Однозначные и двузначные числа | Получать число 10 как число, следующее за числом 9 путем присчитывания к нему единицы. Анализировать запись числа 10 (в десятичной системе счисления). Устанавливать место числа 10 в ряду изученных чисел. Выполнять сравнение выражений. Составлять задачу по схеме (конкретизировать обобщенную схему для конкретной ситуации). Анализировать данные диаграммы. Представлять их в другой форме (предметные действия - изучение состава числа 10). Выполнять арифметические действия по алгоритму Составлять суммы, значение которых равно 10. Составлять число 10 разными способами из нескольких частей (комбинаторная задача). Находить значения разностей на основе знаний таблицы сложения. Проводить анализ ситуации с целью подведения данных объектов под понятие многоугольника (сравнивать признаки данных фигур с набором существенных признаков понятия многоугольника). Анализировать и представлять данные в виде таблицы. Дополнять таблицу числовыми данными. Представлять данные таблицы в другой форме. Составлять задачи по рисунку. Записывать и находить значения составных числовых выражений Проводить объединение старых мерок (единиц) в более крупную новую (десяток). Выполнять счет десятками. Составлять задачи по рисунку. Сравнивать и решать составленные задачи. Находить значения выражений. Сравнивать получившиеся равенства. Выполнять измерение отрезков и построение чертежей. Преобразовывать полученные объекты по заданным свойствам. Записывать числовые неравенства Соотносить круглые десятки и их названия. Сравнивать названия круглых десятков с целью выделения общего способа образования. Устанавливать закономерности. Проводить анализ ситуации с целью выделения существенного признака понятия «двузначное число». Сравнивать двузначные числа. Соотносить текст задачи и ее краткую запись в виде схемы. Конкретизировать данные общих схем (составлять разные задачи по одной схеме). Сравнивать решения задач, составленных по одной схеме. Формулировать вывод об общности решений задач, имеющих одну структуру. Проводить сравнение выражений. Читать получившиеся неравенства. Классифицировать объекты по разным признакам Познакомиться с новой мерой длины. Выявлять соотношения между сантиметром и дециметром. Изготавливать модель метра. Определять соотношения между метром и дециметром. Измерять длину ломаных. Сравнивать ломаные на рисунке. Ориентироваться на бумаге в клетку. Проводить количественное сравнение. Анализировать и представлять данные в виде таблицы. Дополнять таблицу числовыми данными. Преобразовывать данные таблицы. Составлять, решать и изменять задачи (синтез на основе анализа учебной ситуации, в данном случае - рисунка). Повторять состав числа 10. Находить разные способы решения задачи (вариативность) Записывать числа второго десятка по данному алгоритму. Анализировать и представлять данные в виде таблицы. Читать таблицу. Выполнять действия по данному алгоритму. Осуществлять построение цепочки суждений. Формулировать логический вывод. Определять признаки, существенные для понятий «однозначное число», «двузначное число». Проводить сопоставление схемы и текста задачи. Сравнивать задачи. Выделять признаки, существенные для каждой задачи, и отражать их на схемах. Знакомиться с записью чисел второго десятка и их образованием. Записывать числа второго десятка в виде суммы разрядных слагаемых. Обозначать фигуры буквами и читать их названия. Устанавливать соответствия между текстами задач и их графическими схемами. Решать задачи. Записывать простые числовые выражения Анализировать и представлять данные в виде таблицы. Дополнять таблицу числовыми данными (выявлять состав числа). Выполнять вычитание на основе взаимосвязи сложения и вычитания. Составлять задачи по схеме. Устанавливать соотношения между отрезками на чертеже как части и целого. Проводить анализ учебной ситуации (выделять признаки у данных в задании фигур). Осуществлять построение цепочки суждений. Формулировать логический вывод. Проводить неявное сравнение выражений Выполнять сложение и вычитание чисел второго десятка. Составлять задачи по условию (подбирать вопросы к задаче). Решать составленные задачи. Измерять длину ломаной. Переносить изученные приемы действий на более широкое множество чисел (находить значения выражений с числами второго десятка на основе таблицы сложения в пределах 10). Проводить поиск математических ошибок в тексте. Ориентироваться на бумаге в клетку. Определять истинность или ложность суждения (полная индукция - перебор всех вариантов, выделение общего и на этом основании формулирование суждения). Выполнять чертежи четырехугольников. Составлять суммы по рисунку на основе его анализа. Выполнять разностное сравнение. Измерять отрезки в разных мерах длины. Переводить величины из одних единиц измерения в другие. Сравнивать задачи. Формулировать вывод о сходстве или различии в их решении на основании сравнения условий и вопросов задач. Выполнять арифметические действия (составлять и находить значения составного выражения) Составлять выражения по рисунку. Сравнивать выражения, составленные разными способами, по рисунку. Знакомиться с правилом действий в выражениях со скобками. Составлять выражения со скобками. Находить значения выражений в два действия. Сравнивать двузначные числа, проводить сериацию. Составлять двузначные числа с помощью данных таблицы. Записывать выражения по тексту задач. Измерять длину ломаной. Выполнять чертеж ломаной с заданными характеристиками Знакомиться с порядком действий в выражениях со скобками. Выполнять неявное сравнение и на этом основании классифицировать объекты (выражения). Классифицировать ломаные по выделенным самостоятельно признакам. Составлять составные выражения по тексту и находить их значения. Записывать выражения и по описанию находить их значения Сравнивать значения выражений со скобками (оба действия в выражении - сложение). Формулировать вывод о способах нахождения значений выражений, содержащих только сложение. Находить значения выражений с одинаковым уменьшаемым. Составлять математический рассказ по рисунку. Записывать выражения по их описанию, находить значения выражений. Сравнивать выражения, находить общее, формулировать вывод Получать обобщенный вывод о способах вычитания суммы из числа на основе сравнения. Сравнивать выражения на основе полученного вывода. Составлять выражения по рисунку. Записывать числовые выражения с заданными свойствами. Решать задачи на нахождение суммы. Составлять выражения по их описанию, находить значения выражений | 16 | Индивидуальная, групповая, парная, самостоятельная, фронтальная. | Овладение умениями считать десятками; записывать число 10. Сравнение числа 10 с изученными числами. Получение числа 10 из предыдущего и счетом. Выполнение последовательно нескольких арифметических действий. Чтение диаграмм (столбиковых). Использование данных диаграммы для решения задач. Составление числа 10 из двух меньших чисел. Установление представления о числе 10 как счетной единице Сопоставление числа 10 с другими изученными числами. Получение числа 10 из предыдущего и счетом. Выявление последовательности выполнения нескольких арифметических действий. Чтение и дополнение недостающими данными таблицы. Составление числа 10 разными способами Знакомство и заучивание названий круглых десятков. Сравнение круглых десятков. Установление соответствия между задачами и схемами. Составление задач по схеме. Проведение классификации предметов по разным основаниям Проведение измерений длины ломаной. Чтение и дополнение таблицы данными. Знакомство с новыми мерами длины - дециметром и метром и соотношениями между ними Овладение умением называть числа второго десятка. Выполнение записи чисел второго десятка в виде суммы десятков и единиц. Установление соответствия между текстом задачи и ее схемой Использование знаний состава чисел второго десятка для выполнения вычитания. Выделение отдельных элементов многоугольника: углов и сторон. Проведение сравнения чисел и выражений. Составление задач по схеме Установление истинности или ложности суждений об изученных математических объектах. Составление задач по условию. Овладение умением складывать и вычитать числа второго десятка на основе предметных действий или по аналогии со сложением и вычитанием однозначных чисел Выполнение действий в выражениях со скобками в соответствии с правилом. Выполнение записи двузначных чисел. Проведение сравнения двузначных чисел Выполнение действий в выражениях без скобок в соответствии с правилом. Выполнение записи двузначных чисел. Проведение сравнения двузначных чисел Осознание ассоциативного свойства сложения. Решение задач на нахождение вычитаемого. Преобразование схем в соответствии с условием и вопросом задачи. Составление выражений по их описанию Овладение навыками вычитания суммы из числа разными способами. Составление сумм и разностей по рисунку | Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (2-3 действия); - оценивать совместно с учителем или одноклассниками свою учебную деятельность, вносить в нее коррективы под руководством учителя; - выполнять учебные действия в устной и письменной речи; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Познавательные - самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; - кодировать информацию в знаково- символической форме в простейших случаях; - строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций; - строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме (2-3 предложения); - осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков); - проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по пред ставлению; сопоставление и противопоставление); - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию); - под руководством учителя выполнять эмпирические обобщения в несложных случаях на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков; - под руководством учителя проводить аналогию и на ее основе строить и в несложных случаях проверять выводы по аналогии; - строить простейшие индуктивные рассуждения (формулирование общего вывода на основе сравнения 2-3 объектов о наличии у них общих свойств; на основе анализа учебной ситуации и знания общего правила формулировать вывод о свойствах единичных изучаемых объектов); - под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий); - под руководством учителя устанавливать отношения между понятиями (родо-видовые - для изученных математических понятий или генерализаций, причинно-следственные - для изучаемых классов явлений); - осуществлять поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве (в адаптированной для возраста справочной литературе, в сети Интернет и пр.); - давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа; - подводить анализируемые объекты под понятие разного уровня обобщения; - самостоятельно выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами; - допускать существование различных точек зрения; - корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения; - понимать необходимость использования в общении правил вежливости; - использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; - строить понятные для партнера высказывания; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | - выражать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; - осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. - проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу; - иметь представление о причинах успеха в учебе; |
Сложение и вычитание с переходом через десяток | Составлять выражения по рисунку. Проводить сравнение выражений. Выдвигать и проверять гипотезы о равенстве или неравенстве их значений. Находить значения выражений, используя знания о составе числа 10. Дополнять текст до задачи (добавлять условие и вопрос). Проводить сравнение получившихся задач. Ориентироваться на бумаге в клетку. Составлять выражения по получившемуся рисунку. Выполнять построение чертежа отрезка. Проводить вычитание величин, выраженных в одних единицах. Осуществлять разностное сравнение чисел на основе правила. Читать и преобразовывать таблицу (выполнять задание на основе знаний состава числа 10). Распознавать понятия «острый угол», «тупой угол», «прямой угол». Находить закономерности на основе разностороннего анализа. Дополнять текст до задачи. Решать задачи. Дополнять рисунок пропущенными числами, используя знания о составе числа 10. Проводить аналогию и на ее основе выявлять состав числа 11 Проводить анализ учебной ситуации и выявлять разные способы сложения с переходом через десяток. Находить значения выражений на основе выявленного способа прибавления числа. Составлять и находить значения выражений на сложение с переходом через десяток. Устанавливать способы составления числа 11 из нескольких меньших частей. Конкретизировать общее правило прибавления числа по частям (дедуктивное рассуждение). Находить значения выражений. Находить значения разностей на основе знаний таблицы сложения. Проводить сравнение предметов по форме Дополнять таблицу сложения (столбик со значением суммы 13). Использовать таблицу сложения для нахождения сумм и разностей. Проводить классификацию многоугольников. Выполнять построение чертежей многоугольников и обозначать их буквами. Находить значения выражений в два действия Осуществлять разностное сравнение чисел. Составлять и проводить сравнение сумм со значением 12. Дополнять таблицу сложения соответствующим столбиком. Решать задачи на нахождение уменьшаемого и увеличение числа на несколько единиц. Проводить анализ рисунка и определять «скрытые» его элементы. Составлять верные неравенства на основе сравнения выражений. Решать ребусы. Устанавливать закономерности. Составлять таблицу сложения с переходом через десяток. Находить значения сумм и разностей. Проводить сравнение получившихся равенств. Ориентироваться на бумаге в клетку. Проводить сериацию объектов. Составлять задачу по схеме и находить ее решение. Составлять выражения на основе разностного сравнения. Проводить восстановление объекта по его форме и другим характеристикам. Строить цепочку суждений и на ее основе находить решение логической задачи Проводить сравнение разных способов вычитания числа с переходом через десяток и выявлять наиболее удобный из них. Использовать этот способ при нахождении значения разностей. Осуществлять сравнение выражений и способов нахождения их значений. Составлять и решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого по схеме. Восстанавливать схемы на основе таблицы сложения. Распознавать геометрические фигуры (квадрат) на рисунке Анализировать рисунок. Составлять по рисунку суммы со значением 16 и находить их значения. Дополнять таблицу сложения соответствующим столбиком. Проводить сокращение таблицы сложения на основе переместительного свойства. Определять состав числа 16. Проводить анализ рисунка и составлять задачи на разностное сравнение. Дополнять предложенные в задании данные, находить разные варианты решения задачи. Находить значения выражений. Проводить сравнение составленной самостоятельно таблицы сложения с предложенной в учебнике Восстанавливать схему и использовать ее данные для составления недостающих столбиков таблицы сложения. Производить вычитание чисел по частям. Читать таблицу и дополнять ее недостающими данными. Использовать данные таблицы для выполнения задания. Составлять задачу по ее решению. Читать и анализировать диаграмму Проводить классификацию объектов по заданному признаку. Записывать и читать числа третьего десятка. Ориентироваться на бумаге в клетку. Составлять выражения по рисунку. Составлять и решать задачи по схеме. Распознавать многоугольники и выделять их отдельные элементы (анализ рисунка). Выполнять чертежи многоугольников с заданным количеством вершин. Восстанавливать схемы (выполнять сложение и вычитание в пределах 20). Сравнивать числа второго и третьего десятков. Объединять их под одним названием (проводить обобщение) Проводить аналогии в способах вычисления сумм и разностей однозначных и двузначных чисел. Решать задачи на разностное сравнение. Ориентироваться на бумаге в клетку. Проводить сравнение выражений. Решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Составлять двузначные числа из меньших чисел Осуществлять предметные действия по образованию чисел четвертого десятка. Соотносить названия чисел с количеством палочек. Выполнять запись двузначных чисел. Перерабатывать информацию, представленную в виде текста, и составлять задачи по выделенным числовым данным.Выявлять «лишний» рисунок на основе сравнения (A) Составлять и решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. (Б) Выполнять построение чертежей луча, угла. (B) Находить закономерности в числовых рядах. (Г) Читать диаграммы. (Д) Восстанавливать цепочки вычислений (преобразование алгоритмов действий). (Е) Устанавливать истинность или ложность суждений об изученных объектах. (Ж) Составлять двузначные числа из данных в задании цифр (комбинаторная задача). (З) Выполнять вычисления по заданному циклическому алгоритму. (И) Решать математический кроссворд, используя изученные математические термины (К) Обрабатывать информацию, полученную в результате анализа рисунка. (Л) Использовать информацию, содержащуюся в таблице сложения, для нахождения значений выражений. (М) Проводить обработку информации, представленной в виде текста. (Н — О) Обобщать знания о различных источниках информации и рассматривать возможности использования информации, полученной на уроках математики. (П — С) Перерабатывать информацию, представленную в виде схемы, таблицы, рисунка, и использовать ее для составления и решения задач. (Т) Находить информацию во внешних источниках для выполнения задания. (У — Х) Представлять информацию, полученную из разных источников | 18 | Индивидуальная, групповая, парная, самостоятельная, фронтальная. | Выполнение арифметических действий на основе знаний состава чисел. Осуществление действий с величинами, выраженными одной меркой. Проведение разностороннего анализа учебной ситуации и на его основе выявление закономерностей. Определение состава числа 11 Овладение умением складывать однозначные числа с переходом через десяток разными способами. Использование приема прибавления числа по частям Нахождение значения разностей и сумм на основе таблицы сложения Выполнение действия сложения на основе знания таблицы сложения и приема прибавления числа по частям. Решение простых задач разных видов. Проведение разностного сравнения Овладение умением вычитать числа с переходом через десяток разными способами: по частям и на основе таблицы сложения. Распознавание квадрата среди других фигур Использование приема прибавления и вычитания по частям для составления таблицы сложения. Применение разных способов нахождения разностей (с переходом через десяток). Чтение диаграмм и таблиц, использование их данных для выполнения заданий Проведение аналогии. Решение задач на разностное сравнение Овладение умениями называть и записывать числа четвертого десятка. Составление и решение задач на разностное сравнение на основе данных текста Систематизация знаний и совершенствование умений, сформированных у учащихся в первом классе Осознание значения термина «информация» | Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (2-3 действия); - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - выполнять учебные действия в устной и письменной речи; - принимать различные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; - в сотрудничестве с учителем, классом находить варианты решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Познавательные - кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций); - на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций; - строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме (2-3 предложения); - осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков); - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию); - самостоятельно проводить сериацию объектов; - выполнять эмпирические обобщения в несложных случаях на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков; - под руководством учителя проводить ана логию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии; - строить простейшие индуктивные рассуждения (формулировать общий вывод на основе сравнения 2-3 объектов о наличии у них общих свойств; на основе анализа учебной ситуации и знания общего правила формулировать вывод о свойствах единичных изучаемых объектов); - под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий); - устанавливать отношения между понятиями (родо-видовые - для изученных математических понятий или генерализаций, причинно-следственные - для изучаемых классов явлений); - осуществлять поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве (в адаптированной для возраста справочной литературе, в сети Интернет и пр.); - давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа; - подводить анализируемые объекты под понятие разного уровня обобщения; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами; - воспринимать различные точки зрения; - корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения; - использовать в общении правила вежливости; - понимать задаваемые вопросы; - принимать другое мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания; - адекватно использовать средства устного общения. | Личностные - проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики; - проявлять интерес к учебному материалу; - осознавать причины успеха и неуспеха в учебе; - понимать значение математики в жизни человека; - осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |