СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2. Положения о рабочей программе учителя-предметника, реализующего ФГОС НОО.
3. Основной образовательной программы НОО МБОУ «Ворцинская основная общеобразовательная школа» на 2021-2026 годы.
4. Учебного плана МБОУ "Ворцинская ООШ" на 2021-2022 учебный год.
5. Примерной Программы начального общего образования по математике и Программы по математике к учебнику для 4 класса общеобразовательной школы авторов: И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В.Степановой «Математика». 4 класс. М.: Просвещение, 2016.
6. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2021-2022 учебный год.
Основными целями начального обучения математики являются:
математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочивания и др.)
освоение начальных математических знаний –понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
формирование критического мышления;
Согласно учебному плану на изучение математики в 4 классе отводится 136 часов (34 учебные недели, 4 часа в неделю).
Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса «Математика»
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
т.е. осуществлять обобщать, генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные результаты:
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико‑ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
арифметических вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и др.). оценки результата действия и
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи в 3—4 действия; находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться: распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться: вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
читать несложные готовые таблицы; заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета, курса «Математика»
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли‑продажи и Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, др. его цена и стоимость и Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на пр.). плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) преддр. метов, чисел, геометрических фигур и по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Содержание учебного предмета 4 класса (136ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (13 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (18 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79,729 – х = 217,х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2 – 4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (12ч)
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.
Величины. Геометрические фигуры. Доли. Решение задач изученных видов
4.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем и разделов | Дата | |
план | факт | ||
Раздел 1. Числа от 1 до 1000. Повторение. 13 часов | |||
1/1 | Повторение. Нумерация |
|
|
2/2 | Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий |
|
|
3/3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых |
|
|
4/4 | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. |
|
|
5/5 | Приемы письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. |
|
|
6/6 | Приемы письменного умножения однозначного числа на трехзначное |
|
|
7/7 | Приемы письменного деления на однозначное число |
|
|
8/8 | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные |
|
|
9/9 | Письменное деление на однозначное число |
|
|
10/10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль |
|
|
11/11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. |
|
|
12/12 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
|
13/13 | Входная контрольная работа №1. |
|
|
Раздел 2. Числа, которые больше 1000. Нумерация . 11 часов | |||
14/1 | Анализ контрольной работы. Нумерация. Класс единиц и класс тысяч |
|
|
15/2 | Чтение многозначных чисел. |
|
|
16/3 | Запись многозначных чисел. |
|
|
17/4 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. |
|
|
18/5 | Сравнение многозначных чисел. |
|
|
19/6 | Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000раз |
|
|
20/7 | Нахождение общего количества единиц определенного разряд в данном числе. |
|
|
21/8 | Класс миллионов и класс миллиардов |
|
|
22/9 | Наши проекты «Числа вокруг нас» |
|
|
23/10 | Закрепление по теме «Нумерация многозначных чисел» |
|
|
24/11 | Контрольная работа № 2 по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация»
|
|
|
Раздел 3. Числа, которые больше 1000. Величины. 18 часов | |||
25/1 | Анализ контрольной работы. Единицы длины. Километр. |
|
|
26/2 | Таблица единиц длины. |
|
|
27/3 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. |
|
|
28/4 | Таблица единиц площади |
|
|
29/5 | Измерение площади с помощью палетки |
|
|
30/6 | Единицы массы. Тонна, центнер. Таблица единиц массы |
|
|
31/7 | Контрольная работа № 3 по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» |
|
|
32/8 | Единицы времени. Определение времени по часам. |
|
|
33/9 | Единицы времени.24 часовое исчисление суток. |
|
|
34/10 | Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца событий. |
|
|
35/11 | Единицы времени. Секунда. |
|
|
36/12 | Единица времени. Век. |
|
|
37/13 | Таблица единиц времени. |
|
|
38/14 | Решение задач изученных видов. |
|
|
39/15 | Закрепление пройденного по теме «Величины» |
|
|
40/16 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
|
|
41/17 | Контрольная работа № 4 по теме «Величины». |
|
|
42/18 | Анализ контрольной работы. |
|
|
Раздел 4. Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. 11 часов | |||
43/1 | Устные и письменные приемы вычислений |
|
|
44/2 | Письменные приемы вычислений. |
|
|
45/3 | Нахождение неизвестного слагаемого. |
|
|
46/4 | Нахождение неизвестного уменьшаемого ,вычитаемого. |
|
|
47/5 | Нахождение нескольких долей целого |
|
|
48/6 | Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его доле |
|
|
49/7 | Сложение и вычитание величин |
|
|
50/8 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме |
|
|
51/9 | Странички для любознательных. Задачи-расчеты. |
|
|
52/10 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились.» |
|
|
53/11 | Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание чисел больше 1000» |
|
|
Раздел 5. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. 51 час | |||
54/1 | Анализ контрольной работы. Умножение на однозначное число. |
|
|
55/2 | Письменные приемы умножения |
|
|
56/3 | Умножение на 0 и 1.Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. |
|
|
57/4 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. |
|
|
58/5 | Деление на однозначное число. Деление с числами 0 и 1 |
|
|
59/6 | Письменные приемы деления. |
|
|
60/7 | Контрольная работа № 6 по теме «Умножение и деление чисел больше 1000». |
|
|
61/8 | Анализ работы. Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть 0. |
|
|
62/9 | Задачи на пропорциональное деление |
|
|
63/10 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть ноль |
|
|
64/11 | Решение задач на пропорциональное деление |
|
|
65/12 | Деление многозначных чисел на однозначные |
|
|
66/13 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. |
|
|
67/14 | Скорость. Единицы скорости. |
|
|
68/15 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. |
|
|
69/16 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
|
|
70/17 | Умножение числа на произведение. |
|
|
71/18 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
72/19 | Письменное умножение на числа, оканчивающимися нулями. |
|
|
73/20 | Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. |
|
|
74/21 | Контрольная работа №7 по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» |
|
|
75/22 | Анализ контрольной работы. Решение задач на встречное движение. |
|
|
76/23 | Перестановка и группировка множителей |
|
|
77/24 | Деление числа на произведение. |
|
|
78/25 | Деление числа на произведение |
|
|
79/26 | Деление с остатком на 10, 100,1000 |
|
|
80/27 | Решение задач на пропорциональное деление. |
|
|
81/28 | Письменное деление на числа, оканчивающимися нулями. |
|
|
82/29 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
|
|
83/30 | Приемы письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями |
|
|
84/31 | Контрольная работа №8 по теме «Деление чисел, оканчивающихся нулями». |
|
|
85/32 | Анализ контрольной работы. Решение задач на движение |
|
|
86/33 | Решение задач на движение в противоположных направлениях |
|
|
87/34 | Упражнение в решении задач на движение |
|
|
88/35 | Упражнение в решении задач на движение |
|
|
89/36 | Закрепление и систематизация знаний по теме «Деление и умножение на числа, оканчивающиеся нулями» |
|
|
90/37 | Наши проекты «Математика вокруг нас» |
|
|
91/38 | Устные приемы умножения числа на сумму |
|
|
92/39 | Письменные приемы умножения числа на сумму |
|
|
93/40 | Письменное умножение на двузначное число |
|
|
94/41 | Умножение на двузначное число |
|
|
95/42 | Закрепление приемов умножения на двузначное число |
|
|
96/43 | Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям |
|
|
97/44 | Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям. Закрепление. |
|
|
98/45 | Письменное умножение на трехзначное число |
|
|
99/46 | Умножениенатрехзначноечисло |
|
|
100/47 | Закрепление приемов умножения на трехзначное число |
|
|
101/48 | Закрепление приемов умножения на трехзначное число |
|
|
102/49 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
|
|
103/50 | Контрольная работа №9 по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» |
|
|
104/51 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного. |
|
|
Раздел 6. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение). 20 часов | |||
105/1 | Письменное деление на двузначное число. |
|
|
106/2 | Письменное деление с остатком на двузначное число |
|
|
107/3 | Алгоритм письменного деления на двузначное число |
|
|
108/4 | Письменное деление на двузначное число. |
|
|
109/5 | Письменное деление на двузначное число (цифра частного находится подбором) |
|
|
110/6 | Письменное деление на двузначное число |
|
|
111/7 | Письменное деление на двузначное число |
|
|
112/8 | Письменное деление на двузначное число, когда в записи частного есть нули |
|
|
113/9 | Письменное деление на двузначное число, когда в записи частного есть нули |
|
|
114/10 | Письменное деление на двузначное число |
|
|
115/11 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
|
|
116/12 | Контрольная работа № 10 по теме «Деление на двузначное число» |
|
|
117/13 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число. |
|
|
118/14 | Письменное деление на трехзначное число |
|
|
119/15 | Деление на трехзначное число, когда в записи частного есть нули |
|
|
120/16 | Проверкаумноженияделением |
|
|
121/17 | Деление с остатком |
|
|
122/18 | Деление на трехзначное число. Закрепление. |
|
|
123/19 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Страничкадлялюбознательных. |
|
|
124/20 | Контрольная работа № 11 по теме «Деление на трехзначное число. |
|
|
Раздел 7. Числа, которые больше 1000. Итоговое повторение. 12 часов | |||
125/1 | Работанадошибками. Нумерация | | |
126/2 | Выражения и уравнения | | |
127/3 | Арифметические действия: сложение и вычитание | | |
128/4 | Арифметические действия: умножение и деление | | |
129/5 | Правила о порядке выполнения действий | | |
130/6 | Величины | | |
131/7 | Геометрическиефигуры | | |
132/8 | Задачи | | |
133/9 | Итоговая контрольная работа. | | |
134/10 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | |
135/11 | Распознавание и название геометрических тел: куб, пирамида, шар. Изготовлениемоделейкуба, пирамиды | | |
136/12 | Обобщающий урок – игра «В поисках клада» | | |
Контрольно-измерительные материалы.
Входная контрольная работа № 1. Вариант 1 1. Реши задачу: Из 32 метров ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько потребуется метров ткани, чтобы сшить 12 таких платьев?
2. Найди значения выражений (запиши решение в столбик). 109•7 486•2 686:7 608 — 359 3 •251 436: 4 792:3 328 + 296
3. Вычисли: 72 + 48 : (3 + 2) (1230 + 600) — ( 570 — 70)
4. Вычисли периметр и площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 3 см.
5*. Продолжи ряд чисел, записав еще 3 числа: 608, 618, 628.
6*. Составь выражение, для вычисления которого надо выполнить (по порядку) вычитание, деление, сложение.
7*. Логическая задача. Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если к моим яблокам прибавить половину их, да еще десяток, то у меня была бы целая сотня». Сколько яблок у неё было?
Вариант 2 1. Реши задачу: Из 32 метров ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько можно сшить таких платьев из 60 метров ткани?
2. Найди значения выражений (запиши решение в столбик). 407•2 2•462 812•2 706 — 428 278 •3 536: 8 792:3 246 + 479
3. Вычисли:
4.Найди периметр и площадь квадрата со стороной 7 см.
5*. Продолжи ряд чисел, записав еще 3 числа: 995, 985, 975.
6*. Составь выражение, для вычисления которого надо выполнить (по порядку) деление, сложение, умножение.
7*. Логическая задача. Зачерпнул Емеля 37 литров воды в два ведра. Пока влезал на печь, пролил 2 литра воды из первого ведра и 5 литров воды из второго. Зато воды стало поровну. Сколько литров воды было в каждом ведре? |
|
Контрольная работа № 2 по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» Вариант 1 1. Реши задачу: В овощной ларек привезли 4 ящика яблок по 50 кг в каждом и 3 ящика груш по 60 кг в каждом. Сколько килограммов фруктов привезли в овощной ларек?
2. Укажи порядок действий, вычисли. а) 99+32:4+26 в) 360:40·(210-150) д)50 +42:6·8 б)(320-170):(210:7) г)72:9:4·8 е) 600:(70·4-180)
3. Реши уравнение: а) х – 800 =0; в) 430 : х = 430; б) 120 · х = 0; г) 430 + х = 430.
4*. Расставь скобки так, чтобы равенства стали верными: 60 + 40 — 16 : 4 = 66; 24 : 56 — 8 ∙ 4 = 1; 96 — 12 ∙ 6 : 3 = 8.
Вариант 2.
1. В детский сад привезли 7 кукол по 60 руб. и 6 мячей по 70 руб. Сколько рублей заплатили за всю покупку?
2. Укажи порядок действий, вычисли. а) 63:7:3·8 в) 45+72:9-28 д) 300:(40·4-110) б) 60-45:9·4 г)(580-90):(420:6) е)250:5·(210-190)
3 Реши уравнение: а) 560 + х=560; в) х : 230=0; б) 300 – х = 0; г) 670 · х = 670.
4*. Расставь скобки так, чтобы равенства стали верными: 64 : 64 — 8 ∙ 4 = 2; 63 : 9 + 54 = 1; 75 — 15 : 5 + 10 = 22.
| т 2.
|
Контрольная работа № 3 по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» Вариант 1 1.Запиши числа: 75 сотен, 758 сотен, 785 десятков, 75 тысяч. Расположи их в порядке возрастания. 2.Замени суммой разрядных слагаемых: 317107, 8500235. 3.Сравни числа. 574215 …573215; 56000 …65000; 7615 … 7165; 3714 …3174. 4. Из чисел 7548, 9287, 5348, 2976, 8400 выпиши самое маленькое и самое большое число. 5. Продолжи ряды чисел: 12496, 12497, 12498, …, …, …. 810004, 810003, 810002, …, …, …. 6. Запиши числа, которые содержат: 50 тыс. 30 ед = … 200 тыс.2 ед = … 8 тыс.8ед. = … 7*. Найди закономерность и продолжи числовой ряд: 5670, 5672, 5674, …, …, … . 3970, 3860, 3750, …, …, … . Вариант 2 1.Запиши числа: 84 сотни, 845 сотен, 854 десятка, 85 тысяч. Расположи их в порядке возрастания.
2.Замени суммой разрядных слагаемых: 263301, 7300123.
3.Сравни числа. 685400 …694500; 37514 …73514; 5827 … 5872; 8111 …9198.
4. Из чисел 35130, 68247, 90000, 24352, 68371 выпиши самое маленькое и самое большое число.
5. Продолжи ряды чисел: 74396, 74397, 74398, …, …, …. 270003, 270002, 270001, …, …, ….
6. Запиши числа, которые содержат: 70 тыс. 2ед = … 102 тыс.20ед = … 7 тыс.80ед. = …
7*. Найди закономерность и продолжи числовой ряд: 2590, 2600, 2610, …, …, … . 39720, 37520, 35320, …, …, … . |
|
Контрольная работа № 4 по теме «Величины» Вариант 1 1. Решить задачу: Что легче и на сколько килограммов: 8 коробок конфет по 32 кг в каждой или 7 коробок вафель по 36 кг в каждой?
2. Сравни и поставь знаки «», « 2500 мм … 25 см 3км 205 м ...3250м 6т 800кг … 68 ц 10250 кг … 10 т 2 ц 5249 … 5 ∙ 1000 + 2 ∙ 100 + 9 ∙ 10 + 4
3. Выполни вычисления: 25819 + 1 500 000 — 1 130007 + 8000 309 ∙ 100 395000 : 100 75800 — 10000
4. Вычислите: а) Периметр и площадь прямоугольника со сторонами 2 см и 4 см. б) Длину стороны квадрата с таким же периметром и его площадь.
5*. Запишите величины в порядке возрастания: 5 дм2, 50 см2, 500 дм2, 5000 см2.
6*. Решите задачу: Каждый торт разрезали пополам, а каждую половину — еще пополам. На каждое из 12 блюдец положили 1 кусок торта. Сколько было тортов?
Вариант 2 1. Реши задачу: Что тяжелее и на сколько килограммов: 6 мешков муки по 46 кг или 5 мешков риса по 48 кг в каждом?
2. Сравни и поставь знаки «», « 12 дм 80 мм … 1280 мм 52 мм … 2см 5 мм 2400 кг … 240 ц 6 т 8 кг … 6080 кг 814129 … 814100 + 2 ∙ 10 + 9
3. Выполните вычисления: 73549 + 1 268 ∙ 1000 206317 — 300 326000 — 1000 84600 : 100 30 000 — 1
4. Вычисли: а) Периметр и площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 3 см. б) Длину стороны квадрата с таким же периметром и его площадь.
5*. Запишите величины в порядке возрастания: 7 дм2, 70 см2, 700 дм2, 7000 см2.
6*. Решите задачу: Из 24 красных и 18 белых роз составляют букеты. В каждом букете — 3 красных и 3 белых розы. Какое наибольшее число букетов можно сделать? |
|
Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание чисел больше 1000». Вариант 1 1.На комбинате в декабре изготовили 7163 л сока, а в январе – на 678 л меньше. Из всего сока 9789 л разлили в пакеты, а остальной сок – в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки.
2. Выполни вычисления и сделай проверку: 70000 – 24618; 804608 + 96395; 312879 – 179542;
3. Вычисли, записывая вычисления в столбик: 28км640м – 9 км890м; 18т360кг + 16т740кг; 4ч40 мин – 55мин;
4. Реши уравнение: 290 + х = 640 – 260.
5*. Вставь пропущенные цифры: 3∆79 + 43∆1 560∆ ∆∆568
6*. Укажи порядок действий: a:b - c·d + k · m :n
Вариант 2. 1.Зимой в магазине продали 3486 кукол, весной – на 697 кукол меньше. Из всех проданных кукол 4486 кукол были в платьях, а остальные – в спортивных костюмах. Сколько было кукол в спортивных костюмах?
2. Выполни вычисления и сделай проверку: 600600 – 24863; 143807 + 57296; 529631 – 181479;
3. Вычисли, записывая вычисления в столбик: 16 т230 кг – 9т750 кг; 32км560м +19км540м; 2ч2 мин – 45мин;
4. Реши уравнение: 400 – х = 275 + 25.
5*. Вставь пропущенные цифры: 671∆ + 5∆83 76∆9 ∆∆626
6*. Укажи порядок действий: a:(b – c)· d + k · (m :n).
|
|
Контрольная работа № 6 по теме «Умножение и деление чисел больше 1000».
Вариант 1. 1. Реши задачу: В концертном зале 2000 мест. В партере 1200 мест. В амфитеатре мест в 3 раза меньше, чем в партере, а остальные места на балконе. Сколько мест на балконе?
2. Найди значения выражений: (10283 + 16789) : 9 5 ∙ (125 + 75) : 20 + 80 (200496 — 134597) ∙ 2
3. Сравни и поставь знаки «», « 6 т 20 кг … 6 т 2 ц; 20 км 300 м ...23000 м; 3 сут 10 ч … 190 ч
4. Реши уравнение: 3 ∙ х = 87 — 6
5. Найдите площадь прямоугольника, если его длина 9 см, а ширина на 5 см меньше.
6*. Внук, родившийся в 1992 году, на 65 лет моложе деда. В каком году родился дед?
7*. Реши задачу. В двух лодках разместилось 12 человек, в одной — в два раза больше, чем в другой. Угадай, сколько человек в каждой лодке?
Вариант 2. 1. Реши задачу: На рынок привезли груши, яблоки и сливы, всего 4т . Яблок было 2240 кг, груш в 2 раза меньше, чем яблок, а остальные сливы. Сколько килограммов слив привезли на рынок?
2. Найди значения выражений: (10283 + 16789) : 9 5 ∙ ( 125 + 75) : 20 + 80 (200496 — 134597) ∙ 2
3. Сравни и поставь знаки «», « 5 км 4 м … 5 км 40дм; 245 ч … 4сут 5 ч 00 мин; 6 т 200 кг … 62000 кг
4. Реши уравнение: 84 : х = 6 ∙ 7
5. Найди площадь прямоугольника, если его ширина 4 см, а длина в 2 раза больше.
6*. Бабушка родилась в 1934 году. В каком году родилась внучка, если она на 56 лет моложе бабушки?
7*. Реши задачу: У Оли и Кати вместе столько же яблок, сколько у Коли и Толи. У Кати 5 яблок, а у Коли 8 яблок. У кого яблок больше: у Оли или у Толи? |
|
Контрольная работа № 7 по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями». Вариант 1. 1. Решите задачу: От двух пристаней, находящихся на расстоянии 90 км друг от друга, одновременно отправились навстречу друг другу два теплохода и встретились через 2 часа. Скорость одного из них 21 км/ч. С какой скоростью шел второй теплоход?
2. Вычисли, выполнив запись столбиком: 43600 · 5 = 2400 · 30 = 540 · 700 = 80 · 356 =
3. Реши уравнение: х – 546 = 35 + 64 х · (500 : 100) = 125
4. Вырази в указанных единицах измерения: 45м2дм = … дм; 8т5ц = … кг; 7 сут14ч = … ч; 20000 см2 = …м2.
5*. На прямой отметили 10 точек так, что расстояние между любыми соседними точками равно 5 см. Каково расстояние между крайними точками?
Вариант 2. 1. Решите задачу: Две девочки одновременно вышли из своих домов на встречу друг другу и встретились через 3 мин. Скорость первой девочки 60 м/мин, а второй девочки – 7м/мин. Каково расстояние между их домами?
2. Вычисли, выполнив запись столбиком: 2300 · 90 = 64000 · 3 = 640 · 800 = 70 · 235 =
3. Реши уравнение: 376 – х = 7· 9 у : 3 = 720 : 9
4. Вырази в указанных единицах измерения: 4ч23мин = … мин; 36ц5кг = … кг; 34000 дм2; 7м14см = … см.
5*. Сколько различных произведений, кратных 10, можно составить из множителей 2, 3, 5, 7?
|
|
Контрольная работа № 8 по теме «Деление чисел, оканчивающихся нулями». Вариант 1. 1. Решите задачу: Из двух городов, расстояние между которыми 330 км, одновременно навстречу друг другу выехали два автобуса и встретились через 3 часа. Первый автобус ехал со средней скоростью 60 км/ч. С какой средней скоростью ехал второй автобус?
2. Выполните вычисления: 67500 : 900= 36200 : 40 = 2374 · 50 = 843 · 600 =
3. Выполните деление с остатком: 7360 : 800 = 11970 : 400 =
4. Найди ширину прямоугольника, если известно, что его площадь равна 7200 дм2, а длина 80 дм.
5*. Вставь пропущенные знаки арифметических действий и расставь скобки так, чтобы равенство стало верным. 6*6*6*6*6*6*6* = 100.
Вариант 2. 1. Решите задачу: Из двух городов, расстояние между которыми 560 км одновременно навстречу друг другу выехали два поезда и встретились через 4 часа. Первый поезд ехал со средней скоростью 65 км/ч. С какой средней скоростью ехал второй поезд?
2. Выполните вычисления: 36800 : 800= 18270 : 30 = 2643 · 70 = 659 · 700 =
3. Выполните деление с остатком: 4380 : 600 = 13590 : 300 =
4. Найди длину прямоугольника, если известно, что его площадь равна 4800 дм2, а ширина 80 дм.
5*. Вставь пропущенные знаки арифметических действий и расставь скобки так, чтобы равенство стало верным. 5*5*5*5*5 = 100.
|
|
Контрольная работа № 9 по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» Вариант 1. 1. Решите задачу: Из двух городов, расстояние между которыми 200 км, одновременно в противоположных направлениях выехали два автомобиля. Скорость одного 65 км/ч, а другого – 35 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
2. Выполни вычисления: 654 · 98 8104 · 65 579 · 780 738 · 52 7415 · 32 3004 · 401
3. Реши уравнение: а + 120 = 4000 : 5
4. Найдите значение выражения: 9000 – 424 · 76 : 4
5*. Реши задачу: Оля вышла на прогулку на 3 минуты раньше, чем Алеша. Алеша вышел на 2 минуты позже, чем Саша. Кто из детей вышел раньше всех и на сколько минут?
Вариант 2. 1. Решите задачу: Из двух поселков, расстояние между которыми 40 км, одновременно в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного 5 км/ч, а другого – 6 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
2. Выполни вычисления: 357 · 48 351 · 702 6814 · 820 5702 · 37 812 · 64 8003 · 231
3. Реши уравнение: а + 970 = 69 · 32
4. Найдите значение выражения: 8000 – 568 · 14 : 2
5*. Реши задачу: Врач прописал больному пять уколов – по уколу через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы?
|
|
Контрольная работа № 10 по теме «Деление на двузначное число» Вариант 1. 1. Решите задачу: Один отрез ткани стоит 450 руб., второй отрез такой же ткани – 750 руб. В первом отрезе на 2 м ткани меньше, чем во втором. Сколько метров ткани в каждом отрезе?
2. Вычисли значение выражения: 567 · 40 9398 : 37 8700 : 60 5000 : (5000 : 1) – 1 (400 · 12 · 15) : 105.
3. Реши уравнения: х - 80 = 7200 : 10 у : 1 = 456.
4. Заполни пропуски: 6 м2 = … дм2 5ч20мин = … мин 5т24кг = … кг.
5. Периметр прямоугольника равен 7дм4см. Длина одной его стороны равна 2дм5см. Найди длину второй стороны.
6*. Установи последовательность и продолжи ряд чисел. 7, 67, 567, … .
Вариант 2. 1. Решите задачу: На зиму заготовили сок в одинаковых банках: 57 л томатного сока и 84 л яблочного. Яблочного сока получилось на 9 банок больше. Сколько заготовили томатного сока и сколько яблочного?
2. Вычисли значение выражения: 832 · 80 58773 : 39 8200 · 892 3000 · 1 – 3000 : 100 (400 - 12 · 20) : 10.
3. Реши уравнения: х - 90 = 4800 : 10 у · 1 = 235.
4. Заполни пропуски: 8 м2 = … дм2 4ч50мин = … мин 7230ц = … кг.
5. Периметр прямоугольника равен 9дм2см. Длина одной его стороны равна 3дм5см. Найди длину второй стороны.
6*. Задумали два числа. Сумма этих чисел равна 276, а произведение –нулю. Какие это числа? |
|
Контрольная работа № 11 по теме «Деление на трехзначное число» Вариант 1 1.Реши задачу: Из питомника привезли 3600 луковиц тюльпанов, а луковиц ирисов – в 5 раз меньше. Двенадцатую часть всех ирисов посадили на городские клумбы, а остальные отдали в детские сады. Сколько ирисов посадят в детских садах? 2.Вычисли значения выражений и сделай проверку. 358 · 209 2844840 : 471. 3. Выполни действия, вставь пропущенные числа. 33м49см + 22м68см = …м …см 8мин10сек – 7мин45сек = … мин … сек. 3т2ц75кг – 8ц98кг = … т… ц … кг. 4. Реши уравнение: 112 : х = 48 : 6 5*. Сколько нужно досок длиной 3м и шириной 2дм, чтобы настелить пол в квадратной комнате, сторона которой 6 м? Вариант 2 1.Реши задачу: В теплице собрали 2352кг помидоров, а огурцов – в 7 раз меньше. Седьмую часть всех огурцов отправили на консервный завод, а остальные продали. Сколько килограммов огурцов продали? 2.Вычисли значения выражений и сделай проверку. 898 · 306 760760 : 364. 3. Выполни действия, вставь пропущенные числа. 8м7см - 5 дм9см = …м … дм…см 2мин52сек + 43сек = … мин … сек. 2т2ц88кг + 7ц86кг = … т… ц … кг. 4. Реши уравнение: 112 : х = 48 : 6 5*. Сколько нужно досок длиной 4м и шириной 4дм, чтобы настелить пол в квадратной комнате, сторона которой 8 м? |
Итоговая контрольная работа. Вариант 1 1.Расположите числа в порядке возрастания 7864, 7564, 795, 7964, 7664, 74645. Увеличьте трехзначное число в 5 раз. Уменьшите пятизначное число на 1823. 2. Вычислите значение выражения: 18848 : 38 + (260 – 4) · 20. 3. Сравните величины: 6км64м … 665м 4т8ц … 408 кг 2ч50мин … 200мин. 4.Решите уравнения: 171 : х = 3; 85 · х = 600 + 335. 5. Решите задачу: Поезд прошел 280 км за 4 часа. Сколько времени ему потребуется, чтобы пройти 630 км, если он будет идти с той же скоростью? 6. Геометрическая задача. Длина прямоугольника 18 см, а ширина в 6 раз меньше. Вычислите периметр и площадь прямоугольника. 7*. У Иры было 40 руб. Она купила 4 открытки по 5 руб. и 3 конверта по 2 руб. Хватит ли ей денег на покупку тетради, если она стоит 3 руб.? Вариант 2 1.Расположите числа в порядке возрастания 9576, 9876, 946, 9976, 9676, 97764. Увеличьте трехзначное число в 4 раза. Уменьшите пятизначное число на 8516. 2. Вычислите значение выражения: 35082 : 18 + (360 – 7) · 30. 3. Сравните величины: 5км63м … 564м 2т8ц … 208 кг 4ч20мин … 400мин. 4.Решите уравнения: 920 : х = 4; 63 · х = 500 + 256. 5. Решите задачу: Турист проехал 48 км за 3 часа. Сколько времени ему потребуется, чтобы проехать 64 км, если он будет ехать с той же скоростью? 6. Геометрическая задача. Длина прямоугольника 15 см, а ширина в 3 раза меньше. Вычислите периметр и площадь прямоугольника. 7*. У Коли было 40 руб. Он купил 3 солдатика по 5 руб. и 3 ручки по 4 руб. Хватит ли ему денег на покупку машинки, если она стоит 17 руб.? |
|
II вариант контрольных работ.
Контрольная работа №1
Вариант 1
1.Запиши наименьшее пятизначное число и число, которое следует за ним при счете.
2.Выполни вычисления:
328+243 984-638 215*4
49 739+1 10 000-1 843 972-3 000
546*1 000 849 600:10 67 800+90
3.Сравни числа и поставь нужный знак ( или
207 039 и 270 039 12 650 и 12 065
4.В 12 лодках можно перевезти 48 человек, размещая их поровну в каждой лодке. Сколько людей перевезли на 7 таких лодках?
5*.Запиши 2 числа, произведение которых равно 100, а частное 1.
Вариант 2
1. Запиши наибольшее пятизначное число и число, которое следует за ним при счете.
2. Выполни вычисления:
436 + 259 792 – 456 828 : 3
73 569 + 1 30000 – 1 709318 - 300
689 * 1 000 95800 : 100 138000 + 45
3. Сравни числа и поставь нужный знак ( или
450070 и 405070 25390 и 25309
4. В санаторий привезли 100 кг картофеля в 5 одинаковых мешках. Сколько килограммов картофеля в 3 таких мешках?
5*. Запиши 2 числа, произведение которых равно 100, а разность 0.
Контрольная работа №2.
Вариант 1
1.Запиши число, в котором 7 единиц класса тысяч. Уменьши его на 2.
2. Выполни вычисления:
1)83 709-3 700 999 979+1 675*100
19 520+1000 1 000 000-1 2 400:10
2)790-(130-70) (106*4+276):100
3.Заполни окошки такими числами, чтобы стали верными равенства:
6
000 м = км 4см2 = мм2 9 000 кг = ц
8
0 см = мм 3м2 = дм27 мин = с
4.Внуку 9 лет, а дедушка на 54 года старше внука. Во сколько раз внук моложе дедушки?
5*.Запиши такое числовое равенство, в котором частное будет равно делимому.
Вариант 2
1.Запиши число, в котором 205 единиц класса тысяч. Уменьши его на 1.
2.Выполни вычисления:
1) 899989+1 45283-40000 8100:100
100000-1 23876+2000 4718*10
2) 640-(270+70) (456-7*8):10
3.Заполни окошки такими числами, чтобы стали верными равенства:
8
км = м 200мм2 = см2 7 000 кг = т
7
м8см = мм 1км2 = м2300с = мин
4.На большом подносе 48 булочек, а на маленьком в 3 раза меньше. На сколько больше булочек на большом подносе, чем на маленьком?
5.*Запиши такое числовое равенство, в котором произведение будет равно одному из множителей.
Контрольная работа №3
Вариант 1.
1.Выполни вычисления:
24618+4536 32879-19586
7518*3 16002:7
2.Выполни вычисления и сделай проверку:
28км640м – 9км890м
3.Реши уравнения:
х – 180=20*6 90 + х=1800:10
4. С одного поля собрали 1т 800кг картофеля, а с другого – в 3 раза меньше. Весь картофель разложили в мешки, по 40 кг в каждый. Сколько мешков с картофелем получили?
5. В магазин привезли 32 коробки конфет, по 9кг в каждой, и 36 коробок вафель, по 8 кг в каждой. Каких сладостей привезли больше и на сколько килограммов?
Вариант 2.
1.Выполни вычисления:
42731+23895 97586 – 33569
8416*4 32568:6
2.Выполни вычисления и сделай проверку:
29 т 350 кг + 18 т 980 кг
3.Реши уравнения:
х+60=16*6 470 – х=30*4
4.С одного участка собрали 120 кг помидоров, а с другого - в 3 раза больше. Все помидоры разложили в коробки, по 8 кг в каждую. Сколько коробок заняли помидорами?
5.В понедельник на хлебозавод привезли 6 мешков муки, по 46 кг в каждом, а во вторник – 5 мешков муки, по 48кг в каждом. На сколько меньше килограммов муки привезли во вторник, чем в понедельник?
Контрольная работа №4
Вариант 1.
1. Какое расстояние проедет всадник за 3 ч, если скорость его движения 13 км/ч?
2.Выполни вычисления:
534*600 2380*40 3405*300 4809*600
500*(2357 – 2000) 26300+700*2536
3. Две черепахи начали двигаться одновременно навстречу друг другу, когда находились на расстоянии 66 м. Скорость одной черепахи 5 м/мин, а другой – 6 м/мин. Через сколько минут черепахи встретятся?
4*. Периметр квадрата равен 16 см. Из трёх таких квадратов сложили один прямоугольник. Найди периметр и площадь этого прямоугольника.
Вариант 2.
1. За 2 ч велосипедист проехал 28 км. С какой скоростью ехал велосипедист?
2. Выполни вычисления:
457*500 3160* 30 2608*400 2707*500
15400 + 600*1358 35800+400*2843
3. Слон и слонёнок начали двигаться одновременно навстречу друг другу. Скорость слона 60 м/мин, скорость слонёнка 20 м/мин. Слоны встретились через 10 мин. Какое расстояние было между ними сначала?
4*. Периметр квадрата равен 24 см. Из трёх таких квадратов сложили один прямоугольник. Найди периметр и площадь этого прямоугольника.
Контрольная работа №5.
Вариант 1.
1. Выполни вычисления:
44820:60 269100:900 72800:700
187200: (3000 – 2920) 597800 : (4600 – 4530)
2. От одной платформы одновременно в противоположных направлениях отошли два поезда. Скорость движения одного поезда 40 км/ч, а другого – 30 км/ч. Через сколько часов расстояние между поездами будет 280 км?
3. Реши уравнения:
77:у=99:9 у:60=95-25
4*. Запиши 2 числа, при умножении которых получается 105. Найди 3 варианта.
Вариант 2.
1. Выполни вычисления:
12700:50 248800:800 98100:900
53730 : (2000 – 1910) 23350 : (3000 – 2950)
2. От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отошли два катера. Скорость движения одного катера 32 км/ч, а другого – 38 км/ч. Через сколько часов расстояние между катерами будет 350 км?
3. Реши уравнения:
х*40=640+560 240:х=64:16
4*. Запиши 2 числа, при умножении которых получается 104. Найди 3 варианта.
Контрольная работа №6.
Вариант 1.
Выполни вычисления:
2376*84 4347*68
146300:700*300 2340:30*69
За 12 одинаковых тетрадей заплатили на 56 р. Больше, чем за 5 таких же тетрадей. Сколько стоит одна тетрадь?
Огород имеет форму прямоугольника со сторонами 30 м и 20 м. Две третьи части всей площади заняли огурцами. Сколько квадратных метров заняли огурцами?
Поставь пропущенные знаки арифметических действий так, чтобы стали верными равенства:
60_20_200=1000 800_20_40=80
Вариант 2.
1.Выполни вычисления:
3528*74 4347*64
246400:800*700 5340:60*56
2. На 12 одинаковых плащей израсходовали на 36 м ткани больше, чем на 3 таких же плаща. Сколько метров ткани израсходовали на один плащ?
3.Сад имеет форму прямоугольника со сторонами 40 м и 80 м. Три восьмые части сада заняты яблонями. Сколько квадратных метров занимают яблони?
4. Поставь пропущенные знаки арифметических действий так, чтобы стали верными равенства:
70_70_100=5000 600_30_70=1400
Контрольная работа №7.
Вариант 1.
1.Выполни деление:
288648:72 61983:97 62652:69 53816:56
2. Если в каждом зале помещать по 28 картин, то все картины займут 48 залов. Сколько залов займут все эти картины, если в каждый зал помещать по 24 картины?
3. Сравни и поставь знак ,
430 дм * 34 м 4 км 615 м * 4651 м 150 мин * 3 ч
4*. Восстанови пропущенные числа.
2_879
х _
----------
_ _ 9_ _ 6
Вариант 2.
1. Выполни деление:
25543:89 27360:38 43992:78 13630:29
2. Если на каждую страницу помещать 32 строки, то весь текст займет 52 страницы. Сколько страниц займёт этот текст, если на каждую страницу помещать 26 строк?
3. Сравни и поставь знак ,
72 т * 720 ц 241 ч * 10 сут 3 т 917 кг * 3 т 719 кг
4*. Восстанови пропущенные числа.
26_4
Х _
----------
_ _ _ 88
Контрольная работа №8.
Вариант 1.
1.Выполни вычисления:
65000 – 8679 56387 + 47918 5098 * 27 19712:64
150131 – 25942:7*27 2 км 916 м + 4 км 84 м
2. Реши уравнения:
456 – х=7*8
3. В 7 одинаковых по массе пакетах 28 кг мандаринов. Сколько потребуется таких пакетов, чтобы так же разложить 64 кг мандаринов?
4.От школы одновременно в противоположных направлениях пошли мальчик и девочка. Девочка шла со скоростью 70 м/мин, а скорость мальчика была на 10 м/мин больше. Какое расстояние будет между ними через 20 мин?
5. Начерти прямоугольник со сторонами 6 см и 4 см. Найди его периметр и площадь. Отметь и закрась одну третью часть площади прямоугольника.
Вариант 2.
1.Выполни вычисления:
6098*45 60079 – 7385 59346 + 18958 35958:78
(20100 – 18534) : 6 * 25 3 т 70 кг – 2 т 180 кг
2. Реши уравнения:
у:12=42+58
3. За 5 одинаковых коробок пластилина заплатили 70 р. Сколько таких коробок пластилина можно купить на 98 р.?
4. Брат и сестра одновременно вышли из дома и пошли по улице в противоположных направлениях. Сестра шла со скоростью 80 м/мин, а скорость брата была на 10 м/мин больше. Какое расстояние будет между ними через 20 мин?
5. Начерти квадрат со стороной 4 см. Найди его периметр и площадь. Отметь и закрась три четвертых части площади квадрата.
Итоговая контрольная работа№9.
Вариант 1 1.Расположите числа в порядке возрастания 7864, 7564, 795, 7964, 7664, 74645. Увеличьте трехзначное число в 5 раз. Уменьшите пятизначное число на 1823. 2. Вычислите значение выражения: 18848 : 38 + (260 – 4) · 20. 3. Сравните величины: 6км64м … 665м 4т8ц … 408 кг 2ч50мин … 200мин. 4.Решите уравнения: 171 : х = 3; 85 · х = 600 + 335. 5. Решите задачу: Поезд прошел 280 км за 4 часа. Сколько времени ему потребуется, чтобы пройти 630 км, если он будет идти с той же скоростью? 6. Геометрическая задача. Длина прямоугольника 18 см, а ширина в 6 раз меньше. Вычислите периметр и площадь прямоугольника. 7*. У Иры было 40 руб. Она купила 4 открытки по 5 руб. и 3 конверта по 2 руб. Хватит ли ей денег на покупку тетради, если она стоит 3 руб.? Вариант 2. | Вариант 2
|
1.Расположите числа в порядке возрастания 9576, 9876, 946, 9976, 9676, 97764.
Увеличьте трехзначное число в 4 раза.
Уменьшите пятизначное число на 8516.
2. Вычислите значение выражения: 35082 : 18 + (360 – 7) · 30.
3. Сравните величины:
5км63м … 564м 2т8ц … 208 кг 4ч20мин … 400мин.
4.Решите уравнения: 920 : х = 4; 63 · х = 500 + 256.
5. Решите задачу:
Турист проехал 48 км за 3 часа. Сколько времени ему потребуется, чтобы проехать 64 км, если он будет ехать с той же скоростью?
6. Геометрическая задача.
Длина прямоугольника 15 см, а ширина в 3 раз меньше. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.
7*. У Коли было 40 руб. Он купила 3 солдатика по 5 руб. и 3 ручки по 4 руб. Хватит ли ему денег на покупку машинки, если она стоит 17 руб.?
© 2022, Дюкина Лариса Геннадьевна 485 0