СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 5 класс (А.Г. Мерзляк)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного

стандарта, примерной программы основного общего образования по математике и

авторской программы А.Г. Мерзлякова, В.Б. Полонского, М.С. Якирова «Математика. 5-9

классы» и ориентирована на работу по учебнику : «Математика» для пятого класса

образовательных учреждений /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М. :Вентана-Граф, 2017.- (УМК «Школа России")

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 класс (А.Г. Мерзляк)»






Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного

стандарта, примерной программы основного общего образования по математике и

авторской программы А.Г. Мерзлякова, В.Б. Полонского, М.С. Якирова «Математика. 5-9

классы» и ориентирована на работу по учебнику : «Математика» для пятого класса

образовательных учреждений /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М. :Вентана-Граф, 2017.- (УМК «Школа России


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА, КУРСА


Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,

осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на

базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом

устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного

отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач.


Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в

рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основное, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное,

дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных

технологий;

6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном

языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других

дисциплинах, в окружающей жизни;

8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения

математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в

условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,

таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в

соответствии с предложенным алгоритмом.


Предметные результаты:


Выпускник научиться:

  • выполнять операции с числовыми выражениями;

  • решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;

  • строить углы, определять их градусную меру;

  • распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды;

  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

  • решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.

  • понимать особенности десятичной системы счисления;

  • использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;

  • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

  • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;

  • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;



  • Выпускник получит возможность научиться:

  • развить представления о буквенных выражениях;

  • овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.

  • научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  • научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

  • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

  • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

  • научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Раздел 1. Натуральные числа


Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем. Решение текстовых задач арифметическими способами.


Раздел 2. Сложение и вычитание натуральных чисел


Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. Вычитание натуральных чисел. Числовые и буквенные выражения. Формулы. Уравнение. Угол. Обозначение углов. Виды углов. Измерение углов. Многоугольники. Равные фигуры. Треугольник и его виды. Прямоугольник. Ось симметрии фигуры


Раздел 3 Умножение и деление натуральных чисел


Умножение. Переместительное свойство умножения. Сочетательное и распределительное свойства умножения. Деление. Деление с остатком. Степень числа. Площадь. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Объем прямоугольного параллелепипеда. Комбинаторные задачи


Раздел 4 . Обыкновенные дроби


Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам. Решение текстовых задач арифметическими способами.


Раздел 5 . Десятичные дроби


Представление о десятичных дробях. Сравнение десятичных дробей. Округление чисел. Прикидки. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Проценты. Нахождения процентов от числа. Нахождение числа по его процентам



Глава 7 Внутрипредметный модуль «Наглядная геометрия»


Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры. Треугольник. Правильные многогранники. Площади и объемы. Параллельные и перпендикулярные прямые в плоскости и пространстве. Параллелограммы. Складывание фигур из бумаги. Замечательные кривые. Симметрия. Окружность. Задачи, головоломки, игры .


    1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


Тема

Кол-во часов

Контрольная

работа

Натуральные числа


16 ч

2

Сложение и вычитание натуральных чисел


27 ч

2

Умножение и деление натуральных чисел

28 ч

2

Обыкновенные дроби

14 ч

1

Десятичные дроби.

27 ч

3

Внутрипредметный модуль «Наглядная геометрия»

53

-

Всего

175

10


4. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются:погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа. Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Критерии ошибок

К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

К н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

-полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

-правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

-показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

-отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

-допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

-неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

-имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

-при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-не раскрыто основное содержание учебного материала;

-обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

-работа выполнена полностью;

-в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

-в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

-работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

-допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

-допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

-допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Оценка контрольных и самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов в требуемом на «отлично» объеме;

  • допустил не более одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;

  • или не более трех недочетов в требуемом на «отлично» объеме.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок в требуемом на «отлично» объеме;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест

Время выполнения работы: на усмотрение учителя.

Оценка «5» - 100 – 90% правильных ответов, «4» - 70-90%, «3» - 50-70%, «2» - менее 50% правильных ответов.


    1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. Натуральные числа (16 ч.)

1

Ряд натуральных чисел



2

Ряд натуральных чисел



3

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел



4

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел



5

Отрезок



6

Отрезок



7

Плоскость. Прямая. Луч.



8

Плоскость. Прямая. Луч.



9

Входная контрольная работа



10

Анализ контрольной работы. Плоскость. Прямая. Луч.



11

Шкала. Координатный луч.



12

Шкала. Координатный луч.



13

Сравнение натуральных чисел.



14

Сравнение натуральных чисел.



15

Повторение и систематизация учебного материала



16

Контрольная работа №1 «Натуральные числа»



Раздел 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (27 ч.)

17

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения



18

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения



19

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения



20

Вычитание натуральных чисел



21

Вычитание натуральных чисел



22

Вычитание натуральных чисел



23

Числовые и буквенные выражения. Формулы



24

Числовые и буквенные выражения. Формулы



25

Контрольная работа № 2.

«Сложение и вычитание натуральных чисел»



26

Уравнение



27

Уравнение



28

Уравнение



29

Угол. Обозначение углов



30

Угол. Обозначение углов



31

Виды углов. Измерение углов



32

Виды углов. Измерение углов



33

Виды углов. Измерение углов



34

Многоугольники. Равные фигуры



35

Многоугольники. Равные фигуры



36

Многоугольники. Равные фигуры



37

Треугольник и его виды



38

Треугольник и его виды



39

Прямоугольник.
Ось симметрии фигуры



40

Прямоугольник.
Ось симметрии фигуры



41

Повторение и систематизация учебного материала.



42

Повторение и систематизация учебного материала.



43

Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание натуральных чисел»



Раздел 3. Умножение и деление натуральных чисел (28 ч.)

44

Умножение. Переместительное свойство умножения



45

Умножение. Переместительное свойство умножения



46

Умножение. Переместительное свойство умножения



47

Сочетательное и распределительное свойства умножения



48

Сочетательное и распределительное свойства умножения



49

Деление



50

Деление



51

Деление



52

Деление



53

Деление



54

Деление с остатком



55

Деление с остатком



56

Степень числа



57

Степень числа



58

Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел»



59

Площадь. Площадь прямоугольника



60

Площадь. Площадь прямоугольника



61

Площадь. Площадь прямоугольника



62

Прямоугольный параллелепипед. Пирамида



63

Прямоугольный параллелепипед. Пирамида



64

Объём прямоугольного параллелепипеда



65

Объём прямоугольного параллелепипеда



66

Объём прямоугольного параллелепипеда



67

Комбинаторные задачи



68

Комбинаторные задачи



69

Повторение и систематизация учебного материала



70

Повторение и систематизация учебного материала



71

Контрольная работа № 5

«Площадь прямоугольника и объём параллелепипеда»



Раздел 4. Обыкновенные дроби (14 ч.)

72

Понятие обыкновенной дроби



73

Понятие обыкновенной дроби



74

Понятие обыкновенной дроби



75

Понятие обыкновенной дроби



76

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей



77

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей



78

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями



79

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями



80

Дроби и деление натуральных чисел.



81

Смешанные числа



82

Смешанные числа



83

Смешанные числа



84

Повторение и систематизация учебного материала



85

Контрольная работа № 6 «Обыкновенные дроби»



Раздел 5. Десятичные дроби. (27 ч.)

86

Представление о десятичных дробях



87

Представление о десятичных дробях



88

Представление о десятичных дробях



89

Сравнение десятичных дробей



90

Сравнение десятичных дробей



91

Сравнение десятичных дробей



92

Округление чисел. Прикидки



93

Округление чисел. Прикидки



94

Сложение и вычитание десятичных дробей



95

Сложение и вычитание десятичных дробей



96

Сложение и вычитание десятичных дробей



97

Сложение и вычитание десятичных дробей



98

Контрольная работа № 7

«Сложение и вычитание десятичных дробей»



99

Умножение десятичных дробей



100

Умножение десятичных дробей



101

Умножение десятичных дробей



102

Умножение десятичных дробей



103

Умножение десятичных дробей



104

Деление десятичных дробей



105

Деление десятичных дробей



106

Деление десятичных дробей



107

Деление десятичных дробей



108

Деление десятичных дробей



109

Деление десятичных дробей



110

Деление десятичных дробей



111

Контрольная работа № 8

«Умножение и деление десятичных дробей»



112

Среднее арифметическое. Среднее значение величины.



113

Среднее арифметическое. Среднее значение величины.



114

Проценты. Нахождение процентов от числа.



115

Проценты. Нахождение процентов от числа.



116

Проценты. Нахождение процентов от числа.



117

Нахождение числа по его процентам



118

Нахождение числа по его процентам



119

Нахождение числа по его процентам



120

Повторение и систематизация учебного материала



121

Контрольная работа № 9

«Проценты»



122

Итоговая аттестация



123

Повторение изученного материала 5 класса



Раздел 6. Внутрипредеметный модель «Наглядная геометрия» (53 ч.)

124

Первые шаги в геометрии



125

Пространство и размерность



126

Пространство и размерность



127

Простейшие геометрические фигуры



128

Простейшие геометрические фигуры



129

Конструирование из Т



130

Куб и его свойства



131

Куб и его свойства



132

Задачи на разрезание и складывание фигур



133

Задачи на разрезание и складывание фигур



134

Решение задач на генплане



135

Треугольник



136

Правильные многогранники



137

Правильные многогранники. Изготовление фигур.



138

Геометрические головоломки



139

Софизмы



140

Измерение длины



141

Измерение длины



142

Измерение площади и объема



143

Измерение площади и объема



144

Вычисление длины, площади и объема



145

Вычисление длины, площади и объема



146

Окружность



147

Окружность



148

Геометрический тренинг



149

Топологические опыты



150

Топологические опыты



151

Задачи со спичками



152

Задачи со спичками



153

Зашифрованная переписка



154

Зашифрованная переписка



155

Задачи, головоломки, игры



156

Фигурки из кубиков и их частей.



157

Параллельность и перпендикулярность.



158

Параллельность и перпендикулярность.



159

Параллелограммы.



160

Параллелограммы.



161

Координаты, координаты, координаты.



162

Оригами.



163

Оригами.



164

Замечательные кривые.



165

Кривые Дракона.



166

Лабиринты.



167

Геометрия клетчатой бумаги.



168

Зеркальное отражение.



169

Симметрия.



170

Бордюры.



171

Орнаменты.



172

Симметрия помогает решать задачи.



173

Одно важное свойство окружности.



174

Задачи, головоломки, игры.



175

Защита проектов.