Аннотация
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы НОО, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы, а также авторской программы И.И.Аргинской, С.Н. Кормишиной, которая обеспечена учебником (И.И. Аргинская, С.Н. Кормишина, Е.И. Ивановская Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Самара: Учебная литература, 2014).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:
- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.
Изучение математики в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
математическое развитие третьеклассника: формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; развитие умений строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации;
освоение начальных математических знаний: понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики. Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания (см. программу курса), а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.
На реализацию программы по предмету «Математика» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 540 ч. Во 2-4 классах на изучение курса отводится по 136 ч (4 ч. в неделю, 34 учебные недели)
Национально-региональный компонент реализуется через составление и решение задач с краеведческим содержанием, работу со статистическими данными о республике, составление и чтение диаграмм, таблиц на основе статистических данных.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА(136 часов)
Числа и величины (30 часов)
Числовой (координатный) луч
Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче.
Определение точек числового луча, соответствующих данным натуральным числам, и обратная операция.
Разряды и классы
Завершение изучения устной и письменной нумерации трехзначных чисел.
Образование новой единицы счета – тысячи. Разные способы образования этой единицы счета.
Счет тысячами в пределах единиц тысяч. Чтение и запись получившихся чисел. Разряд тысяч и его место в записи чисел.
Устная и письменная нумерация в пределах разряда единиц тысяч.
Образование следующих единиц счета – десятка тысяч и сотни тысяч. Счет этими единицами. Запись получившихся чисел. Разряды десятков тысяч и сотен тысяч, их место в записи числа.
Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация в пределах двух первых классов. Общий принцип образования количественных числительных в пределах изученных чисел. Сравнение и упорядочивание чисел классов тысяч и единиц.
Римская письменная нумерация
Продолжение изучения римской письменной нумерации.
Знакомство с цифрами L, C, D, M. Запись чисел с помощью всех изученных знаков.
Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение).
Дробные числа
Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел, дроби вокруг нас.
Понятие о дроби как части целого. Запись дробных чисел.
Числитель и знаменатель дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных чисел.
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями.
Расположение дробных чисел на числовом луче.
Нахождение части от числа и восстановление числа по его доле.
Величины
Скорость движения. Единицы измерения скорости: см/мин, км/ч, м/мин.
Единицы измерения массы – грамм (г), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц = 1000 кг.
Сравнение и упорядочивание однородных величин.
Арифметические действия (50 часов)
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание в пределах изученных чисел.
Связь выполнения этих действий с таблицей сложения и разрядным составом чисел.
Умножение и деление
Кратное сравнение чисел.
Распределительное свойство умножения относительно сложения. Его формулировка и запись в общем виде (буквенная запись).
Деление суммы на число (рассмотрение случая, когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель).
Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений.
Внетабличное умножение и деление на однозначное число в пределах изученных чисел.
Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число.
Роль разрядного состава многозначного множителя и делимого при выполнении этих действий.
Понятие о четных и нечетных числах с точки зрения деления. Признаки четных и нечетных чисел.
Деление с остатком. Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на данное число без остатка.
Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший из возможных остатков.
Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число одинаковые остатки.
Связь делимого, делителя, значения неполного частного и остатка между собой. Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку.
Различные способы внетабличного деления на однозначное число: разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком.
Выполнение внетабличного умножения и деления в строку и в столбик. Знаки умножения и деления, используемые при выполнении этих действий в столбик.
Определение числа знаков в значении частного до выполнения операции.
Нахождение значений сложных выражений со скобками и без скобок, содержащих 3–5 действий.
Нахождение неизвестных компонентов действия в неравенствах с помощью решения соответствующих уравнений.
Нахождение неизвестных компонентов действия в уравнениях на основе использования свойств равенств и взаимосвязи между компонентами действия.
Выражения с одной переменной. Определение значений выражений при заданных значениях переменной.
Построение математических выражений с помощью словосочетания «для того, чтобы … , надо …».
масштаба, в котором изображен объект. Определение истинных размеров объекта по его изображению и данному масштабу.
Продолжение знакомства с объемными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Установление сходства и различий между ними как внутри каждого вида, так и между видами этих тел. Частный случай четырехугольной призмы – прямоугольный параллелепипед.
Знакомство с различными способами изображения объемных тел на плоскости.
Геометрические величины (30 часов)
Сравнение углов без измерений (на глаз, наложением).
Сравнение углов с помощью произвольно выбранных мерок.
Знакомство с общепринятой единицей измерения углов – градусом и его обозначением.
Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для измерений и построения углов заданной величины.
Единица измерения длины – километр (км). Соотношения между единицами длины: 1 м = 1000 мм, 1 км = 1000 м.
Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями (на глаз, наложением).
Выбор произвольных мерок и измерение площадей с их помощью.
Палетка как прибор для измерения площадей. Использование палетки с произвольной сеткой.
Знакомство с общепринятыми единицами измерения площади: квадратным миллиметром (мм2), квадратным сантиметром (см2), квадратным дециметром (дм2), квадратным
метром (м2), квадратным километром (км2); их связь с мерами длины.
Соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 == 100 дм2.
Нахождение площади прямоугольника (знакомство с формулой S = а · b) различными способами: разбиением на квадраты, с помощью палетки, по значениям длины и ширины.
Работа с текстовыми задачами (в течение года)
Таблица, чертеж, схема и рисунок как формы краткой записи задачи. Выбор формы краткой записи в зависимости от особенностей задачи.
Обратные задачи (продолжение). Установление числа обратных задач к данной. Составление всех возможных обратных задач к данной, их решение или определение причины невозможности выполнить решение.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полным набором данных (дополнение условия задачи недостающими данными, изменение вопроса в соответствии с имеющимися данными, комбинация этих способов).
Задачи с избыточными данными. Различные способы их преобразования в задачи с необходимым и достаточным количеством данных.
Сравнение и решение задач, близких по сюжету, но различных по математическому содержанию.
Упрощение и усложнение исходной задачи. Установление связей между решениями таких задач.
Анализ и решение задач, содержащих зависимости, характеризующие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы).
Оформление решения задачи сложным выражением.
Решение задач на нахождение части от целого и целого по значению его доли.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры (16 часов)
Знакомство с окружностью.
Центр окружности. Свойство точек окружности.
Радиус окружности. Свойство радиусов окружности.
Построение окружностей с помощью циркуля.
Взаимное расположение точек плоскости и окружности (на окружности, вне окружности).
Окружность и круг, связь между ними.
Масштаб и разные варианты его обозначения. Выбор масштаба для изображения данного объекта. Определение масштаба, в котором изображен объект. Определение истинных размеров объекта по его изображению и данному масштабу.
Продолжение знакомства с объемными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Установление сходства и различий между ними как внутри каждого вида, так и между видами этих тел. Частный случай четырехугольной призмы – прямоугольный параллелепипед.
Знакомство с различными способами изображения объемных тел на плоскости.
Работа с информацией (10 часов)
Чтение готовых таблиц. Использование данных таблицы
для составления чисел (таблица разрядов и классов), выполнения действий, формулирования выводов.
Определение закономерности по данным таблицы, заполнение таблицы в соответствии с закономерностью (деление с остатком).
Решение логических задач с помощью составления и заполнения таблицы.
Соотнесение данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Определение цены деления шкалы столбчатой диаграммы на основе данных задачи.
Дополнение столбчатой и линейной диаграмм.
Решение текстовых задач с использованием данных столбчатой и линейной диаграмм.
Чтение готовой круговой диаграммы.
Чтение, дополнение, проверка готовых простых алгоритмов. Составление простых алгоритмов по схеме (деление с остатком, деление многозначного числа на однозначное и др.).
Построение математических выражений с помощью логических связок и слов («и», «или», «не», «если…, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «некоторые»).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к гимназии;
понимание значения математики в жизни;
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;
этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
общее представление о понятиях «истина», «поиск истины»
Обучающийся получит возможность для формирования:
широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;
восприятие эстетики логического умозаключения, точности математического языка;
ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свой народ;
ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
понимание важности осуществления собственного выбора
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее свои коррективы;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;
осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;
принимать участие в групповой работе;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч заданий, развивающих смекалку;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
выполнять действия (в устной и письменной форме) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических объектов;
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках;
кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;
проводить сравнения, самостоятельно строить выводы на основе сравнения;
осуществлять анализ объекта;
проводить классификацию изучаемых объектов;
выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделение у них сходных признаков;
проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;
понимать действия подведения под понятие;
с помощью учителя устанавливать отношения между понятиями
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации в открытом информационном пространстве;
моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
расширять свои представления о математических явлениях;
проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;
осуществлять действие подведения под понятие;
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать существование других точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач, стремиться к пониманию позиции другого человека
Обучающийся получит возможность научиться:
- корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
- аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;
- осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
- читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;
- устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;
- выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
- классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;
- представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- находить долю числа и число по его доле;
- выражать массу, используя различные единицы измерения
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
- находить часть числа;
- изображать изученные числа на числовом луче, доли единицы на единичном отрезке координатного луча;
- записывать числа с помощью цифр римской нумерации.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
- выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;
- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное;
- выполнять деление с остатком;
- находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;
- решать уравнения на нахождения неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять сложение и вычитание величин;
- изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия;
- решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий;
- находить значение выражения с переменной при заданном ее значении;
- находить решение неравенств с одной переменной разными способами;
- проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений;
- выбирать верный ответ из предложенных
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
- выполнять краткую запись задачи, используя различные формы;
- выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия;
- решать задачи, рассматривающие процессы движения, работы;
- преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;
- составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле;
- изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл;
- находить разные способы решения одной задачи;
- преобразовывать задачу с недостающими и избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных;
- решать задачи на нахождения доли, части целого и целого по его доле
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
- различать окружность и круг, строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
- строить квадрат и прямоугольник по заданным сторонам с помощью линейки и угольника
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать транспортир для измерения и построения углов;
- делить круг на 2, 4, 6, 8 равных частей;
- изображать простейшие геометрические фигуры в заданном масштабе;
- выбирать масштаб, удобный для данной задачи;
- изображать пространственные тела на плоскости
Геометрические величины
Обучающийся научится:
- находить площадь фигуры с помощью палетки;
- вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины;
- выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить площади многоугольников разными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, перестроением частей фигуры;
- использовать единицу измерения величины углов — градус и его обозначение
Работа с информацией
Обучающийся научится:
- использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирование выводов;
- устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу в соответствии с закономерностью;
- использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых задач;
- соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме; определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм;
- дополнять простые столбчатые диаграммы;
- понимать, выполнять, проверять, дополнять алгоритмы выполнения изучаемых действий;
- понимать выражения, содержащие логические связки и слова
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (136 ч)
Площадь и её измерение 16 ч
Деление с остатком 11 ч
Сложение и вычитание трехзначных чисел 14 ч
Сравнение и измерение углов 10 ч
Внетабличное умножение и деление 27 ч
Числовой (координатный) луч 12 ч
Масштаб 6 ч
Дробные числа 15 часов
Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч 17 часов
Резерв 8 ч
В связи с объёмом содержания материала учебника, темпом обучаемости, уровнем усвоения материала учащимися, определяемым на основе проверочных и диагностических работ, в тематическое планирование могут быть внесены изменения.