МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО Руководитель МО естественно – математического цикла _________ А.Г. Ягьяева Протокол № 04 заседания МО от 27 августа 2018 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Зерновская средняя школа» _____________Е. Н. Костенко 28 августа 2018 г | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Зерновская средняя школа» ______________ С. В. Кулинич Приказ № 192 от 29 августа 2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет математика
Уровень базовый
Ягьяева Арина Геннадьевна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 6
Срок реализации 1 год
Количество часов:
Всего 170 ч; в неделю 5 ч
Рабочая программа по математике составлена на основе ФГОС ООО, примерной основной образовательной программы ООО по математике с учетом авторской программы «Т. А. Бурмистрова. Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразов. организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.», ООП ООО (ФГОС) МБОУ «Зерновская средняя школа»
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по математике.
Программа отражает идеи положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т. А. Бурмистровой. Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразов. организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.- 80 с.
Учебник Никольский С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. И др. «Математика 6 класс», − М.: Просвещение, 2014г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение математики в 6 классе, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, направлено на достижение определённых результатов обучения.
Личностные:
1) формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества (в результате знакомства с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики – изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
2) развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
3) воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
4) формирование качеств мышления;
5) развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
6) развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
7) развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Метапредметные:
1) развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
2) формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
3) формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
4) развитие умений работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);
5) формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контр примеров неверные утверждения;
6) развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
7) развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
8) формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
Предметные:
1) овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин;
2) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
3) овладение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
4) овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
5) освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
6) приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерения длин, площадей и объёмов;
7) приобретение умения проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
8) приобретение умения использования букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умения оперировать понятием «буквенное выражение», осуществление элементарной деятельности, связанной с понятием «уравнение»;
9) ознакомление с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
10) понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В курсе математики 6 класса могут быть условно выделены 5 разделов: отношения, пропорции и проценты; целые числа; рациональные числа; десятичные дроби; обыкновенные и десятичные дроби.
Раздел 1. Отношения, пропорции, проценты.
В этом разделе вводятся важные понятия, используемые не только в математике и смежных дисциплинах, но и в обиходе: отношения, масштаб, пропорции, проценты, круговые диаграммы. Этот материал позволит в течение учебного года повторить действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, изученные в 5 классе. На конкретном задачном материале изучаются прямая и обратная пропорциональности. На новом материале продолжается обучение учащихся решению текстовых задач арифметическими методами.
Задачи на проценты рассматриваются и решаются как задачи на дроби, показывается их решение с помощью пропорций. В ознакомительном порядке рассматриваются темы «Задачи на перебор всех возможных вариантов» и «Вероятность события».
Цели изучения раздела:
• сформировать у учащихся понятия пропорции;
• научить решать задачи на деление числа в данном отношении, на прямую и обратную пропорциональность, на проценты.
Раздел 2. Целые числа.
В этом разделе происходит расширение множества натуральных чисел до множества целых чисел. Вводятся отрицательные целые числа, изучаются сравнение целых чисел, арифметические действия с ними, затем законы сложения и умножения, правила раскрытия скобок, заключения в скобки и действия с суммами нескольких слагаемых. Лишь после этого рассматривается представление целых чисел на координатной оси.
Введение отрицательных чисел и правил действий с ними первоначально происходит на множестве целых чисел. Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся на определении знака результата и выборе действия с модулями, а сами вычисления с модулями целых чисел — натуральными числами — к этому времени уже хорошо усвоены. Идею отрицательных чисел и правил действий с ними легче усвоить на целых числах, поэтому основная трудность здесь — это работа со знаками.
Схема изучения целых чисел такая же, как и при изучении натуральных чисел. Важно, чтобы учащиеся поняли, что новое в этой главе — это определение знака результата, а остальное — это действия с натуральными числами — модулями целых чисел.
В этом разделе продолжается применение доказательных рассуждений. Доказательство законов сложения и умножения для целых чисел проводится на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для натуральных чисел.
При наличии учебных часов рассматривается тема «Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки».
Цель изучения раздела: сформировать у учащихся представление об отрицательных числах, научить их четырём арифметическим действиям с целыми числами.
Раздел 3. Рациональные числа
В этом разделе происходит следующий этап расширения множества чисел до множества всех рациональных чисел. Вводятся рациональные числа, их сравнение, изучаются арифметические действия с ними, законы сложения и умножения, смешанные дроби произвольного знака, изображение рациональных чисел на координатной оси.
Основное внимание при изучении данной темы уделяется действиям с рациональными числами. На втором этапе изучения отрицательных чисел соединяются сформированные ранее умения: определять знак результата и действовать с дробями. В то же время, учащиеся должны понимать, что любое действие с рациональными числами можно свести к нескольким действиям с целыми числами. Доказательство законов сложения и умножения для рациональных чисел можно провести на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для целых чисел. Отметим, что в конце раздела рассматриваются уравнения и решение задач с помощью уравнений.
При наличии учебных часов рассматриваются темы «Буквенные выражения» и «Фигуры на плоскости, симметричные относительно прямой». Изучение второй темы будет способствовать развитию геометрического воображения школьников.
Цель изучения раздела: добиться осознанного владения арифметическими действиями над рациональными числами.
Раздел 4. Десятичные дроби.
Материал, связанный с десятичными дробями излагается уже с опорой на известные теоретические сведения – сначала для положительных, потом для десятичных дробей любого знака. Десятичные дроби рассматриваются как новая запись уже изученных рациональных чисел. Важно обратить внимание на схожесть действий над десятичными дробям и над натуральными числами.
Здесь же показываются новые приемы решения основных задач на проценты, которые сводятся к умножению и делению на десятичную дробь, а также способы решения сложных задач на проценты.
При изучении данной темы вводится понятие приближения десятичной дроби, разъясняются правила приближенных вычислений при сложении и вычитании, при умножении и делении. Появление приближенных вычислений в этом месте связано с тем, что при делении десятичных дробей не всегда появляется конечная десятичная дробь, а также с тем, что на практике обычно требуется меньше десятичных знаков, чем получается в результате вычислений. Учащиеся должны научиться в случае необходимости округлять сами числа и результаты вычислений.
Цель изучения раздела: научиться действиям десятичными дробями и приближенным вычислением.
Раздел 5. Обыкновенные и десятичные дроби.
При изучении заключительной темы курса математики 5–6 классов устанавливается связь между обыкновенными и десятичными дробями. Показывается, что несократимые дроби, знаменатель которых не содержит простых делителей, кроме 2 и 5, и только они, записываются в виде конечных десятичных дробей, остальные — в виде бесконечных периодических десятичных дробей. Делается вывод, что любое рациональное число можно записать в виде периодической десятичной дроби. Затем приводятся примеры бесконечных непериодических десятичных дробей, которые и называют иррациональными числами. Рациональные и иррациональные числа — это действительные числа.
Введение бесконечных десятичных дробей (необязательно периодических) позволяет ввести понятие длины произвольного отрезка. Здесь показывается, что длина отрезка как раз и есть бесконечная десятичная дробь, что каждой точке координатной оси соответствует действительное число.
В качестве примера иррационального числа рассмотрено число π и показано, как с его помощью вычисляют длину окружности и площадь круга. Вводятся, декартова система координат на плоскости, столбчатые диаграммы и графики.
При наличии учебных часов рассматриваются задачи на составление и разрезание фигур, также способствующие развитию школьников.
Цель изучения раздела:
обобщить и систематизировать знания по теме «Десятичные дроби»;
научить применять десятичные дроби в практических расчётах и при решении текстовых задач,
изучить связь между обыкновенными и десятичными дробями, познакомить учащихся с действительными числами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1. | Отношения, пропорции, проценты | 26 | 1 | Использовать понятие отношение, масштаб, пропорция при решении задач. Приводить примеры использования этих понятий на практике. Решать задачи на пропорциональное деление и проценты, объяснять, что такое процент. Использовать знания о зависимостях (прямой и пропорциональной) между величинами(скорость, время, расстояние; работа, производительность, время и т.п.)при решении текстовых задач; осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ. Представлять проценты в дробях и дроби в процентах. Осуществлять поиск информации, содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их. Выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и круговых диаграмм. Приводить примеры случайных событий, достоверных и невозможных событий. Сравнивать шансы наступления событий; строить речевые конструкции с использованием словосочетаний более вероятно, маловероятно и др. выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям |
2. | Целые числа | 36 | 2 | Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и т.п.) Характеризовать множество целых чисел. Приводить примеры конечных и бесконечных множеств чисел. Сравнивать и упорядочивать целые числа, выполнять вычисления с целыми числами. Формулировать и записывать с помощью букв свойства действий с целыми числами, применять их и правила раскрытия скобок, заключения в скобки для преобразования числовых выражений. Изображать положительные и отрицательные числа точками на координатной прямой. [Находить в окружающем мире плоские фигуры, симметричные относительно точки. Изображать фигуры, симметричные относительно точки.] |
3. | Рациональные числа | 38 | 2 | Характеризовать множество рациональных чисел. Формулировать и записывать с помощью букв основное свойство дроби, свойства действий с рациональными числами, применять их для преобразования дробей и числовых выражений. Сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами. Изображать положительные и отрицательные рациональные числа точками на координатной прямой. Решать несложные уравнения первой степени на основе зависимостей между компонентами арифметических действий и с помощью переноса слагаемых с противоположным знаком в другую часть уравнения. Составлять буквенные выражения и уравнения по условиям задач. Решать задачи с помощью уравнений. [ Читать и составлять буквенные выражения, находить числовые значения буквенных выражений для заданных значений букв. Находить в окружающем мире фигуры, симметричные относительно прямой. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур] |
4. | Десятичные дроби | 35 | 2 | Читать и записывать десятичные дроби. Представлять дроби со знаменателем 10n в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде дроби со знаменателем 10n. Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполнять вычисления с десятичными дробями. Использовать эквивалентные представления чисел при их сравнении и вычислениях. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Выражать одни единицы измерения массы, времени и т.п. через другие единицы (метры в километрах и т.п.) с помощью десятичных дробей. |
5. | Обыкновенные и десятичные дроби | 25 | 1 | Представлять положительную обыкновенную дробь в виде конечной (бесконечной) десятичной дроби. Понимать, что любую обыкновенную дробь можно записать в виде периодической десятичной дроби, что периодическая десятичная дробь есть другая запись некоторой обыкновенной дроби. [Записывать несложные периодические дроби в виде обыкновенных дробей.] Приводить примеры непериодических десятичных дробей, понимать действительное число как бесконечную десятичную дробь, рациональное число как периодическую десятичную дробь, а иррациональное число как непериодическую бесконечную десятичную дробь. Использовать формулы длины окружности и площади круга для решения задач, понимать, что число π –иррациональное число, что для решения задач можно использовать его приближение. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек. Строить столбчатые диаграммы, графики процессов, равномерного движения, решать простейшие задачи на анализ графика. [Решать задачи на оставление и разрезание фигур, находить равновеликие и равносоставленные фигуры] |
6. | Итоговое повторение | 10 | 1 | |
| | 170 | 9 | |
11