МБОУ Татарско – Сайманская СШ
Утверждаю
Директор школы _____Думбалова Р.Т.
Приказ № ___от______2017г.
Рабочая программа
по математике для 2 класса
срок реализации 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для начальной школы «Планета знаний»
под редакцией И.А.Петровой
Разработчик программы: Яфясова А.К.
Учитель начальных классов первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании ТМГ Согласована Учителей начальных классов Зам.директора по УВР
Протокол №1 от ______2017г. _________Иванова Н.Ш.
Руководитель _________Шамшетдинова Р.Р. ________________2017г.
Рабочая программа курса «Математика» для 2 класса составлена на основе документов:
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Приказа Минобрнауки РФ № 459 от 21 апреля 2016 года «О внесении изменений федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа; 2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: примерная основная образовательная программа: (сборник),-М:АСТ: Астрель, 2011.-479, (1)с.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель, 2012.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 2 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель, 2016.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова.Обучение во 2 классе по учебнику «Математика».
Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.
2.Содержание учебного предмета
Содержание программы представлено в разделах «Общие свойства предметов и групп предметов», «Числа и величины», «Операции над числами», «Наглядная геометрия». Основные содержательные линии курса сгруппированы в разделах «Числа и величины» и «Операции над числами».
Раздел «Числа и величины» включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета предметов и как результата измерения величин. Число рассматривается как основное математическое понятие, формируются представления о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления.
Психологами установлено, что формирование навыков счета базируется на пространственных представлениях. В связи с этим большое значение в программе придается работе с моделями чисел и моделями числового ряда. При изучении последовательности чисел, состава однозначных и двузначных чисел создаются устойчивые зрительные образы, на которые учащиеся будут опираться в дальнейшем при освоении действий сложения и вычитания. Один из самых ярких зрительных образов числового ряда, формируемых в учебных пособиях по данному курсу, основывается на расположении четных и нечетных чисел в ряду чисел. Знание порядка расположения этих чисел в числовом ряду способствует формированию навыков устных вычислений (увеличения и уменьшения чисел на 2, 3, 4).
Изучению величин, помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения), отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объема реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д.
Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) способствуют в дальнейшем эффективному освоению навыков устных вычислений и выработке критической оценки полученных результатов, позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал раздела «Операции над числами» традиционно составляет ядро математического образования младших школьников - формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
Навыки сравнения чисел формируются всеми доступными на том или ином этапе изучения способами. На начальной стадии обучения сравнение чисел базируется на модели числового ряда, затем - на знании последовательности называния чисел при счете, на знании десятичного и разрядного состава чисел, в дальнейшем - на знании правил сравнения многозначных чисел.
сложение и вычитание разрядных единиц, умножение разрядных единиц на однозначное число, умножение и деление на 10, 100, 1000.
Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно
оценка количества цифр в результате и последней цифры результата и др.
Программа предоставляет широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Применение этих способов повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности школьников. Освоение
приемов рациональных вычислений относится к вариативной части программы и не входит в число навыков, отрабатываемых в обязательном порядке со всеми учащимися.
При отработке навыков письменных вычислений с многозначными числами программа предусматривает знакомство с техникой вычислений на калькуляторе. При этом предполагается развитие умения критически оценивать результат, полученный с помощью калькулятора.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач огромную роль приобретает понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой).
Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных представлений учащихся. Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков математики (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.
Раздел программы «Общие свойства предметов и групп предметов» направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам. Такими базовыми навыками являются умения сравнивать свойства (признаки) предметов и групп предметов (а также чисел и геометрических фигур), выделять общие и отличительные признаки, различать существенные и второстепенные свойства, выявлять закономерности, делать выводы.
Выделение в программе этого раздела обусловлено значением, которое авторы придают формированию перечисленных навыков. При освоении математических знаний и умений, представленных в других разделах программы, эти навыки активно используются для исследования свойств геометрических фигур, выявления числовых закономерностей, формирования навыков рациональных вычислений.
Раздел программы «Наглядная геометрия» на этапе начального обучения направлен в основном на развитие пространственных представлений учащихся. Весь геометрический материал, представленный в данном курсе, осваивается на уровне наглядных представлений. Цели изучения этого материала на этапе начального обучения:
Программный материал каждого раздела представлен с двух точек зрения: перечень понятий и тем, предлагаемых для изучения; практическая деятельность, направленная на освоение этих понятий и тем. Это обусловлено, во-первых, тем, что освоение программного материала курса осуществляется только через практическую деятельность учащихся, а во-вторых, описание практической деятельности раскрывает и конкретизирует уровень усвоения программного материала. В содержании программы особо отмечаются темы, которые на данном этапе изучаются на пропедевтическом уровне.
Основная часть программы обязательна для изучения ее всеми учащимися. Требования к уровню усвоения сформулированы в конце программы (рубрики «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь»).
Темы, предлагаемые к изучению на пропедевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащихся. Отработка навыков по этим темам не предполагается (в требованиях к знаниям и умениям учащихся эти навыки отражены в рубриках «Учащиеся могут знать» и «Учащиеся могут уметь»).
2 КЛАСС(136 ч)
Отбор содержания программы опирается на новый стандарт начального общего образования и традиции изучения математики в начальной школе. Учитывается принцип целостности и вариативности содержания. Важное место отводится пропедевтике, активно используются элементы опережающего обучения.
Числа и величины (15 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни).
Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Арифметические действия (60 ч)
Сочетательный закон сложения. Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка результатов вычитания сложением
Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения, соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0 и 1. Переместительный и сочетательный законы умножения. Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением.
Выражение (произведение, частное). Названия компонентов умножения и деления (множители, делимое, делитель). Порядок действий. Нахождение значения выражения со скобками. Рациональные приемы вычислений (перестановка и группировка множителей, дополнение слагаемого до круглого числа).
Текстовые задачи (30 ч)
Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой задачи.
Решение текстовых задач: разностное сравнение, нахождение произведения, деление на равные части, деление по содержанию, увеличение и уменьшение в несколько раз.
Геометрические фигуры и величины (15 ч)
Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников (прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений).
Единицы длины (миллиметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Единицы площади (квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный километр). Площадь прямоугольника.
Работа с данными (16ч)
Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы.
3.Планируемые результаты изучения учебного предмета ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихсябудут сформированы:
могут быть сформированы:
ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся:
правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых выражений (произведение, частное);
решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и по содержанию);
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления).
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Результаты обучения
Учащиеся должны знать:
должны уметь:
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание чисел в пределах 10, сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание с однозначного числа из двузначного);
распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;
могут знать:
вычитаемое);
(литр);
могут уметь:
( с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);
Тематическое планирование
№п/п | Дата | Название раздела, тема урока | Количество часов |
примерная | фактическая |
| | | Что мы знаем о цифрах | 16 |
1 | | | Рисуем цифры | 1 |
2 | | | Собираем группы | 1 |
3 | | | Считаем десятками и сотнями | 1 |
4 | | | Записываем числа | 1 |
5 | | | Расставляем числа по порядку | 1 |
6 | | | Сравниваем числа | 1 |
7 | | | Вычисляем в пределах десятка | 1 |
8 | | | Прибавляем и вычитаем однозначное число | 1 |
9 | | | Считаем до 100 | 1 |
10 | | | Решение простых задач | 1 |
11 | | | Придумываем задачи | 1 |
12 | | | Контрольная работа №1 по теме «Что мы знаем о цифрах». | 1 |
13 | | | Семь раз отмерь. Работа над ошибками. | 1 |
14 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Что мы знаем о цифрах» | 1 |
15 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Что мы знаем о цифрах» | 1 |
16 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Что мы знаем о цифрах» | 1 |
| | | Сложение и вычитание до 20 | 19 |
17 | | | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода ч/з разряд | 1 |
18 | | | Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом ч/з разряд с использованием таблицы | 1 |
19 | | | Состав числа 12 | 1 |
20 | | | Состав числа 15 | 1 |
21 | | | От года до полутора. Состав числа 12, 15, 18. | 1 |
22 | | | С девяткой работать легко | 1 |
23 | | | Вокруг дюжины. Состав числа 13. | 1 |
24 | | | Считаем глазами. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом ч/з разряд | 1 |
25 | | | Две недели. Состав числа 14. | 1 |
26 | | | Кругом 16. | 1 |
27 | | | Между 16 и 18. | 1 |
28 | | | От 16 до 20 | 1 |
29 | | | Работаем с календарём. | 1 |
30 | | | Решаем задачи | 1 |
31 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Сложение и вычитание до 20» | 1 |
32 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Сложение и вычитание до 20» | 1 |
33 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Сложение и вычитание до 20» | 1 |
34 | | | Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание до 20» | 1 |
35 | | | «Сложение и вычитание до 20».Работа над ошибками | 1 |
| | | Наглядная геометрия | 10 |
36 | | | Геометрический словарь | 1 |
37 | | | Геометрические фигуры | 1 |
38 | | | Углы | 1 |
39 | | | Прямой угол. Диагональ прямоугольника. | 1 |
40 | | | Четырёхугольники | 1 |
41 | | | Треугольники | 1 |
42 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Наглядная геометрия» | 1 |
43 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Наглядная геометрия» | 1 |
44 | | | Проверочная работа по теме «Наглядная геометрия» | 1 |
45 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Наглядная геометрия» | 1 |
| | | Вычисления в пределах 100 | 19 |
46 | | | Складываем и вычитаем по разрядам | 1 |
47 | | | Тренируемся в вычислениях | 1 |
48 | | | Переходим через разряд | 1 |
49 | | | Складываем двузначные числа | 1 |
50 | | | Решаем задачи | 1 |
51 | | | Дополняем до десятка | 1 |
52 | | | Выбираем способ сложения | 1 |
53 | | | Вслед за сложением идёт вычитание | 1 |
54 | | | Занимаем десяток | 1 |
55 | | | На сколько больше? | 1 |
56 | | | Вычитаем и переходим через разряд | 1 |
57 | | | Знакомство с обратными задачами. | 1 |
58 | | | Продолжаем вычитать | 1 |
59 | | | Закрепление по теме: Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. | 1 |
60 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Вычисления в пределах 100» | 1 |
61 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Вычисления в пределах 100» | 1 |
62 | | | Контрольная работа №3 по теме «Вычисления в пределах 100» | 1 |
63 | | | «Вычисления в пределах 100» Работа над ошибками | 1 |
64 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Вычисления в пределах 100» | 1 |
| | | Знакомимся с новыми действиями | 14 |
65 | | | Что такое умножение | 1 |
66 | | | Компоненты действия умножения. Переместительный закон умножения. | 1 |
67 | | | Используем знак умножения | 1 |
68 | | | Вдвое больше. | 1 |
69 | | | Деление. | 1 |
70 | | | Делим на равные части. | 1 |
71 | | | Деление обратное действие умножению. | 1 |
72 | | | Все четыре действия. | 1 |
73 | | | Умножение и деление в задачах. | 1 |
74 | | | Решение комбинаторных задач. | 1 |
75 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Знакомимся с новыми действиями» | 1 |
76 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Знакомимся с новыми действиями» | 1 |
77 | | | Проверочная работа по теме «Знакомимся с новыми действиями» | 1 |
78 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Знакомимся с новыми действиями» | 1 |
| | | Измерение величин | 11 |
79 | | | Величины(время, расстояние,, масса) | 1 |
80 | | | Измеряем длину | 1 |
81 | | | Вычисляем расстояние | 1 |
82 | | | Вычисляем площадь | 1 |
83 | | | Как вычислить площадь квадрата | 1 |
84 | | | Определяем время | 1 |
85 | | | Определяем время. | 1 |
86 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Измерение величин» | 1 |
87 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Измерение величин» | 1 |
88 | | | Контрольная работа №4 по теме «Измерение величин» | 1 |
89 | | | «Измерение величин» Работа над ошибками | 1 |
| | | Учимся умножать и делить | 26 |
90 | | | Таблица умножения | 1 |
91 | | | Квадраты | 1 |
92 | | | Разрезаем квадраты на части | 1 |
93 | | | Умножаем и делим на два | 1 |
94 | | | Умножаем на три | 1 |
95 | | | Двойки и тройки | 1 |
96 | | | Тройки и двойки | 1 |
97 | | | Считаем четвёрками | 1 |
98 | | | Как разделить число на 4 | 1 |
99 | | | Увеличиваем и уменьшаем... | 1 |
100 | | | ...в несколько раз | 1 |
101 | | | Счёт пятёрками | 1 |
102 | | | Опять 25 | 1 |
103 | | | Тренируемся в вычислениях | 1 |
104 | | | Решаем задачи по действиям | 1 |
105 | | | Умножаем и делим на 10 | 1 |
106 | | | Умножаем на 9 | 1 |
107 | | | Большие квадраты | 1 |
108 | | | Трудные случаи | 1 |
109 | | | Ещё раз про деление | 1 |
110 | | | Решение текстовых задач | 1 |
111 | | | Контрольная работа №5 по теме «Учимся умножать и делить» | 1 |
112 | | | Умножение в геометрии. Работа над ошибками | 1 |
113 | | | Повторение,обобщение изученного по теме«Учимся умножать и делить» | 1 |
114 | | | Повторение,обобщение изученного по теме«Учимся умножать и делить» | 1 |
115 | | | Повторение,обобщение изученного по теме«Учимся умножать и делить» | 1 |
| | | Действия с выражениями | 21 |
116 | | | Сложение и умножение | 1 |
117 | | | Ноль и единица | 1 |
118 | | | Обратные действия | 1 |
119 | | | Выражения | 1 |
120 | | | Выполняем действия по порядку | 1 |
121 | | | Тренируемся в вычислениях | 1 |
122 | | | Выражения со скобками | 1 |
123 | | | Порядок действий | 1 |
124 | | | Равные выражения | 1 |
125 | | | Сравниваем выражения | 1 |
126 | | | Группируем слагаемые и множители | 1 |
127 | | | Составляем выражения | 1 |
128 | | | Повторение, обобщение изученного. Обратные действия. | 1 |
129 | | | Повторение, обобщение изученного. Обратные действия. | 1 |
130 | | | Повторение, обобщение изученного.Выражения. | 1 |
131 | | | Контрольная работа №6 по теме «Действия с выражениями» | 1 |
132 | | | «Действия с выражениями» Работа над ошибками | 1 |
133 | | | Повторение, обобщение изученного. Тренируемся в вычислениях. | 1 |
134 | | | Повторение, обобщение изученного. Тренируемся в вычислениях. | 1 |
135 | | | Повторение, обобщение изученного. Порядок действий. | 1 |
136 | | | Повторение, обобщение изученного. Решение задач. | 1 |
Лист корректировки рабочей программы.
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |