ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897; примерным тематическим планированием. УМК И.Я. Виленкина и др. «Математика. 5». Сборник рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательной организации/ (составитель Т.А. Бурмистрова). - 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Преподавание предмета «Математика» ведется по учебнику Математика. 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / И.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд 34-е изд, стер.-М.:Мнемозина, 2015.
Программа позволяет обеспечить формирование актуальных предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по математике определяется по результатам промежуточного (текущего) и итогового контроля. Промежуточный контроль может проводиться в форме математических диктантов, зачетов и контрольных работ, а итоговый - в форме контрольной работы, которая проводится в IV четверти учебного года. В 5 классе планируется провести 14 контрольных работ.
На изучение математики в 5 классе отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;
умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими формулами;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание:
названий и последовательности чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счётная единица;
названия и последовательность разрядов в записи числа;
названия и последовательность первых трёх классов;
сколько разрядов содержится в каждом классе;
соотношение между разрядами;
сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
как устроена позиционная десятичная система счисления;
единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
выполнять операции над десятичными дробями;
преобразовывать десятичную дробь в обыкновенную и наоборот;
округлять целые числа и десятичные дроби;
находить приближённые значения величин с недостатком и избытком;
выполнять приближённые вычисления и оценку числового выражения;
функциональной связи между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).
Выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях; выполнять проверку правильности вычислений;
выполнять умножение и деление с 1000;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;
решать простые и составные текстовые задачи;
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
находить вероятности простейших случайных событий;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;
строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы;
- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
- создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Повторение курса начальной школы (4 ч)
2. Натуральные числа и шкалы (15 ч)
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
3.Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч)
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель - закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
4.Умножение и деление натуральных чисел (27 ч)
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
5.Площади и объемы (12 ч)
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель - расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
6. Обыкновенные дроби (23 ч)
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель - познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
7.Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч)
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель - выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей
8.Умножение и деление десятичных дробей (26 ч)
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель - выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
9. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч)
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель - сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
10.Итоговое повторение (12 ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(5 ч. в неделю, всего – 170 ч.)
№ урока | № пункта | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Повторение курса начальной школы (4 ч) |
1 | | Числа и величины. Арифметические действия | 1 | | |
2 | | Решение текстовых задач | 1 | | |
3 | | Геометрические фигуры и величины | 1 | | |
4 | | Уравнения | 1 | | |
Глава I. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА ( 75 ч) |
§ 1. Натуральные числа и шкалы (15 ч) |
5 | 1 | Натуральные числа | 1 | | |
6 | 1 | Обозначение натуральных чисел | 1 | | |
7 | 1 | Обозначение натуральных чисел | 1 | | |
8 | 2 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | 1 | | |
9 | 2 | Длина отрезка | 1 | | |
10 | 2 | Треугольник | 1 | | |
11 | 3 | Плоскость. Прямая. Луч | 1 | | |
12 | 3 | Прямая. Луч | 1 | | |
13 | 4 | Шкалы и координаты | 1 | | |
14 | 4 | Шкалы и координаты | 1 | | |
15 | 4 | Шкалы и координаты | 1 | | |
16 | 5 | Меньше или больше | 1 | | |
17 | 5 | Меньше или больше | 1 | | |
18 | 5 | Меньше или больше | 1 | | |
19 | | Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа и шкалы» | 1 | | |
§ 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч) |
20 | 6 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
21 | 6 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
22 | 6 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
23 | 6 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
24 | 6 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
25 | 7 | Вычитание | 1 | | |
26 | 7 | Вычитание | 1 | | |
27 | 7 | Вычитание | 1 | | |
28 | 7 | Вычитание | 1 | | |
29 | | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | | |
30 | 8 | Числовые и буквенные выражения | 1 | | |
31 | 8 | Числовые и буквенные выражения | 1 | | |
32 | 8 | Числовые и буквенные выражения | 1 | | |
33 | 9 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 1 | | |
34 | 9 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 1 | | |
35 | 9 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 1 | | |
36 | 10 | Уравнение | 1 | | |
37 | 10 | Уравнение | 1 | | |
38 | 10 | Уравнение | 1 | | |
39 | 10 | Уравнение | 1 | | |
40 | | Контрольная работа № 3 по теме «Выражения и уравнения» | 1 | | |
§ 3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч) |
41 | 11 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
42 | 11 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
43 | 11 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
44 | 11 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
45 | 11 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
46 | 12 | Деление | 1 | | |
47 | 12 | Деление | 1 | | |
48 | 12 | Деление | 1 | | |
49 | 12 | Деление | 1 | | |
50 | 12 | Деление | 1 | | |
51 | 12 | Деление | 1 | | |
52 | 12 | Деление | 1 | | |
53 | 13 | Деление с остатком | 1 | | |
54 | 13 | Деление с остатком | 1 | | |
55 | 13 | Деление с остатком | 1 | | |
56 | | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | | |
57 | 14 | Упрощение выражений | 1 | | |
58 | 14 | Упрощение выражений | 1 | | |
59 | 14 | Упрощение выражений | 1 | | |
60 | 14 | Упрощение выражений | 1 | | |
61 | 14 | Упрощение выражений | 1 | | |
62 | 15 | Порядок выполнения действий | 1 | | |
63 | 15 | Порядок выполнения действий | 1 | | |
64 | 15 | Порядок выполнения действий | 1 | | |
65 | 16 | Степень числа | 1 | | |
66 | 16 | Квадрат и куб числа | 1 | | |
67 | | Контрольная работа № 5 по теме «Упрощение выражений. Степень числа» | 1 | | |
§ 4. Площади и объёмы (12 ч) |
68 | 17 | Формулы | 1 | | |
69 | 17 | Формулы | 1 | | |
70 | 18 | Площадь | 1 | | |
71 | 18 | Формула площади прямоугольника | 1 | | |
72 | 19 | Единицы измерения площадей | 1 | | |
73 | 19 | Единицы измерения площадей | 1 | | |
74 | 19 | Единицы измерения площадей | 1 | | |
75 | 20 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | | |
76 | 21 | Объёмы | 1 | | |
77 | 21 | Объёмы | 1 | | |
78 | 21 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 1 | | |
79 | | Контрольная работа № 6 по теме «Площади и объемы» | 1 | | |
Глава II. ДРОБНЫЕ ЧИСЛА (79 ч) |
§ 5. Обыкновенные дроби (23 ч) |
80 | 22 | Окружность и круг | 1 | | |
81 | 22 | Окружность и круг | 1 | | |
82 | 23 | Доли. Обыкновенные дроби | 1 | | |
83 | 23 | Обыкновенные дроби | 1 | | |
84 | 23 | Обыкновенные дроби | 1 | | |
85 | 23 | Обыкновенные дроби | 1 | | |
86 | 24 | Сравнение дробей | 1 | | |
87 | 24 | Сравнение дробей | 1 | | |
88 | 24 | Сравнение дробей | 1 | | |
89 | 25 | Правильные и неправильные дроби | 1 | | |
90 | 25 | Правильные и неправильные дроби | 1 | | |
91 | | Контрольная работа № 7 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | | |
92 | 26 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
93 | 26 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
94 | 26 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
95 | 27 | Деление и дроби | 1 | | |
96 | 27 | Деление и дроби | 1 | | |
97 | 28 | Смешанные числа | 1 | | |
98 | 28 | Смешанные числа | 1 | | |
99 | 29 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | | |
100 | 29 | Сложение смешанных чисел | 1 | | |
101 | 29 | Вычитание смешанных чисел | 1 | | |
102 | | Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | | |
§ 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч) |
103 | 30 | Десятичная запись дробных чисел | 1 | | |
104 | 30 | Десятичная запись дробных чисел | 1 | | |
105 | 31 | Сравнение десятичных дробей | 1 | | |
106 | 31 | Сравнение десятичных дробей | 1 | | |
107 | 31 | Сравнение десятичных дробей | 1 | | |
108 | 32 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
109 | 32 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
110 | 32 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
111 | 32 | Сложение десятичных дробей | 1 | | |
112 | 32 | Вычитание десятичных дробей | 1 | | |
113 | 33 | Приближённые значения чисел | 1 | | |
114 | 33 | Округление чисел | 1 | | |
115 | | Контрольная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | | |
§ 7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч) |
116 | 34 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
117 | 34 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
118 | 34 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
119 | 35 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
120 | 35 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
121 | 35 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
122 | 35 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
123 | 35 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
124 | | Контрольная работа № 10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 | | |
125 | 36 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
126 | 36 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
127 | 36 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
128 | 36 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
129 | 36 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
130 | 37 | Деление на десятичную дробь | 1 | | |
131 | 37 | Деление на десятичную дробь | 1 | | |
132 | 37 | Деление на десятичную дробь | 1 | | |
133 | 37 | Деление на десятичную дробь | 1 | | |
134 | 37 | Деление на десятичную дробь | 1 | | |
135 | 37 | Деление на десятичную дробь | 1 | | |
136 | 37 | Деление на десятичную дробь | 1 | | |
137 | 38 | Среднее арифметическое | 1 | | |
138 | 38 | Среднее арифметическое | 1 | | |
139 | 38 | Среднее арифметическое | 1 | | |
140 | 38 | Среднее арифметическое | 1 | | |
141 | | Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | | |
§ 8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч) |
142 | 39 | Микрокалькулятор | 1 | | |
143 | 39 | Микрокалькулятор | 1 | | |
144 | 40 | Проценты | 1 | | |
145 | 40 | Проценты | 1 | | |
146 | 40 | Проценты | 1 | | |
147 | 40 | Проценты | 1 | | |
148 | 40 | Проценты | 1 | | |
149 | | Контрольная работа №12 по теме «Проценты» | 1 | | |
150 | 41 | Угол | 1 | | |
151 | 41 | Прямой и развёрнутый угол | 1 | | |
152 | 41 | Чертёжный треугольник | 1 | | |
153 | 42 | Измерение углов | 1 | | |
154 | 42 | Транспортир | 1 | | |
155 | 42 | Измерение углов. Транспортир | 1 | | |
156 | 43 | Круговые диаграммы | 1 | | |
157 | 43 | Круговые диаграммы | 1 | | |
158 | | Контрольная работа № 13 по теме «Углы и диаграммы» | 1 | | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (12 ч) |
159 | 44 | Натуральные числа и шкалы | 1 | | |
160 | 44 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 | | |
161 | 44 | Умножение и деление натуральных чисел | 1 | | |
162 | 44 | Площади и объёмы | 1 | | |
163 | 44 | Обыкновенные дроби | 1 | | |
164 | 44 | Десятичные дроби | 1 | | |
165 | 44 | Умножение и деление десятичных дробей | 1 | | |
166 | 44 | Инструменты для вычислений и измерений | 1 | | |
167 | 44 | Проценты | 1 | | |
168 | 44 | Контрольная работа № 14 (итоговая) | 1 | | |
169 | 44 | Итоговый зачет | 1 | | |
170 | 44 | Обобщающий урок | 1 | | |