МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
Управление образования и молодежной политики Рыбновского муниципального района
МБОУ "Чурилковская СШ"
РАССМОТРЕНО МО"Истоки" Руководитель МО _______ Преображенская Е.Н. Протокол №1 от "23" августа 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ________ Беспалова С.А. от "30" августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________ Кутышов А.В. Приказ № 59 от "01" сентября 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1505355) учебного предмета
«Математика»
для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Преображенская Елена Николаевна
учитель начальных классов
д.Чурилково 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 1 классе отводится5 часов в неделю, всего 165 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
наблюдать действие измерительных приборов;
сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному
основанию;
копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур;
вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче;
описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки;
строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
Совместная деятельность:
участвовать в парной работе с математическим материалом;
выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
Базовые исследовательские действия:
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
Работа с информацией:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
конструировать утверждения, проверять их истинность;
строить логическое рассуждение;
использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
формулировать ответ;
комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
Самооценка:
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров);
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);
различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы;
сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Числа |
1.1. | Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. | 9 | 0 | 9 | | Словесное описание группы предметов, ряда чисел; | Устный опрос; | РЭШ |
1.2. | Единица счёта. Десяток. | 3 | 0 | 3 | | Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; | Практическая работа; | РЭШ |
1.3. | Счёт предметов, запись результата цифрами. | 5 | 0 | 5 | | Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; | Практическая работа; Устный опрос; | РЭШ |
1.4. | Порядковый номер объекта при заданном порядке счёта. | 3 | 1 | 2 | | Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; | Практическая работа; Тестирование; | РЭШ |
1.5. | Сравнение чисел, сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. | 3 | 1 | 2 | | Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр; | Практическая работа; | РЭШ |
1.6. | Число и цифра 0 при измерении, вычислении. | 2 | 0 | 2 | | Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; | Практическая работа; | РЭШ |
1.7. | Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. | 5 | 0 | 5 | | Обсуждение: назначение знаков в математике, обобщение представлений; Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; | РЭШ, |
1.8. | Однозначные и двузначные числа. | 4 | 1 | 3 | | Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр; | Контрольная работа; | РЭШ |
1.9. | Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | 5 | 0 | 5 | | Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; | Практическая работа; | http://kopilurokov.ru/, |
Итого по разделу | 36 | |
Раздел 2. Величины |
2.1. | Длина и её измерение с помощью заданной мерки. | 1 | 1 | 0 | | Знакомство с приборами для измерения величин; Линейка как простейший инструмент измерения длины; | Контрольная работа; | РЭШ |
2.2. | Сравнение без измерения: выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, старше — моложе, тяжелее — легче. | 2 | 0 | 2 | | Наблюдение действия измерительных приборов; | Практическая работа; | РЭШ |
2.3. | Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. | 4 | 1 | 3 | | Коллективная работа по различению и сравнению величин; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | РЭШ |
Итого по разделу | 7 | |
Раздел 3. Арифметические действия |
3.1. | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | 10 | 0 | 10 | | Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий»; Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия; Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; | Практическая работа; Тестирование; | РЭШ |
3.2. | Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов действия. Таблица сложения. Переместительное свойство сложения. | 7 | 0 | 7 | | Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; | Зачет; Практическая работа; | РЭШ |
3.3. | Вычитание как действие, обратное сложению. | 8 | 1 | 7 | | Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; | Письменный контроль; Практическая работа. Устный опрос; | РЭШ |
3.4. | Неизвестное слагаемое. | 5 | 1 | 4 | | Пропедевтика исследовательской работы: перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций); Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы счёта; | Практическая работа; Контрольная работа; | РЭШ |
3.5. | Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2, по 3, по 5. | 5 | 0 | 5 | | Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Пропедевтика исследовательской работы: перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций); | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | РЭШ |
3.6. | Прибавление и вычитание нуля. | 5 | 0 | 5 | | Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом действия; сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по результату действия; | Практическая работа; Тестирование; | РЭШ |
3.7. | Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. | 8 | 1 | 7 | | Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Пропедевтика исследовательской работы: перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций); Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы счёта; | Контрольная работа; | РЭШ |
3.8. | Вычисление суммы, разности трёх чисел. | 7 | 1 | 6 | | Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом действия; сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по результату действия; | Практическая работа; Контрольная работа; | РЭШ |
Итого по разделу | 55 | |
Раздел 4. Текстовые задачи |
4.1. | Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. | 4 | 1 | 3 | | Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; | Практическая работа; Тестирование; Контрольная работа; | РЭШ |
4.2. | Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. | 4 | 1 | 3 | | Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; Соотнесение текста задачи и её модели; | Практическая работа; Письменный контроль; | РЭШ |
4.3. | Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. | 4 | 0 | 4 | | Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; | РЭШ |
4.4. | Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. | 8 | 1 | 7 | | Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); | Практическая работа; Тестирование; | РЭШ |
4.5. | Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению). | 3 | 0 | 3 | | Соотнесение текста задачи и её модели; Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; | Практическая работа; | РЭШ |
Итого по разделу | 23 | |
Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры |
5.1. | Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. | 3 | 0 | 3 | | Распознавание и называние известных геометрических фигур, обнаружение в окружающем мире их моделей; | Практическая работа; | РЭШ |
5.2. | Распознавание объекта и его отражения. | 2 | 0 | 2 | | Распознавание и называние известных геометрических фигур, обнаружение в окружающем мире их моделей; Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию», «Расположи фигуры в заданном порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п.; Практическая деятельность: графические и измерительные действия в работе с карандашом и линейкой: копирование, рисование фигур по инструкции; | Практическая работа; | РЭШ |
5.3. | Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. | 4 | 0 | 4 | | Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур (прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по длине; Предметное моделирование заданной фигуры из различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур; | Практическая работа; Тестирование; | РЭШ |
5.4. | Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах. | 4 | 0 | 4 | | Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута; | Практическая работа; | РЭШ |
5.5. | Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника. | 3 | 0 | 3 | | Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута; | Практическая работа; | РЭШ |
5.6. | Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника. | 4 | 0 | 4 | | Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; | Практическая работа; | РЭШ |
Итого по разделу | 20 | |
Раздел 6. Математическая информация |
6.1. | Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предметов по образцу (по заданным признакам). | 2 | 1 | 1 | | Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Проверочная работа; | РЭШ |
6.2. | Группировка объектов по заданному признаку. | 2 | 0 | 2 | | Дифференцированное задание: составление предложений, характеризующих положение одного предмета относительно другого. Моделирование отношения («больше», «меньше», «равно»), переместительное свойство сложения; Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Таблица как способ представления информации, полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и т.д.); | Практическая работа; | РЭШ |
6.3. | Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. | 2 | 0 | 2 | | Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; | Практическая работа; | РЭШ |
6.4. | Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. | 2 | 1 | 1 | | Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Таблица как способ представления информации, полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и т.д.); | Практическая работа; Проверочная работа; | РЭШ |
6.5. | Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу | 2 | 0 | 2 | | Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; Дифференцированное задание: составление предложений, характеризующих положение одного предмета относительно другого. Моделирование отношения («больше», «меньше», «равно»), переместительное свойство сложения; | Практическая работа; | РЭШ |
6.6. | Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными (значениями данных величин). | 2 | 0 | 2 | | Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Таблица как способ представления информации, полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и т.д.); | Практическая работа; Тестирование; | РЭШ |
6.7. | Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур. | 3 | 1 | 2 | | Знакомство с логической конструкцией «Если … , то …».Верно или неверно: формулирование и проверка предложения; | Контрольная работа; | РЭШ |
Итого по разделу: | 15 | |
Резервное время | 14 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 165 | 15 | 150 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1-2. | Счёт предметов. Один, два, три… Порядковые числительные «первый, второй, третий…» | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
3-4 | Пространственные отношения «вверху, внизу, слева, справа» | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
5-6 | Временные отношения «раньше, позже, сначала, потом» | 2 | 0 | 2 | | Устный опрос; |
7-8 | Отношения «столько же, больше, меньше» | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
9-10 | Сравнение групп предметов « На сколько больше? На сколько меньше?» | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; Тестирование; |
11-12 | Уравнение предметов и групп предметов. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
13 | Закрепление знаний по теме «Счёт предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». | 1 | 0 | 1 | | Зачет; |
14 | Проверочная работа по теме «Счёт предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». | 1 | 1 | 0 | | Проверочная работа; |
15 | Работа над ошибками. Много. Один. Цифра 1. | 1 | 0 | 1 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Работа над ошибками.; |
16-17 | Числа 1,2. Цифра 2. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
18-19 | Числа 1,2,3. Цифра 3. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
20-21 | Знаки «+», «-», «=». Составление и чтение равенств. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; Тестирование; |
22 | Числа 1,2,3,4. Цифра 4. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
23. | Отношения «длиннее», «короче». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
24 | Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
25-26 | Состав числа 5. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; Устный опрос; |
27. | Закрепление знаний по теме «Числа 1-5. Состав чисел 2-5». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
28-29 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 3 | 0 | 3 | | Практическая работа; |
30-31 | Ломаная линия. Звено ломаной. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
32 | Закрепление. Проверочная работа «Состав чисел 2-5». | 1 | 1 | 0 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Проверочная работа; |
33 | Работа над ошибками. Знаки сравнения «», « «=». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
34-35 | Равенство. Неравенство. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
36 | Многоугольники. | 1 | 0 | 1 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
37 | Числа 6,7. Цифра 6. Цифра 7. | 2 | 0 | 2 | | Устный опрос; |
38. | Числа 1-7. Цифра 7. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
39 | Числа 8-9. Цифра 8. | 2 | 0 | 2 | | Устный опрос; |
40. | Числа 1-9. Цифра 9. | 1 | 0 | 1 | | Тестирование; |
41. | Число 10. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
42 | Числа 1-10. Закрепление. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
43. | Наши проекты. Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках. | 1 | 1 | 0 | | Проект; |
44 | Сантиметр - единица измерения длины. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
45 | Увеличить на … . Уменьшить на … . Измерение длины отрезков с помощью линейки. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
46 | Число 0. Цифра 0. | 1 | 0 | 1 | | Диктант; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
47 | Сложение с нулём. Вычитание нуля. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
48-49 | Закрепление знаний по теме «Числа 1-10. Число 0». Тест «Числа 1- 10. Число 0». | 2 | 0 | 2 | | Тестирование; |
50. | Контрольная работа по теме «Числа 1-10. Число 0». | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
51 | Работа над ошибками. Прибавить и вычесть число 1. | 1 | 0 | 1 | | Работа над ошибками; |
52. | Прибавить число 2. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
53. | Вычесть число 2. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
54 | Приемы вычислений с числом 2. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
55-56 | Слагаемые. Сумма. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
57-58 | Задача (условие, вопрос). | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
59-60. | Составление и решение задач. | 2 | 0 | 2 | | Устный опрос; Практическая работа; |
61-62 | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
63. | Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2.» | 1 | 0 | 1 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
70-71 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
72 | Прямой угол | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
73. | Обобщение и закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2.» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
74. | Обобщение и закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2.» Тест. | 1 | 0 | 1 | | Тестирование; |
75. | Прибавить и вычесть число 3. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
76. | Прибавить и вычесть число 3. Приемы вычислений. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
77-78. | Закрепление. Решение текстовых задач. Проверочная работа «Задачи». | 2 | 1 | 1 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Проверочная работа; |
79. | Сравнение отрезков по длине. Решение текстовых задач. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
80. | Состав чисел 7,8,9,10. Связь чисел при сложении и вычитании. | 1 | 0 | 1 | | Зачет; Практическая работа; |
81. | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
82. | Прибавить и вычесть число 3. Решение задач. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
83. | Закрепление и обобщение знаний по теме «Прибавить и вычесть число 3» | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
84. | Обобщение и закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание вида □ ±1, □ ± 2, □ ± 3». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
85. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание вида □ ±1, □ ± 2, □ ± 3» | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
86. | Работа над ошибками. Обобщение и закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание вида □ ±1, □ ± 2, □ ± 3» | 1 | 0 | 1 | | Работа над ошибками. Закрепление.; |
87-88. | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Проверочная работа «Состав чисел 5,6,7,8,9,10». | 2 | 1 | 1 | | Проверочная работа; |
89. | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
90. | Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
91. | Прибавить и вычесть число 4. Приемы вычислений. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
92. | Решение задач и выражений. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
93. | Сравнение чисел. Задачи на сравнение. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
94-95. | Сравнение чисел. Решение задач на сравнение. | 1 | 1 | 0 | | Диктант; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
96. | Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
97. | Прибавить и вычесть числа 1,2,3,4. Решение задач. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
98. | Перестановка слагаемых. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
99-100. | Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5,6,7,8,9. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
101. | Составление таблицы сложения. | 1 | 0 | 1 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
102. | Состав чисел первого десятка. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
103. | Состав числа 10. Решение задач. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
104. | Решение задач и выражений. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
105. | Обобщение и закрепление знаний. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
106. | Обобщение и закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». Тест «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». | 1 | 0 | 1 | | Тестирование; |
107. | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
108. | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
109. | Решение задач и выражений. Закрепление. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
110-111. | Название чисел при вычитании. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
112. | Вычитание из чисел 6,7. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
113. | Вычитание из чисел 6,7. Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
114 | Вычитание из чисел 8,9. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
115 | Вычитание из чисел 8,9. Решение задач. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
116. | Вычитание из числа 10. | 1 | 0 | 1 | | Зачет; Практическая работа; |
117 | Вычитание их чисел 8,9,10. Связь сложения и вычитания. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
118. | Единица массы – килограмм. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
119. | Единица вместимости – литр. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
120 | Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
121. | Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка». Тест «Сложение и вычитание чисел первого десятка». | 1 | 0 | 1 | | Тестирование; |
122. | Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание чисел первого десятка» | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
123. | Работа над ошибками. Устная нумерация чисел в пределах 20. | 1 | 0 | 1 | | Работа над ошибками; |
124-125. | Письменная нумерация чисел от 11 до 20. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа; |
126. | Единица длины – дециметр. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
127-129. | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. | 3 | 0 | 3 | | Практическая работа; |
130-132. | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | 3 | 0 | 3 | | Устный опрос; |
133. | Закрепление знаний. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
113-134. | Проверочная работа «Сложение и вычитание в пределах 20» | 1 | 1 | 0 | | Проверочная работа; |
135. | Работа над ошибками. Решение задач и выражений. Знакомство с краткой записью задач. Сравнение именованных чисел. | 1 | 0 | 1 | 03.04.2023 | Работа над ошибками; |
136. | Решение задач и выражений. Тест по теме «Сложение и вычитание в пределах 20». | 1 | 0 | 1 | | Тестирование; |
137. | Знакомство с составными задачами. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
138. | Составные задачи. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
139. | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
140. | Сложение вида □ + 2, □ + 3. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
141. | Сложение вида □ + 4. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
142. | Сложение вида □ + 5. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
143. | Сложение вида □ + 6. Проверочная работа «Сложение чисел». | 1 | 1 | 0 | | Проверочная работа; |
144. | Сложение вида □ + 7. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
145. | Сложение вида □ + 7. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
146. | Сложение вида □ + 8, □ + 9. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
147. | Таблица сложения | 1 | 0 | 1 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ; |
148. | Решение задач и выражений. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
149. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение». Тест по теме «Табличное сложение». | 1 | 0 | 1 | | Тестирование; |
150. | Приём вычитания с переходом через десяток. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
151. | Вычитание вида 11 – □. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
152. | Вычитание вида 12 – □. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
153. | Вычитание вида 13 – □. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
154. | Вычитание вида 14 – □. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
155. | Промежуточная аттестация. КМС по оценке уровня обученности. Итоговый контроль. | 1 | 1 | 0 | | Промежуточная аттестация.КМС по оценке уровня обученности.Итоговый контроль..; |
156. | Работа над ошибками. Вычитание вида 15 – □. | 1 | 0 | 1 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Работа над ошибками.; |
157. | Вычитание вида 16 – □. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
158. | Вычитание вида 17 – □, 18 – □. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
159. | Вычитание вида 17 – □, 18 – □. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
160. | Закрепление знаний. Проверочная работа по теме «Табличное сложение и вычитание». | 1 | 1 | 0 | | Проверочная работа; |
161. | Закрепление знаний. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Работа над ошибками; |
162. | Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
163. | Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
164. | Закрепление по теме: «Геометрические фигуры. Измерение длины». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
165. | Что узнали. Чему научились. Итоговый урок. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 165 | 13 | 152 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации с поурочными разработками по "Математике" 1 класс УМК "Школа России"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный компьютер.Таблица по математике.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ