Рассмотрено Руководитель МО _________/_____________ / Протокол № ____ от «____» _______201__ г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «Простинская ООШ» НМР РТ _________/И.С.Новикова/ от «____» _______201__ г. | Утверждаю Директор МБОУ «Простинская ООШ» НМР РТ ____________/И.Р.Гайнуллин / Приказ № ________ от «____» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике для 3 класса
Галимуллиной Айгуль Гилазовны
учителя начальных классов
МБОУ «Простинская ООШ» НМР РТ
с.Прости, 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская основная общеобразовательная школа» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан»
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06.10.2009г., с последними изменениями, утвержденными приказом МО и Н РФ №1576 от 31 декабря 2015г.);
- учебного плана Школы на текущий учебный год;
- положения о рабочей программе учебных предметов, курсов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская основная общеобразовательная школа» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Программа начального общего образования. Математика 3 класс в двух частях. Авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. 7-е издание Москва «Просвещение» 2017 (Школа России).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 170 час/год (5 час/нед., 34 учебные недели) в 3 классе в соответствии с годовым календарным учебным графиком работы школы на 2019-2020 учебный год и соответствует учебному плану школы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание учебного предмета
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Тематическое планирование
№ п/п (сквозная нумерация) | Название раздела | Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела, темы |
| Числа от 1 до 100 | |
| Сложение и вычитание. Повторение и обобщение пройденного | 12 |
| Табличное умножение и деление | 68 |
| Внетабличное умножение и деление | 30 |
| Числа от 1 до 1000 | |
| Нумерация | 20 |
| Приёмы письменных вычислений | 33 |
| Повторение | 7 |
| Итого: | 170 |
Календарно-тематический план
№ п/п (сквозная нумерация) | Содержание (разделы, темы) | Дата по плану | Дата по факту |
Числа от 1 до 100 Повторение и обобщение пройденного (12 часов) |
1 | Повторение нумерации чисел в пределах 100. Сложение и вычитание. | | |
2 | Повторение приемов перестановки слагаемых. Сложение и вычитание. | | |
3 | Уравнения | | |
4 | Повторение связи между компонентами и результатом сложения | | |
5 | Связь между компонентами и результатом вычитания | | |
6 | Связь между компонентами и результатом вычитания | | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами | | |
8 | Закрепление пройденного материала. | | |
9 | Закрепление пройденного материала | | |
10 | Закрепление пройденного материала. | | |
11 | Входная контрольная работа по теме «Сложение и вычитание. Повторение» | | |
12 | Работа над ошибками | | |
Табличное умножение и деление (68 часов) |
13 | Действие умножения, его связь со сложением одинаковых слагаемых | | |
14 | Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения | | |
15 | Четные и нечетные числа | | |
16 | Закрепление. Повторение таблицы умножения и деления на 3 | | |
17 | Закрепление. Решение задач | | |
18 | Закрепление. Решение задач и примеров | | |
19 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | | |
20 | Порядок выполнения арифметических действий. Проверочная работа | | |
21 | Порядок выполнения арифметических действий | | |
22 | Закрепление пройденного материала | | |
23 | Закрепление пройденного материала. | | |
24 | Закрепление пройденного материала | | |
25 | Таблицы умножения и деления с числом 4 | | |
26 | Закрепление пройденного материала. | | |
27 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на числа 3 и 4. Порядок действий» | | |
28 | Работа над ошибками. | | |
29 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | | |
30 | Закрепление пройденного материала | | |
31 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | | |
32 | Закрепление пройденного. Решение задач | | |
33 | Таблица умножения и деления с числом 5 | | |
34 | Решение задач на кратное сравнение | | |
35 | Решение задач на кратное сравнение | | |
36 | Решение задач на разность и кратное сравнение | | |
37 | Таблица умножения и деления с числом 6. | | |
38 | Итоговая контрольная работа за 1 четверть | | |
39 | Работа над ошибками | | |
40 | Закрепление пройденного материала. | | |
41 | Решение составных задач с использованием иллюстрации в виде чертежа | | |
42 | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального | | |
43 | Закрепление пройденного материала | | |
44 | Таблица умножения и деления с числом 7 | | |
45 | Закрепление пройденного материала | | |
46 | Площадь фигур | | |
47 | Единица площади. Квадратный сантиметр | | |
48 | Площадь прямоугольника | | |
49 | Таблицы умножения и деления с числом 8 | | |
50 | Закрепление знания таблицы умножения и решение задач. Провер.работа | | |
51 | Таблицы умножения и деления с числом 9 | | |
52 | Контрольная работа по теме: «Прямоугольник. Вычисление площади прямоугольника» | | |
53 | Работа над ошибками. | | |
54 | Единицы площади. Квадратный дециметр | | |
55 | Составление и разучивание сводной таблицы умножения (таблицы Пифагора) | | |
56 | Закрепление пройденного материала | | |
57 | Квадратный метр | | |
58 | Решение задач изученных видов | | |
59 | Закрепление пройденного материала | | |
60 | Закрепление пройденного материала | | |
61 | Закрепление пройденного материала. | | |
62 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление» | | |
63 | Работа над ошибками. | | |
64 | Умножение числа на единицу | | |
65 | Умножение на нуль. Невозможность деления на нуль | | |
66 | Закрепление пройденного: действия с нулем и единицей. | | |
67 | Деление нуля на число | | |
68 | Решение задач в три действия | | |
69 | Знакомство с долями | | |
70 | Окружность. Круг | | |
71 | Диаметр окружности (круга) | | |
72 | Закрепление пройденного материала. Решение задач | | |
73 | Ознакомление с единицами времени: год, месяц, неделя | | |
74 | Единицы времени. Сутки | | |
75 | Итоговая контрольная работа за 2 четверть | | |
76 | Работа над ошибками. | | |
77 | Закрепление. Решение текстовых задач | | |
78 | Закрепление. Решение текстовых задач | | |
79 | Закрепление пройденного материала. | | |
80 | Закрепление пройденного материала | | |
Внетабличное умножение и деление (30 часов) |
81 | Случаи умножения и деления вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3 | | |
82 | Прием деления для случаев вида 80 : 20 | | |
83 | Умножение суммы на число | | |
84 | Закрепление пройденного материала. Решение задач | | |
85 | Приемы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23 | | |
86 | Закрепление пройденного материала. | | |
87 | Закрепление пройденного материала. Провер.работа | | |
88 | Выражения с переменной. | | |
89 | Деление суммы на число. | | |
90 | Деление суммы на число. Решение задач | | |
91 | Прием деления для случаев вида 78 : 2; 69 : 3 | | |
92 | Связь между компонентами и результатом действия деления | | |
93 | Проверка деления умножением | | |
94 | Прием деления для случаев вида 87 : 29; 66 : 22 | | |
95 | Проверка умножения делением | | |
96 | Закрепление пройденного материала | | |
97 | Закрепление пройденного материала. | | |
98 | Контрольная работа по теме: «Внетабличное умножение и деление» | | |
99 | Работа над ошибками | | |
100 | Ознакомление с конкретным смыслом деления с остатком | | |
101 | Ознакомление с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя | | |
102 | Деление с остатком (рисунок). | | |
103 | Деление с остатком способом подбора, вида: 32:5 | | |
104 | Решение задач на деление с остатком | | |
105 | Решение задач на деление с остатком | | |
106 | Проверка деления с остатком | | |
107 | Закрепление пройденного материала.Провер.работа | | |
108 | Закрепление пройденного материала. | | |
109 | Контрольная работа по теме: «Деление с остатком. Решение задач» | | |
110 | Работа над ошибками | | |
Числа от 1 до 1000 Нумерация. Арифметические действия (Приёмы устных вычислений) (20 часов) |
111 | Понятие о сотне как новой счетной единице | | |
112 | Нумерация. | | |
113 | Запись и чтение чисел в пределах 1000 | | |
114 | Порядок следования чисел при счете (в пределах 1000) | | |
115 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз | | |
116 | Сумма разрядных слагаемых. | | |
117 | Сумма разрядных слагаемых. | | |
118 | Сравнение трехзначных чисел. Закрепление | | |
119 | Замена сотен (десятков) единицами и единиц – десятками (сотнями) | | |
120 | Знакомство с римской нумерацией | | |
121 | Единицы массы. Грамм. | | |
122 | Закрепление пройденного материала | | |
123 | Итоговая контрольная работа за 3 четверть | | |
124 | Работа над ошибками | | |
125 | Приёмы устных вычислений вида: 300+200, 800-600. | | |
126 | Приёмы устных вычислений вида: 450 ± 30, 450 ± 300 | | |
127 | Приёмы устных вычислений вида: 470+80, 560-90. | | |
128 | Приёмы устных вычислений вида: 260+310, 670-140. | | |
129 | Закрепление пройденного материала | | |
130 | Закрепление пройденного материала | | |
Приёмы письменных вычислений (33 часа) |
131 | Приёмы письменных вычислений без перехода через разряд. | | |
132 | Письменные приемы сложения для случаев с одним переходом через разряд | | |
133 | Письменные приемы вычитания для случаев с одним переходом через разряд | | |
134 | Виды треугольников: | | |
135 | Закрепление пройденного материала | | |
136 | Закрепление пройденного материала. Провер.работа | | |
137 | Закрепление пройденного материала | | |
138 | Контрольная работа по теме: «Приёмы сложение и вычитание в пределах 1000» | | |
139 | Работа над ошибками | | |
140 | Приёмы устных вычислений вида: 180 * 4, 900 : 3. | | |
141 | Приёмы устных вычислений вида: 240 • 3, 203 • 4, 960 : 3, 960 : 6 | | |
142 | Деление вида: 800:200 | | |
143 | Закрепление пройденного материала. | | |
144 | Закрепление пройденного материала | | |
145 | Приёмы письменного умножения вида: 234 * 2. | | |
146 | Письменные приемы умножения для случаев с одним переходом через разряд | | |
147 | Закрепление пройденного. Решение примеров | | |
148 | Закрепление пройденного материала. | | |
149 | Деление трёхзначного числа на однозначное вида: 864:2. | | |
150 | Деление трёхзначного числа на однозначное вида: 748 : 2, 856 : 4. | | |
151 | Проверка деления с помощью умножения | | |
152 | Закрепление пройденного материала. Решение примеров | | |
153 | Контрольная работа по теме: «Приемы письменного умножения и деления в пределах 1000» | | |
154 | Работа над ошибками | | |
155 | Закрепление пройденного материала | | |
156 | Закрепление. Проверка деления | | |
157 | Закрепление. Приёмы письменного деления чисел. | | |
158 | Закрепление пройденного материала. | | |
159 | Закрепление. Приёмы письменного умножения чисел. | | |
160 | Закрепление пройденного материала | | |
161 | Закрепление пройденного материала | | |
162 | Промежуточная аттестация | | |
163 | Работа над ошибками | | |
Повторение пройденного за год (7 часов) |
164 | Повторение пройденного за год. Нумерация | | |
165 | Повторение пройденного за год. Сложение и вычитание. | | |
166 | Повторение пройденного за год. Умножение и деление. | | |
187 | Повторение пройденного за год. Ращение задач | | |
168 | Обобщение и систематизация изученного материала. | | |
169 | Обобщение и систематизация изученного материала. | | |
170 | Обобщение и систематизация изученного материала. | | |
Лист изменений в календарно-тематическом планировании
№ | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам.директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |