РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «математика» в 10 А классе (базовый уровень).
I. Пояснительная записка
Общие положения.
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
Математика. 5 - 6 классы. Алгебра 7 - 9 классы. Алгебра и начала математического анализа10-11 классы /авт.- сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009);
Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. (Программы общеобразовательных учреждений 10 – 11 классы, 2 издание, М. Просвещение 2010.);
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович и др. – 9 изд., стр. – М.: Мнемозина, 2012;
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович и др. . – 10 изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012;
Геометрия, 10 - 11: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – 20 изд. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа по курсу «Математика» составлена с учетом основных положений образовательной программы школы (задач образовательного процесса, ожидаемого результата, учебного плана школы).
Структура рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе МБОУ «СОШ №110» и включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников и ожидаемый результат.
Место предмета (курса) в учебном плане
При изучении курса на базовом уровне на старшей ступени обучения продолжается и получает развитие содержательная линия «математика», включающая в себя алгебру и начала анализа и геометрию.
В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
В учебном плане для изучения математики отводится 4,5 часа в неделю.
Класс | 10А |
Уровень | базовый |
Количество часов | 4,5 |
Отличительные особенности рабочей программы от авторских.
При составлении рабочей программы использованы авторские программы по геометрии Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др., и рассчитаны на 1,5 часа в неделю; авторская программа по алгебре и началам математического анализа А.Г.Мордковича (Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы) для базового уровня имеет 3 часа алгебры в неделю. В данной рабочей программе использовано тематическое планирование, рассчитанное на 4,5 часа в неделю.
Основное отличие настоящей рабочей программы от авторских заключается в интеграции авторских программ по алгебре и геометрии в рабочую программу по математике.
Логика планирования учебного материала и количество часов, отведенных на изучение материала, полностью соответствует вышеуказанным программам.
Формы и методы контроля:
входная и выходная тестовые работы;
тематические контрольные работы;
промежуточная аттестация.
Цели обучения курсу «Математика».
Цель курса:
Способствовать формированию математической культуры, формированию интеллектуально-грамотной личности, способной самостоятельно получать знания, осмысленно выбирать профессию и специальность в соответствии с заявленным профилем образования в условиях модернизации системы образования РФ.
Изучение математики в 10-11 классах на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности,не требующей углубленной математической подготовки.
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Методы обеспечения рабочей программы
При обучении школьников математике используется технология личностно-ориентированного обучения, включающая в себя:
сложности программного материала, доступного ученику;
основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям;
группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
как к уникальности, несхожести, неповторимости. Данный подход в обучении ориентирован на выявление субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности и на предоставление возможности школьнику выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. Оцениваются не только результаты, но и процесс их достижений.
Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
В разделе рабочей программы «Основное содержание - Тематическое планирование» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, обучающие презентации.
Демонстрационный материал (слайды).
Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.
При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.
Задания для устного счета.
Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Основной формой занятий является урок, который представляет собой по содержанию часть учебного курса математики и имеет определенную дидактическую цель, обусловленную местом урока в учебном курсе, разделе, теме. Учебная работа организована с учетом психолого-возрастных особенностей школьников, формирует коллективистические отношения. На уроке применяются различные формы и методы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах, лекции, семинары, зачеты, контроль усвоения материала по теме, входной и выходной контроль).
6. Обоснование выбора программы и учебника
Выбраны: авторская программа по геометрии Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др., авторская программа по алгебре А.Г.Мордковича, так как они составлены на основе примерной программы основного общего образования по математике, обеспечивают реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, преемственность в изучении математики второй и третьей ступени, сохраняют единую образовательную линию по курсу «математика».
Учебники для общеобразовательных учреждений:
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович, . – 10 изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014;
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А. Г. Мордкович. – 10 изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014;
Геометрия, 10 - 11: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – 20 изд. – М.: Просвещение, 2015
прошли апробацию и внедрены в Российских школах, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и имеют положительные рекомендации учителей.
I. Основное содержание
Тематическое планирование составлено из расчета 4,5 часа в неделю. В учебном году 34 учебные недели.
Класс | 10А(базовый уровень) |
Час/нед | 4,5 |
Всего уроков | 153 |
Из часов итогового повторения выделены резервные часы для случая нестандартных ситуаций и как дополнительные часы в случае слабого усвоения темы. В случае неиспользования резервных часов, они переносятся в итоговое повторение.
При организации и проведении контрольных работ возможен их перенос в соответствии с требованиями санэпиднадзора.
1. Тематическое планирование предмета «математика» в 10 классе.
3 ч. +1,5 ч. =4,5 ч. в неделю, всего 153 ч. = 102 ч.+ 51 ч.
Программы. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович-3 изд. М.: Мнемозина, 2011/.
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы, составитель Т.А. Бурмистрова, 3 изд. М.: Просвещение, 2011.
Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 1 Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Г. Мордкович и др./ под ред. А.Г. Мордковича- 11 изд. стер.- М.: Мнемозина, 2010.
Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 2 Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Г. Мордкович и др./ под ред. А.Г. Мордковича- 11 изд. стер.- М.: Мнемозина, 2010.
Атанасян Л.С. Геометрия 10-11. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни /Текст/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. –М.: Просвещение, 2010.
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Современные образовательные технологии | Нестандартные формы занятий | Использование ИКТ |
. | | Числовые функции. | | Технология личностно-ориентированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения | | |
1 | 1нед. | Определение числовой функции. Способы ее задания. | 3 | | |
2 | | Введение. Предмет стереометрии. Основные понятия, аксиомы, следствия из них | 2 | | |
3. 4. 5. | 2нед. | Свойства функций. Введение в стереометрию. Параллельность прямых и плоскостей. Параллельность прямых, прямой и плоскости. | 3 1 1 | Дифференцированный подход | |
6. | 3нед. | Обратная функция. | 3 | | |
7. | | Параллельность прямых, прямой и плоскости. | 2 | | |
| | Тригонометрические функции. | | | |
8. | | Числовая окружность. | 2 | | |
9. | | Числовая окружность на координатной плоскости. | 1 | | |
10. | 4нед. | Параллельность прямых, прямой и плоскости. | 1 | Работа в парах | |
11. | | Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. | 1 | | ИКТ |
12. 13. 14. | 5нед. | Числовая окружность на координатной плоскости. Контрольная работа № 1 по теме: «Тригонометрические функции». Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. | 2 1 2 | Дифференцированный подход | |
15. 16. | 6нед. | Синус и косинус.Тангенс и котангенс. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. Контрольная работа № 1 (20 мин.) | 3 1 | | |
17. | | Параллельность плоскостей. | 1 | | |
18. | | Тригонометрические функции числового аргумента. | 2 | | |
19. | | Тригонометрические функции углового аргумента. | 1 | Технология личностно-ориентированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения | Работа в группах | |
20. 21. | 7нед. | Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед. | 1 1 | | ИКТ |
22. | | Тригонометрические функции углового аргумента. | 1 | | |
23. 24. | 8нед. | Формулы приведения. Тетраэдр и параллелепипед. | 2 2 | Дифференцированный подход | |
25. | | Контрольная работа № 2 по теме: «Тригонометрические функции». | 1 | | |
26. | 9нед. | Функция у=sin x, ее свойства и график. | 2 | Индивидуальный подход | |
27. 29. | | Тетраэдр и параллелепипед. Контрольная работа № 2 по теме: «Параллельность прямых и плоскостей». | 1 1 | | ИКТ |
30. 31. | | Функция у=cos x, ее свойства и график. Периодичность функций у=sin x, у=cos x. | 2 1 | | |
| 10нед. | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | | | |
32. | | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 2 | | |
33. | | Преобразование графиков тригонометрических функций. | 2 | Технология личностно-ориентированного обучения | Дифференцированный подход | |
34. | 11нед. | Функции у=tg x, у=ctg x, их свойства и графики. | 1 | | |
35. | | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 2 | | |
36. | | Функции у=tg x, у=ctg x, их свойства и графики. | 1 | | |
37. | | Контрольная работа № 3 по теме: «Тригонометрические функции». | 1 | | |
38. 39. 40. | 12нед. | Тригонометрические уравнения. Арксинус и решение уравнения cos x = a. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | 1 1 1 | Дифференцированный подход | |
41. | | Арксинус и решение уравнения cos x = a. | 1 | | |
42. | 13нед. | Арксинус и решение уравнения sin x = a. | 2 | | |
43. | | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | 2 | Индивидуальный подход | ИКТ |
44. | | Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x= a, ctg x = a. | 1 | | |
45. 46. | 14нед. | Тригонометрические уравнения. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | 2 2 | Технология личностно-ориентированного обучения | | |
47. | | Тригонометрические уравнения. | 2 | | |
48. | 15нед. | Контрольная работа № 4 по теме: «Тригонометрические уравнения». | 1 | Практикум | |
49. | | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | 1 | | |
50. | | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 1 | | ИКТ |
| | 5.Преобразование тригонометрических выражений. | | | |
51. 52. | 16нед. | Синус и косинус суммы и разности аргументов. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 3 2 | Индивидуальный подход | |
53. | | Синус и косинус суммы и разности аргументов. | 1 | | |
54. | 17нед. | Тангенс суммы и разности аргументов. | 2 | | |
55. | | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 1 | | ИКТ |
56. | | Формулы двойного аргумента. | 3 | Технология личностно-ориентированного обучения | | |
57. | | Контрольная работа № 2 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | 1 | Практикум | |
58. | | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | 3 | | | |
59. | 18нед. | 6. Многогранник. Понятие многогранника. Призма. | 1 | | ИКТ |
60. | | Контрольная работа № 5 по теме: «Преобразование тригонометрических выражений». | 1 | Технология личностно-ориентированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения | | |
61. 62. | 19нед. | Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы. Понятие многогранника. Призма. | 2 1 | Дифференцированный подход | |
| | Производная. | | | |
63. 64. 65. | 20нед. | Числовые последовательности. Их свойства. Предел последовательности. Сумма бесконечной геометрической прогрессии. Понятие многогранника. Призма. | 2 1 1 | Индивидуальный подход | |
66. | | Сумма бесконечной геометрической прогрессии. | 1 | | |
67. 68. | 21нед. | Предел функции. Пирамида. | 2 2 | | |
69. | | Предел функции. | 1 | Работа в парах | |
70. | | Определение производной. | 2 | | ИКТ |
71. | 22нед. | Пирамида. | 1 | | |
72. | | Определение производной. | 2 | | |
73. 74. | 23нед. | Вычисление производных. Пирамида. | 1 1 | | |
75. | | Вычисление производных. | 2 | | |
76. | 24нед. | Контрольная работа № 6 по теме: «Производная». | 1 | Дифференцированный подход | |
77. | | Правильные многогранники. | 1 | | |
78. 79. 80. | 25нед. | Уравнение касательной к графику функции. Применение производной для исследования функций. Правильные многогранники. | 2 1 1 | | |
81. | | Применение производной для исследования функций. | 2 | | |
82. | 26нед | Построение графиков функций. | 1 | | |
83. | | Правильные многогранники. | 1 | Практикум | |
84. | | Построение графиков функций. | 2 | | |
85. 86. | 27нед. | Контрольная работа № 7 по теме: «Применение производной». Правильные многогранники. | 1 1 | | ИКТ |
87. | | Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. | 3 | Индивидуальный подход | |
88. | 28нед. | Контрольная работа № 3 по теме: «Многогранники». | 1 | | |
89. | | Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин. | 3 | | |
90. | 29нед. | Контрольная работа по итогам года. | 1 | | |
| | Заключительное повторение по алгебре и началам анализа. | 11 | | |
| 30-34нед | Заключительное повторение курса геометрии. | 3 | | |
| | Итого часов | 153 | | | |
II. Требования к уровню подготовки выпускников
Требования к уровню подготовки выпускников по математике определены в программах:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике.Базовый уровень.
Авторская программа по алгебре А.Г. Мордковича (Программы. Математика. 5 - 6 классы. Алгебра 7 - 9 классы. Алгебра и начала математического анализа10-11 классы /авт.- сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009.
IV. Ожидаемые результаты
Освоение общеобразовательной программы по математике на базовом уровне всеми учащимися.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности, при изучении смежных дисциплин, для продолжения образования.
Сформированность умений самостоятельно добывать информацию и ею пользоваться.
Используемая литература
Авторская программа по алгебре А.Г. Мордковича (Программы. Математика. 5 - 6 классы. Алгебра 7 - 9 классы. Алгебра и начала математического анализа10-11 классы /авт.- сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009
Авторская программа по геометрии Л.С. Атанасяна, В.Ф.
Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. (Программы общеобразовательных учреждений 10 – 11 классы, 2 издание, М. Просвещение 2010
Алгебра и начала математического анализа.10- 11 класс. В 2 ч. Ч 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович, – 10 изд., стер. – М.: Мнемозина, 20114;
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович, . – 10 изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014;
Геометрия, 10 - 11: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – 20 изд. – М.: Просвещение, 2015.
МордковичА.Г.Алгебра и начала анализа. Контрольные работы для 10- 11 класса А.Г.Мордкович Е.Е.Тульчинская М.: Мнемозина,2008.
Алгебра и начала анализа. 10 кл.: Самостоятельные работы: / Л.А. Александрова М.: Мнемозина, 2008.
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / В.И. Глизбург; под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009..
Алгебра и начала анализа. 10 – 11 кл.: Тематические тесты и зачеты для общеобразоват. учреждений / Л.О. Денищева, Т.А Корешкова; под ред. А.Г. Мордковича. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2005. .
Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | ФИО | Подпись |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |