РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учитель-дефектолог: Артемьева Мария Викторовна
Предмет: математика
Класс: 5
Программа: адаптированная образовательная программа для детей с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости)
Программа:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл., под редакцией В.В. Воронковой, М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2014. Автор В.В. Воронкова.
Учебник
Автор: М.Н. Капустина, Г.Н. Капустина
Название: Математика. 5 класс
Издательство: Москва. Издательство «Просвещение», 2015 г.
Количество часов в неделю:
по программе: 4
по учебному плану школы: 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная рабочая программа по математике для учащейся 5 класса с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) разработана на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. под ред. В.В. Воронковой (М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2014). Автор В.В. Воронкова.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Целью изучения предмета является: дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи изучения курса математики:
-повышение уровня общего развития учащихся с ОВЗ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
-развивать речь учащихся, обогащая их математической терминологией;
-воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки самоконтроля и контроля; точность измерения и глазомер, умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Коррекционно-развивающие задачи, реализуемые при изучении курса математики
Коррекционно-развивающие задачи при работе с учебником математики:
-развитие внимания (переключение);
-развитие мышление (анализ через синтез);
-развитие пространственных представлений;
-формирование навыков работы с текстом через комментированное чтение, устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника;
-развитие слухоречевой памяти.
Коррекционно-развивающие задачи при работе с наглядно-дидактическим материалом:
-развитие воображения;
-развитие умения задавать вопросы, составлять развернутые ответы, используя зрительную опору, воспроизводить изученный материал: сравнение (выделение общего и различного) увиденного на иллюстративном материале с реальностью, описание и анализ с помощью учителя и самостоятельно, составление условия задач по картинкам и краткой записи;
-развитие концентрации и распределения внимания;
-развитие зрительной памяти.
Коррекционно-развивающие задачи при работе с математическими терминами:
-формирование понятийного аппарата. Сжатое объяснение в ходе устного рассказа или комментированного чтения учебника, конкретный пример, описывающий понятие;
-формирование активного и пассивного математического словаря учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год. Для контроля за состоянием знаний по математике проводятся контрольные работы:
I ч. – 2 контрольные работы.
II ч. –2 контрольные работы.
III ч. – 3 контрольные работы.
IV ч. – 3 контрольные работы.
А также проводятся самостоятельные работы и тестирование по изучаемым темам.
Отличительной особенностью данной рабочей программы является интеграция геометрического материала в структуру других тем курса. Геометрический материал изучается не отдельным блоком, как остальные темы, а распределяется в течение года. Основанием для такого распределения геометрического материала является рекомендация составителей сборника специальных (коррекционных) программ.
Для реализации программного содержания используются:
1. М.Н.Перова. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М.: Просвещение, 2015 год.
Содержание курса (предмета)
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
1. | Сотня. | 14 |
2. | Тысяча. Нумерация чисел в пределах 1000. | 12 |
3. | Сложение и вычитание чисел с переходом и без перехода через десяток в пределах 1000. | 26 |
4. | Обыкновенные дроби | 9 |
5. | Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10,100. | 3 |
6. | Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. | 5 |
7. | Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. | 3 |
8. | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 14 |
9. | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 13 |
10. | Повторение: Все действия в пределах 1000. | 6 |
11. | Итого: | 136 |
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1. | « Повторение изученного в 4-м классе». | 1 | |
2. | «По изученным темам 1 четверти». | 1 | |
3. | «Сложение и вычитание чисел без перехода в пределах 1000». | 1 | |
4. | «Сложение и вычитание чисел с переходом и без перехода через десяток в пределах 1000». | 1 | |
5. | «Обыкновенные дроби» | 1 | |
6. | «Умножение и деление на 10, 100», «Преобразование чисел, полученных при измерении». | 1 | |
7. | «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд». | 1 | |
8. | «Умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд». | 1 | |
9. | «Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд». | 1 | |
10. | Итоговая годовая контрольная работа за год. | 1 | |
| ИТОГО: | 10 | |
№ п/п | Тема урока | Словарь | Дата |
По плану | Коррек тировка |
Сотня (15 часов) |
1 | Нумерация чисел в пределах 100. | Нумерация | | |
2 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. | компоненты сложения | | |
3 | Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. | разряд | | |
4 | Умножение и деление чисел в пределах 100. | компоненты умножения | | |
5 | Работа с геометрическим материалом: «Линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия». | | | |
6 | Вводная контрольная работа по теме « Повторение изученного в 4-м классе». | | | |
7 | Работа над ошибками. Нахождение неизвестного слагаемого. | | | |
8 | Нахождение неизвестного уменьшаемого. | уравнения компоненты сложения | | |
9 | Нахождение неизвестного вычитаемого. | уравнения компоненты вычитания | | |
10 | Решение уравнений. | уравнение | | |
11 | Решение уравнений. | | | |
12 | Работа с геометрическим материалом: «Углы, построение углов. Многоугольники». | углы | | |
13 | Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. | разряд | | |
14 | Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. | | | |
15 | Самостоятельная работа по теме « Сотня». | | | |
Тысяча. Нумерация чисел в пределах 1000 (14 часов) |
16 | Нумерация чисел в пределах 1000. | калькулятор тысяча | | |
17 | Работа с геометрическим материалом. Построение прямоугольников. Окружность. | | | |
18 | Таблица классов и разрядов. | | | |
19 | Округление чисел до десятков и сотен. | округление | | |
20 | Округление чисел до десятков и сотен. | | | |
21 | Округление чисел до десятков и сотен. | | | |
22 | Римская нумерация. | | | |
23 | Меры стоимости, длины и массы. | стоимость длина масса | | |
24 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости. | | | |
25 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости. | | | |
26 | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков. | сотни десятки | | |
27 | Закрепление изученного по теме «Нумерация чисел в пределах 1000». | | | |
28 | Контрольная работа по изученным темам 1 четверти. | | | |
29 | Работа над ошибками. Работа с геометрическим материалом: «Взаимное положение геометрических фигур». | взаимное положение | | |
Сложение и вычитание чисел с переходом и без перехода через десяток в пределах 1000 (30 часов) |
30 | Сложение и вычитание без перехода через разряд. | без переход через разряд | | |
31 | Сложение и вычитание без перехода через разряд. | | | |
32 | Сложение и вычитание без перехода через разряд. | | | |
33 | Способы проверки сложения и вычитания в пределах тысячи. | проверка | | |
34 | Решение задач с вычислениями в пределах 1000. | | | |
35 | Решение задач с вычислениями в пределах 1000. | | | |
36 | Разностное сравнение чисел. | разностное сравнение | | |
37 | Разностное сравнение чисел. | | | |
38 | Работа с геометрическим материалом: «Периметр треугольника, прямоугольника». | | | |
39 | Кратное сравнение чисел. | кратное сравнение | | |
40 | Кратное сравнение чисел. | | | |
41 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел без перехода в пределах 1000». | | | |
42 | Сложение с переходом через разряд. | переход через разряд | | |
43 | Сложение с переходом через разряд. | | | |
44 | Сложение с переходом через разряд. | | | |
45 | Работа над ошибками. Работа с геометрическим материалом: « Решение задач на нахождение периметра многоугольников». | | | |
46 | Вычитание с переходом через разряд. | | | |
47 | Вычитание с переходом через разряд. | | | |
48 | Самостоятельная работа по теме «Вычитание и сложение с переходом через разряд». | | | |
49 | Работа над ошибками. Работа с геометрическим материалом: « Различие треугольников по видам углов». | | | |
50 | Сложение и вычитание с переходом через разряд. | | | |
51 | Сложение и вычитание с переходом через разряд. | | | |
52 | Сложение и вычитание с переходом через разряд. | | | |
53 | Сложение и вычитание с переходом через разряд. | | | |
54 | Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через разряд». | | | |
55 | Работа над ошибками. Работа с геометрическим материалом: «Различие треугольников по видам углов, по длинам сторон». | | | |
56 | Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом и без перехода через десяток в пределах 1000». | | | |
57 | Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом и без перехода через десяток в пределах 1000». | | | |
58 | Контрольная работа за 2 четверть по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом и без перехода через десяток в пределах 1000». | | | |
59 | Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом и без перехода через десяток в пределах 1000». | | | |
Обыкновенные дроби (12 часов) |
60 | Нахождение одной доли числа, предмета. | целое часть | | |
61 | Образование дробей. | дробь числитель знаменатель | | |
62 | Образование дробей. | | | |
63 | Сравнение дробей. | сравнение | | |
64 | Сравнение дробей. | | | |
65 | Сравнение дробей. | | | |
66 | Правильные и неправильные дроби. | | | |
67 | Правильные и неправильные дроби. | | | |
68 | Правильные и неправильные дроби. | | | |
69 | Закрепление по теме «Обыкновенные дроби». | | | |
70 | Закрепление по теме «Обыкновенные дроби». | | | |
71 | Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби» | | | |
Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10,100. (5 часов) |
72 | Работа над ошибками. Умножение чисел 10, 100. | | | |
73 | Умножение чисел 10, 100. | | | |
74 | Работа с геометрическим материалом: «Построение треугольников по длинам сторон и видам углов, с помощью циркуля». | | | |
75 | Деление чисел на 10, 100. | | | |
76 | Деление чисел на 10, 100. | | | |
Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы ( 9 часов) |
77 | Замена крупных мер мелкими. | мера стоимость длина масса | | |
78 | Замена мелких мер крупными. | | | |
79 | Замена мелких мер крупными. | | | |
80 | Закрепление по теме «Преобразование чисел, полученных при измерении». | | | |
81 | Закрепление по теме «Преобразование чисел, полученных при измерении». | | | |
82 | Закрепление по теме «Преобразование чисел, полученных при измерении». | | | |
83 | Контрольная работа по темам «Преобразование чисел, полученных при измерении». | | | |
84 | Работа над ошибками. Меры времени. Год. | | | |
85 | Меры времени. Год. | | | |
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. (3 часа) |
86 | Умножение и деление круглых десятков на однозначное число. | многозначное число однозначное число круглые десятки круглые сотни | | |
87 | Умножение и деление круглых сотен на однозначное число. | | | |
88 | Закрепление по теме «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число». | | | |
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. (20 часов) |
89 | Умножение деление и двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | однозначное число двузначное число без перехода через разряд | | |
90 | Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | | | |
91 | Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | | | |
92 | Закрепление изученного материала по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число без перехода через разряд». | | | |
93 | Закрепление изученного материала по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число без перехода через разряд». | | | |
94 | Закрепление изученного материала по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число без перехода через разряд». | | | |
95 | Самостоятельная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число без перехода через разряд». | | | |
96 | Работа с геометрическим материалом: «Построение разносторонних, равносторонних треугольников с помощью циркуля». | Разносторонний равносторонний треугольник | | |
97 | Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | однозначное число трехзначное число без перехода через разряд | | |
98 | Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | | | |
99 | Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | | | |
100 | Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | | | |
101 | Работа с геометрическим материалом: Самостоятельная работа по теме «Построение треугольников с помощью циркуля». | | | |
102 | Проверка умножения и деления. | проверка | | |
103 | Проверка умножения и деления. | | | |
104 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд». | | | |
105 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд». | | | |
106 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд». | | | |
107 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд». | | | |
108 | Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд». | | | |
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. (18 часов) |
109 | Работа с геометрическим материалом: « Круг. Окружность. Линии в круге. Радиус. Диаметр». | окружность линии радиус диаметр | | |
110 | Умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | однозначное число двузначное число с переходом через разряд | | |
111 | Умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | однозначное число трехзначное число с переходом через разряд | | |
112 | Умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | | | |
113 | Умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | | | |
114 | Закрепление по теме «Умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд». | | | |
115 | Закрепление по теме «Умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд». | | | |
116 | Закрепление по теме «Умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд». | | | |
117 | Контрольная работа по теме «Умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд». | | | |
118 | Работа над ошибками. Работа с геометрическим материалом: «Хорда. Радиус». | хорда радиус | | |
119 | Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | | | |
120 | Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | | | |
121 | Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | | | |
122 | Закрепление по теме «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд». | | | |
123 | Закрепление по теме «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд». | | | |
124 | Закрепление по теме «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд». | | | |
125 | Контрольная работа по теме «Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд». | | | |
126 | Работа над ошибками. Работа с геометрическим материалом: «Масштаб. Прямоугольник (квадрат). Куб, брус, шар». | масштаб | | |
Повторение: Все действия в пределах 1000 (9 часов) |
127 | Промежуточная аттестация. | действия | | |
128 | Работа над ошибками. Решение задач в пределах 1000. | | | |
129 | Решение задач в пределах 1000. | | | |
130 | Все действия в пределах 1000. | | | |
131 | Все действия в пределах 1000. | | | |
132 | Работа с геометрическим материалом: « Повторение изученного геометрического материала за год». | | | |
133 | Все действия в пределах 1000. | | | |
134 | Все действия в пределах 1000. | | | |
135 | Все действия в пределах 1000. | | | |
136 | Урок-игра «Умники и умницы». | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы, времени и их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величин углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000;
- читать и записывать под диктовку числа в пределах 1 000;
- считать, присчитывая и отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 1000;
- выполнять сравнение чисел в пределах 1 000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с последующей проверкой;
- выполнять умножение числа 100 , деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1 000;
- умножать и делить на однозначное число;
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в 3 арифметических действия;
- уметь строить треугольник по 3 заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
Примечания:
Учащиеся, испытывающие значительные трудности в усвоении математических знаний, выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами письменных вычислений; при выполнении умножения и деления может быть разрешено в трудных случаях использование таблицы умножения на печатной основе.
В требованиях к знаниям и умениям учащихся данной группы может быть исключено следующее:
- счет до 1000 и от 1000 числовыми группами по 20, 200, 250;
- округление чисел до сотен;
- римские цифры;
- сложение и вычитание чисел в пределах 1000 устно;
-трудные случаи умножения и деления письменно;
- преобразование чисел, полученных при измерении длины, массы;
- сравнение обыкновенных дробей;
- простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;
- решение составных задач тремя арифметическими действиями;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;
- построение треугольника по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
- вычисление периметра многоугольника.
Список методической литературы для учителя:
1.Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков / Н.Г. Калашникова, Т.Г. Блинова.- Волгоград: Учитель, 2011г.
2. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. Залялетдинова Ф.Р. -М.: ВАКО, 2007г.
3. Математика. 5 – 9 классы: коррекционно – развивающие задания и упражнения/ сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: учитель, 2009 г.