуры с помощью палетки. |
28 | 1 | Единицы массы - центнер, тонна. |
29 | 1 | Таблица единиц массы. |
30 | 1 | Единицы времени. |
31 | 1 | 24-часовое исчисление времени суток. |
32 | 1 | Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца события. |
33 | 1 | Единицы времени- секунда, век. |
34 | 1 | Единицы времени- секунда, век. |
35 | 1 | Таблица единиц времени |
36 | 1 | Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения. |
| 11 | Сложение ивычитание |
37 | 1 | Устные и письменные приёмы вычислений. |
38 | 1 | Вычитание с переходом через несколько разрядов вида 30 007-648. |
39 | 1 | Решение уравнений вида х+15=68:2, х-34=48:3,24+х=79-30,75-х=9*7. |
40 | 1 | Решение уравнений вида х+15=68:2, х-34=48:3,24+х=79-30,75-х=9*7. |
41 | 1 | Нахождение нескольких долей целого. |
42 | 1 | Нахождение нескольких долей целого. |
43 | 1 | Задачи разных видов. |
44 | 1 | Сложение и вычитание значений величин. |
45 | 1 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. |
46 | 1 | Что узнали. Чему научились. «Странички для любознательных». |
47 | 1 | Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения». |
| 17 | Умножение и деление |
48 | 1 | Умножение (повторение изученного). |
49 | 1 | Письменные приёмы умножения. |
50 | 1 | Письменные приёмы умножения. |
51 | 1 | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. |
52 | 1 | Решение уравнений вида х*8=26+70, х:6=18*5, 80:х=46-30. |
53 | 1 | Деление (повторение изученного). |
54 | 1 | Деление многозначного числа на однозначное. |
55 | 1 | Деление многозначного числа на однозначное. |
56 | 1 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. |
57 | 1 | Деление многозначного числа на однозначное (в записи частного нули). |
58 | 1 | Задачи на пропорциональное деление. |
59 | 1 | Закрепление. |
60 | 1 | Закрепление. |
61 | 1 | Закрепление. |
62 | 1 | Закрепление. |
63 | 1 | Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения. |
64 | 1 | Контроль и учет знаний. |
| 40 | Умножение и деление - продолжение |
65 | 1 | Задачи на пропорциональное деление. |
66 | 1 | Понятие скорости. Единицы скорости. |
67 | 1 | Связь между скоростью, временем и расстоянием. |
68 | 1 | Связь между скоростью, временем и расстоянием. |
69 | 1 | Связь между скоростью, временем и расстоянием. «Странички для любознательных». |
70 | 1 | Умножение числа на произведение. |
71 | 1 | Письменные приемы умножения вида 243*20, 532*300. |
72 | 1 | Письменные приемы умножения вида 243*20, 532*300. |
73 | 1 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. |
74 | 1 | Задачи на встречное движение. |
75 | 1 | Перестановка и группировка множителей. |
76 | 1 | Что узнали. Чему научились. «Странички для любознательных». |
77 | 1 | Что узнали. Чему научились. Помогаем друг другу сделать шаг к успеху. |
78 | 1 | Что узнали. Чему научились. |
79 | 1 | Деление числа на произведение. |
80 | 1 | Деление числа на произведение. |
81 | 1 | Деление с остатком на 10, на100, на1000. |
82 | 1 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального, решаемые способом отношений. |
83 | 1 | Письменное деление на число, оканчивающееся нулями. |
84 | 1 | Письменное деление на число, оканчивающееся нулями. |
85 | 1 | Письменное деление на число, оканчивающееся нулями. |
86 | 1 | Письменное деление на число, оканчивающееся нулями. |
87 | 1 | Задачи на движение в противоположных направлениях. |
88 | 1 | Задачи на движение в противоположных направлениях. |
89 | 1 | Что узнали. Чему научились. Знакомство с проектом « Составляем сборник математических задач и заданий». |
90 | 1 | Что узнали. Чему научились. Знакомство с проектом « Составляем сборник математических задач и заданий». Проверим себя и оценим свои достижения. |
91 | 1 | Умножение числа на сумму. |
92 | 1 | Устные приёмы умножения вида 12*15, 40*32. |
93 | 1 | Алгоритм письменного умножения на двузначное число. |
94 | 1 | Алгоритм письменного умножения на двузначное число. |
95 | 1 | Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям. |
96 | 1 | Закрепление. |
97 | 1 | Умножение на трёхзначное число. |
98 | 1 | Умножение на трёхзначное число. |
99 | 1 | Закрепление. |
100 | 1 | Закрепление. |
101 | 1 | Что узнали. Чему научились. « Странички для любознательных». |
102 | 1 | Что узнали. Чему научились. |
103 | 1 | Контроль и учет знаний. |
104 | 1 | Контроль и учет знаний. |
| 32 | Умножение и деление - продолжение |
105 | 1 | Письменное деление на двузначное число. |
106 | 1 | Письменное деление на двузначное число. |
107 | 1 | Письменное деление на двузначное число. |
108 | 1 | Письменное деление на двузначное число. |
109 | 1 | Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб). |
110 | 1 | Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб). |
111 | 1 | Закрепление. |
112 | 1 | Закрепление. |
113 | 1 | Деление на двузначное число (в записи частного есть нули). |
114 | 1 | Деление на двузначное число (в записи частного есть нули). |
115 | 1 | Что узнали. Чему научились. « Странички для любознательных». |
116 | 1 | Что узнали. Чему научились. |
117 | 1 | Деление на трёхзначное число. |
118 | 1 | Деление на трёхзначное число. |
119 | 1 | Деление на трёхзначное число. |
120 | 1 | Проверка умножения делением. |
121 | 1 | Проверка деления умножением. |
122 | 1 | Проверка деления умножением. |
123 | 1 | Что узнали. Чему научились. « Странички для любознательных». |
124 | 1 | Что узнали. Чему научились. « Странички для любознательных». |
125 | 1 | Итоговое повторение. |
126 | 1 | Итоговое повторение. |
127 | 1 | Итоговое повторение. |
128 | 1 | Итоговое повторение. |
129 | 1 | Итоговое повторение. |
130 | 1 | Итоговое повторение. |
131 | 1 | Итоговое повторение. |
132 | 1 | Итоговое повторение. Помогаем друг другу сделать шаг к успеху. |
133 | 1 | Материал для расширения и углубления знаний. |
134 | 1 | Материал для расширения и углубления знаний. |
135 | 1 | Контроль и учёт знаний. |
136 | 1 | Контроль и учёт знаний. |
Лист изменений и дополнений
№ п/п | Дата внесения изменений | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |