СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА ПО СИСТЕМЕ "ШКОЛА РОССИИ" 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике»

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса по математике для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №29» г. Чебоксары и на основе авторской программы авторов М.И. Моро, С.И. Волкова

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


Задачи решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

формирование элементов самостоятельной интеллектуальной дея­тельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моде­лировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

развитие основ логического, знаково-символического иалгоритми­ческого мышления;

развитие пространственного воображения;

развитие математической речи;

формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

развитие познавательных способностей;

воспитание стремления к расширению математических знаний;

формирование критичности мышления;

развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать вы­сказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Про­странственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, ко­торый, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педа­гогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в на­чальной школе для успешного продолжения образования.


Планируемые результаты освоение учебного предмета

Личностные результаты

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

  • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;

  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;

  • понимание значения математики в жизни и деятельности человека;

  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;

  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

  • уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

  • начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;

  • осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;

  • осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;

  • интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.



Метапредметные результаты


  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;

  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;

  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

  • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;

  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.



Познавательные

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;

  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

  • понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

  • фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

  • стремление полнее использовать свои творческие возможности;

  • общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

  • умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;



Коммуникативные

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

  • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;

  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;

  • принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;

  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

  • умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;

  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;

  • ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.



Предметные результаты

Числа и величины

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;

  • сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;

  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;

  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;

  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.

  • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.



Арифметические действия

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;

  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;

  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками и без скобок).

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;

  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.



Работа с текстовыми задачами

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;

  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

  • решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

  • сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;

  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;

  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;

  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

  • обозначать геометрические фигуры буквами;

  • различать круг и окружность;

  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;

  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе

  • читать план участка (комнаты, сада и др.).



Геометрические величины

  • измерять длину отрезка;

  • вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;

  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника



Работа с информацией

  • анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;

  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;

  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами.



Содержание учебного предмета

Числа от 1 до 1000

Повторение. Нумерация. Счёт предметов. Разряды. Четыре арифметических действия. Порядок выполнения действий. Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых. Вычитание трёхзначных чисел вида 804 — 467.Приём письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные. Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. Приём письменного деления на однозначное число. Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000»


Числа, которые больше 1000

Нумерация

Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. Представление в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение (уменьшение)в 10, 100, 1000 раз . Класс миллионов и класс миллиардов. Страничка для любознательных.

Проект «Математика вокруг нас». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Контрольная работа по теме «Числа , которые больше 1000. Нумерация»


Величины

Единицы измерения длины — километр. Таблица единиц длины. Единицы площади.

Квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Измерение площади с помощью палетки. Единицы массы. Таблица единиц массы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Единицы времени. Секунда. Век. Таблица единиц времени. Контрольная работа по теме «Величины»


Сложение и вычитание

Устные и письменные приёмы вычислений многозначных чисел. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Нахождение нескольких долей целого. Сложение и вычитание значений величин. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Странички для любознательных. Задачи-расчёты. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»


Умножение и деление

Умножение и его свойства. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Решение уравнений. Деление с числами 0 и 1. Письменные приёмы деления. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. Решение задач. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число».

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием. Решение задач с величинами: V, t, S. Решение задач на встречное движение. Решение задач на движение в противоположном направлении. Странички для любознательных. Проверочная работа. Письменное умножение на числа, оканчивающихся нулями. Умножение числа на произведение. Перестановка и группировка множителей. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа за первое полугодие

Деление числа на произведение. Деление с остатком на 10,100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающихся нулями. Решение задач.

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

Наши проекты. Умножение числа на сумму. Письменное умножение на двузначное число. Алгоритм письменного умножения на трёхзначное число. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число»

Алгоритм письменного деления на двузначное число. Алгоритм письменного деления на двузначное число с остатком. Проверка умножения делением. Проверка деления умножением. Решение задач. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число»

Алгоритм письменного деления на трёхзначное число. Деление с остатком.

Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число число»


Итоговое повторение

Итоговое повторение. Нумерация. Выражения и уравнения. Арифметические действия: сложение и вычитание. Умножение и деление. Порядок действий.

Величины. Геометрические фигуры. Задачи. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Итоговая контрольная работа.

Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»

п/п

Вид работы

Дата

Тема

1

Контрольная работа № 1

«Числа от 1 до 1000»

2

Контрольная работа № 2

«Нумерация»

3

Контрольная работа № 3

«Величины»

4

Контрольная работа № 4

«Сложение и вычитание»

5

Контрольная работа № 5

«Умножение и деление на однозначное число»

6

Контрольная работа № 6

за первое полугодие

7

Контрольная работа № 7

«Умножение и деление на числа, оканчивающихся нулями»

8

Контрольная работа № 8

« Умножение на двузначное и трехзначное число»

9

Контрольная работа № 9

«Деление на двузначное число»

10

Контрольная работа № 10

за 4 класс






























Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Числа от 1 до 1000. Повторение

14 ч

2.

Числа, которые больше 1000. Нумерация

12 ч

3.

Величины

11 ч

4.

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание

12 ч

5.

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление

76 ч

6.

Итоговое повторение

8 ч


Итого

136 ч





























Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Дата по плану

Дата проведения фактически

Примечание

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Повторение (14 часов)

1

Повторение. Нумерация чисел

04.09



2

Порядок действий в числовых выражениях Сложение и вычитание.

05.09



3

Нахождение суммы нескольких слагаемых

06.09



4

Алгоритм письменного деления

07.09



5

Умножение трехзначного числа на однозначное

11.09



6

Свойства умножения

12.09



7

Алгоритм письменного деления

13.09



8

Приёмы письменного деления


14.09



9

Приемы письменного деления

18.09



10

Приёмы письменного деления

19.09



11

Диаграммы

20.09



12

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


21.09



13,14

Контрольная работа № 1 по теме « Числа от 1 до 1000»


Анализ контрольной работы Страничка для любознательных


25.09

26.09



Числа, которые больше 1000.

Нумерация (12 часов)

15

Класс единиц и класс тысяч

27.09



16

Чтение многозначных чисел

28.09



17

Запись многозначных чисел

02.10



18

Разрядные слагаемые

03.10



19

Сравнение чисел

04.10



20

Увеличение и

уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

05.10



21

Закрепление изученного

09.10



22

Класс миллионов. Класс миллиардов



10.10



23

Странички для любознательных

11.10



24

«Что узнали. Чему научились»


12.10



25,26

Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация»

Анализ контрольной работы


16.10


17.10




Величины (11 часов)

27

Единицы длины

Километр

18.10



28

Единицы длины. Закрепление изученного

19.10



29

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр

23.10



30

Таблица единиц площади

24.10



31

Измерение площади с помощью палетки

25.10



32

Единицы массы. Тонна, центнер

26.10



33

Единицы времени. Определение времени по часам

06.11



34

Определение начала, конца и продолжительности события.

Секунда

07.11



35

Век.

Таблица единиц. времени.

08.11



36

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»




09.11



37

Контрольная работа № 3 по теме «Величины»

13.11



Сложение и вычитание (12 часов)

38

Анализ контрольной работы.

Устные и письменные приёмы вычислений

14.11



39

Нахождение неизвестного слагаемого

15.11



40

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

16.11



41

Нахождение нескольких долей целого

20.11



42,43

Решение задач

21.11

22.11



44

Сложение и вычитание величин

23.11



45

Решение задач

27.11



46

Что узнали. Чему научились.

28.11



47,48

Странички для любознательных. Задачи-расчёты


Что узнали. Чему научились.


29.11




04.12



49

Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание»

05.12



Умножение и деление (76 часов)

50

Анализ контрольной работы.

Свойства умножения

06.12



51,52

Письменные приемы умножение

07.12

11.12



53

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.


12.12



54

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

13.12



55

Деление с числами 0 и 1


14.12



56,57

Письменные приёмы деления




58

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме




59

Закрепление изученного. Решение задач.




60

Письменные приёмы деления. Решение задач.




61,62

Закрепление изученного

«Что узнали. Чему научились»




63

Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число»




64,65

Анализ контрольной работы Закрепление изученного


Умножение и деление на однозначное число





66

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием




67,68,69,70

Решение задач на движение




71

Странички для любознательных.




72

Умножение числа на произведение




73,74

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями




75

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями




76

Решение задач




77

Перестановка и группировка множителей




78

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».





79,80

Контрольная работа за первое полугодие


Анализ контрольной работы




81

Деление числа на произведение




82

Деление числа на произведение




83

Деление с остатком на 10, 100, 1 000




84

Решение задач




85

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями




86

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями




87

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями




88

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями




89

Решение задач




90,91

Закрепление изученного.

«Что узнали. Чему научились».





92

Контрольная работа № 7по теме «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями»




93

Наши проекты




94

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.

Умножение числа на сумму




95

Умножение числа на сумму




96,97

Письменное умножение на двузначное число




98

Решение задач




99

Решение задач




100,101

Письменное умножение на трёхзначное

число




102,103

Закрепление изученного «Что узнали. Чему научились».





104,105

Контрольная работа № 8 по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число»






106

Анализ контрольной работы Письменное деление на двузначное число




107

Письменное деление на двузначное число




108

Алгоритм письменного деления на двузначное число




109,110

Письменное деление на двузначное число




111,112,113

Закрепление изученного. Решение задач




114

Письменное деление на двузначное число (закрепление)




115

Закрепление изученного.

Решение задач




116

Закрепление изученного

Решение задач




117

Контрольная работа № 9 по

теме «Деление на двузначное число»




118

Анализ контрольной работы





119

Письменное деление на трёхзначное число




120

Письменное деление на трёхзначное число




121

Закрепление изученного




122

Деление с остатком




123,124,125

Деление на трёхзначное число.

Закрепление


Что узнали. Чему научились




126,127

Решение задач




Итоговое повторение (8 часов)

128

Нумерация.






129

Итоговая контрольная работа № 11за 4 класс




130,131

Выражения и уравнения

Арифметические действия: сложение и вычитание






132,133,134

Арифметические действия: умножение и деление


Порядок выполнения действий.





135,136

Величины.


Обобщающий урок

Игра «В поисках клада»











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!